Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год





Скачать 181.18 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса на 2012 2013 учебный год
Дата публикации20.07.2013
Размер181.18 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Рабочая программа элективного курса на 2012 - 2013 учебный год


Ф.И.О. учителя

Нехаева Надежда Михайловна

Название элективного курса

Клетки и ткани

Класс

10

Программа:

Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективных курсов. Биология 10-11 классы. Профильное обучение. / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005

Учебное пособие:

Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Клетки и ткани: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007

Кириленкова В.Н., Обухов Д.К. Клетки и ткани. 10-11 кл.: практикум. – М.: Дрофа, 2008

Методические пособия:

Кириленкова В.Н., Обухов Д.К. Клетки и ткани: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:

  1. 1С: Школа. Биология, 10 класс – М.: «1СПаблишинг», 2009

  2. Электронное учебное пособие «Цитология». – Новосибирск: НГПУ, 2006.

  1. Биология. Общие закономерности. 5-9 классы. 5 часть – М.: Дрофа, 2008

  2. СD «Гистология» - приложение к учебнику Данилова Р.К. и др. Гистология человека и мультимедиа. – СПб:ЭЛБИ-Спб., 2003

  1. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru

Количество часов:

всего по учебному плану

35













Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10 классов, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений, проектов по избранным темам.

Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по разделу общей биологии «Клетка и ткани» на базе сформированных понятий об особенностях строение разных царств живой природы.

Задачи курса:

1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области биологии клетки;

2. создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;

3. ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.

4. создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Элективный курс рассчитан на 35 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.

Основная концепция курса представлена:

Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7—9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно еще раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.

Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А.А. Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.

Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.

Историко-патриотический акцент при изучении биологии. Считаем, что при изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30—50-е гг. XX в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.

Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак) стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно.

Большой объем практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и органов (в разделах «Ткани», «Органы»), Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики, но и задействовать их на занятиях по биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).

Проверка и оценка качества знаний. Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) — ученик(и), ученик — учитель.

В качестве дополнения к данному курсу (учебнику), учитывая развитие информационных технологий в современной школе, планируется издание Приложения в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.

Тематическое планирование



Тема

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Всего

ПР

ЛР

ТР

Знать/ понимать

Уметь




1

Общая цитология (биология клетки)

22

6

5

  • принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

  • положения клеточной теории;

  • особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  • сходство и различия животной и растительной клеток;

  • основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

  • основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);

  • особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;

  • строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

  • реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

  • определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

  • строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

  • иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

  • работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами

  • уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;

  • изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

  • определять тип ткани по препарату или фотографии;

  • уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

  • иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

  • работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

  • составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

  • применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

  • Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни

1.1

Введение в биологию клетки

1







1.2

Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток

4

2




1.3

Основные компоненты и органоиды клеток

2

2

1

1.4

Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки

5




1

1.5

Ядерный аппарат и репродукция клеток

5

2

1

1.6

Вирусы как неклеточная форма жизни

3




1

1.7

Происхождение и эволюция клеток

1







1.8

Обобщающее занятие

1




1

2

Гистология – наука о тканях

11

5

3

2.1

Введение в гистологию

1







2.2

Эпителиальные ткани

2

1




2.3

Мышечные ткани

2

1

1

2.4

Ткани внутренней среды

2

1




2.5

Нервная ткань

4

2

1

3

Учебно-исследовательская деятельность

2

2

1

Итого

35

13

8










Поурочное планирование

Сроки

(учебная неделя)

Тема урока

Демонстрация (наглядность, ТСО)

Педагогические условия реализации

Проектная и исследовательская деятельность

Формы контроля

  1. Общая цитология (биология клетки)

    1. Введение в биологию клетки

1

Введение в биологию клетки

Микроскопы, готовые микропрепараты (эритроциты лягушки), чашки Петри, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, пинцеты, ножницы, фильтровальная бумага, препаровальные иглы

«Продвинутая лекция»

Устройство микроскопа

Методика приготовления временного микропрепарата

ЛР №1, 2

    1. Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток.

2

Прокариоты. Царство бактерии.

Таблицы, ЦОР, мультимедийный комплекс

Технология развития критического мышления







3

Особенности бактериальных клеток

Микроскопы, чашки Петри, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, пинцеты, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, настои сена, мяса, рассол квашенных овощей, «Бифидок»

Урок-практикум

Особенности строения клеток прокариот

Изучение молочнокислых бактерий

ЛР № 3,4

4

Эукариоты. Особенности клеток растений, животных, грибов.

Таблицы, ЦОР, мультимедийный комплекс

Метод взаимообучения







5

Общий план строения клеток живых организмов.

Микроскопы, чашки Петри, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, пинцеты, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, листья амариллиса, препарат клеток печени аксолотля, культура дрожжей

Урок-практикум

Изучение клеток простейших

Особенности строения дрожжей

ЛР № 5,6

    1. Основные компоненты и органоиды клеток

6

Плазматическая мембрана клеток. Надмембранные образования

Таблица «Плазматическая мембрана», ЦОР

Технология развития критического мышления

Изучение процесса осмоса в растительных клетках

ЛР № 7

7

Цитоплазма и органоиды

Мультимедийный комплекс презентация, микроскопы, чашки Петри, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, пинцеты, фильтровальная бумага, ножницы, препаровальные иглы, препараты «Гликоген и жир в клетках печени», неокрашенный микропрепарат кожи головастика, «Пластинчатый комплекс в нервных клетках», микрофотографии эукариотических клеток

Мультимедийное занятие

Особенности строения клеток эукариот

ЛР № 8

Программированный опрос

    1. Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки

8

Пластический обмен. Синтез белка.

Таблица и аппликация «Биосинтез белка», ЦОР

Технология развития критического мышления




Тестовый контроль

9

Синтез липидов и углеводов

Таблица и аппликация «Биосинтез белка», ЦОР

Технология развития критического мышления




Тестовый контроль

10

Аэробный обмен. Фотосинтез в растительных клетках. Пластиды и хлоропласты. Фототрофные бактерии

Мультимедийный комплекс презентация, видеофильм «Фотосинтез», ЦОР

Мультимедийное занятие







11

Энергетический обмен (катаболизм)

Таблица «Энергетический обмен», ЦОР

Технология развития критического мышления




Тестовый контроль

12

Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки

Мультимедийный комплекс презентация, микроскопы, ЦОР

Семинар







    1. Ядерный аппарат и репродукция клеток

13

Структура и функции ядра. Структура хромосом

Мультимедийный комплекс презентация

Технология развития критического мышления, мультимедийное занятие







14

Современное представление о структуре гена про- и эукариот. Транскрипция. Синтез и созревание РНК

ЦОР, мультимедийный комплекс

Технология развития критического мышления, мультимедийное занятие







15

Жизненный цикл клеток. Репликация ДНК в эукариотических

Таблицы, презентация, мультимедийный комплекс

Технология развития критического мышления, мультимедийное занятие




Тестовый контроль

16

Митоз. Типы митоза.

Репчатый лук, микроскоп, предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели, фильтровальная бумага, краситель ацетокармин, спиртовки

Метод взаимообучения

Митоз в клетках корней лука


ЛР № 9

17

Мейоз. Развитие половых клеток

Фиксированные или свежие молодые пыльники лилии или традесканции, микроскоп, предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели, фильтровальная бумага, спиртовки

Метод взаимообучения

Мейоз в пыльниках цветковых растений

ЛР № 10



    1. Вирусы как неклеточная форма жизни

18

Строение вирусов. Распространение вирусов в природе. Вирусы и человек

Таблица «Строение вируса табачной мозаики», «Аденовирус», «Вирус гриппа», «Бактериофаг», «Вирус иммунодефицита человека»

Коллективный способ обучения, технология развития критического мышления







19

Хранение и передача генетической информации вирусами. Жизненный цикл. Способы борьбы с вирусными инфекциями

Таблица «Строение вируса табачной мозаики», «Аденовирус», «Вирус гриппа», «Бактериофаг», «Вирус иммунодефицита человека»

Работа в «учебном диалоге (полилоге)»







20

Вирусы как неклеточная форма жизни

Мультимедийный комплекс презентация, ЦОР

Обобщающее интерактивное занятие




Тестовый контроль

    1. Происхождение и эволюция клеток

21

Происхождение и эволюция клеток

Мультимедийный комплекс презентация, ЦОР

«Продвинутая» лекция







    1. Обобщающее занятие

22

Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого

Электронные микрофотографии, готовые микропрепараты, презентация, мультимедийный комплекс, схемы, таблицы

Семинар




Тестовый контроль

  1. Гистология – наука о тканях

    1. Введение в гистологию

23

Понятие о тканях многоклеточных организмов

ЦОР, мультимедийный комплекс

ТКМ







    1. Эпителиальные ткани

24

Эпителии – пограничные ткани. Общая характеристика и классификация. Покровные эпителии беспозвоночных животных

Микроскопы, готовые микропрепараты

Технология развития критического мышления







25

Кишечные эпителии. Типы пищеварения. Железистые эпителии. Секреция – универсальное свойство клеток

Микроскопы, готовые микропрепараты, микрофотографии, слайды, таблицы

Продвинутая лекция

Изучение эпителиальной ткани

ЛР № 11

    1. Мышечные ткани

26

Мышечные ткани

Микрофотографии, фотоальбомы препаратов, портфолио учащихся

Технология развития критического мышления




Тестовые задания



27

Мышечные ткани

Микроскопы, готовые микропрепараты, микрофотографии, фотоальбомы препаратов, портфолио учащихся

Урок-практикум

Изучение мышечной ткани

ЛР № 12

    1. Ткани внутренней среды

28

Ткани внутренней среды

Микроскопы, готовые микропрепараты – разновидности тканей внутренней среды, дождевые черви, беззубки, предметные стекла, пробирки, электронные микрофотографии, списки сайтов, дополнительная литература

Проектная деятельность

Изучение тканей внутренней среды

ЛР № 13

29

Ткани внутренней среды

Электронные микрофотографии, списки сайтов, дополнительная литература

Проектная деятельность




Презентация проекта

    1. Нервная ткань

30

Нейронная теория. Строение нейрона. Аксон и дендриты

Микроскопы, микропрепараты, наборы электронных микрофотографий

Урок-лекция







31

Нервные клетки беспозвоночных. Взаимодействие между нервными клетками

Микроскопы, микропрепараты, наборы электронных микрофотографий

Урок-практикум

Изучение нервной ткани

ЛР № 14

32

Нейросекреторные клетки. Глия

Микроскопы, микропрепараты, наборы электронных микрофотографий

Урок-практикум

Изучение электронных микрофотографий нервной ткани

ПР № 1

33

Нервная система – главная интегрирующая система организма животных и человека

Электронные микрофотографии

Семинар




Тестовый контроль

  1. Учебно-исследовательская деятельность

34

Значение изучения клеток и тканей животных и человека для решения актуальных проблем биологии и медицины

ЦОР, мультимедийный комплекс

Учебно-исследовательская деятельность







35

Защита проектов

ЦОР, мультимедийный комплекс

Учебно-исследовательская деятельность

Список тем прилагается

Защита исследовательских работ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconПлан заседаний Научно-Технического Совета ано впо «су рао» на 2012-2013 учебный год
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconАнализу работы шмо за 2012-2013 учебный год
Утверждение годового плана мо учителей естественно – научного цикла на 2012-2013 учебный год
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconОтчет за 2012-2013 учебный год моу «Теоретический лицей №2»
Результаты качества обученности в основной и старшей школе за 2012-2013 учебный год
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconГ. Канаш Чувашской Республики за 2012-2013 учебный год
Итоги работы за 2012/2013 учебный год являются результатом взаимодействия педагогического коллектива, учащихся, родителей, общественных...
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconПрика з 13 марта 2013 года №182
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconВыписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной...
Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ работы за 2012-2013 учебный год стр. 3 Задачи на 2012-2013 учебный год стр. 9
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconОсновные показатели школы по начальному обучению за 2012-2013 учебный год Наименование школы
Краткая информация о достижениях учителей начальных классах в профессиональных конкурсах за 2012-2013 учебный год
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconАнализ методической работы При планировании методической работы мбоу...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Чебоксары» на 2012 -2013 учебный год учитывались рекомендации, данные в анализе методической...
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconПлан работы отделения струнно -смычковых инструментов (скрипка, виолончель)...
Составление и утверждение плана работы на 2012 – 2013 учебный год. Обсуждение рабочих программ
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconОтчет о деятельности структурного подразделения Ресурсный центр профессионального...
На 2012-2013 учебный год перед ресурсным центром были поставлены следующие цели и задачи
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconДоклад Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Данный доклад содержит информацию об основных результатах за 2012-2013 учебный год
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconПлан работы библиотеки специальной (коррекционной) общеобразовательной...
В 2012 2013 учебном году учебно-воспитательная работа в школе, как и в прошедшем году, проводилась по следующим направлениям
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconНа 2012-2013 учебный год Разработчик: Бушманова С. Ф. учитель истории...
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Программа элективного курса на 2012 2013 учебный год iconПротокол от №
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск