Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов





Скачать 238.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов
Дата публикации03.10.2014
Размер238.69 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка


Пояснительная записка

В курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.
Сравнение – очень распространенная логическая процедура. Однако в средней и даже высшей школе ей практически никогда не уделялось достаточного внимания. В простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно встречаемся с процедурами нетривиального сравнения. Поэтому мы посчитали необходимым включить в программу по биологии изучение сравнительного метода. В 7-м классе соответствующие разделы дополняются.
Главной особенностью программы 6-го класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения их приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о животных: их строении, поведении, среде обитания, через систему разнообразных по форме уроков: изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля, уроки – путешествия, уроки – тесты, уроки – систематизации, уроки – конференции.

  • овладение умениями применять биологические знания в повседневной жизни, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за животными.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, бережно отношения к животным.

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдение мер профилактики заболеваний вызванных животными, бактериями, вирусами. Оказание первой помощи при укусах животных. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил безопасности и предотвращение травматизма.

Требования к уровню подготовки обучающихся 7класса
Учащиеся должны знать:
– основные крупнейшие подразделения живых организмов: безъядерные и ядерные (простейшие, растения, грибы, животные) организмы;
– иерархию основных систематических категорий;
– элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов;
– о сравнительном методе, как важнейшем методе научного познания (на примере биологии);
– о роли бактерий в природе и жизни человека;
– о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов;
– о роли грибов в природе и жизни человека;
– основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы;
– о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;
– особенности растительной клетки;
– основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
– о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений;
– об особенностях жизни растений в воде и строении водорослей;
– о роли водорослей в жизни Мирового океана и хозяйстве человека;
– о симбиотической природе лишайников;
– об особенностях жизни растений на суше;
– о строении и жизненном цикле мхов, хвощей, плаунов, папоротников;
– о роли мхов в жизни болота и леса;
– о строении и жизненном цикле голосеменных;
– о роли хвойных лесов в природе и хозяйстве человека;
– основные органы цветкового растения и их видоизменения;
– о роли цветка в размножении растений;
– о взаимоотношениях насекомоопыляемых растений и их опылителей;
– жизненный цикл цветкового растения;
– характерные признаки однодольных и двудольных растений;
– важнейшие группы культурных растений на примере своей местности;
– ядовитые растения своей местности;
– способы размножения растений (половое и вегетативное) и их использование человеком;
– важнейшие охраняемые растения своей местности;
– о роли растений в сообществах;
– взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
– о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.

Учащиеся должны уметь:

– различать основные царства живых организмов;
– пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма минеральных и органических веществ; по проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений);
– использовать знания о распространении и размножении бактерий для предотвращения инфекционных заболеваний;
– различать наиболее распространенные виды съедобных и ядовитых грибов;
– определять основные органы цветковых растений (по таблице);
– различать основные жизненные формы растений;
– различать основные изученные группы растений (по таблице): водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосемянные и цветковые растения;
– различать однодольные и двудольные растения;
– узнавать основные виды лекарственных и ядовитых растений своей местности;
– выращивать растения на примере фасоли (проращивать семена для рассады, сажать растения, ухаживать за растениями и т.д.);
– соблюдать правила поведения в природе;
– работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника;
– использовать элементарные навыки сравнения и классификации.
Количество часов по программе: 70часов




темы

№ урока

Название темы и урока

Цель урока

Дата проведения

Домашнее задание

Теорет.

Фактич.

1




Введение ( 2 ч)




1

Мир живых организмов. Уровни организации жизни.



Понять особенности живых оргнаизмов, их отличие от тел неживой природы, узнают об уровнях организации живого







С 5-7 , подобрать материал о разных группах живых организмов.




2

Многообразие видов и их классификация
Повторение вопросов 6кл

Получить представления о науке систематике и ее задачах







С. 8 ответить на ?

2




Царство прокариоты (3 ч)




3

Общая характеристика прокариот.
Повторение вопросов 6кл

Узнать особенности организации прокариот







С 10-13 подготовить сообщения о роли бактерий в жизни человека.




4

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение.
Повторение вопросов 6кл

Расширить свои знания об особенностях строения и жизнедеятельности прокариот, их роли в биосфере.







С 12-14, выучить определения, ответить на ?




5

Входная контрольная работа № 1

Проверить знания по основным темам изученным в 6 классе































3




Царство грибы. ( 4ч)




6

Особенности организации царства грибы. Их роль в природе и жизни человека.

Систематизировать знания о грибах, узнать их отличия от других царств природы.







С 20-22 заготовить и рассмотреть плесень мукора




7

Многообразие грибов.

Л.р 1,2,3 «Строение плесневых, шляпочных грибов и дрожжей»

Получить представления о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.







С 20-25, повторить раздел о бактериях




8

Лишайники. Обобщающий урок по теме «Бактериии. Грибы»

Узнать особенности строения лишайников,

Показать уровень усвоения информации и степень сформированности ряда умений.







Подготовка к к.р с 1-25, вопросы см в тетради.




9

Контрольная работа 2 по теме «Грибы, бактерии»

Проверка знаний










4




Царство растения ( 15 ч)




10

Анализ контрольной работы. Общая характеристика царства Растения.

Л.Р 4 «Строение растительной клетки»

Узнать характерные признаки растений их роль в биосфере.







С. 36-37

4.1




Подцарство низшие растения




11

Общая характеристика водорослей.


Узнать характерные признаки водорослей







С 38-39, сделать рисунки в тетради




12

Размножение и развитие водорослей.

Узнать особенности размножения и развития водорослей.







С 39, подготовить сообщение о водорослях.




13

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

Л.р 5 «Строение спирогиры»

Узнать многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.








С. 40-45, проработать , ответь на вопросы,

4.2




Подцарство высшие растения




14

Общая характеристика высших растений .

Узнать отличительные особенности организации высших растений от низших







С 48-49, ответить на вопросы




15

Отдел моховидные, плауновидные, хвощевидные Особенности строения и жизнедеятельности Л.Р 6 «Строение мха – кукушкиного льна»

Л р 7 «Строение сфагнума» Л р 8 «Строение хвоща»

Узнать отличительные и сходные признаки между отделами моховидные, плауновидные, папоротниковидные.







С. 50-59, заполнить сравнительную характеристику.




16

Отдел папоротниковидные Л.Р 9 «Строение папоротника»,


Закрепить знания о чередовании поколений у высших растений, проследить смену условий жизни на земле и смену растительного покрова







подготовка к контрольной работе.




17

Контрольная работа

2 за первую четверть по темам «Низшие и высшие отделы растений»

проверить знания по темам изученным в период первой четверти













18

Анализ контрольной работы.

Отдел голосеменные.

Л р 10 «Строение мужских и женских шишек сосны»


Изучить особенности строения, размножения и разнообразия представителей отдела голосеменные













19
19

Отдел покрытосеменные. Особенности строения растений класса двудольных. Л.Р 11 «Строение цветка шиповника»

Систематизировать знания о покрытосеменных,

знать отличительные признаки растений семейства двудольных







С. 72-76 ответить на вопросы в конце параграфа




20

Строение растений класса однодольные. Л.Р 12 « Строение цветка пшеницы»

знать отличительные признаки растений семейства однодольных







Заполнить сравнительную таблицу смотри в тетради




21

Обобщение и повторение темы «Царство растения» по методике КСО

Обобщить и систематизировать знания о царстве растений.







Подготовка к к.р




22










23

Контрольная работа

3 по теме «Царство растения»

Проверить знания










5




Царство животные ( 40 ч )




24

Анализ к.р.Общая характеристика царства животных

Дополнить знания о многообразии животных, особенностях их строения







С 90-93 читать, заполнить таблицу, ответить на вопросы.




25

Общая характеристика простейший. Особенности их организации. Л р 13 «Строение инфузории»

Узнают особенности строения и жизнедеятельности простейших, получают представления об основных типах простейших








С.98-99и 100-101, хрестоматия по зоологии (дополнительный матеиал)




26

Проверочная работа по теме простейшие.

Тип кишечнополостные . Л.р 14 « Внешнее строение гидры»

Узнать особенности организации кишечнополостных,







С.108-109, подготовить сообщение о представителях типа




27

Особенности строения плоских червей. Класс ресничные черви

Узнать особенности строения плоских червей, как более высокоорганизованных

животных.













28

Плоские черви – паразиты.

Узнать о приспособлениях к паразитическому образу жизни и относительном характере этих приспособлений







Заполнить таблицу по с. 116-121




29

Тип круглые черви, особенности их организации

Проследить усложнения организации круглых червей по сравнению с плоскими, узнать особенности строения и жизнедеятельности человеческой аскариды.







С.126-127, в тетради заполнить схему развитие аскариды.




30

Особенности строения и жизнедеятельность кольчатых червей.

Л.р 15 «Внешнее строение дождевого червя»

Проследить усложнения организации по сравнению с плоскими







Подготовить выступление о кольчецах по плану,см в тетради.




31

Контрольная работа № 4 «Кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви».

проверить знания по темам «Кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви»













32

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

Л р 16 «внешнее строение моллюска»

Узнать особенности строения и понять, почему моллюски – тупиковая ветвь эволюции







С.134-135, подготовить сообщения в группах




33

Обобщающее повторение по теме «Царства природы»

Повторение обобщение коррекция знаний













34

Многообразие моллюсков, их значение в природе.

Узнать особенности строения и приспособленность к различным условиям обитания, использование человеком







С.142-143




35

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс ракообразные.

Л.р 17«Внешнее строение речного рака»

Особенности строения как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми.







Заполнить таблицу, с 144-147, подготовить сообщения о ракообразных




36

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

Узнать о представителях ракообразных







С150-151, ответить на вопросы после параграфа




37

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Проследить связь между особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных и наземной средой обитания













38

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

Узнать о приспособленности представителей паукообразных к средам обитания













39

Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р 18 «Внешнее строение насекомого»

Узнать об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им хорошо освоить биосферу.













40

Размножение и развитие насекомых.

Узнать об особенностях размножения, сложных инстинктах.













41

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Познакомиться с представителями разных отрядов и понять их роль в природе и жизни человека.













42

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе.

Познакомиться с данными морскими животными, их многообразием, строением и ролью в природе.













43

Контрольная работа №5 «Тип членистоногие»
















44

Анализ к.р Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные

Получить представления о многообразии хордовых, в том числе и бесчерепных.













45

Подтип позвоночные. Класс Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельность

Узнать об особенностях организации рыб как водных позвоночных













46

Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение.

Выделить признаки основных групп рыб, понять их роль для человека и природы.













47

Класс земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных.

Л.р 19«Внешнее строение лягушки»

Л р 20 «Внутреннее строение лягушки»

Узнать об особенностях организации земноводных, связанные с жизнью на суше













48

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе.

Понимать особенности размножения, связанные с водной средой













49

Класс пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных животных.

Узнать об особенностях организации пресмыкающихся как наземных животных, их происхождение













50

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение

Познакомиться с представителями и оценить их роль для человека и природы.













51

Обобщающий урок по теме «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся»

Обобщить и систематизировать знания по этим темам, подготовиться для успешного написания













52

Контрольная работа № 6 тема «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся» анализ к.р.

проверка знаний по темам «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся














53

Класс Птицы. Особенности внешнего строения птиц как высокоорганизованных позвоночных.

Л.р 21«Внешнее строение пера»

Узнать особенности организации птиц, распространением их в биосфере и происхождением.













54

Класс Птицы. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных.


Узнать особенности организации птиц, распространением их в биосфере и происхождением













55

Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека

Проследить особенности поведения, организации у разных представителей птиц.













56

Класс млекопитающие. Особенности внешнего строения


Узнать прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившими этим животным занять все среды обитания в биосфере.

9.04












57-58

Класс млекопитающие. Особенности внутреннего строения

Л.р 22 «Внутреннее строение крысы

Узнать прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившими этим животным занять все среды обитания в биосфере.












59

Плацентарные млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическая значимость



Узнать основных представителей класса, проследить их роль в природных сообществах.

Понять важность охраны и сохранения видового разнообразия













60

Сумчатые и яйцекладущие млекопитающие.













61

Многообразие млекопитающих. Охрана животных. (защита творческих работ)













62

Обобщающий урок по теме «Тип Хордовые»

Обобщить и систематизировать знания по теме













63

Контрольная работа

7 по теме «Хордовые»
















64

Вирусы

Получить знания о неклеточных формах жизни, их роли в жизни человека.













65-67

Повторение материала курса «Многообразие живых организмов»

Повторить материал курса, для успешного написания годовой к. р.













68

Годовая контрольная работа № 8



















Резервное время













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учащихся:

    1. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.

    2. Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение/ К. Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. – Мн.: Харвест, 2003.

    3. Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимошка», 2002.


б) литература для учителя:

  1. Биология. Животные. 7 класс: Поучроные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт. –сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2005.




  1. Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 7-8 классы. – М.: Рольф, 2001.

  2. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

  3. Я иду на урок биологии: Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

  4. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

  5. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам...
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconРабочая программа по биологии 7 класс 70 часов (2 часа в неделю)...
Ммы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования «Многообразие живых организмов» авторов В....
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconТематическое планирование по биологии. Составлено с учетом программы и учебника
...
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconРазнообразие растений
...
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconТематическое планирование по биологии, 6 класс
Многообразие живых организмов, основные признаки. Отличие живого от неживого Основные признаки живых организмов
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Краюхина...
Данная адаптированная рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconЛекции Название лекции Круг вопросов Период: октябрь-январь 1 Входной тест 2
Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconПояснительная записка рабочая программа предназначена для изучения...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconПризнаки живых организмов. Основные отличия живых организмов и неживой природы
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconУважаемые коллеги! Информируем, что к III общероссийскому семинару...
Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов icon1 Краткая история экологии
В настоящее время большинство исследователей считает, что экология — это наука, изучающая отношения живых организмов между собой...
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconОбразовательная программа по биологии ведущие идеи курса биологии...
Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разнoуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций...
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconЛабораторная работа «Химический состав клетки»
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и...
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconРабочая программа По предмету «Биология. Многообразие живых организмов»...
Программа предназначена на изучение предмета «Биология. Многообразие живых организмов» в образовательных учреждениях
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconОкб астрон
Приемник (3) электромагнитных сигналов имеет устройство для извлечения частотных составляющих, характерных для живых организмов,...
Пояснительная записка в курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов iconРабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»
Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н. И....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск