Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета





Скачать 489.36 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета
страница1/3
Дата публикации06.12.2014
Размер489.36 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Биология > Методическое пособие
  1   2   3



Ставропольская государственная медицинская академия

Методическое пособие по частной микробиологии

с вирусологией и иммунологией

для студентов стоматологического факультета

Ставрополь 2008г.
УДК 616- 0931 -098 (07)
Методическое пособие по частной микробиологии для студентов стоматологического факультета. Ставрополь – Изд: СГМА, С.38

Составители:И.О. зав. каф. проф. И.А. Базиков, доцент А.Х. Казиев, доцент Е.В. Лысогора, ассистент И.С. Селиванова, , ассистент И.В. Климанович, ассистент М. М. Минасян, ассистент В.А. Лысогора.

Ставропольская государственная

медицинская академия

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, ОБСУЖДАЕМЫХ НА ЛЕКЦИЯХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ


  1. Характеристика возбудителя:

    1. Историческая справка.

    2. Таксономия (семейство, род, вид(ы)).

    3. Основные биологические свойства (морфология, ультраструктура, тинкториальные, культуральные, биохимические, резистентные, антигенные, факторы патогенности, патогенность для животных).




  1. Эпидемиология (источники инфекции, пути передачи и входные ворота инфекции).




  1. Краткая характеристика заболевания.

    1. Принцип патогенеза и основные клинические формы.

    2. Особенности иммунитета.




  1. Микробиологические методы диагностики (исследуемый материал, используемые питательные среды, экспресс - методы диагностики, а также методы индикации и идентификации).




  1. Общая характеристика медико-биологических препаратов по следующей схеме:

1. Что содержит препарат?

2. Как его получают?

3.Для чего его применяют?

ЗАНЯТИЕ 1

ОБЩАЯ ВИРУСОЛОГИЯ.

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. практическая работа:

Методы лабораторных исследований при вирусных заболеваниях:

1. Вирусоскопический: микроскопия мазков с внутриклеточными включениями (Тельца Бабеша - Негри, Морозова – Пашена, Гварниери, мазок - отпечаток со слизистой носа, РИФ).

2. Вирусологический:

а) выделение вирусов из инфекционного материала (культура клеток, куриный эмбрион, животные);

б) определение вируса в материале (ЦПД, реакция гемагглютинации, гемадсорбции);

в) идентификация выделенного вируса (РСК, преципитация, РИФ, РТГА, РГА, цветная проба, реакция нейтрализации вируса и др.);

г) учет РГА, РТГА, определение титра взвеси вируса (антигена) на культуре клеток (цветная проба).

3. Биологический: методы заражения животных, определение вирусного инфицирования. Реакция нейтрализации вируса на животных.

4. Серологический:

а) реакции иммунитета, РТГА, РН, РСК, РИФ, ИФА, РНГА, преципитации, задержки ЦПД и др.

б) учет реакции нейтрализации для обнаружения титра антител (цветная проба, РН).

В. Вопросы для самоподготовки:

а) Какие методы используются для культивирования вирусов.

б) Как заражают новорожденных мышей?

в) Что собой представляют тельца Бабеша -Негри и какими методами их окрашивают?

г) Что такое культура ткани?

д) Ткани каких органов используются для получения культур клеток?

е) Какие среды и солевые растворы применяют для выращивания и обработки культур ткани?

ж) Какого возраста эмбрионы используются для заражения?

з) Зачем делают пересев клеток при поддержании штамма культуры клеток в лабораторных условиях.

и) Какого возраста эмбрионы используются для заражения?

к) Как определяют место расположения при овоскопии?

л) Как обрабатывается эмбрион перед заражением?

м) Какие существуют методы заражения куриного эмбриона?

н) Как обнаруживают наличия вируса в культуре клеток?

о) С какой целью может быть использован метод цветных проб?

п) Как ставят реакцию гемадсорбции? Как выглядит положительная реакция гемадсорбции?

р) Что собой представляет метод бляшек?

с) Как обнаруживают вирус в курином эмбрионе?

т) Как вскрывают зараженный эмбрион?

у) Как обнаруживают вирус гриппа в курином эмбрионе?

ф) Как вскрывают зараженный эмбрион?

х) Почему происходит реакция агглютинации эритроцитов в присутствии вируса гриппа? Каков механизм этой реакции?

ц) Что такое реакция торможения (нейтрализация) гемагглютинации? Для чего она используется?

ч) Как обнаруживают изменения в хорионаллантоисной оболочке, вызванные вирусом?

Г. Письменное задание:

1. Записать методику заражения куриного эмбриона.

2. Перечислить ингредиенты для постановки РГА.

3. Перечислить ингредиенты для постановки РТГА.


ЗАНЯТИЕ 2

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГРИППА И ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА, ВЫЗЫВАЕМЫХ ВИРУСОМ ГЕРПЕСА.

Семейство: Orthomyxoviridae Семейство: Herpesviridae

Род: Influenzavirus Род: Alphaherpesvirus.

Вид: Грипп А Вид: Virus herpes simplex

Грипп В Virus herpes zoster

А. Обсуждаемые вопросы:

Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. Практическая работа:

Методы лабораторной диагностики гриппа и герпеса:

1. Вирусоскопический: риноцитоскопия, РИФ;

2. Вирусологический:

а) Произвести забор материала от больного респираторными вирусными инфекциями (носоглоточный смыв, соскобы с герпетических высыпаний, содержимое пузырьков). Метод подготовки исследуемого материала к посеву на куриный эмбрион.

б) Методика выращивания чистой культуры вируса с использованием куриного эмбриона, культуры клеток. Постановка РГА для доказательства накопления вирусов в клетках и идентификация вирусов в РТГА, РСК и др.

3. Поставить РТГА, провести учет этой реакции.

4. Профилактика и лечение респираторных вирусных инфекций с помощью биопрепаратов. Диагностические препараты.
В. Вопросы для самоподготовки:

а) Дайте общую характеристику ортомиксовирусов, герпесвирусов.

б) Какую структуру имеет вирион гриппа, герпеса?

в) Какие микробиологические методы применяются для диагностики вирусных респираторных и герпетических инфекций?

г) В чем особенность серологических методов диагностики ОРВИ?

д) Какими методами выделяется культура вируса гриппа и вируса герпеса?

е) Каким методом обнаруживается наличие вируса гриппа, выращенного на курином эмбрионе?

ж) На чем основана РТГА? Каковы особенности ее постановки и учета результатов при обнаружении противогриппозных антител?

Г. Письменной задание:

  1. Записать метод постановки РИФ для диагностики гриппа, герпесвирусной инфекции.

  2. Как определяют агглютинирующий титр вируса в РГА.


ЗАНЯТИЕ 3

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭНТЕРОВИРУСНЫХ

ИНФЕКЦИЙ И ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ

Семейство: Picornaviridae

Род: Enterovirus

Виды: возбудитель полиомиелита – Poliovirus poliomielitis

возбудитель Коксаки А, В

возбудитель EСНО.

ВИРУСЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ГЕПАТИТЫ:

Семейство: Picornaviridae

Род: Hepatovirus

Вид: HAV.
Семейство: Hepadnaviridae

Род: Orthohepadnavirus

Вид: HBV.

Семейство: гепатит Е - подобные вирусы

Вид: HЕV.

Семейство: Flaviviridae

Род: Hepacivirus

Вид: HCV, HDV.

Семейство: Deltavirus

Вид: HDV (дефектный)

Семейство: Circinoviridae

Вид: HTTV
А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. Практическая работа:

1. Вирусологический метод диагностики полиомиелита:

а) выращивание вируса на культурах клеток и лабораторных животных;

б) идентификация вирусов в реакции нейтрализации методом цветной пробы.

2. Серологический метод:

Обсуждение реакций, применяемых для серодиагностики заболеваний, вызываемых ЕСНО (РТГА), вирусами КОКСАКИ А и В (реакция нейтрализации и цветной пробы), вирусами полиомиелита (РН, преципитации, РСК, ИФА).

3. Диагностика вирусных гепатитов.

а) диагностика вирусного гепатита В:

- определение австралийского антигена в крови больного иммунофер- ментным методом, методом встречного иммуноэлектрофореза, РСК, преципитации. ПЦР - диагностика. Определение антител к НВS -антигену.

б) диагностика вирусного гепатита А:

- обнаружение вируса в фекалиях больного с помощью ИФА, РИА, РЭМ. Подготовка исследуемого материала.

- серодиагностика - определение нарастания титра антител с помощью ИФА.

в) Методы серодиагностики при НСV, НDV вирусных инфекциях.

4. Специфическая профилактика и лечение энтеровирусных инфекций.

В. Вопросы для самоподготовки:

а) Какова классификация пикорновирусов?

б) Дайте общую характеристику группы энтеровирусов?

в) Какие вирусологические методы применяют для диагностики полиомиелита и других энтеровирусных заболеваний?

г) Как выделяют вирус полиомиелита от больных?

д) Какие серологические методы диагностики могут быть использованы при заболевании полиомиелитом?

е) Какие заболевания вызывают вирусы Коксаки и Есно?

ж) Какие способы применяются для обнаружения и выделения вирусов Коксаки?

з) Как обнаруживают и идентифицируют вирусы Коксаки А и В?

и) Как определяется цитопатическое действие вируса полиомиелита?

к) Каковы пути заражения А-, F– гепатитами?

л) Дать характеристику вирусных В -, С- и Е- гепатитов?

н) Что такое интерферон?

Г. Письменное задание:

  1. Записать методику получения культуры вируса полиомиелита из испражнений больного;

  2. Составить таблицу дифференциальных признаков энтеровирусов по принципу их культивирования и патогенности.

  3. Перечислить серологические реакции, применяемые для диагностики НВV, НDV, НСV.


ЗАНЯТИЕ 4

ИТОГОВОЕ ПО ТЕМЕ:

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ"
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:


  1. Морфология и структура вирионов.

  2. Морфология и структура вируса гриппа.

  3. Морфология и структура вируса полиомиелита

  4. Морфология и структура вируса герпеса

  5. Признаки, отличающие вирусы от прокариот.

  6. Методы культивирования вирусов

  7. Результаты взаимодействия вируса с клеткой при острой и персестирующей вирусной инфекции.

  8. Вирусоскопический метод. Внутриклеточные включения вирусного происхождения, характеристика.

  9. Персистенция вирусов. Виды персистенции. Характеристика их.

  10. Интеграция нуклеиновой кислоты вирусов в клеточный геном. Фазы процесса. Проявление.

  11. Основы классификации вирусов

  12. Вирусологическая диагностика вирусных инфекций

  13. Морфология и антигенная структура вируса гепатита В

  14. Морфология и антигенная структура вируса гепатита А

  15. Морфология и антигенная структура вирусов Коксаки и ЕСНО.

  16. Морфология и антигенная структура ретровируса - ВИЧ.

  17. Особенности строения и антигенная характеристика вируса гепатита В и С

  18. Особенности противовирусного иммунитета.

  19. Химический состав вирионов. Вирусная РНК и ДНК

  20. Структура и антигенная характеристика вируса гепатита В и С

  21. Вирусологический метод диагностики гепатита А.

  22. Вирусологический метод диагностики гепатита В

  23. Вирусологический метод диагностики гриппа

  24. Вирусологический метод диагностики вирусов Коксаки и ЕСНО.

  25. Особенности строения и антигеная характеристика вируса гепатита В.

  26. Серологические реакции для диагностики гриппа.

  27. Вирусологические методы диагностики энтеровирусных инфекций

  28. Принцип патогенеза гриппозной инфекции и вирусологический метод диагностики.

  29. Серологические реакции, используемые при диагностике полиомиелита.

  30. Серологические реакции для диагностики энтеровирусных инфекций.

  31. Серологические реакции для диагностики гепатита В.

  32. Методы вирусологической диагностики полиомиелита

  33. Вирусологическая диагностика полиомиелита.

  34. Интерферон. Характеристика препарата. Механизм действия.

  35. Живая полиомиелитная вакцина.

  36. Пассивная иммунопрофилактика гепатита А. Характеристика препарата.

  37. Принцип патогенеза гепатита А.

  38. Противогриппозные сыворотки.

  39. Препараты для специфической активной профилактики гриппа.

  40. Принципы приготовления генно-инженерных вакцин. Специфическая профилактика гепатита В.

  41. Убитые вакцины для профилактики вирусных инфекций.

  42. Вакцины для специфической профилактики полиомиелита.

  43. Серологический метод исследования при диагностике гепатита А.

  44. Принцип постановки реакций ГА и ТГА.

  45. Использование РСК, реакции преципитации, РНГА при лабораторной диагностике вирусных инфекций

  46. Стадии взаимодействия вируса с клеткой.

  47. Экспресс диагностика вирусных инфекций.

  48. Патогенез гепатита В и вирусологический метод диагностики.

  49. Постановка реакции нейтрализации вирусов методом цветной пробы.



ЗАНЯТИЕ 5

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОЛИ-ИНФЕКЦИИ.
Семейство: Enterobacteriaceae

Род: Еsherichia

Вид: E. coli

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. Практическая работа:

1. Самостоятельное изучение демонстрационного материала:

а) морфология кишечной палочки в мазках, окрашенных по Граму;

б) стенд-информация по теме: "Кишечное семейство бактерий";

2 Коли-инфекции.

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД:

- первый этап: посев исследуемого материала на среду Эндо;

- второй этап: учет результатов роста на среде Эндо, микроскопия подозрительных колоний;

а) постановка ориентировочной реакции агглютинации с поливалентными ОВ-coli -агглютинирующими сыворотками и материалом из колоний;

б) по результатам положительной реакции агглютинации сделать пересев выбранной колонии на скошенный агар (указать цель этого действия);

в) поливалентные и моновалентные (моноспецифические) ОВ -coli агглютинирующие сыворотки, получение, использование.

-третий этап: определение чистоты культуры на скошенном агаре;

а) микроскопия мазков (окраска по Граму), критерии чистоты культуры.

б) пересев на "пестрый ряд" (указать цель посева);

в) постановка развернутой реакции агглютинации с моноспецифическими ОВ -coli сыворотками;

-четвертый этап:

а) учет результатов роста на средах "пестрого" ряда,

б) учет развернутой реакции агглютинации;

Вывод: обосновать полученный результат.

3. Санитарно-бактериологическое исследование воды: определение коли-титра двухфазным бродильным методом.

Б. Вопросы для самоподготовки:

а) Почему кишечную палочку считают санитарно – показательным микроорганизмом при санитарном обследовании объектов внешней среды?

б) Что такое коли – титр и коли – индекс?

в) Каково антигенное строение кишечной палочки?

г) Как выделяют чистую культуру диареегенной кишечной палочки?

д) Какой антиген (О или К) определяют в реакции агглютинации с живой культурой?

е) Как обнаруживается О – антиген у кишечной палочки?

ж) По какому антигену окончательно судят о принадлежности бактерий к патогенному серовару?

з) На какие категории и по каким признакам подразделяют диареегенные кишечные палочки?

и) Какими факторами патогенности обладают энтеротоксигенные кишечные палочки? Каков генетический контроль их синтеза?

к) Чем обусловлена патогенность энтеротоксигенных кишечных палочек?

л) Чем обусловлена патогенность энтероинвазивных кишечных палочек?

м) С чем связана патогенность энтерогеморрагических кишечных палочек?

н) Каковы основные пути заражения диареегенными кишечными палочками?

о) Можно ли отличить колонии диареегенных кишечных палочек от колоний непатогенных кишечных палочек на дифференциально - диагностических средах? Если можно, то в каких случаях?

Г. Письменное задание:

а) Роль неспецифической защиты при коли-инфекциях. Записать определение коли-титра двухфазным бродильным методом.

б) Перечислить различные варианты диареегенных кишечных палочек.

в) Дифференциальные признаки УПКП и ЭПКП.

г) Решение ситуационных задач по теме занятия.
ЗАНЯТИЕ 6

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ХОЛЕРЫ

(особо опасная инфекция).

Семейство: Vibrionaceae

Род: Vibrio

Виды: V. cholerae биовар -cholerae

V. cholerae биовар –eltor

V. cholerae серовар О 139.

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. Практическая работа:

1. Демонстрационный материал:

а) стенд: "Возбудители холеры";

б) морфология холерного классического и холерного вибриона Эль-Тор в мазках.

в) дифференциальные признаки вибрионов: холерного классического, холерного Эль-Тор, холероподобного;

2. Исследование воды на холеру. Бактериологический метод:

- методика взятия пробы из воды, материала от больного с подозрением на холеру, из трупа. Патрон для пересылки фекалий;

- изучение колоний холероподобного вибриона на щелочном агаре, приготовление мазков, окраска по Граму;

- биохимические свойства и реакция холера-рот;

- серодиагностика холерных вибрионов, постановка развернутой реакции агглютинации с "О" холерной сывороткой, учет результатов;

- ускоренная диагностика холеры по Ермольевой, учет результатов;

3. Биопрепараты: вакцина, агглютинирующие сыворотки, Инаба, Огава, Гикошима, бактериофаг, холероген -анатоксин.

В.Вопросы для самоподготовки:

а) Каковы морфологические, культуральные и биохимические особенности холерного вибриона?

б) По каким признакам отличают холерный вибрион от холероподобного?

в) Как происходит заражение при холере?

г) Монофаги холерные жидкие (2 мл), состав назначение.

д) Принцип патогенеза диареи при холере.

Г. Письменное задание:

  1. Объяснить смысл терминов: «биовар», «серовар».

  2. Чем характеризуется особо опасная инфекция?

  3. Методы ускоренной диагностики холеры.


ЗАНЯТИЕ 7

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОБИОЦЕНОЗА ПОЛОСТИ РТА. ДИСБАКТЕРИОЗЫ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ.
А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. Практическая работа.

  1. Забор слюны в стерильные пробирки. Приготовление мазков (окраска по Граму), микроскопия.

  2. Определение в слюне уровня лизоцима.

  3. Забор материала из зубодесневого кармана и кариозной полости. Приготовление мазка. Окраска по Граму, микроскопия.

  4. Посев на МПА содержимого зубодесневого кармана.


В. Вопросы для самоподготовки:

  1. Количественный и качественный состав нормофлоры полости рта.

  2. Симбиоз микробных ассоциаций полости рта и макроорганизма.

  3. Наиболее частые причины дисбактериоза полости рта.

  4. Методы исследования микрофлоры полости рта при дисбактериозе.

  5. Профилактика дисбактериоза полости рта.

Г. Письменное задание:

  1. Количество микроорганизмов в 1 мл слюны в норме.

  2. Правила забора материала при инфекционных процессах, локализованных в полости рта.

  3. Лизоцим, значение его в полости рта.

  4. С какой целью определяется уровень лизоцима в слюне

ЗАНЯТИЕ 8

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАФИЛОКОККОВЫХ И СТРЕПТОКОККОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА.
Семейство: Micrococcaceae

Род: Staphylococcus

Виды: S. aureus, S. epidermidis, S. saprophyticus

Семейство: Streptococcaceae

Род: Streptococcus

Виды: S. pyogenes
А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. Практическая работа:

1. Демонстрационный материал:

а) стенд-информация: "Стафилококки, стрептококки";

б) демонстрация стафилококка и стрептококка в мазках;

в) демонстрация колоний стафилококка и стрептококка на кровяном и сывороточном агарах;

2. Микроскопия гноя из очага остеомиелита нижней челюсти, окраска по Граму.

3. Бактериологическое исследование:

- первый этап:

- посев гноя на кровяной агар и ЖСА (указать цель посева);

- второй этап:

- учет роста на кровяном агаре и ЖСА:

- макроскопия,

- микроскопия в окраске по Граму.

- определение гемотоксина и лецитиназы, микроскопия отдельных колоний.

В. Вопросы для самоподготовки:

а) Какова классификация стафилококков по патогенности и пигментам?

б) Поражение каких органов и тканей вызывает стафилококковая инфекция?

в) Какой материал берут от больных при различных стафилококковых заболеваниях?

г) Какие микробиологические методы используют для диагностики заболеваний, вызываемых гноеродными кокками?

д) Как производят бактериологическое исследование гноя при стафилококковых заболеваниях?

е) Как производят выделение гемокультуры при стафилококковом сепсисе?

Г. Письменной задание:

  1. Классификация стафилококков по патогенности.

  2. Критерии патогенности. Цель их определения.


ЗАНЯТИЕ 9

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТАФИЛОКОККОВЫХ И СТРЕПТОКОККОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ).

Б. Практическая работа.

  1. Бактериологический метод:

- пересев колоний на скошенный агар для накопления культуры стафилококка и на сывороточный агар для накопления стрептококка.

- третий этап:

Учет роста на скошенном и сывороточном агаре;

- определение патогенности (проба на плазмокоагулазу выделенной культуры стафилококка);

- определение чувствительности к антибиотикам методом бумажных дисков.

Вывод: обосновать полученный результат.

2.Биопрепараты: анатоксин, иммуноглобулин, бактериофаг, стафилококковый и стрептококковый аллергены, стафиловакцина, стафилококковый антифагин.

3. Самостоятельная работа: определение чувствительности стафилококка, выделенного из очага полиомиелита, к антибиотикам методом бумажных дисков.

4. Распределение тем рефератов по УИРС: "Патогенные кокки".
В. Вопросы для самоподготовки:

а) Какова морфология стрептококков?

б) Какова классификация стрептококков по характеру роста на кровяном МПА?

в) Каково антигенное строение стрептококков?

г) Какие заболевания вызывают стрептококки?

д) Какой материал берут от больных при различных стрептококковых заболеваниях.

е) Как производят бактериологическое исследование при различных стрептококковых заболеваниях?

з) Какие питательные среды применяются для выращивания стрептококков?

ж) По каким признакам определяют патогенность выделенной культуры стафилококка?
Г. Письменное задание:

1) Методика постановки и учета результатов пробы на плазмокоагулазу.

2) Методика постановки и учета результатов в методе бумажных дисков.

3) Зарисовать типичное расположение стафилококков и стрептококков в поле зрения в окраске по Граму.
ЗАНЯТИЕ 10

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАНДИДОЗОВ И АКТИНОМИКОЗОВ ПОЛОСТИ РТА.
Семейство: Actinomycetaceae

Род: Actinomyces

Виды: Israeli, baudetti, bovis, naeslundii,
Семейство: Сryptococcaceae

Род: Candida

Виды: albicans, tropicalis, krusei.
А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.
Б. Практическая работа:

Микроскопический метод:

  1. Приготовление мазков из исследуемого материала, окраска по Граму, микроскопия.

  2. Приготовление мазков из чистой бульонной культуры актиномицетов, окраска водным фуксином, микроскопия и зарисовка (выявление мицелия).

  3. Приготовление мазков из гноя больных актиномикозом полости рта, микроскопия окраска по Граму.


Бактериологический метод:

  1. Изучение характера роста грибов на питательных средах.

Серологический метод:

  1. Постановка и учет реакции агглютинации с исследуемой сывороткой больного.

  2. Демонстрация и учет РСК.


В. Вопросы для самоподготовки:

  1. Морфология грибов рода кандида, их отличие от истинных грибов.

  2. Причины возникновения кандидозов в полости рта, их проявления.

  3. Методы выделения и культивирования грибов рода кандида.

  4. Методы микробиологической диагностики очаговых генерализованных форм кандидамикозов.

  5. Профилактика и лечение кандидамикозов.

  6. Характеристика морфологии актиномицетов.

  7. Сходство и различия актиномицетов с бактериями и низшими грибами.

  8. Методы выделения и культивирования актиномицетов.

  9. Причины возникновения актиномикозов и их проявления в полости рта.

  10. Микробиологическая диагностика актиномикозов полости рта.


Г. Письменное задание:

  1. Причины возникновения кандидозов и актиномикозов полости рта.

  2. Перечислить микробиологические препараты для диагностики данных заболеваний.

  3. Перечислить методы микробиологической диагностики кандидозов и актиномикозов полости рта.

ЗАНЯТИЕ 11

ИТОГОВОЕ ПО ТЕМЕ: "МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА БАКТЕРИАЛЬНЫХ И ГРИБКОВЫХ ИНФЕКЦИЙ ПОЛОСТИ РТА"
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:


  1. Холерные вибрионы, биологические свойства (морфологические, культуральные, ферментативные, антигенные.

  2. Микробиологическая диагностика эшерихиозов (экспресс-диагностика с помощью прямой РИФ, ингредиенты, положительный и отрицательный результаты).

  3. Санитарно-показательное значение кишечной палочки. Определение коли-титра и коли -индекса воды.

  4. Монофаги холерные жидкие - 2мл, состав, назначение.

  5. Сыворотка диагностическая холерная люминесцирующая, приготовление, назначение.

  6. Факторы патогенности холерного вибриона. Токсины и их характеристика.

  7. Агглютинирующие ОВ коли-сыворотки поливалентные. Получение. Назначение.

  8. Лактобактерин сухой. Состав. Назначение.

  9. Холерная вакцина. Состав. Назначение.

  10. Бифидумбактерин сухой. Состав. Назначение.

  11. Колибактерин сухой. Состав. Назначение.

  12. Холероген-анатоксин. Состав. Назначение.

  13. Физиологическая роль в кишечнике человека и санитарно-показательное значение эшерихий в полости рта. Коли-титр. Коли-индекс. Определение.

  14. Микробиологическая диагностика эшерихиозов.

  15. Диарейные эшерихии. Их биологические свойства, дифференциация патогенных эшерихий от представителей нормальной микрофлоры.

  16. Условно патогенные эшерихии, их основные свойства (морфологические, культуральные, ферментативные, антигенные).

  17. Значение нормальной микрофлоры полости рта.

  18. Диагностика дисбактериоза полости рта.

  19. Факторы, влияющие на состав нормальной микрофлоры.

  20. Лечение и профилактика дисбактериозов полости рта.

  21. Лизоцим. Природа и его свойства. Значение лизоцима в полости рта.

  22. Особенности состава микрофлоры полости рта.

  23. Характеристика возбудителя актиномикоза полости рта.

  24. Характеристика возбудителя кандидоза полости рта.

  25. Характеристика возбудителя стафилококковых инфекций.

  26. Характеристика возбудителя стрептококковых инфекций.

  27. Микробиологическая диагностика актиномикоза полости рта.

  28. Микробиологическая диагностика кандидозов полости рта.

  29. Микробиологическая диагностика стафилококковой инфекции полости рта.

  30. Микробиологическая диагностика стрептококковой инфекции полости рта.

  31. Факторы патогенности стафилококков.

  32. Факторы патогенности стафилококков.

  33. Определение патогенности стафилококков.

  34. Определение гемотоксина и лецитиназы у стафилококков.

  35. Стафилококковый анатоксин.

  36. Стафилококковый иммуноглобулин.

  37. Стафилококковый бактериофаг жидкий 100 мл.

  38. Стафилококковый аллерген.

  39. Стрептококковый аллерген.

  40. Стафилококковая вакцина.

  41. Стафилококковый антифагин.

  42. Кандидозный аллерген.

  43. Поливалентный актинолизат.

  44. Кандидозный антиген.



ЗАНЯТИЕ 12

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ (СТОЛБНЯК, ГАЗОВАЯ ГАНГРЕНА, БОТУЛИЗМ).

Семейство: Bacillaceae

Род: Clostridium

Виды: Cl. Tetani – возбудитель столбняка

Cl. botulinum – возбудитель ботулизма

Cl. perfringens – возбудители газовой анаэробной инфекции

Cl. septicum - --//--//--//--//--//--//--//-

Cl. histolyticum -- //--//--//--//--//--//--//-

Cl. novi - -//--//--//--//--//--//--//-

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. Практическая работа:

1. Демонстрационный материал:

а) морфология возбудителей анаэробных инфекций в мазках, окрашенных по Граму;

б) метод Оухтерлони для определения токсигенности возбудителя ботулизма;

в) биопрепараты: столбнячная, противогангренозная, противоботулиническая сыворотки (лечебные и диагностические), столбнячный анатоксин;

г) наглядные пособия: информация по теме: "Возбудители инфекции с антитоксическим иммунитетом;

2. Бактериологическое исследование при анаэробных раневых инфекциях:

- микроскопирование раневого отделяемого в мазках, окрашенных по Граму;

- посев раневого отделяемого на среду Китт-Тароцци и молоко;

- учет результатов роста на среде Китт-Тароцци и молоке;

- пересев в трубки Вейон-Веньяля анаэробной культуры;

- учет роста в трубках и пересев колоний на среду Китт-Тароцци;

- микроскопия выделенной чистой анаэробной культуры.

3. Дать заключение о способах приготовления и использования бактерийных препаратов при анаэробных инфекциях.

4. Решение ситуационных задач по теме занятия.

В. Вопросы для самоподготовки:

Г. Контрольные вопросы:

а) Каковы основные биологические свойства анаэробных бактерий?

б) Каков механизм заражения газовой гангрены?

в) Какие возбудители чаще всего вызывают газовую гангрену?

г) Какие токсины образуют возбудители газовой гангрены?

д) Каковы особенности патогенеза газовой гангрены?

е) По каким основным признакам различаются между собой C. perfringens, C. novyi, C. septicum, C. Histolyticum?

ж)Какие ускоренные методы применяются для обнаружения C. Perfringens?

з) Какие микробиологические методы используются для диагностики анаэробных инфекций?

и) Каковы основные морфологические, культуральные и биохимические особенности возбудителя столбняка?

к) Какова природа токсина столбнячной палочки и на что он действует?

л) Каковы основные морфологические и биологические свойства возбудителя ботулизма?

м) Какова природа палочки ботулизма? Какие типы токсина продуцирует возбудитель и что поражает токсин?

н) Какие условия способствуют размножению возбудителя ботулизма и накоплению токсина в пищевом продукте?

о) Какой материал берется для исследования при подозрении на ботулизм?

п) Какие методы применяются для обнаружения токсина возбудителя ботулизма и определения его типа?

р) Как осуществляется специфическая профилактика и лечение ботулизма? Какие препараты применяются для этой цели?

с) Какова природа и структура столбнячного токсина?

т) Что поражает столбнячный токсин?

у) как осуществляется специфическое лечение и специфическая профилактика столбняка?

ф) Как обеспечивается формирование коллективного иммунитета против столбняка и какие препараты применяют для этой цели?
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ.
Семейство: Сorynebacteriaceae

Род: Сorynebacterium

Вид: C. diphteriae

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.
Б. Практическая работа:

1. Демонстрационный материал:

а) наглядные пособия: стенд-информация по теме: "Возбудитель дифтерии".

б) морфология дифтерийных палочек в мазках, окрашенных по Леффлеру и Нейссеру;

в) характер колоний дифтерийных палочек на средах Леффлера, теллуритовой среде Клауберга;

г) ферментативные свойства дифтерийных палочек (демонстрация);

г) определение токсигенности методом Оухтерлони;

2. Этапы бактериологического метода исследования при дифтерии:

- ознакомление с бланками анализа;

- приготовление мазка с тампона, окраска по методу Нейссера, микроскопия;

- посев исследуемого материала на теллуритовый агар.

3. Дать заключение о способах приготовления и использования АД, ДС, АДС, АКДС, токсина Шика, противодифтерийной сыворотки.
В. Вопросы для самоподготовки:

а) Какие микробиологические методы применяются для диагностики дифтерии?

б) Какой материал берется для исследования при подозрении на дифтерию и при обследовании на бактерионосительство?

в) Какие морфологические признаки присущи дифтерийной палочке?

г) По каким признакам дифференцируют типы гравис, митис и интермедиус?

д) По каким биохимическим признакам отличают дифтерийную палочку от дифтероидов?

е) Какими методами и как определяют токсигенность возбудителя дифтерии?

ж) Каковы пути и способы заражения дифтерией?

з) Как и с какой целью ставят пробу Шика?

и) Почему для микробиологической диагностики дифтерии необходимо выделение чистой культуры возбудителя и изучение его свойств?

к) Какие медикобиологические преппараты применяют для специфической профилактики дифтерии?

л) Какими факторами патогенности обладает возбудитель дифтерии?

м) Что поражает (какие органы и системы органов) дифтерийный токсин?

н) Каковы природа и структура дифтерийного токсина?

о) Каким образом возможно превращение нетоксигенной дифтерийной бактерии и токсигенную?

Г. Письменное задание:

  1. Записать состав среды Леффлера и теллуритовых сред.

  2. Указать морфологические особенности дифтерийных бактерий.

  3. Тактика врача при положительной и отрицательной пробе Шика.



ЗАНЯТИЕ 13

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА

И ПРОКАЗЫ.

Семейство: Мicobacteriaceae

Род: Мicobacterium

Вид: M. tuberculosis

M. leprae

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. Практическая работа:

1. Демонстрация:

а) стенд-информация по теме: "Возбудители туберкулеза и проказы;

б) демонстрация роста туберкулезной палочки на специальных средах;

в) демонстрация печени, легких, селезенки морских свинок, погибших от туберкулеза;

г) Демонстрация мазка из язв больного лепрой;

2. Лабораторная диагностика туберкулеза:

- микроскопический метод: приготовление мазков из прокипяченной мокроты больного туберкулезом легких, окрасить по Цилю-Нильсену, микроскопия. Методы обогащения материала для обнаружения возбудителя;

- метод микрокультур Прайса-Школьниковой;

- серодиагностика туберкулеза, постановка коалиновой реакции агглютинации, демонстрация результатов реакции.

3. Биопрепараты: вакцина БЦЖ, туберкулин.

4. Заполнить карту 13 "Туберкулез".

5. Обосновать показания и противопоказания к ревакцинации БЦЖ.
В. Вопросы для самоподготовки:

а) Каковы морфологические и культуральные особенности туберкулезной палочки?

б) Какие существуют типы туберкулезной палочки и какова их роль в патологии человека?

в) Почему возбудители туберкулеза устойчивы к воздействию внешних факторов, кислот, спиртов и щелочей?

г) Как происходит заражение человека легочным туберкулезом и туберкулезом других органов?

д)Какую роль играют лимфоциты в реакции повышенной чувствительности замедленного типа при туберкулезе?

е) Очищенный туберкулин, его назначение и применение.

ж) Какие микробиологические методы применяются для диагностики туберкулеза?

з) Как осуществляется бактериоскопическая диагностика туберкулеза?

и) Какие методы используют для обогащения материала при бактериоскопической диагностике туберкулеза?

к) Как осуществляется ускоренная диагностика туберкулеза (метод микрокультур)?

л) Каково значение туберкулиновых проб в диагностике туберкулеза?

м) Какие препараты применяются для диагностики и специфической профилактики туберкулеза?

н) Каковы морфологические свойства возбудителя проказы?

о) Какие микробиологические методы используются для диагностики проказы?

Г. Письменное задание:

  1. Записать методы обогащения мокроты для обнаружения туберкулезной палочки микроскопическим методом.

  2. Особенности состава клеточной стенки туберкулезных бактерий.


ЗАНЯТИЕ 14

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПАТОГЕННЫМИ КОККАМИ.
Семейство: Nesseriaceae

Род: Nesseria

Вид: N. gonorrhoeae

N. meningitides

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Б. Практическая работа:

1. Демонстрационный материал:

а) стенд-информация по теме "Менингококки и гонококки";

б) демонстрация морфологии менингококка в мазках, окрашенных по

Граму;

в) демонстрация характера роста менингококка на сывороточном агаре;

г) демонстрация морфологии гонококка в мазках, окрашенных по Граму;

д) демонстрация колоний гонококка на асцит-агаре;

2. Лабораторная диагностика:

- дифференциация менингококка от гонококка по биохимическим

свойствам;

- дифференциация менингококка и катарального диплококка;

- постановка реакции преципитации с ликвором больного

менингококковым менингитом;

- методы диагностики острой и хронической гонореи;

3. Биопрепараты: гонококковая вакцина, иммуноглобулин, диагностические сыворотки, менингококковая вакцина.

В. Вопросы для самоподготовки:

а) Какова морфология, тинкториальные и культуральные свойства гонококков и менингококков? В чем отличие их биохимических свойств?

б) Какие заболевания вызывает менингококк, какой материал берется при разных формах менингококковых заболеваний и как он исследуется?

в) Как осуществляют микроскопическую диагностику гонорее? На основании каких признаков делается заключение об обнаружении гонококков в микропрепарате из гнойного отделяемого?

г) Как осуществляют бактериологическую и серологическую диагностику гонококковых заболеваний?

Г. Письменное задание:

  1. Источники инфекции при менингококковых заболеваниях и гонореи?

  2. Два пути проникновения менингококков в полость черепа?

  3. Формы гонорейной инфекции у человека?

  4. Факторы вирулентности менингококков.



ЗАНЯТИЕ 15

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗООНОЗНЫХ

ИНФЕКЦИЙ.

Семейство: Enterobakteriacea

Род: Yersinia

Вид: Y. pestis - возбудитель чумы

Семейство: Brucellaсеае

Род: Brucella

Виды: В. Melitensis, b. abortus, B. suis, B. neotomae, B. ovis, B. canis - возбудители бруцеллеза.

Род: Francisella

Вид: F. Tularensis – возбудитель туляремии

Семейство: Bacillaceae

Род: Bacillus

Вид: B. anthracis – возбудитель сибирской язвы

А. Обсуждаемые вопросы:

1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме.

Стенд-информация по теме: "Возбудители бруцеллеза, чумы, сибирской язвы, туляремии".

1. РОД БРУЦЕЛЛ:

а) демонстрация морфологии возбудителей бруцеллеза в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных;

б) демонстрация роста бруцелл на печеночном агаре;

в) серодиагностика бруцеллеза, демонстрация реакции Райта и РПГА;

г) демонстрация биопрепаратов: бруцеллезная вакцина, бруцеллин, бруцеллезный диагностикум.

2. РОД ИЕРСИНИЙ:

а) демонстрация морфологии палочек чумы в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных;

б) демонстрация характера колоний;

в) демонстрация биопрепаратов;

г) возбудители псевдотуберкулеза, их свойства и методы диагностики.

3. РОД ФРАНЦИСЕЛЛ:

а) демонстрация морфологии туляремийных палочек в мазках из чистой культуры и органов зараженных животных;

б) демонстрация характера роста колоний на специальных средах;

в) методы лабораторной диагностики;

г) демонстрация биопреператов: вакцина тулярин, туляремийный диагностикум;

4. РОД БАЦИЛЛ:

а) демонстрация морфологии сибиреязвенной палочки в мазках из чистой культуры;

б) демонстрация роста колоний на МПА и МПБ;

в) демонстрация реакции Асколи для обнаружения сибиреязвенного антигена.

г) демонстрация биопрепаратов: вакцина, антраксин, иммуноглобулин;

5. Дать заключение о показании к вакцинации и способах приготовления и использования бактерийных препаратов при зоонозных инфекциях.

Б.. Вопросы для самоподготовки:

I. Контрольные вопросы:

а) Какие виды бруцелл вызывают бруцеллез у человека?

б) Каковы основные хозяева бруцелл соответствующих видов?

в) Каковы морфология и культуральные свойства различных видов бруцелл?

г) Какой из видов бруцелл наиболее патогенен для человека?

д) Каковы пути заражения бруцеллезом?

е) Какие микробиологические методы применяются для диагностики бруцеллеза?

ж) Какой берется от больного материал для выделения возбудителя бруцеллеза? Как осуществляется выделение возбудителя из разного материала?

з) Какими методами осуществляется серологическая диагностика бруцеллеза? Какова техника постановки серологических реакций?

и) Как производится оценка реакции Райта? Какова ее диагностическая ценность?

к) Как ставится аллергическая проба Бюрне? Через сколько времени и как производится ее оценка?

л) С какого дня заболевания рекомендуется ставить реакцию Райта и пробу Бюрне?

м) Что такое бруцеллин и как его получают?

н) Как производится специфическая профилактика бруцеллеза? Как производится отбор лиц, подлежащих специфической вакцинации?
II. Письменное задание:

1. Записать особенности единого бруцеллезного диагностикума.

2. Записать особенности активной специфической профилактики, проводимой при данных инфекциях.

3. Решение ситуационных задач по теме занятия.

ЗАНЯТИЕ 16

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconРоссийской Федерации Учебно-методическая разработка по частной микробиологии...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольская государственная
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconМетодические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки...
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconЭкзаменационные вопросы по микробиологии и вирусологии микрофлора...
Медицинская микробиология. Предмет и задачи микробиологии. Этапы развития медицинской микробиологии. Работы Л. Пастера и Р. Коха...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconКалендарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы...

Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconМинистерства здравоохранения и социального развития
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов IV курса стоматологического факультета. Рабочая тетрадь разработана с целью...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconКонспект Компьютерный вирус
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconМетодическое пособие к теме "диаграмма состояния железо-углерод"...
Методическое пособие разработано кандидатами химических наук, доцентами кафедры общей и неорганической химии С. Н. Свирской и И....
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconПрограмма практических занятий по общей микробиологии для студентов...
Современное представление об инфекционном процессе. Динамика развития инфекционного процесса
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии...
Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconТема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цели урока
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция»
Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconМетодическое пособие для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов стоматологического факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск