Скачать 489.36 Kb.
|
Ставропольская государственная медицинская академия Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета Ставрополь 2008г. УДК 616- 0931 -098 (07) Методическое пособие по частной микробиологии для студентов стоматологического факультета. Ставрополь – Изд: СГМА, С.38 Составители:И.О. зав. каф. проф. И.А. Базиков, доцент А.Х. Казиев, доцент Е.В. Лысогора, ассистент И.С. Селиванова, , ассистент И.В. Климанович, ассистент М. М. Минасян, ассистент В.А. Лысогора. Ставропольская государственная медицинская академия ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, ОБСУЖДАЕМЫХ НА ЛЕКЦИЯХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
1. Что содержит препарат? 2. Как его получают? 3.Для чего его применяют? ЗАНЯТИЕ 1 ОБЩАЯ ВИРУСОЛОГИЯ. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. практическая работа: Методы лабораторных исследований при вирусных заболеваниях: 1. Вирусоскопический: микроскопия мазков с внутриклеточными включениями (Тельца Бабеша - Негри, Морозова – Пашена, Гварниери, мазок - отпечаток со слизистой носа, РИФ). 2. Вирусологический: а) выделение вирусов из инфекционного материала (культура клеток, куриный эмбрион, животные); б) определение вируса в материале (ЦПД, реакция гемагглютинации, гемадсорбции); в) идентификация выделенного вируса (РСК, преципитация, РИФ, РТГА, РГА, цветная проба, реакция нейтрализации вируса и др.); г) учет РГА, РТГА, определение титра взвеси вируса (антигена) на культуре клеток (цветная проба). 3. Биологический: методы заражения животных, определение вирусного инфицирования. Реакция нейтрализации вируса на животных. 4. Серологический: а) реакции иммунитета, РТГА, РН, РСК, РИФ, ИФА, РНГА, преципитации, задержки ЦПД и др. б) учет реакции нейтрализации для обнаружения титра антител (цветная проба, РН). В. Вопросы для самоподготовки: а) Какие методы используются для культивирования вирусов. б) Как заражают новорожденных мышей? в) Что собой представляют тельца Бабеша -Негри и какими методами их окрашивают? г) Что такое культура ткани? д) Ткани каких органов используются для получения культур клеток? е) Какие среды и солевые растворы применяют для выращивания и обработки культур ткани? ж) Какого возраста эмбрионы используются для заражения? з) Зачем делают пересев клеток при поддержании штамма культуры клеток в лабораторных условиях. и) Какого возраста эмбрионы используются для заражения? к) Как определяют место расположения при овоскопии? л) Как обрабатывается эмбрион перед заражением? м) Какие существуют методы заражения куриного эмбриона? н) Как обнаруживают наличия вируса в культуре клеток? о) С какой целью может быть использован метод цветных проб? п) Как ставят реакцию гемадсорбции? Как выглядит положительная реакция гемадсорбции? р) Что собой представляет метод бляшек? с) Как обнаруживают вирус в курином эмбрионе? т) Как вскрывают зараженный эмбрион? у) Как обнаруживают вирус гриппа в курином эмбрионе? ф) Как вскрывают зараженный эмбрион? х) Почему происходит реакция агглютинации эритроцитов в присутствии вируса гриппа? Каков механизм этой реакции? ц) Что такое реакция торможения (нейтрализация) гемагглютинации? Для чего она используется? ч) Как обнаруживают изменения в хорионаллантоисной оболочке, вызванные вирусом? Г. Письменное задание: 1. Записать методику заражения куриного эмбриона. 2. Перечислить ингредиенты для постановки РГА. 3. Перечислить ингредиенты для постановки РТГА. ЗАНЯТИЕ 2 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГРИППА И ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА, ВЫЗЫВАЕМЫХ ВИРУСОМ ГЕРПЕСА. Семейство: Orthomyxoviridae Семейство: Herpesviridae Род: Influenzavirus Род: Alphaherpesvirus. Вид: Грипп А Вид: Virus herpes simplex Грипп В Virus herpes zoster А. Обсуждаемые вопросы: Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: Методы лабораторной диагностики гриппа и герпеса: 1. Вирусоскопический: риноцитоскопия, РИФ; 2. Вирусологический: а) Произвести забор материала от больного респираторными вирусными инфекциями (носоглоточный смыв, соскобы с герпетических высыпаний, содержимое пузырьков). Метод подготовки исследуемого материала к посеву на куриный эмбрион. б) Методика выращивания чистой культуры вируса с использованием куриного эмбриона, культуры клеток. Постановка РГА для доказательства накопления вирусов в клетках и идентификация вирусов в РТГА, РСК и др. 3. Поставить РТГА, провести учет этой реакции. 4. Профилактика и лечение респираторных вирусных инфекций с помощью биопрепаратов. Диагностические препараты. В. Вопросы для самоподготовки: а) Дайте общую характеристику ортомиксовирусов, герпесвирусов. б) Какую структуру имеет вирион гриппа, герпеса? в) Какие микробиологические методы применяются для диагностики вирусных респираторных и герпетических инфекций? г) В чем особенность серологических методов диагностики ОРВИ? д) Какими методами выделяется культура вируса гриппа и вируса герпеса? е) Каким методом обнаруживается наличие вируса гриппа, выращенного на курином эмбрионе? ж) На чем основана РТГА? Каковы особенности ее постановки и учета результатов при обнаружении противогриппозных антител? Г. Письменной задание:
ЗАНЯТИЕ 3 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭНТЕРОВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ И ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ Семейство: Picornaviridae Род: Enterovirus Виды: возбудитель полиомиелита – Poliovirus poliomielitis возбудитель Коксаки А, В возбудитель EСНО. ВИРУСЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ГЕПАТИТЫ: Семейство: Picornaviridae Род: Hepatovirus Вид: HAV. Семейство: Hepadnaviridae Род: Orthohepadnavirus Вид: HBV. Семейство: гепатит Е - подобные вирусы Вид: HЕV. Семейство: Flaviviridae Род: Hepacivirus Вид: HCV, HDV. Семейство: Deltavirus Вид: HDV (дефектный) Семейство: Circinoviridae Вид: HTTV А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Вирусологический метод диагностики полиомиелита: а) выращивание вируса на культурах клеток и лабораторных животных; б) идентификация вирусов в реакции нейтрализации методом цветной пробы. 2. Серологический метод: Обсуждение реакций, применяемых для серодиагностики заболеваний, вызываемых ЕСНО (РТГА), вирусами КОКСАКИ А и В (реакция нейтрализации и цветной пробы), вирусами полиомиелита (РН, преципитации, РСК, ИФА). 3. Диагностика вирусных гепатитов. а) диагностика вирусного гепатита В: - определение австралийского антигена в крови больного иммунофер- ментным методом, методом встречного иммуноэлектрофореза, РСК, преципитации. ПЦР - диагностика. Определение антител к НВS -антигену. б) диагностика вирусного гепатита А: - обнаружение вируса в фекалиях больного с помощью ИФА, РИА, РЭМ. Подготовка исследуемого материала. - серодиагностика - определение нарастания титра антител с помощью ИФА. в) Методы серодиагностики при НСV, НDV вирусных инфекциях. 4. Специфическая профилактика и лечение энтеровирусных инфекций. В. Вопросы для самоподготовки: а) Какова классификация пикорновирусов? б) Дайте общую характеристику группы энтеровирусов? в) Какие вирусологические методы применяют для диагностики полиомиелита и других энтеровирусных заболеваний? г) Как выделяют вирус полиомиелита от больных? д) Какие серологические методы диагностики могут быть использованы при заболевании полиомиелитом? е) Какие заболевания вызывают вирусы Коксаки и Есно? ж) Какие способы применяются для обнаружения и выделения вирусов Коксаки? з) Как обнаруживают и идентифицируют вирусы Коксаки А и В? и) Как определяется цитопатическое действие вируса полиомиелита? к) Каковы пути заражения А-, F– гепатитами? л) Дать характеристику вирусных В -, С- и Е- гепатитов? н) Что такое интерферон? Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 4 ИТОГОВОЕ ПО ТЕМЕ: МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ" ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
ЗАНЯТИЕ 5 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОЛИ-ИНФЕКЦИИ. Семейство: Enterobacteriaceae Род: Еsherichia Вид: E. coli А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Самостоятельное изучение демонстрационного материала: а) морфология кишечной палочки в мазках, окрашенных по Граму; б) стенд-информация по теме: "Кишечное семейство бактерий"; 2 Коли-инфекции. БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД: - первый этап: посев исследуемого материала на среду Эндо; - второй этап: учет результатов роста на среде Эндо, микроскопия подозрительных колоний; а) постановка ориентировочной реакции агглютинации с поливалентными ОВ-coli -агглютинирующими сыворотками и материалом из колоний; б) по результатам положительной реакции агглютинации сделать пересев выбранной колонии на скошенный агар (указать цель этого действия); в) поливалентные и моновалентные (моноспецифические) ОВ -coli агглютинирующие сыворотки, получение, использование. -третий этап: определение чистоты культуры на скошенном агаре; а) микроскопия мазков (окраска по Граму), критерии чистоты культуры. б) пересев на "пестрый ряд" (указать цель посева); в) постановка развернутой реакции агглютинации с моноспецифическими ОВ -coli сыворотками; -четвертый этап: а) учет результатов роста на средах "пестрого" ряда, б) учет развернутой реакции агглютинации; Вывод: обосновать полученный результат. 3. Санитарно-бактериологическое исследование воды: определение коли-титра двухфазным бродильным методом. Б. Вопросы для самоподготовки: а) Почему кишечную палочку считают санитарно – показательным микроорганизмом при санитарном обследовании объектов внешней среды? б) Что такое коли – титр и коли – индекс? в) Каково антигенное строение кишечной палочки? г) Как выделяют чистую культуру диареегенной кишечной палочки? д) Какой антиген (О или К) определяют в реакции агглютинации с живой культурой? е) Как обнаруживается О – антиген у кишечной палочки? ж) По какому антигену окончательно судят о принадлежности бактерий к патогенному серовару? з) На какие категории и по каким признакам подразделяют диареегенные кишечные палочки? и) Какими факторами патогенности обладают энтеротоксигенные кишечные палочки? Каков генетический контроль их синтеза? к) Чем обусловлена патогенность энтеротоксигенных кишечных палочек? л) Чем обусловлена патогенность энтероинвазивных кишечных палочек? м) С чем связана патогенность энтерогеморрагических кишечных палочек? н) Каковы основные пути заражения диареегенными кишечными палочками? о) Можно ли отличить колонии диареегенных кишечных палочек от колоний непатогенных кишечных палочек на дифференциально - диагностических средах? Если можно, то в каких случаях? Г. Письменное задание: а) Роль неспецифической защиты при коли-инфекциях. Записать определение коли-титра двухфазным бродильным методом. б) Перечислить различные варианты диареегенных кишечных палочек. в) Дифференциальные признаки УПКП и ЭПКП. г) Решение ситуационных задач по теме занятия. ЗАНЯТИЕ 6 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ХОЛЕРЫ (особо опасная инфекция). Семейство: Vibrionaceae Род: Vibrio Виды: V. cholerae биовар -cholerae V. cholerae биовар –eltor V. cholerae серовар О 139. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Демонстрационный материал: а) стенд: "Возбудители холеры"; б) морфология холерного классического и холерного вибриона Эль-Тор в мазках. в) дифференциальные признаки вибрионов: холерного классического, холерного Эль-Тор, холероподобного; 2. Исследование воды на холеру. Бактериологический метод: - методика взятия пробы из воды, материала от больного с подозрением на холеру, из трупа. Патрон для пересылки фекалий; - изучение колоний холероподобного вибриона на щелочном агаре, приготовление мазков, окраска по Граму; - биохимические свойства и реакция холера-рот; - серодиагностика холерных вибрионов, постановка развернутой реакции агглютинации с "О" холерной сывороткой, учет результатов; - ускоренная диагностика холеры по Ермольевой, учет результатов; 3. Биопрепараты: вакцина, агглютинирующие сыворотки, Инаба, Огава, Гикошима, бактериофаг, холероген -анатоксин. В.Вопросы для самоподготовки: а) Каковы морфологические, культуральные и биохимические особенности холерного вибриона? б) По каким признакам отличают холерный вибрион от холероподобного? в) Как происходит заражение при холере? г) Монофаги холерные жидкие (2 мл), состав назначение. д) Принцип патогенеза диареи при холере. Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 7 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОБИОЦЕНОЗА ПОЛОСТИ РТА. ДИСБАКТЕРИОЗЫ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа.
В. Вопросы для самоподготовки:
Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 8 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАФИЛОКОККОВЫХ И СТРЕПТОКОККОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА. Семейство: Micrococcaceae Род: Staphylococcus Виды: S. aureus, S. epidermidis, S. saprophyticus Семейство: Streptococcaceae Род: Streptococcus Виды: S. pyogenes А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Демонстрационный материал: а) стенд-информация: "Стафилококки, стрептококки"; б) демонстрация стафилококка и стрептококка в мазках; в) демонстрация колоний стафилококка и стрептококка на кровяном и сывороточном агарах; 2. Микроскопия гноя из очага остеомиелита нижней челюсти, окраска по Граму. 3. Бактериологическое исследование: - первый этап: - посев гноя на кровяной агар и ЖСА (указать цель посева); - второй этап: - учет роста на кровяном агаре и ЖСА: - макроскопия, - микроскопия в окраске по Граму. - определение гемотоксина и лецитиназы, микроскопия отдельных колоний. В. Вопросы для самоподготовки: а) Какова классификация стафилококков по патогенности и пигментам? б) Поражение каких органов и тканей вызывает стафилококковая инфекция? в) Какой материал берут от больных при различных стафилококковых заболеваниях? г) Какие микробиологические методы используют для диагностики заболеваний, вызываемых гноеродными кокками? д) Как производят бактериологическое исследование гноя при стафилококковых заболеваниях? е) Как производят выделение гемокультуры при стафилококковом сепсисе? Г. Письменной задание:
ЗАНЯТИЕ 9 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАФИЛОКОККОВЫХ И СТРЕПТОКОККОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). Б. Практическая работа.
- пересев колоний на скошенный агар для накопления культуры стафилококка и на сывороточный агар для накопления стрептококка. - третий этап: Учет роста на скошенном и сывороточном агаре; - определение патогенности (проба на плазмокоагулазу выделенной культуры стафилококка); - определение чувствительности к антибиотикам методом бумажных дисков. Вывод: обосновать полученный результат. 2.Биопрепараты: анатоксин, иммуноглобулин, бактериофаг, стафилококковый и стрептококковый аллергены, стафиловакцина, стафилококковый антифагин. 3. Самостоятельная работа: определение чувствительности стафилококка, выделенного из очага полиомиелита, к антибиотикам методом бумажных дисков. 4. Распределение тем рефератов по УИРС: "Патогенные кокки". В. Вопросы для самоподготовки: а) Какова морфология стрептококков? б) Какова классификация стрептококков по характеру роста на кровяном МПА? в) Каково антигенное строение стрептококков? г) Какие заболевания вызывают стрептококки? д) Какой материал берут от больных при различных стрептококковых заболеваниях. е) Как производят бактериологическое исследование при различных стрептококковых заболеваниях? з) Какие питательные среды применяются для выращивания стрептококков? ж) По каким признакам определяют патогенность выделенной культуры стафилококка? Г. Письменное задание: 1) Методика постановки и учета результатов пробы на плазмокоагулазу. 2) Методика постановки и учета результатов в методе бумажных дисков. 3) Зарисовать типичное расположение стафилококков и стрептококков в поле зрения в окраске по Граму. ЗАНЯТИЕ 10 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАНДИДОЗОВ И АКТИНОМИКОЗОВ ПОЛОСТИ РТА. Семейство: Actinomycetaceae Род: Actinomyces Виды: Israeli, baudetti, bovis, naeslundii, Семейство: Сryptococcaceae Род: Candida Виды: albicans, tropicalis, krusei. А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: Микроскопический метод:
Бактериологический метод:
Серологический метод:
В. Вопросы для самоподготовки:
Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 11 ИТОГОВОЕ ПО ТЕМЕ: "МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА БАКТЕРИАЛЬНЫХ И ГРИБКОВЫХ ИНФЕКЦИЙ ПОЛОСТИ РТА" ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
ЗАНЯТИЕ 12 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ (СТОЛБНЯК, ГАЗОВАЯ ГАНГРЕНА, БОТУЛИЗМ). Семейство: Bacillaceae Род: Clostridium Виды: Cl. Tetani – возбудитель столбняка Cl. botulinum – возбудитель ботулизма Cl. perfringens – возбудители газовой анаэробной инфекции Cl. septicum - --//--//--//--//--//--//--//- Cl. histolyticum -- //--//--//--//--//--//--//- Cl. novi - -//--//--//--//--//--//--//- А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Демонстрационный материал: а) морфология возбудителей анаэробных инфекций в мазках, окрашенных по Граму; б) метод Оухтерлони для определения токсигенности возбудителя ботулизма; в) биопрепараты: столбнячная, противогангренозная, противоботулиническая сыворотки (лечебные и диагностические), столбнячный анатоксин; г) наглядные пособия: информация по теме: "Возбудители инфекции с антитоксическим иммунитетом; 2. Бактериологическое исследование при анаэробных раневых инфекциях: - микроскопирование раневого отделяемого в мазках, окрашенных по Граму; - посев раневого отделяемого на среду Китт-Тароцци и молоко; - учет результатов роста на среде Китт-Тароцци и молоке; - пересев в трубки Вейон-Веньяля анаэробной культуры; - учет роста в трубках и пересев колоний на среду Китт-Тароцци; - микроскопия выделенной чистой анаэробной культуры. 3. Дать заключение о способах приготовления и использования бактерийных препаратов при анаэробных инфекциях. 4. Решение ситуационных задач по теме занятия. В. Вопросы для самоподготовки: Г. Контрольные вопросы: а) Каковы основные биологические свойства анаэробных бактерий? б) Каков механизм заражения газовой гангрены? в) Какие возбудители чаще всего вызывают газовую гангрену? г) Какие токсины образуют возбудители газовой гангрены? д) Каковы особенности патогенеза газовой гангрены? е) По каким основным признакам различаются между собой C. perfringens, C. novyi, C. septicum, C. Histolyticum? ж)Какие ускоренные методы применяются для обнаружения C. Perfringens? з) Какие микробиологические методы используются для диагностики анаэробных инфекций? и) Каковы основные морфологические, культуральные и биохимические особенности возбудителя столбняка? к) Какова природа токсина столбнячной палочки и на что он действует? л) Каковы основные морфологические и биологические свойства возбудителя ботулизма? м) Какова природа палочки ботулизма? Какие типы токсина продуцирует возбудитель и что поражает токсин? н) Какие условия способствуют размножению возбудителя ботулизма и накоплению токсина в пищевом продукте? о) Какой материал берется для исследования при подозрении на ботулизм? п) Какие методы применяются для обнаружения токсина возбудителя ботулизма и определения его типа? р) Как осуществляется специфическая профилактика и лечение ботулизма? Какие препараты применяются для этой цели? с) Какова природа и структура столбнячного токсина? т) Что поражает столбнячный токсин? у) как осуществляется специфическое лечение и специфическая профилактика столбняка? ф) Как обеспечивается формирование коллективного иммунитета против столбняка и какие препараты применяют для этой цели? МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ. Семейство: Сorynebacteriaceae Род: Сorynebacterium Вид: C. diphteriae А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Демонстрационный материал: а) наглядные пособия: стенд-информация по теме: "Возбудитель дифтерии". б) морфология дифтерийных палочек в мазках, окрашенных по Леффлеру и Нейссеру; в) характер колоний дифтерийных палочек на средах Леффлера, теллуритовой среде Клауберга; г) ферментативные свойства дифтерийных палочек (демонстрация); г) определение токсигенности методом Оухтерлони; 2. Этапы бактериологического метода исследования при дифтерии: - ознакомление с бланками анализа; - приготовление мазка с тампона, окраска по методу Нейссера, микроскопия; - посев исследуемого материала на теллуритовый агар. 3. Дать заключение о способах приготовления и использования АД, ДС, АДС, АКДС, токсина Шика, противодифтерийной сыворотки. В. Вопросы для самоподготовки: а) Какие микробиологические методы применяются для диагностики дифтерии? б) Какой материал берется для исследования при подозрении на дифтерию и при обследовании на бактерионосительство? в) Какие морфологические признаки присущи дифтерийной палочке? г) По каким признакам дифференцируют типы гравис, митис и интермедиус? д) По каким биохимическим признакам отличают дифтерийную палочку от дифтероидов? е) Какими методами и как определяют токсигенность возбудителя дифтерии? ж) Каковы пути и способы заражения дифтерией? з) Как и с какой целью ставят пробу Шика? и) Почему для микробиологической диагностики дифтерии необходимо выделение чистой культуры возбудителя и изучение его свойств? к) Какие медикобиологические преппараты применяют для специфической профилактики дифтерии? л) Какими факторами патогенности обладает возбудитель дифтерии? м) Что поражает (какие органы и системы органов) дифтерийный токсин? н) Каковы природа и структура дифтерийного токсина? о) Каким образом возможно превращение нетоксигенной дифтерийной бактерии и токсигенную? Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 13 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА И ПРОКАЗЫ. Семейство: Мicobacteriaceae Род: Мicobacterium Вид: M. tuberculosis M. leprae А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Демонстрация: а) стенд-информация по теме: "Возбудители туберкулеза и проказы; б) демонстрация роста туберкулезной палочки на специальных средах; в) демонстрация печени, легких, селезенки морских свинок, погибших от туберкулеза; г) Демонстрация мазка из язв больного лепрой; 2. Лабораторная диагностика туберкулеза: - микроскопический метод: приготовление мазков из прокипяченной мокроты больного туберкулезом легких, окрасить по Цилю-Нильсену, микроскопия. Методы обогащения материала для обнаружения возбудителя; - метод микрокультур Прайса-Школьниковой; - серодиагностика туберкулеза, постановка коалиновой реакции агглютинации, демонстрация результатов реакции. 3. Биопрепараты: вакцина БЦЖ, туберкулин. 4. Заполнить карту 13 "Туберкулез". 5. Обосновать показания и противопоказания к ревакцинации БЦЖ. В. Вопросы для самоподготовки: а) Каковы морфологические и культуральные особенности туберкулезной палочки? б) Какие существуют типы туберкулезной палочки и какова их роль в патологии человека? в) Почему возбудители туберкулеза устойчивы к воздействию внешних факторов, кислот, спиртов и щелочей? г) Как происходит заражение человека легочным туберкулезом и туберкулезом других органов? д)Какую роль играют лимфоциты в реакции повышенной чувствительности замедленного типа при туберкулезе? е) Очищенный туберкулин, его назначение и применение. ж) Какие микробиологические методы применяются для диагностики туберкулеза? з) Как осуществляется бактериоскопическая диагностика туберкулеза? и) Какие методы используют для обогащения материала при бактериоскопической диагностике туберкулеза? к) Как осуществляется ускоренная диагностика туберкулеза (метод микрокультур)? л) Каково значение туберкулиновых проб в диагностике туберкулеза? м) Какие препараты применяются для диагностики и специфической профилактики туберкулеза? н) Каковы морфологические свойства возбудителя проказы? о) Какие микробиологические методы используются для диагностики проказы? Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 14 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПАТОГЕННЫМИ КОККАМИ. Семейство: Nesseriaceae Род: Nesseria Вид: N. gonorrhoeae N. meningitides А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Б. Практическая работа: 1. Демонстрационный материал: а) стенд-информация по теме "Менингококки и гонококки"; б) демонстрация морфологии менингококка в мазках, окрашенных по Граму; в) демонстрация характера роста менингококка на сывороточном агаре; г) демонстрация морфологии гонококка в мазках, окрашенных по Граму; д) демонстрация колоний гонококка на асцит-агаре; 2. Лабораторная диагностика: - дифференциация менингококка от гонококка по биохимическим свойствам; - дифференциация менингококка и катарального диплококка; - постановка реакции преципитации с ликвором больного менингококковым менингитом; - методы диагностики острой и хронической гонореи; 3. Биопрепараты: гонококковая вакцина, иммуноглобулин, диагностические сыворотки, менингококковая вакцина. В. Вопросы для самоподготовки: а) Какова морфология, тинкториальные и культуральные свойства гонококков и менингококков? В чем отличие их биохимических свойств? б) Какие заболевания вызывает менингококк, какой материал берется при разных формах менингококковых заболеваний и как он исследуется? в) Как осуществляют микроскопическую диагностику гонорее? На основании каких признаков делается заключение об обнаружении гонококков в микропрепарате из гнойного отделяемого? г) Как осуществляют бактериологическую и серологическую диагностику гонококковых заболеваний? Г. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 15 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗООНОЗНЫХ ИНФЕКЦИЙ. Семейство: Enterobakteriacea Род: Yersinia Вид: Y. pestis - возбудитель чумы Семейство: Brucellaсеае Род: Brucella Виды: В. Melitensis, b. abortus, B. suis, B. neotomae, B. ovis, B. canis - возбудители бруцеллеза. Род: Francisella Вид: F. Tularensis – возбудитель туляремии Семейство: Bacillaceae Род: Bacillus Вид: B. anthracis – возбудитель сибирской язвы А. Обсуждаемые вопросы: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. Стенд-информация по теме: "Возбудители бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, туляремии". 1. РОД БРУЦЕЛЛ: а) демонстрация морфологии возбудителей бруцеллеза в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных; б) демонстрация роста бруцелл на печеночном агаре; в) серодиагностика бруцеллеза, демонстрация реакции Райта и РПГА; г) демонстрация биопрепаратов: бруцеллезная вакцина, бруцеллин, бруцеллезный диагностикум. 2. РОД ИЕРСИНИЙ: а) демонстрация морфологии палочек чумы в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных; б) демонстрация характера колоний; в) демонстрация биопрепаратов; г) возбудители псевдотуберкулеза, их свойства и методы диагностики. 3. РОД ФРАНЦИСЕЛЛ: а) демонстрация морфологии туляремийных палочек в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных; б) демонстрация характера роста колоний на специальных средах; в) методы лабораторной диагностики; г) демонстрация биопреператов: вакцина тулярин, туляремийный диагностикум; 4. РОД БАЦИЛЛ: а) демонстрация морфологии сибиреязвенной палочки в мазках из чистой культуры; б) демонстрация роста колоний на МПА и МПБ; в) демонстрация реакции Асколи для обнаружения сибиреязвенного антигена. г) демонстрация биопрепаратов: вакцина, антраксин, иммуноглобулин; 5. Дать заключение о показании к вакцинации и способах приготовления и использования бактерийных препаратов при зоонозных инфекциях. Б.. Вопросы для самоподготовки: I. Контрольные вопросы: а) Какие виды бруцелл вызывают бруцеллез у человека? б) Каковы основные хозяева бруцелл соответствующих видов? в) Каковы морфология и культуральные свойства различных видов бруцелл? г) Какой из видов бруцелл наиболее патогенен для человека? д) Каковы пути заражения бруцеллезом? е) Какие микробиологические методы применяются для диагностики бруцеллеза? ж) Какой берется от больного материал для выделения возбудителя бруцеллеза? Как осуществляется выделение возбудителя из разного материала? з) Какими методами осуществляется серологическая диагностика бруцеллеза? Какова техника постановки серологических реакций? и) Как производится оценка реакции Райта? Какова ее диагностическая ценность? к) Как ставится аллергическая проба Бюрне? Через сколько времени и как производится ее оценка? л) С какого дня заболевания рекомендуется ставить реакцию Райта и пробу Бюрне? м) Что такое бруцеллин и как его получают? н) Как производится специфическая профилактика бруцеллеза? Как производится отбор лиц, подлежащих специфической вакцинации? II. Письменное задание: 1. Записать особенности единого бруцеллезного диагностикума. 2. Записать особенности активной специфической профилактики, проводимой при данных инфекциях. 3. Решение ситуационных задач по теме занятия. ЗАНЯТИЕ 16 |
Российской Федерации Учебно-методическая разработка по частной микробиологии... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольская государственная | Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки... Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | ||
Экзаменационные вопросы по микробиологии и вирусологии микрофлора... Медицинская микробиология. Предмет и задачи микробиологии. Этапы развития медицинской микробиологии. Работы Л. Пастера и Р. Коха... | Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы... | ||
Министерства здравоохранения и социального развития Учебно-методическое пособие предназначено для студентов IV курса стоматологического факультета. Рабочая тетрадь разработана с целью... | Конспект Компьютерный вирус Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | ||
Методическое пособие к теме "диаграмма состояния железо-углерод"... Методическое пособие разработано кандидатами химических наук, доцентами кафедры общей и неорганической химии С. Н. Свирской и И.... | Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов... Современное представление об инфекционном процессе. Динамика развития инфекционного процесса | ||
Учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии... Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары... | Тема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цели урока Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010 Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета | Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция» Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов... | ||
Методическое пособие для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено... | Учебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским... | ||
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса... Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования... | Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... |