Скачать 241.53 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Философский факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Этика науки Авторы (составители) профессор, докт.филос .наук Марков Борис Васильевич ассистент, канд.филос .наук Ларионов Игорь Юрьевич Рецензент: докт.филос.наук проф. М.С.Уваров ___________ Санкт-Петербург 2009 г. 1. Организационно-методический раздел 1.1. Цель изучения дисциплины: познакомить студентов с этикой науки как разделом прикладной этики, с основными понятиями и проблемами этой области, а также с основными стратегиями этичного поведения ученого. 1.2. Задачи курса:
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Курс адресован студентам различных специализаций, профессиональная деятельность которых связана с оценкой научно-технической деятельности, которая может иметь существенные социальные последствия. Он может служить продолжением и дополнением общих курсов по этике, по философии, истории и социологии науки, а также специальных курсов по академической этике и технике проведения научных исследований над человеком (в естественных и социальных науках) и животными: «Инженерная этика», «Биоэтика», «Медицинская этика», «Этика социальных исследований» и др. Требования к изначальной подготовке студента указаны в разделе 4 (Учебно-методическое обеспечение курса). 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «Этика науки» Курс направлен на формирование у студента следующих компетенций:
В связи с указанными компетенциями формулируются общие требования к уровню освоения дисциплины. Курс направлен на выработку знания и понимания студентом:
Целью курса является освоение студентом следующих навыков:
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение первого семестра. Формы контроля:
Форма итогового контроля – зачет. Подробно формы контроля и соответствующие требования указаны в разделе 4 (Учебно-методическое обеспечение курса). 3. Содержание дисциплины: Модульный способ организации освоения дисциплины предполагает органичное сочетание и мобильное взаимодополнение различных видов работ (лекционных, семинарских, практических, самостоятельной работы и т.д.), а также вариативные формы изучения исследовательской и учебно-методической литературы и формы текущего контроля. Особенности сочетания используемых образовательных методик указано в разделе 4 (Учебно-методическое обеспечение курса). 3.1. Виды и содержание занятий, перечень заданий, темы самостоятельных работ (по разделам) I раздел: I. Предмет и основные проблемы этики науки Лекции I.1. Введение. Этика как философская дисциплина. Истина и мораль. Нравственность. Этос ученых. Этика как форма жизни и как наука.Основные программы обоснования морали. Кризис морали. Нигилизм. Запретительная мораль и разрешительная этика. Основные этические теории. Научное обоснование морали и моральная оценка науки. I.2. Наука и мораль: проблемы взаимоотношений Мораль и наука как социальные институты. Этика как дескриптивная и прескриптивная наука. Категориальный строй этики как научного знания. Проблема соотношения истины и добра: исторический и теоретический аспекты. Истина и ценность, норма и оценка в морали. Моральная оценка познавательной деятельности, ее мотиваций и организации в науке. Моральная и внеморальная мотивация. I.3. Этика науки как раздел прикладной этики. Этика науки как раздел прикладной этики. Наука как форма знания и как социальный институт. Знание и ценности. Объективность и ценностная нейтральность научного познания. Познание и интерес. Своеобразие этических исследований науки. Аксиология. Эпистемология ценностных суждений. Этика дискурса. Обзор основных направлений исследований и литературы. Современное состояние проблемы. Семинары / самостоятельная работа под контролем преподавателя 1 модуль. А. Макинтайр. «После добродетели». Литература Макинтайр А. После добродетели. Екатеринбург. 2001. Задания: Что значит термин Макинтайра «после добродетели»? На каком основании А. Макинтайр констатирует кризис морали: нереализуемость абсолютных ценностей, отсутствие согласия по поводу общечеловеческих ценностей, нарушение прав человека, взаимоисключающий характер основных подходов к обоснованию морали? 2 модуль. Н. Луман. «Медиа коммуникации» Литература Луман Н. Медиа коммуникации. М., 1995 Задания: Как в рамках системного подхода Лумана выглядит соотношение науки с моралью? Какие выводы Лумана связаны с определением судьбы науки в современности? 3 модуль Ю. Хабермас. «Моральное сознание и коммуникативное действие» Литература Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., Наука. 2003 Задания: В чем специфика понимания морального сознания Хабермасом? Является Хабермас сторонником абсолютной морали или прикладной этики? Промежуточный контроль Вопросы для собеседования, коллоквиума Опишите основные попытки различения морали и этики. Приведите аргументы против абсолютной морали. Что будет, если вместо идеологии наукой будет «руководить» мораль? В чем вы видите особенности прикладной этики? Чем отличается этика науки от моральной ее оценки? Не противоречат ли друг другу мораль и наука? Как соотносятся гуманизм и наука? Является наука гуманной или антигуманной сама по себе или к ней неприменимо понятие гуманизма? Примерные задания для письменного теста: Какие перечисленные подходы и концепции являются альтернативными, а какие могут быть согласованы: имморализм, гуманистическая этика, нигилизм, эвдемонизм, утилитарная этика, прагматизм, деонтологическая этика, христианская мораль, универсальная мораль, этика науки, этика дискурса, экологическая этика. Выберите критерии этических оценок научных суждений: абсолютные ценности, социальные нормы, нормы научного сообщества и соотнесите их с традиционной классификацией этических учений: утилитаризм, конвенционализм, эвдемонизм, деонтологическая этика. II раздел: II. История и становление этики науки Лекции II.1. Становление науки как социального института: Античность, Средневековье, Возрождение. Зарождение естественнонаучных знаний в древности. Основные технические открытия и их последствия. Философии и наука. Наука и магия. Теоретическая установка в древнегреческой культуре. Научная картина мира. Сообщество ученых и их профессиональный этос. Тайное знание. Пифагорейский союз. Платон об опасности знания. Диалог как форма научной и этической коммуникации. Академия и Ликей как организации образовательной и научной деятельности. Античные риторические школы. Библиотеки и музеи. Наука и религия. Средневековые университеты. Диспуты и лекции. Ученые, преподаватели и студенты в Средние века. Схоластика. Алхимия. Научные школы в эпоху Возрождения. Флорентийская магия. Учение о симпатии М.Фичино и Д. Бруно. II.2. Наука как социальный институт: Новое время и Просвещение. Коперниканский переворот в науке. «Пробирщик» Галилея – манифест автономии механико-математического знания. Универсальность языка науки. Наука в эпоху Возрождения и в Новое время: выделение культурно-мировоззренческой функции науки, институциализация науки. “Республика ученых”. Разделение науки религии. Предисловие кардинала Беллармино к книге Коперника. Протестантизм и революция в науке в 16 столетии. Отношение к научной профессии в протестантизме: Лютер, Кальвин (“деловое призвание”, “профессиональное призвание”, идея “божественной призванности”). Наука в век Просвещения: социальный статус науки, самоценность научного исследования. Рациональная этика. Мораль с точки зрения науки. Позиция Ж.-Ж.Руссо. Лозунг “абсолютной свободы исследования”. Королевские академии в странах Европы. Идея университета. Концепция Гумбольта. Академическая свобода. Наука как символ национального государства. Наука и производство. Наука и власть. II.3. Осмысление проблем науки в отечественной философии XVIII-XX вв. Развитие научного знания в России в XVIII-XIX вв. Отношение к науке в «Российской Европии». Наука и образование в век Просвещения: цели, ценности, идеалы. Естественнонаучное знание в России в XIX веке. Принцип «экономии умственных сил»: Д.И.Писарев, П.Н. Ткачев. Нравственно-философские взгляды русских ученых: Менделеев, Сеченов, Павлов. Русский космизм, сциентисткое направление: Вернадский, Чижевский. «Космическая этика» К.Э.Циолковского. Социальные и научные революции. Университеты в России. Наука и война. Наука и производство. Институализация науки. Контроль государства. Научные сообщества в 20-х г. Становление научных школ в физике, биологии, языкознании и в других естественных и гуманитарных науках. Народная биология Лысенко. «Этос науки» в советский период. Этические проблемы и НТР. Гуманитарное и естественнонаучное знание: своеобразие подходов 60-х гг. Кризис науки в России. Концепция научного института и университета, как предприятия по производству знаний. Знание как товар. Наука фундаментальная и прикладная. Этос пользы и обеспечение будущего. II.4. Современные концепции этики науки. Современные концепции этики науки. Наука в позитивистской схеме. Бихевиоризм как основа утилитарной этики. Теория решений. Наука как метаязык морали. Истина как условие блага. Научная этика. Проблема соотношения науки и социума. Этика социально-политических наук. Наука и либеральная этика. Проблема научного этоса в работах Р.Мертона. Понятие «этоса науки» как комплекса ценностей и норм, регулирующих научную деятельность. Ценностно-нормативные характеристики этоса науки. Основные принципы научного этоса, сформулированные Р.Мертоном: принцип универсализма, принцип незаинтересованности или внезаинтересованности, «коммунизм» – легитимность и всеобщность научного знания, «организованный скептицизм». Необходимость этического контроля за производством знаний. Семинары / самостоятельная работа под контролем преподавателя 1 модуль Лиотар Ж.-Ф. «Состояние постмодерна» Литература Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998. Задания: Что понимает Лиотар под «состоянием постмодерна»? Как Лиотар называет этические предпосылки науки: абсолютные ценности, субъективные факторы, гуманизм, большой нарратив? 2 модуль. Этический аспект учения о науке В.И. Вернадского Литература Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. Задания: Что такое ноосфера: набор идей, ценностей или информации? Какие нравственные следствия влечет за собой представление о научной мысли в связи с ноосферой? 3 модуль. Позиция ученого в концепции Р. Рорти Литература Рорти Р. Случайность. Ирония. Солидарность. М., 1996. Задания: В чем особенность современного состояния науки по Р. Рорти? Какие дисциплины задают ценностные ориентиры науки по мнению Р. Рорти? Промежуточный контроль Вопросы для собеседования, коллоквиума Как Платон мыслил соотношение истины, блага и красоты? В каких случаях распространение знания может быть опасным? Как встраивается ответственность в диалог учителя и ученика? Каково отношение христианской религии к учености? Почему ученые стремятся освободиться от давления моральных норм? Что в науке становится заменой морального регулирования? Попытайтесь обнаружить за фасадом лозунга об академической свободе моральные предпосылки и опишите их содержание. Охарактеризуйте основные этапы эволюции знания в российской культуре. Как протекала институтализация науки в России и каковы особенности этого процесса по сравнению с Европой? Каковы ценностные ориентиры науки в России в различные периоды ее развития. В чем особенности академической свободы в российских учебных заведениях? Как вы понимаете тезис свободы науки от ценностных суждений? Можно ли считать науку и технику формами идеологии? Влияет ли наука на повседневный жизненный мир? Что такое этос науки? В чем особенности менталитета ученого? Какие качества субъекта формирует наука? Примерные задания для письменного теста: Как взаимосвязаны этика и диалог: Требуется договоренность по поводу ценностей и норм; необходимо соблюдать этикет при проведении диалога; является диалог формой нравственного признания; раскрывается в диалоге существо дела, которое способствует нравственному признанию. Как связаны любовь и познание у Платна и неоплатоников: Эрос препятствует познанию, влюбленный не может быть объективным; Эрос влечет к прекрасному, которое свойственно идеям. Как мыслится соотношение морали и разума в эпоху просвещения: моральные ценности и нормы должны определять то, чем могут заниматься ученые, или объективная истина и рациональность являются критериями добра и зла? Какое значение имеет слово «наука» в русской культуре: позитивное знание, техника, истина, благо Кто и на каких стадиях исторического развития России определял ценностные ориентации науки: церковь, государство, общество? Какие ценностные критерии применяются в науке: практическая реализуемость, эффективность, «красота» и «элегантность» теорий? Что такое этос ученого, к какой категории его можно отнести: Мораль, этика, нравственность, профессиональный характер? Чем отличается этос ученого от этоса рыцаря и буржуа? |
Департамент научно-технологической политики и образования Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета... | Протокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш | ||
Протокол № от 2011 г Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол № | Согласовано утверждено и введено Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | ||
Протокол от «28» 08. 2012г. №1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Протокол №1 от «25» августа 2011 г Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Приказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос | Протокол№1 Протокол №1 Приказом школы № Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Протокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего... До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали... | ||
Программа по дпи, разработана на основе базисного учебного плана... Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |