Попова Г. В. Тюменский государственный университет





Скачать 85.52 Kb.
НазваниеПопова Г. В. Тюменский государственный университет
Дата публикации21.07.2013
Размер85.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Попова Г. В.

(Тюменский государственный университет,

студентка)
Соотношение жертвоприношения и жестокого обращения с животными
Одним из преступлений против общественной нравственности является жестокое обращение с животными, предусмотренное ст. 245 УК РФ. И хотя в судебной практике данное преступление не является распространенным, однако даже единичные случаи совершения такого рода деяний вызывают большой общественный резонанс. Статья 245 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, при условии, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. Достаточное «сходство» данное преступление имеет с обрядом жертвоприношения. И, соответственно, вопрос о соотношении жертвоприношения и жестокого обращения с животными не является праздным, а имеет ярко выраженное практическое свойство в части правовой оценки такого рода деяний.

Жертвоприношение издревле использовалось у многих народов и по сей день применяется во время празднования различных религиозных праздников. Принося животное в жертву, люди просят что-то «взамен»: это могут быть просьбы о хорошем урожае, о благоприятном исходе для воинов или охотников, ушедших за добычей, и даже просьбы о пополнении рода или семейства. Как правило, эти действия сопровождаются ритуальными песнопениями, танцами, используется определенный вид оружия, которым забивается животное, а так же, для благоприятного исхода, действия выполняются определенными людьми и при большом скоплении народа. [2, с. 43].

В настоящее время жертвоприношение имеет несколько другой характер. Например, у мусульман животное забивают по праздникам - на Курбан-Байрам, на похоронах - обязательно, как правило, перед свадьбой, да и просто так, когда кто-то решит, что по какому-то поводу надо совершить обряд. Это может быть по случаю рождения ребенка, или когда кто-то излечился; тогда надо резать барана и раздавать мясо, для чего тут же перед домом животное и забивают у всех на виду.

Жители местностей, для которых это является обычным зрелищем, относятся к таким действиям спокойно, чего нельзя сказать о тех территориях, на которых проживают преимущественно славяне.

В России такие обряды проводятся в регионах с преимущественно исламским населением: Татарстан, Башкирия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея. Помимо этих субъектов Российской Федерации, животных забивают на праздниках у народов Крайнего Севера: на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа Югры. В связи с миграцией мусульман внутри страны, масштабно праздники отмечаются и в крупнейших городах России - Москве и Санкт-Петербурге.

Жертвователь должен разделить мясо забитого животного - своего или специально купленного - на три равных части, одну из которых оставить себе, из другой приготовить угощение для гостей, а третью раздать неимущим.

Жертвоприношение является кульминационной частью праздника, без него окончание немыслимо, это самое грубое неуважение к традициям - закончить празднование без принесения жертвы и угощения гостей и всех присутствующих.

Зрелище это неприятное, учитывая то, что животное пытается вырваться и издает предсмертный рев. Дальше тушу разделывают у всех на виду, а, например, коренные малочисленные народы Крайнего Севера (такие как ненцы, манси, селькупы) разливают свежую кровь забитого оленя по чашам и угощают ей всех желающих. Происходит это в присутствии большого количества людей, среди которых есть и малолетние дети. Именно последний факт обряда жертвоприношения - присутствие малолетних - «делает» похожим этот обряд на такой состав преступления как «Жестокое обращение с животными» (ст. 245 УК РФ).

Социальная обусловленность криминализации жестокого обращения с животными назрела давно. Суть преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ, заключается, как представляется, в том, что агрессия, проявляемая к животным, способна породить более тяжкие ассоциальные акты, тем более, если агрессия демонстрируется на глазах подростков, психика которых податли­ва влияниям окружения. Примеры жестокости, которые театрально подаются как удалая бравада, демонстрирующая силу собственного «Я», столь возвышенно независимо, что может противостоять социальным нормативам, могут впоследствии превратиться в поведенческий эталон, который в психике субъекта будет представлен в качестве импульса, определяющего все его поступки.

Актуален в этой связи вывод И.М. Сеченова, сделанный им в итоге экспериментов: «Заставьте вашего рыцаря помогать слабому против сильного, и ребенок делается Дон-Кихотом, ему случается дрожать при мысли о беззащитности слабого. Сливая себя с любым образом, ребенок начинает любить все его свойства, а потом, путем анализа, любит, как говорится, только последнее. Здесь вся моральная сторона человека. Любовь к правде, великодушие, сострадание, бескорыстие, равно как ненависть ко всему противоположному, развиваются, конечно, тем же путем, т.е. частым повторением в сознании частных представлений (образных или слуховых - это все равно), в которых яркая сторона изо­бражает все перечисленные свойства. Удивительно ли после этого, что ребенок в восемнадцать лет с горячей любовью к правде, не увлекаемый в противоположную сторону теми мотивами, которые развиваются у боль­шинства людей лишь в зрелые годы, готов идти из-за этой правды на муку. Ведь он знает, что его идеалы, его рыцари терпели за нее, а он не может быть рыцарем, потому что был им с 5 до 18 лет». [4, с. 112].

В данном контексте представляют интерес исследования зарубежных психологов, доказавших тезис И.М. Сеченова о возрастании и закреплении агрессивного поведения в зависимости от силы и частоты повторения последнего. В результате ряда экспериментов, которые были посвящены исследова­нию насилия, в том числе насильственных убийств, ученые пришли к выводу, согласно которому люди «будут более агрессивны, если присутствующие значимые другие (например, друзья, супруги, любовницы) тоже будут вести себя агрессивно, то есть подобное поведение значимой третьей стороны сигнализирует об одобрении насилия в качестве реакции на ситуацию». [1, с. 152].

Жестокость порождает жестокость – этот факт доказали эксперименты психо­логов. В итоге получается некий замкнутый круг: жестокость обращения с животными легко может породить ответную жестокость не только окру­жающих, но и укрепить родословное чувство агрессии самого субъекта, что в итоге повлечет более тяжкое деяние.

Основным объектом преступного посягательства, предусмотренного ст. 245 УК РФ, является общественная нравственность; факультативный объект - право собственности. При жертвоприношении общественная нравственность может пострадать, тем более, когда действия обряда происходит на улице и посторонние люди, в том числе и дети, желая того или нет, могут стать свидетелями забивания животного.

Предметами посягательства, являются животные; в жертву также приносятся исключительно животные. У разных народов это зависит от того, какие животные есть в наличии: мусульмане забивают баранов, коренные народы севера - оленей.

Эти животные, попадают и под предмет посягательства, если речь идет о преступлении.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ, характеризуется действием или бездействием, повлекшим гибель или увечье животного. Деяние выражается в жестоком обращении с животными, а его общественно опасные последствия - в их гибели или увечье. Жестокое обращение с животными может проявляться в виде действия (избиение животных, проведение над животными опытов, которые являются мучительными для них, использование их в различных соревнованиях, где, как правило, животные гибнут, мучительное умерщвление их). Жестокость, связанная с бездействием, может характеризоваться лишением животного воды, пищи. Бездействие можно признать преступлением лишь в тех случаях, когда на виновном лежала обязанность заботиться о животном.

Проведение этого обряда сопровождается большим скоплением народа, иногда песнями, животное испытывает сильный испуг, как и некоторые люди, наблюдающие за действиями жертвователя. Впоследствии животное умирает, а его плоть раздается и съедается. Вот здесь и возникает спорный вопрос: при жестоком обращении с животным преступник совершает действия не в целях употребления животного в пищу.

Кроме того, для признания жестокого обращения с животными преступлением необходим один из следующих альтернативных признаков совершения этого преступления: а) хулиганские побуждения; б) корыстные побуждения; в) применение садистских методов; г) присутствие малолетних.

Садистские методы - это стремление к неоправданной жестокости, наслаждению чужим страданием. К этим методам могут относиться отрезание отдельных частей (хвоста, ушей, лап), сдирание шкуры с животного, сжигание их и т.д. Все это причиняет животному особо длительную и мучительную боль.

Если животное планируют съесть, ему просто перерезают горло, а уже потом снимают шкуру. Иногда, например, в случае похорон, животное могут просто сжечь на костре, что так же является одним из способов жертвоприношения. Такой способ, вполне попадает под определение садистского метода.

Совершение преступления в присутствии малолетних означает, что жестокое обращение с животными происходит в присутствии хотя бы одного ребенка, не достигшего 14 лет. При совершении жертвоприношения, малолетние дети присутствуют достаточно часто, ведь их приводят родители или они могут просто проходить мимо и стать свидетелями.

Субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ, характеризуется умыслом. Лицо осознает, что жестоко обращается с животным, причиняет ему несоизмеримые страдания, предвидит его гибель или увечье и желает (допускает) это. Значение имеет мотив совершения преступления: а) корысть; б) хулиганские побуждения.

Корыстный мотив имеет место, когда лицо от жестокого обращения с животными получает материальную выгоду (например, массовое истребление собак или кошек для использования их шкурок или мяса; использование животных в различных соревнованиях (например, собачьих или петушиных боях) и т.д.).

Хулиганские побуждения предполагают стремление виновного утвердить свою исключительность, действия его не имеют логического объяснения - они беспочвенны.

При проведении обряда, жертвователь осознает, что причиняет животному страдания, предвидит и желает наступления гибели животного, но вот мотивы здесь абсолютно другие.

Субъект преступного посягательства, предусмотренного ст. 245 УК РФ, общий - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Обычно, совершать обряд жертвоприношения доверяют мужчине старше восемнадцати лет (у грузин, например, есть обычай, по случаю достижения юношей восемнадцати лет, он должен самостоятельно зарезать барана в день своего совершеннолетия).

Квалифицирующими обстоятельствами признаются: совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Жертвоприношение может совершаться одновременно несколькими лицами, особенно, когда необходимо держать животное либо совершать иные вспомогательные действия.

Итак, мы видим достаточно большое сходство обряда жертвоприношения и состава преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ. Однако в настоящий момент уголовная ответственность за жертвоприношение не наступает, хотя вполне возможно общественное порицание такого рода публичных деяний. Так, например, мэр г. Москвы С.С. Собянин призвал мусульман на праздновании Курбан-Байрама обходиться без вызывающих зрелищ. Таким образом, С.С. Собянин отреагировал на обращение защитников животных и некоторых общественных деятелей, недовольных проведением публичных жертвоприношений, которые выступили с просьбой запретить забой животных на улицах столицы. «Я думаю и самим мусульманам не нужны кровавые зрелища», - отметил С.С. Собянин, - «нужно все организовывать так, чтобы не было вызывающих зрелищ» [3]. В целях цивилизации обрядов жертвоприношения было предложено выделить специальные места для отправления таких обрядов. Эту идею поддержали ряд деятелей культуры, в том числе и представители мусульманских общин.

Таким образом, из данной ситуации можно сделать два вывода:

1) публичное жертвоприношение, а именно забивание животного в общественных местах, следует признавать случаем жестокого обращения с животными и квалифицировать по ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными»;

2) ввиду традиционности проведения обряда жертвоприношения для отдельных народностей целесообразно статью 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи проведения обрядов жертвоприношения за исключением случаев публичного жертвоприношения, то есть забивания животного в общественных местах».

1. Бээрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. М.: Мысль, 1998.

2. Липинская В.А. Народные традиции в материальной культуре. М., 1987.

3. Новотека [Электронный ресурс] // URL.: http://novoteka.ru/seventexp/8593279 (дата обращения: 29. 01. 2013)

4. Сеченов И.М. Избранные произведения: В 4-х томах. М.: Политиздат, 1952.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Попова т. В. Биогеография учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 Гидрометеорология,...
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconФедин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б
Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет»
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconСлепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы...
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconПедагогика и психология
Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Логопедия с дополнительной специализацией «Специальная психология» очной формы обучения
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Финансы и кредит», 080103. 65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТехнологический колледж
...
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г. Протокол №2
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconПопова А. Н. Волгоград, 2005. 110 с. Практическая терапевтическая...
Гбоу впо «волгоградский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения российской федерации
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Попова Г. В. Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск