Министерства здравоохранения и социального развития





НазваниеМинистерства здравоохранения и социального развития
страница1/5
Дата публикации28.02.2015
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Биология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра биологии с курсом медицинской генетики










Рабочая тетрадь и методические указания

для внеаудиторной и аудиторной

самостоятельной работы

студентов IV курса стоматологического факультета

Студент ___________________________

группа №___, IV курс,

стоматологический факультет

20__ /20__ уч.г.
Краснодар, 2014
УДК 612.6.05 (075)

ББК 52.5

М 42
Составители: сотрудники кафедры биологии с курсом медицинской генетики ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России к.м.н. доцент К.Ю. Лазарев, к.м.н. доцент А.Т. Зайцева, к.м.н. С.А. Корхмазова.
Под общей редакцией зав. кафедрой биологии с курсом медицинской генетики ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России д.м.н. профессора В.И. Голубцова

Рецензенты:

А.Х. Каде, зав. кафедрой общей и клинической патофизиологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России профессор д.м.н.

Т.В. Гайворонская, зав. кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России профессор д.м.н.

Рабочая тетрадь и методические указания для студентов IV курса стоматологического факультета составлены в соответствии с ФГОС-3 для специальности 060201 Стоматология и с Рабочей программой по учебному модулю «Медицинская генетика в стоматологии», которая разработана кафедрой биологии с курсом медицинской генетики в соответствии с Примерной программой по медицинской генетике для медицинских ВУЗов (Москва, 2010), а также учебными планами ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России.


Издание 1-е.


Рекомендовано ЦМС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России от « 28 » августа 2014г., протокол № 1.


ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебными планами преподавание учебного модуля «медицинская генетика в стоматологии» предусматривается на IV курсе стоматологического факультета в дисциплине «детская стоматология» в объеме 8 часов лекций и 16 часов практических занятий.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов IV курса стоматологического факультета. Рабочая тетрадь разработана с целью помочь студентам в освоении учебного материала, необходимого по программе и рассчитаны на ориентирование студентов на выполнение самостоятельной работы.

Она включает методические указания для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов по темам практических занятий. К каждому занятию определены цели, формирующие мотивацию к обучению, даны вопросы для самоподготовки и полный перечень учебной литературы. Все литературные источники разделены на две группы (I – основные, II – дополнительно рекомендуемые) и последовательно пронумерованы. Основная литература, рекомендуемая к занятию, указывается в сокращенном, цифровом виде: первая цифра (I) означает основную литературу; вторая цифра (1,2,3 и т.д.) – порядковый номер литературного источника; буква «С» и последующие цифры – страницы. Это облегчает работу студента с литературой при освоении учебного материала.

Перечень компетенций (знаний и умений), которыми должен овладеть студент на каждом занятии даёт студенту установку для активного обучения.

В разделе «внеаудиторная самостоятельная работа» студент получает задание(я) для письменного выполнения при подготовке к практическому занятию. Данный вид работы, являющийся «индикатором» готовности к теме, проверяется и оценивается на занятии.

Основным разделом пособия является практическая работа, которую студент выполняет под руководством преподавателя или самостоятельно на занятии (в зависимости от формы работы).

Каждое занятие включает контроль исходного уровня знаний и контроль усвоения темы занятий.

В тетради приводится краткий терминологический словарь врожденных пороков и аномалий развития, примерные темы рефератов, дан перечень вопросов по учебному модулю для подготовки к экзамену.


Занятие №1 «____»______________20__г

Тема: Наследственность и патология. Классификация и семиотика наследственных болезней, принципы их диагностики. Общая характеристика хромосомных синдромов в стоматологии.
Цель занятия: Изучить роль мутаций в возникновении наследственной патологии; классификацию, семиотику и методы диагностики наследственных заболеваний. Овладеть клинико-генеалогическим методом обследования пробанда и его семьи. Изучить этиологию, патогенез, классификацию, клинические проявления основных хромосомных синдромов, цитогенетическая диагностика; поставить предварительный диагноз; определять показания и порядок направления пациентов на медико-генетическое консультирование.
Вопросы для самоподготовки:

  1. Взаимоотношения наследственности и среды в формировании патологических состояний у человека.

  2. Классификация наследственных заболеваний.

  3. Методы генетического анализа, цель и сущность.

  4. Сущность синдромологического анализа и его использование в диагностике наследственных болезней.

  5. Хромосомные болезни в практике врача-стоматолога: этиология, патогенез, классификация.

  6. Клинические проявления (фенотипическая характеристика) синдромов, связанных:

а) с изменением количества аутосом и половых хромосом (синдромы: Патау, Эдвардса, Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, трисомии-Х, полисомии Y);

б) со структурными перестройками хромосом (синдром «крика кошки», Вольфа-Хиршхорна); в т.ч. микроаномалиями хромосом (Прадера-Вилли, Ангельмана, Видемана-Беквита, Мартина-Белла).

  1. Цитогенетические исследования при диагностике хромосомных болезней.


Литература: I.1.C.13-117; I.2.С.7-97,159-200,247-298,350-361; I.3.С.11-132,210-260,294-395;

I.4. С. 14-135, 219-269, 396; I.5. С. 21-27, 163-168, 176-199;

I.6. С. 28-29, 47-48, 218, 256-257, 280-281, 286-294, 330-332, 359-362.
Необходимо знать:

  1. Современные представления об организации генома человека.

  2. Особенности клинических проявлений наследственной патологии, общие принципы диагностики наследственных болезней, причины происхождения и диагностическую значимость морфогенетических вариантов.

  3. Значение и основы клинико-генеалогического метода для диагностики наследственной патологии.

  4. Возможность использования цитогенетического, биохимического и молекулярно-генетического методов для диагностики наследственных заболеваний человека.

  5. Общую характеристику хромосомной патологии, показания для применения цитогенетического исследования и необходимости дополнительных специальных методов обследования больного.

  6. Область применения цитогенетических методов, сущность, виды, возможности цитогенетического метода в диагностике наследственных болезней.

  7. Общие проблемы лечения, социальной адаптации и реабилитации больных с хромосомной патологией; проблемы профилактики хромосомных болезней.


НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

  1. Обследовать больного на выявление наследственной патологии.

  2. Распознавать общие проявления наследственной патологии, диагностировать врождённые морфогенетические варианты.

  3. Правильно использовать соответствующую терминологию при описании клинической картины (фенотипа) больного.

  4. Получать информации о больных и здоровых членах семьи на основании опроса, осмотра и имеющихся медицинских документов.

  5. Собрать анамнестические данные и генеалогическую информацию.

  6. Составить родословную, представить её в графическом виде и определить тип наследования.

  7. Проводить объективное обследование пробанда по органам и системам, осмотр родителей и других родственников.

  8. Сформулировать предварительный диагноз хромосомной патологии.

  9. Определить необходимость дополнительного обследования, включая цитогенетический метод.

  10. Оценить результаты лабораторного обследования и сделать заключение в истории болезни пациента.


Внеаудиторная самостоятельная работа

1. При подготовке к занятию заполнить таблицу, в которой отразить цель и сущность методов генетического анализа.


Метод

Цель применения и сущность метода

1. Клинико-генеалогический



2. Цитогенетические

а) исследование кариотипа






б) исследование

Х–хроматина



в) исследование

Y–хроматина



3. Биохимический




4. Молекулярно-генетический



5. Дерматоглифи-ческий



6. Популяционно-статистический




2. При подготовке к занятию изучить клиническую и цитогенетическую характеристику наиболее распространённых хромосомных синдромов. Заполнить таблицу.

Название синдрома

Клиническая характеристика

Кариотип

1

2

3

Трисомия 13 хромосомы

(синдром Патау)







Трисомия 18 хромосомы

(синдром Эдвардса)





Трисомия 21 хромосомы

(синдром Дауна)








1

2

3

Моносомия Х хромосомы

(синдром Шерешевского-Тернера)





Синдром ХХY хромосом

(синдром Клайнфельтера)





Синдром трисомии Х







Синдром дисомии Y







Синдром 5р- хромосомы («кошачьего крика»)






Синдром 4р- хромосомы (Вольфа-Хиршхорна)







Синдром Прадера-Вилли







Синдром Ангельмана

(«счастливой куклы»)






Синдром Видемана-Беквита







Синдром Мартина-Белла








КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

По фотографиям и кариограммам разобрать опорные диагностические признаки хромосомных болезней; поставить диагноз.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

      1. Семиотика наследственных болезней человека.

Выбрать из терминологического словаря термины, обозначающие врождённые пороки развития и микропризнаки различных органов ____________________________системы:

1. 6.

2. 7.

3. 8.

4. 9.

5. 10.
2. Методы генетического анализа.

2.1. Синдромологический метод.

Изучить особенности обследования больных с наследственными заболеваниями, пользуясь методикой описания фенотипа пробанда.

Схема осмотра:

Наружный осмотр можно разделить на общий (внешний осмотр больного) и специальный (детальный) по областям: голова, лицо, шея, туловище, конечности, половые органы.

1. Общее состояние больного: состояние сознания (ясное или нарушенное), поведение (активное, пассивное, возбужденное), телосложение (конституция, рост и масса, пропорциональность).

2. Кожа: цвет, эластичность, влажность, наличие высыпаний, рубцов, равномерность пигментации, наличие пятен и гемангиом.

3. Волосы: низкий рост волос на шее, жесткие волосы, редкие, мягкие, париковые, гипертрихоз, истонченные, седая прядь надо лбом, гипотрихоз, алопеция, «мыс вдовы», цвет волос, структура волоса (прямые, курчавые, волнистые, тонкие, ломкие), алопеция, гипертрихоз, гипотрихоз, атрихоз, гирсутизм и др.

4. Ногти: форма, ломкость, полное отсутствие или недоразвитие.

5. Подкожно-жировая клетчатка: равномерное или избирательное отложение. Наличие отеков, лимфостаза, кожных опухолей (их консистенция), состояние лимфатических узлов.

6. Череп: макроцефалия, микроцефалия, долихоцефалия, брахицефалия, форма трилистника, тригоноцефалия, скафоцефалия, оксицефалия или акроцефалия, гидроцефалия, нависающий или плоский затылок.

7. Лоб: выступающий, скошенный, низкая линия роста волос, узкий, V-образный рост волос, «мыс вдовы», увеличенные надбровные бугры.

8. Лицо: выражение, мимика, наличие общей или локальной отечности, окраска кожи, слизистых оболочек, глаз, склер, волосяной покров (брови ресницы, усы, борода), граница роста волос на лбу и затылке, «птичье», «кукольное», «счастливой куклы», «песочные часы», «лицо эльфа».

9. Глаза, веки, брови: эпикант, телекант, гипертелоризм, монголоидный разрез глаз, антимонголоидный разрез глаз, аниридия, микрокорнеа, голубые склеры, колобома радужной оболочки, птоз, блефарофимоз, синофриз, гетерохромия радужки, лейкома роговицы, «бельмо», экзофтальм, катаракта, дистихиаз.

10. Нос: «седловидный», «клювовидный», широкое плоское переносье, «мясистый», широкие ноздри, вывернутые ноздри, гипоплазия одной половины носа, колобома крыльев носа, гипоплазия крыльев носа, утолщение и раздвоение кончика носа и др.

11. Челюсти: прогнатия, макрогнатия, прогерия, агнатия, микрогнатия, микрогения, ретрогения.

12. Губы и полость рта:

Фильтр – широкий, узкий, длинный, короткий, сглаженный.

Рот - «рыбий» или «карпий», микростомия, макростомия.

Расщелины – расщелина лица в области рта; расщелина верхней губы (хейлосхиаз) срединная, одно и двусторонняя, полная или частичная; расщелина неба (палатосхиаз), полная, неполная, одно- и двусторонняя, сквозная и подслизистая.

Нёбо – высокое, аркообразное, готическое.

Губы - толстые, подвернутые, выступающая нижняя губа, кисты (ямки) на слизистой нижней губы.

Язык – макроглоссия, аглоссия.

Зубы – неправильный рост, микродонтия, олигодонтия, гиподонтия, диастема. Нарушение формирования зубной эмали и дентинообразования; цвет («янтарные», коричневые).

13. Ушные раковины: диспластичные, оттопыренные, уменьшенные, низко расположенные, приросшая мочка уха, преаурикулярные фистулы и папилломы, насечки ушных раковин, атрезия слухового прохода.

11. Шея: короткая, широкая, трапециевидная, длинная, кривошея, птеригиум.

14. Мышечная система: степень развития, местные атрофии, сила и тонус.

15. Костная система: наличие врожденных и посттравматических деформаций, изменение суставов (конфигурация, подвижность отечность).

16. Грудная клетка: килевидная, бочкообразная, короткая, длинная, асимметричная, кифоз, сколиоз; гипертелоризм сосков, гинекомастия.

17.Изменения кистей и стоп: кисть широкая, узкая, крупная, длинная, эктродактилия, микромелия, короткие изогнутые мизинцы, арахнодактилия, брахидактилия, клинодактилия, синдактилия, олигодактилия, полидактилия, «тризубец», изодактилия, широкий I палец, поперечная ладонная складка, сиднеевская складка, единичная складка на V пальце стопы, сандалевидная щель, плоскостопие, высокий свод стопы.

18. Наружные половые органы: гипогенитализм, гипогонадизм, крипторхизм, гипоспадия, эписпадия, микропенис, аплазия полового члена, аплазия влагалища, двойственные гениталии у новорожденных.
2.2. Клинико-генеалогический метод.

Разобрать цель и сущность исследования, необходимость использования метода, типы наследования признаков (заболеваний).
2.3. Цитогенетические методы.

2.3.1. Исследование полового хроматина.

2.3.1.1. Разобрать цель и сущность исследования X- и Y-хроматина.

2.3.1.2. Оценка результатов исследования полового хроматина:

У здоровых женщин - от 15 и более % Х-хроматин положительных клеток; 0% Y-положительных клеток.

У здоровых мужчин - 0% Х-хроматин положительных клеток (допускается до 2-3%); Y-положительных клеток до 100%.

2.3.1.3. Заполнить таблицу, отражающую количество X- и Y-хроматина в ядрах буккального эпителия (по Сандерсон и Касперсон) у больных с различными синдромами, связанными с изменением количества половых хромосом.
Количество глыбок полового хроматина в ядрах клеток больных

с хромосомными синдромами

Кариотип

Х-хроматин

Y-хроматин

Диагноз

45,Х









45,Х/46,ХХ









47,ХХХ









47,ХХY









47,XYY








  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерства здравоохранения и социального развития iconМинистерства здравоохранения и социального развития РФ
...
Министерства здравоохранения и социального развития iconМинистерства здравоохранения и социального развития РФ
...
Министерства здравоохранения и социального развития iconРабочая программа по фтизиатрии по специальности 060101 «лечебное дело»
Учебные часы по Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства...
Министерства здравоохранения и социального развития iconНаучное обоснование и оптимизация подготовки управленческих кадров...
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Первый Московский государственный...
Министерства здравоохранения и социального развития iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03 Немецкий язык по специальности...
Фгоу спо «Омский медицинский колледж Министерства образования и социального развития Российской Федерации». Разработчик Загурская...
Министерства здравоохранения и социального развития iconСреднего профессионального образования «красноярский медико-фармацевтический...
Математическое образование является средством активного интеллектуального развития человека, его мыслительных способностей
Министерства здравоохранения и социального развития iconГбоу впо челгма минздравсоцразвития России
«Челябинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития
Министерства здравоохранения и социального развития iconПетрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития
Министерства здравоохранения и социального развития icon40 часов Зачет 2 семестр Всего 72 часа
«Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития
Министерства здравоохранения и социального развития icon38 часов Зачет 1 семестр Всего 72 часа
«Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития
Министерства здравоохранения и социального развития icon36 часов Зачет 1 семестр Всего 72 часа
«Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития
Министерства здравоохранения и социального развития iconРабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия»
«Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития рф»
Министерства здравоохранения и социального развития iconПрограмма «Здоровый образ жизни студентов гоу впо «Северный государственный...
«Здоровый образ жизни студентов гоу впо «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Министерства здравоохранения...
Министерства здравоохранения и социального развития iconРабочая программа по дисциплине на 2011/12 учебный год
«Челябинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития
Министерства здравоохранения и социального развития iconКафедра сестринского дела последиплом
Гбоу впо «Оренбургская государственная медицинская академия министерства здравоохранения и социального развития»
Министерства здравоохранения и социального развития iconРабочая программа по дисциплине на 2011 2012 учебный год
«Челябинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск