Рабочая программа элективного курса на 2012 - 2013 учебный год
Ф.И.О. учителя
| Нехаева Надежда Михайловна
| Название элективного курса
| Клетки и ткани
| Класс
| 10
| Программа:
| Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективных курсов. Биология 10-11 классы. Профильное обучение. / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005
| Учебное пособие:
| Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Клетки и ткани: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007
Кириленкова В.Н., Обухов Д.К. Клетки и ткани. 10-11 кл.: практикум. – М.: Дрофа, 2008
| Методические пособия:
| Кириленкова В.Н., Обухов Д.К. Клетки и ткани: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008
| Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:
| 1С: Школа. Биология, 10 класс – М.: «1СПаблишинг», 2009
Электронное учебное пособие «Цитология». – Новосибирск: НГПУ, 2006.
| Биология. Общие закономерности. 5-9 классы. 5 часть – М.: Дрофа, 2008
СD «Гистология» - приложение к учебнику Данилова Р.К. и др. Гистология человека и мультимедиа. – СПб:ЭЛБИ-Спб., 2003
| Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
| Количество часов:
| всего по учебному плану
| 35
|
|
|
|
| Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10 классов, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений, проектов по избранным темам.
Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по разделу общей биологии «Клетка и ткани» на базе сформированных понятий об особенностях строение разных царств живой природы.
Задачи курса:
1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области биологии клетки;
2. создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;
3. ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.
4. создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Элективный курс рассчитан на 35 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.
Основная концепция курса представлена:
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7—9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно еще раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А.А. Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.
Историко-патриотический акцент при изучении биологии. Считаем, что при изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30—50-е гг. XX в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак) стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно.
Большой объем практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и органов (в разделах «Ткани», «Органы»), Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики, но и задействовать их на занятиях по биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).
Проверка и оценка качества знаний. Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) — ученик(и), ученик — учитель.
В качестве дополнения к данному курсу (учебнику), учитывая развитие информационных технологий в современной школе, планируется издание Приложения в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.
Тематическое планирование
№
| Тема
| Количество часов
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
| Всего
| ПР
ЛР
| ТР
| Знать/ понимать
| Уметь
|
| 1
| Общая цитология (биология клетки)
| 22
| 6
| 5
| принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
положения клеточной теории;
особенности прокариотической и эукариотической клеток;
сходство и различия животной и растительной клеток;
основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);
особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;
строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
| работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами
уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;
изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
определять тип ткани по препарату или фотографии;
уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
| Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни
| 1.1
| Введение в биологию клетки
| 1
|
|
| 1.2
| Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток
| 4
| 2
|
| 1.3
| Основные компоненты и органоиды клеток
| 2
| 2
| 1
| 1.4
| Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки
| 5
|
| 1
| 1.5
| Ядерный аппарат и репродукция клеток
| 5
| 2
| 1
| 1.6
| Вирусы как неклеточная форма жизни
| 3
|
| 1
| 1.7
| Происхождение и эволюция клеток
| 1
|
|
| 1.8
| Обобщающее занятие
| 1
|
| 1
| 2
| Гистология – наука о тканях
| 11
| 5
| 3
| 2.1
| Введение в гистологию
| 1
|
|
| 2.2
| Эпителиальные ткани
| 2
| 1
|
| 2.3
| Мышечные ткани
| 2
| 1
| 1
| 2.4
| Ткани внутренней среды
| 2
| 1
|
| 2.5
| Нервная ткань
| 4
| 2
| 1
| 3
| Учебно-исследовательская деятельность
| 2
| 2
| 1
| Итого
| 35
| 13
| 8
|
|
|
| Поурочное планирование
Сроки
(учебная неделя)
| Тема урока
| Демонстрация (наглядность, ТСО)
| Педагогические условия реализации
| Проектная и исследовательская деятельность
| Формы контроля
| Общая цитология (биология клетки)
Введение в биологию клетки
| 1
| Введение в биологию клетки
| Микроскопы, готовые микропрепараты (эритроциты лягушки), чашки Петри, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, пинцеты, ножницы, фильтровальная бумага, препаровальные иглы
| «Продвинутая лекция»
| Устройство микроскопа
Методика приготовления временного микропрепарата
| ЛР №1, 2
| Уровни клеточной организации: прокариоты и эукариоты. Общий план строения клеток.
| 2
| Прокариоты. Царство бактерии.
| Таблицы, ЦОР, мультимедийный комплекс
| Технология развития критического мышления
|
|
| 3
| Особенности бактериальных клеток
| Микроскопы, чашки Петри, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, пинцеты, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, настои сена, мяса, рассол квашенных овощей, «Бифидок»
| Урок-практикум
| Особенности строения клеток прокариот
Изучение молочнокислых бактерий
| ЛР № 3,4
| 4
| Эукариоты. Особенности клеток растений, животных, грибов.
| Таблицы, ЦОР, мультимедийный комплекс
| Метод взаимообучения
|
|
| 5
| Общий план строения клеток живых организмов.
| Микроскопы, чашки Петри, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, пинцеты, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, листья амариллиса, препарат клеток печени аксолотля, культура дрожжей
| Урок-практикум
| Изучение клеток простейших
Особенности строения дрожжей
| ЛР № 5,6
| Основные компоненты и органоиды клеток
| 6
| Плазматическая мембрана клеток. Надмембранные образования
| Таблица «Плазматическая мембрана», ЦОР
| Технология развития критического мышления
| Изучение процесса осмоса в растительных клетках
| ЛР № 7
| 7
| Цитоплазма и органоиды
| Мультимедийный комплекс презентация, микроскопы, чашки Петри, пипетки, стаканчики с водой, предметные и покровные стекла, пинцеты, фильтровальная бумага, ножницы, препаровальные иглы, препараты «Гликоген и жир в клетках печени», неокрашенный микропрепарат кожи головастика, «Пластинчатый комплекс в нервных клетках», микрофотографии эукариотических клеток
| Мультимедийное занятие
| Особенности строения клеток эукариот
| ЛР № 8
Программированный опрос
| Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки
| 8
| Пластический обмен. Синтез белка.
| Таблица и аппликация «Биосинтез белка», ЦОР
| Технология развития критического мышления
|
| Тестовый контроль
| 9
| Синтез липидов и углеводов
| Таблица и аппликация «Биосинтез белка», ЦОР
| Технология развития критического мышления
|
| Тестовый контроль
| 10
| Аэробный обмен. Фотосинтез в растительных клетках. Пластиды и хлоропласты. Фототрофные бактерии
| Мультимедийный комплекс презентация, видеофильм «Фотосинтез», ЦОР
| Мультимедийное занятие
|
|
| 11
| Энергетический обмен (катаболизм)
| Таблица «Энергетический обмен», ЦОР
| Технология развития критического мышления
|
| Тестовый контроль
| 12
| Обмен веществ и энергии. Метаболический аппарат клетки
| Мультимедийный комплекс презентация, микроскопы, ЦОР
| Семинар
|
|
| Ядерный аппарат и репродукция клеток
| 13
| Структура и функции ядра. Структура хромосом
| Мультимедийный комплекс презентация
| Технология развития критического мышления, мультимедийное занятие
|
|
| 14
| Современное представление о структуре гена про- и эукариот. Транскрипция. Синтез и созревание РНК
| ЦОР, мультимедийный комплекс
| Технология развития критического мышления, мультимедийное занятие
|
|
| 15
| Жизненный цикл клеток. Репликация ДНК в эукариотических
| Таблицы, презентация, мультимедийный комплекс
| Технология развития критического мышления, мультимедийное занятие
|
| Тестовый контроль
| 16
| Митоз. Типы митоза.
| Репчатый лук, микроскоп, предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели, фильтровальная бумага, краситель ацетокармин, спиртовки
| Метод взаимообучения
| Митоз в клетках корней лука
| ЛР № 9
| 17
| Мейоз. Развитие половых клеток
| Фиксированные или свежие молодые пыльники лилии или традесканции, микроскоп, предметные стекла, препаровальные иглы, скальпели, фильтровальная бумага, спиртовки
| Метод взаимообучения
| Мейоз в пыльниках цветковых растений
| ЛР № 10
|
Вирусы как неклеточная форма жизни
| 18
| Строение вирусов. Распространение вирусов в природе. Вирусы и человек
| Таблица «Строение вируса табачной мозаики», «Аденовирус», «Вирус гриппа», «Бактериофаг», «Вирус иммунодефицита человека»
| Коллективный способ обучения, технология развития критического мышления
|
|
| 19
| Хранение и передача генетической информации вирусами. Жизненный цикл. Способы борьбы с вирусными инфекциями
| Таблица «Строение вируса табачной мозаики», «Аденовирус», «Вирус гриппа», «Бактериофаг», «Вирус иммунодефицита человека»
| Работа в «учебном диалоге (полилоге)»
|
|
| 20
| Вирусы как неклеточная форма жизни
| Мультимедийный комплекс презентация, ЦОР
| Обобщающее интерактивное занятие
|
| Тестовый контроль
| Происхождение и эволюция клеток
| 21
| Происхождение и эволюция клеток
| Мультимедийный комплекс презентация, ЦОР
| «Продвинутая» лекция
|
|
| Обобщающее занятие
| 22
| Клетка – элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого
| Электронные микрофотографии, готовые микропрепараты, презентация, мультимедийный комплекс, схемы, таблицы
| Семинар
|
| Тестовый контроль
| Гистология – наука о тканях
| Введение в гистологию
| 23
| Понятие о тканях многоклеточных организмов
| ЦОР, мультимедийный комплекс
| ТКМ
|
|
| Эпителиальные ткани
| 24
| Эпителии – пограничные ткани. Общая характеристика и классификация. Покровные эпителии беспозвоночных животных
| Микроскопы, готовые микропрепараты
| Технология развития критического мышления
|
|
| 25
| Кишечные эпителии. Типы пищеварения. Железистые эпителии. Секреция – универсальное свойство клеток
| Микроскопы, готовые микропрепараты, микрофотографии, слайды, таблицы
| Продвинутая лекция
| Изучение эпителиальной ткани
| ЛР № 11
| Мышечные ткани
| 26
| Мышечные ткани
| Микрофотографии, фотоальбомы препаратов, портфолио учащихся
| Технология развития критического мышления
|
| Тестовые задания
|
27
| Мышечные ткани
| Микроскопы, готовые микропрепараты, микрофотографии, фотоальбомы препаратов, портфолио учащихся
| Урок-практикум
| Изучение мышечной ткани
| ЛР № 12
| Ткани внутренней среды
| 28
| Ткани внутренней среды
| Микроскопы, готовые микропрепараты – разновидности тканей внутренней среды, дождевые черви, беззубки, предметные стекла, пробирки, электронные микрофотографии, списки сайтов, дополнительная литература
| Проектная деятельность
| Изучение тканей внутренней среды
| ЛР № 13
| 29
| Ткани внутренней среды
| Электронные микрофотографии, списки сайтов, дополнительная литература
| Проектная деятельность
|
| Презентация проекта
| Нервная ткань
| 30
| Нейронная теория. Строение нейрона. Аксон и дендриты
| Микроскопы, микропрепараты, наборы электронных микрофотографий
| Урок-лекция
|
|
| 31
| Нервные клетки беспозвоночных. Взаимодействие между нервными клетками
| Микроскопы, микропрепараты, наборы электронных микрофотографий
| Урок-практикум
| Изучение нервной ткани
| ЛР № 14
| 32
| Нейросекреторные клетки. Глия
| Микроскопы, микропрепараты, наборы электронных микрофотографий
| Урок-практикум
| Изучение электронных микрофотографий нервной ткани
| ПР № 1
| 33
| Нервная система – главная интегрирующая система организма животных и человека
| Электронные микрофотографии
| Семинар
|
| Тестовый контроль
| Учебно-исследовательская деятельность
| 34
| Значение изучения клеток и тканей животных и человека для решения актуальных проблем биологии и медицины
| ЦОР, мультимедийный комплекс
| Учебно-исследовательская деятельность
|
|
| 35
| Защита проектов
| ЦОР, мультимедийный комплекс
| Учебно-исследовательская деятельность
| Список тем прилагается
| Защита исследовательских работ
| |