Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»





Скачать 333.87 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»
страница1/3
Дата публикации06.12.2014
Размер333.87 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)
К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ

ЗАНЯТИЮ № 14

ТЕМА: «Специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний у детей и подростков»
Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составитель:

к.м.н., доцент ______________ Чистякова И.Н.


Красноярск

2012
1.Тема занятия: «Специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний у детей и подростков».
2.Значение изучаемой темы:

До настоящего времени иммунопрофилактика в полной мере свое приоритетное значение в борьбе против многих инфекционных заболеваний. Профилактические прививки являются основной мерой, радикально воздействующей на эпидемический процесс. Именно с проведением активной иммунизации связаны большие успехи, достигнутые в борьбе с инфекционными болезнями, и на ней строятся перспективы ликвидации некоторых инфекций.

Также следует учитывать, что среди различных медицинских манипуляций в педиатрической практике первое по частоте занимают профилактические прививки, и наибольшее их количество, особенно первичных вакцинаций, приходится на самый ранний возраст. Поэтому качественное проведение активной иммунизации широкому кругу детского населения, качественная и всесторонняя организация прививочной работы в детской поликлинике являются значимыми факторами в формировании и укрепления здоровья детей. В этом и заключается основное учебное значение.
Профессиональное значение темы: Подготовка квалифицированного врача – педиатра первичного звена здравоохранения, хорошо ориентирующегося в вопросах организации и проведения специфической профилактики инфекционных заболеваний.
Личностное значение темы: Развитие ответственности будущего врача за проведение иммунопрофилактики с целью предотвращения патологических последствий проведенной вакцинации.
3.Цели занятия:

Изучить основные принципы организации кабинета иммунопрофилактики в детской поликлинике, ознакомить с основными принципами прививочной картотеки и функциональными обязанностями врача иммунолога и медсестры картотечницы; подробно изучить организацию работы прививочного кабинета, учетно-отчетную документацию.

Иметь ясные представления о современных вакцинных препаратов и их влиянии на организм ребенка, знать о способах их хранения и транспортировки. Требовать навыки самостоятельной работы по планированию прививок, по оформлению разрешения на проведение вакцинации и медицинских отводов от прививок, по организации и проведению патронажных посещений с целью профилактики возможных поствакцинальных патологических реакций и осложнений.
Для этого необходимо знать:

- календарь профилактических прививок.

- показания и противопоказания к вакцинации.

- медицинские отводы от проф. прививок.

- примерную схему сбора анамнеза.

- организацию работы прививочного кабинета.

- обязанности врача иммунолога.

- обязанности медсестры прививочного кабинета.

- прививочную документацию.

- вакцины и их характеристику.

- сроки наблюдения за привитыми.

уметь:

-организовать приём и обслуживание здорового и больного ребенка в условиях детской поликлиники;

-провести объективный осмотр здорового и больного ребенка, собрать анамнез (vitae и morbi);

- планирование прививок

иметь:

-представление об основах организации и проведения иммунопрофилактики.

-структуре прививочной централизованной картотеки.

- требованиях, предъявляемых к транспортировке и хранению МИБП.
4.План изучения темы:

4.1. Самостоятельная работа – 165 мин.:

  • курация больных детей различных возрастных групп (обслуживание вызовов и активные посещения больных на дому);

  • запись результатов клинического осмотра и обследования детей;

- определение иммунной прослойки на курируемом участке

- составление плана профилактических прививок

- знакомство с нормативно – правовой документацией

- работа с основной медицинской документацией педиатрического участка: учетно-отчетные формы №№ 112/у, 026/у, 058/у, 030/у, 063/у;
4.2. Исходный контроль знаний (тесты):

Инструкция к тестовым заданиям: Выбрать один правильный ответ
01. Паротитная вакцина содержит:

а) живой вирус эпидемического паротита;

б) инактивированный вирус эпидемического паротита;

в) живой вакцинный штамм вируса эпидемического паротита;

г) инактивированный вакцинный штамм вируса эпидемического паротита;

д) поверхностные антигены вируса эпидемического паротита.
02. Кто может быть привит против краснухи (краснухой не болели):

а) ребенок 7 мес., здоров;

б) ребенок 10 мес., здоров;

в) ребенок 12 мес., здоров;

г) ребенок 18 мес., здоров, против краснухи не привит, 2 недели назад привит против кори.
03. Полиомиелитную вакцину выпускают в виде:

а) драже;

б) порошка;

в) прозрачной жидкости;

г) мутной жидкости.
04. АС-анатоксин вводят:

а) планово в ранках Национального календаря прививок;

б) по эпидемиологическим показаниям;

в) лицам, контактировавшим с больным в эпидемиологическом очаге дифтерии;

г) лицам, контактировавшим с больным в эпидемиологическом очаге коклюша;

д) лицам, контактировавшим с больным в эпидемиологическом очаге столбняка.
05. Приведенная схема профилактических прививок: вакцинация-12мес. ревакцинация-6 лет, используется при вакцинации против:

а) вирусного гепатита В;

б) кори;

в) дифтерии;

г) клещевого энцефалита.
06. При проведении вакцинации детям в возрасте до 1 года не используется вакцина:

а) АКДС;

б) БЦЖ;

в) БЦЖ-М;

г) гепатит В;

д) ЖКВ;

е) полиомиелит.
07. Для вакцинации детей в возрасте 12 мес. не используется вакцина:

а) АКДС;

б) ЖКВ;

в)ЖПВ;

г) Краснушная.
08. Кто может быть привит живой паротитной вакциной (эпидемическим паротитом не болели):

а) ребенок 10 мес., здоров;

б) ребенок 14 мес., здоров, 1 мес. назад привит ЖКВ;

в) ребенок 6 лет, здоров, против паротита вакцинирован в 14 мес., 2 недели назад привит гпротив краснухи.
09. Вакцина БЦЖ содержит:

а) инактивированная культура микобактерий туберкулеза;

б) живую культуру микобактерий бычьего типа;

в) вакцинный штамм микобактерий бычьего типа;

г) живую культуру микобактерий птичьего типа;

д) вирулентную культуру микобактерий туберкулеза.
10. Приведенная схема профилактических прививок

вакцинация-первые 12 ч жизни,1 мес. жизни, 6 мес. жизни используется при вакцинации против:

а) туберкулеза;

б) гепатита В;

в) кори;

г) дифтерии.


    1. Полиомиелитную вакцину ребенку следует дать:

а) за 3 ч до еды;

б) за 1 ч до еды;

в) во время еды;

г) после еды спустя 1 ч;

д) утром натощак.


    1. Приведенная схема профилактических прививок

Вакцинация – 3 мес ревакцинация – 18 мес.

- 4,5 мес. – 7 лет

- 6 мес. – 14 лет

- каждые 10 лет.

используется при вакцинации против:

а) туберкулеза;

б) полиомиелит;

в) гепатита В;

г) дифтерии;

д) эпидемического паротита.
13. Вакцина против краснухи содержит:

а) живой вирус краснухи;

б) инактивированный вирус краснухи;

в) живой атеннуированный вирус краснухи;

г) инактивированный вакцинный штамм вируса краснухи.


      1. Можно ли провести плановую прививку против эпидемического паротита ребенку 2 лет, если в ясельной группе, которую он посещал, карантин по кори (ребенок переболел корью в возрасте 1 года):

а) да;

б) нет.


      1. Кто из перечисленных детей не подлежит вакцинации против кори:

а) ребенок 12 мес., здоров, корью не болел;

б)ребенок 13 мес., здоров, в возрасте 6 мес. переболел корью в легкой форме;

в) ребенок 14 нед., здоров, корью не болел и не привит против кори;

г) ребенок 12 мес., здоров, против кори не привит, 3 месяца назад из-за контакта с больным корью получил иммуноглобулин, корью не заболел.


      1. Разовьется ли поствакцинальный иммунитет после прививки живой коревой вакцины, если через 21 день после вакцинации ребенок получил нормальный иммуноглобулин человека:

а) да;

б)нет.


      1. Вакцинировать ЖКВ можно после введения нормального иммуноглобулина человека через:

а) 2 недели;

б)6 недель;

в)3 мес.;

г)8 мес.


      1. Столбнячный анатоксин не вводят при:

а)ранениях;

б)ожогах 2 степени;

в)заболевании столбняком;

г)проведении плановых прививок.


      1. В какие сроки после постановки реакции Манту можно провести ревакцинацию БЦЖ-вакциной:

а)через 1 мес.;

б)через 3 дня;

в)через 2 недели;

г)через 1 мес.


      1. Назовите учетные формы для планирования проф. прививок в дет. поликлинике:

а)Ф. 63 и ф. 112;

б)Ф.26 и ф.112;

в)Ф.63 и ф.58.


      1. Укажите препараты, вызывающие активный иммунитет:

а)АКДС, коревая вакцина, паротитная вакцина;

б)АДС-М, столбнячный анатоксин, иммуноглобулины;

в)бактериофаги.


      1. Укажите оптимальную температуру хранения вакцин БЦЖ, БЦЖ-М:

а)От +2 до +4 градусов;

б)От +2 до +6 градусов;

в)От +4 до +8 градусов.


      1. Коревая вакцина вводится:

а)подкожно 0,5 мл под лопатку;

б)подкожно 1,0 мл под лопатку;

в)внутримышечно 0,5 мл.


      1. Каков интервал между V1 и V2 против вирусного гепатита В?

а)1 месяц;

Б)2 месяца;

в)45 дней.


      1. Каков допустимый интервал между различными прививками:

а)1 месяц;

б)2 месяца;

в)1,5 месяца;

г)6 месяцев.
4.3 Самостоятельная работа по теме:

1. В процессе самостоятельной работы в кабинете участкового врача, студент должен оформить разрешение на проведение прививки. Для чего необходимо тщательно собрать анамнез, с акцентом на аллергологический анамнез и оценкой реакции ребенка на предыдущие профилактические прививки; провести клинический осмотр ребенка с обязательной термометрией; дать оценку состояния здоровья; выбрать вакцинальный препарат и определить сроки проведения патронажных посещений после вакцинации. Дать рекомендации родителям по ведению ребенка в первые дни после иммунизации.

2.В процессе коллективного разбора ребенка в учебной комнате курирующий студент докладывает все данные о ребенке, обосновывает показания для вакцинации и вид предложенной вакцины. Остальные студенты активно участвуют в обсуждении представленных данных; проводят планирование профилактических прививок; рассчитывают иммунную прослойку и охват детей профилактическими прививками; оформляют первичную медицинскую документацию ф.63/у, ф.112/у. Преподаватель по мере необходимости корректирует доклад и комментирует обсуждение.

3.Критерием достижения цели занятия является умение правильно отобрать детей для вакцинации, выбрать вакцину, оформить разрешение на проведение прививки или, при необходимости медицинский отвод от прививки. Умение составить план профилактических прививок с заполнением ф.63/у и сертификата профилактических прививок; ориентация студентов в правовых вопросах проведения иммунопрофилактики и умении оформить отказ от проведения прививок; знание организационных вопросов проведения иммунопрофилактики.
4.4 Итоговый контроль знаний:

-опрос по основным понятиям темы;

-разбор больных, выявление типичных ошибок;

-заслушивание рефератов

-проверка правильности заполнения медицинской документации;

-подведение итогов с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия.
5.Основные понятия и положения темы.
Иммунопрофилактика инфекционных болезней – важная составная часть охраны здоровья и обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, а в отдельных случаях единственное эффективное мероприятие для предупреждения, снижения и ликвидации инфекционных болезней.

В Российской Федерации иммунопрофилактика инфекционных болезней регламентируется Федеральным Законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», утвержденным 17.09.98 г. Федеральный Закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, предусматривающие сочетание прав, обязанностей и ответственности индивидуума и государства.

В Федеральном Законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» дана трактовка основных понятий.

Иммунопрофилактика – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактическая прививка – введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Медицинские иммунобиологические препараты – вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Национальный календарь профилактических прививок – нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.

Поствакцинальные осложнения – вызванные профилактическими прививками, включенными в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемиологическим показаниям (далее поствакцинальные осложнения) – тяжелые и/или стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок.

Сертификат профилактических прививок – документ, в котором регистрируют профилактические прививки гражданина.

Федеральный Закон возводит иммунопрофилактику в ранг государственной политики и обеспечивает для граждан:

  • Доступность профилактических прививок;

  • Бесплатное проведение прививок, включенных в Национальный календарь и проводимых по эпидемиологическим показаниям, в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

  • Социальную защиту граждан в случае возникновения поствакцинальных осложнений;

  • Разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ;

  • Использование эффективных МИБП, обеспечение современного уровня их производства и государственный контроль качества.


Закон четко определяет право граждан на:

  • Получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости прививок, последствиях отказа от них и возможных осложнениях;

  • Выбор государственных, муниципальных или частных форм здравоохранения;

  • Бесплатные прививки (включенные в календарь прививок и проводимые по эпид. показаниям), а также медицинский осмотр, а при необходимости обследование и лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

  • Социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;

  • Отказ от профилактических прививок.

В случае отказа граждан от профилактических прививок закон предусматривает определенные права государства, к ним относятся:

  • Запрет для граждан выезд в страны, пребывание в которых требует конкретных профилактических прививок;

  • Временный отказ в приеме в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

  • Отказ в допуске к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.


Медицинские биологические препараты.
Активная иммунизация проводится с использованием вакцин. К вакцинации относят препараты, получаемые из бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности.

Различают следующие виды вакцин:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconУчебное пособие предназначено для студентов 5 курса педиатрического...
Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания к выполнению практических работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов среднеспециальных учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080302 Коммерция...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика»
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск