Скачать 46.59 Kb.
|
Конспект учебного занятия с использованием ЦОРа « Биология 8 класс» учителя биологии высшей категории МОАУ «СОШ» № 10 г. Оренбурга Ортенберг В.И. Предмет: биология. Человек.8 класс Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану: Вегетативная (автономная) нервная система. Номер урока по теме: урок № 7 в теме «Координация и регуляция» Форма урока: комбинированный урок. Цели урока:
Оборудование: кабинет биологии, таблица «Центральная Нервная Система», компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерный курс «Биология 8 класс». Ожидаемые результаты:
3. обобщить знания о строении вегетативной нервной системы. Этапы урока:
Описание конспекта урока: Этапы урока: I. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения). II. Актуализация знаний: Вопросы: 1. Назовите отделы головного мозга? 2. Назовите и покажите отделы стволовой части головного мозга? 3. Каково строение и функции мозжечка? 4. Дайте сравнительную характеристику функциям отделов стволовой части головного мозга? 5. Какова функциональная роль полушарий головного мозга? III. Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы сопровождается показом информационных объектов (ИО) на большом экране с помощью мультимедийного проектора). 1. Введение в тему (беседа, знакомство учащихся с отделами ВНС). Коллективное обсуждение функций симпатического и парасимпатического отдела ВНС. 2. Лекция учителя (в ходе которого учащиеся записывают главные мысли): Вегетативная нервная система (ВНС) регулирует деятельность внутренних органов и процессов обмена веществ. Её центры расположены в среднем, продолговатом и спинном мозге, а периферическая часть состоит из нервных узлов и нервных волокон, иннервирующих рабочий орган. Вегетативная нервная система контролирует функционирование гладкой мускулатуры, сердца, других внутренних органов и желез. Тем самым она отвечает за нервную регуляцию постоянства внутренней среды организма. ВНС функционально делится на два отдела: симпатический и парасимпатический. Симпатическая часть ВНС связана со средней частью спинного мозга, где находятся тела первых нейронов (в боковых рогах грудных и поясничных сегментах спинного мозга). Отростки этих клеток покидают спинной мозг в составе его передних корешков и оканчиваются в нервных узлах двух симпатических нервных цепочек, расположенных по обе стороны спереди позвоночника. Симпатические нервные цепочки это нервные узлы, соединенные нервными волокнами. В симпатических нервных узлах находятся тела вторых нейронов, отростки которых или в виде самостоятельных нервов или в виде спинномозговых нервов направляются к внутренним органам и составляющим их тканям и иннервируют рабочие органы. Симпатическая нервная система усиливает обмен веществ, повышает возбудимость большинства тканей, мобилизует силы организма на активную деятельность, активизируется в состоянии стресса. Парасимпатическая нервная система начинается нейронами, лежащими в стволе мозга и в поясничном отделе спинного мозга. Парасимпатические узлы, где находятся тела вторых нейронов, расположены в органах на деятельность которых они влияют. Стимуляция парасимпатических волокон оказывает противоположенный эффект воздействию симпатического отдела. Парасимпатические волокна уменьшают частоту и силу сокращения сердца, усиливает перистальтику кишечника, усиливает сокращение желчного пузыря и бронхов. Вегетативная нервная система регулирует и изменяет физиологическое состояние тканей и органов, приспосабливая их деятельности организма в условиях окружающей среды. А теперь рассмотрим задание, предложенное на ЕГЭ, с целью закрепления полученных знаний: Задание: Каковы особенности строения и функций симпатического отдела вегетативной нервной системы? Укажите не менее четырех особенностей. Вопрос первому ученику: Где находятся тела первых нейронов? Ожидаемый ответ: Тела первых нейронов лежат в ЦНС в спинном мозге. Второй вопрос: Где находятся тела вторых нейронов? Ожидаемый ответ: Тела вторых нейронов лежат в нервных узлах вдоль позвоночника. Третий вопрос: Работу каких органов усиливает симпатический отдел ВНС? Ожидаемый ответ: Усиливает работу кровеносной и дыхательной систем. Четвертый вопрос: Работу каких органов ослабляет ВНС? Ожидаемый ответ: Ослабляет работу кишечника, желчного пузыря и бронхов. IV. Закрепление знаний. Вопрос: Что представляет собой периферическая система? V. Домашнее задание: 1. записи в тетради, подготовиться к самостоятельной работе, заполнить таблицу: Влияние вегетативной нервной системы на функции органов.
Достигнутые результаты: Учащиеся в основном усвоили материал о строении и функциях головного мозга; продолжили развитие навыков работы с интерактивным курсом «Биология 6-11.» с целью использования его для самостоятельной работы. Вывод по уроку: Вопрос учителя к ученику: чему Вы научились на уроке и что новое узнали? Предполагаемый ответ ученика: сегодня на уроке, я научился сравнивать строение и функции симпатического и парасимпатического и понял, что не надо создавать стрессовые ситуации, в которых активизируется симпатический отдел ВНС. |
Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе | Урок по учебному плану, 4 класс. Тема урока по учебно-тематическому плану Воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, чувство прекрасного, любовь к природе | ||
Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану:... Образовательные: активизировать мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций; расширить кругозор... | Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану Учебной программой по химии предусмотрено формирование у учащихся первоначального понятия о гидролизе солей. Среди проверяемых элементов... | ||
Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-методическому плану... Тема урока по учебно-методическому плану: Повторение. Числа от 0 до 20. Решение задач | Урок по теме «Тип Хордовые» Тема урока по учебно тематическому плану: Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока по учебно-тематическому плану: Цветок – орган семенного размножения растений | Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | ||
Урок по учебному плану. Тема урока: «Основы военной службы» Номер урока по теме: -48 Вмф – вид вооруженных сил, предназначенный для обеспечения безопасности государства | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание программы соответствует Федеральному базисному учебному плану 2004 года, учебному плану оу, целям и задачам образовательной... | ||
Урок по учебному плану. Номер урока по теме Этот урок сегодня | Рабочая программа социальная антропология наименование дисциплины... «общество-социальные механизмы-история-язык-человек» в условия повседневного существования | ||
Урок по учебному плану Тема урока Вселенная, или Космос 4 Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема учебного занятия по учебно – тематическому плану: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов в неделю по учебному плану 2 часа Количество часов по учебному плану на учебный год 68 часов | Рабочая программа по математике 5 класс. С С. И. Шварцбурд. 30- е изд испр- м.: Мнемозина, 2012 280 е.: ил. Государственного образовательного стандарта основного общего образования... |