Скачать 0.58 Mb.
|
На правах рукописи КАМЫНИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 14.02.03 – Общественное здоровье и здравоохранение АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Москва - 2011 г. Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Защита состоится «___» ____________2012 г. в 14.00 на заседании Диссертационного Совета Д 208.040.02 при ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России по адресу: 119991, Москва, ул. Трубецкая, д.8, стр. 1 Научно-исследовательский центр. С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной медицинской библиотеке ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России по адресу 117998, г. Москва, Нахимовский проспект, 49. Автореферат разослан «__» «____________» 2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор медицинских наук, профессор Манерова Ольга Александровна ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования Ориентация экономики страны на развитие рынка и рыночных отношений существенно изменила роль руководящих кадров учреждений здравоохранения, обуславливая рост их самостоятельности в решении вопросов функционирования и развития управляемых объектов. Значительно повысилась степень их ответственности за достижение поставленных целей в условиях действия рыночной системы конкуренции за высокое качество лечения и получение необходимых объемов финансирования (В.К. Гасников, 2001; В.Г. Жданов, 2002; О.А. Манерова, 2005; Н.Д. Захарченко, 2005; Э.В. Зимина, 2007; А.А. Сыстерова, 2008 и др.). Еще большие требования предъявляются в настоящее время к руководителям сестринских служб учреждений здравоохранения. Именно от их подготовки, профессиональной компетентности зависит рациональное использование имеющихся в учреждении материальных ресурсов, организация качественной сестринской помощи, внедрение в клиническую практику новых организационных форм сестринской деятельности, развитие профилактического направления в работе с населением, осуществляемой сестринским персоналом (О.Л. Задворная, 1999; С.В. Молвинских, 2003; Л.А. Карасева, 2007). В исторически сложившейся модели оказания медицинской помощи, рассматривающей деятельность медицинской сестры как вспомогательную для врача, назначение руководителей сестринских служб осуществлялось из числа наиболее опытных медицинских сестер, много лет проработавших в данном учреждении. Процесс управления сестринским персоналом строился с учетом имеющегося опыта, установившихся в коллективе взаимоотношений (С.С. Иванова, 1998; Г.М. Перфильева, 1995; С.В. Молвинских, 2003). Выполненная в 1995 г. докторская диссертация Г.М. Перфильевой «Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз)» определила роль сестринского дела в отечественном здравоохранении, установила структуру и важнейшие элементы концепции развития сестринского дела в России, обосновала необходимость и основные направления реформирования системы отечественного сестринского образования. Начатая с 1991 г. подготовка медицинских сестер-менеджеров в системе высшего профессионального образования явилась одним из этапов реформирования сестринского образования, направленного на обеспечение учреждений здравоохранения высокопрофессиональными управленческими сестринскими кадрами. Опыт работы указанных специалистов показал их способность обеспечивать высокий уровень качества медицинской помощи населению (Н.И. Сокур, 2007; Е.А. Захарова и соавт., 2008; И.В. Поляков и соавт., 2008; О.В. Логвинова, 2008). Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. установила новые требования к модернизации и развитию сестринского дела. Программой развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. одной из приоритетных задач определено развитие системы управления сестринской деятельностью в соответствии с едиными целями и задачами развития здравоохранения. Факторами, препятствующими успешной реализации данной задачи, являются: несовершенство нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание деятельности руководителя сестринской службы, недостаточное использование в практике новых организационных форм деятельности сестринского персонала для обеспечения необходимого качества медицинской помощи, структурные преобразования в системе высшего образования, закрытие в 2010 г. специальности «Сестринское дело» (С.И. Двойников, 2008; А.Ю. Бражников, 2010). Анализ исследований в области сестринского дела выявил ограниченное количество исследований, посвященных вопросам организации деятельности и подготовки руководителей сестринских служб (Л.А. Карасева, 1997; О.Л. Задворная 1999; С.В. Молвинских, 2003). В основном выполненные исследования освещали вопросы совершенствования практической деятельности сестринского персонала применительно к условиям работы учреждения здравоохранения определенного типа (А.В. Кириллов, 1998; С.Х. Садреева, 1998; И.Г. Греков, 1999; Е.В. Демышева, 2001; Т.В. Моисеева, 2001; И.И. Тарновская, 2002; М.Р. Коренева, 2003; А.К. Хетагурова, 2004; З.А. Коренчук, 2006; Н.О. Садраддинова, 2006 и др.), оптимизации образовательной подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием (Е.Н. Моисеенкова, 2001; М.В. Блохина, 2002, 2007; Л.И. Валентинович, 2002; Т.Н. Павленко, 2003; Л.А. Пономарева, 2003; И.Х. Аббясов, 2003; И.В. Каширцева, 2005). В условиях модернизации отечественной системы здравоохранения проблема подготовки руководителей сестринских служб нуждается в дальнейшем научном обосновании, поскольку предыдущие работы при их высокой значимости не могли учитывать новые направления государственной политики в области здравоохранения, что требует переосмысления процессов, связанных с подготовкой, рациональным использованием сестринского персонала, в том числе специалистов, имеющих высшее сестринское образование. Интеграция России в международное сообщество, связанные с этим процессом изменения в системе отечественного образования, отраженные в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. и направленные на создание более высокого уровня качества образования, содействие мобильности высококвалифицированных кадров, повышение конкурентоспособности специалистов также обуславливают необходимость разработки новых подходов к подготовке управленческих сестринских кадров. Все вышеизложенное определило актуальность комплексного изучения проблем подготовки руководителей сестринских служб как одного из актуальных инструментов повышения эффективности системы здравоохранения. Недостаточная теоретическая и практическая проработанность этих проблем в современных научных исследованиях определила цель и задачи настоящей диссертационной работы. Диссертационная работа выполнялась в рамках комплексной темы кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова «Научное обоснование медико-социальных и организационно-экономических технологий в медицинском образовании, управлении здравоохранением, в обеспечении качества лечебно-профилактической помощи и безопасности медицинской практики» и темы ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова «Разработка современных технологий подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием на основе достижений медико-биологических исследований» (№ гос. регистрации 01.2.006.06.352). Цель исследования: научно обосновать и оптимизировать административно-управленческую подготовку кадров для сестринских служб учреждений здравоохранения в соответствии с современными требованиями к содержанию деятельности руководителей сестринских служб. В процессе исследования поставлены и решены следующие задачи:
Научная новизна исследования заключается в том, что в проведенном исследовании впервые:
Научно-практическая значимость и внедрение в практику полученных результатов теоретических положений исследования Практическая значимость исследования состоит в том, что изученные автором структурные компоненты подготовки управленческих кадров для сестринских служб учреждений здравоохранения, их соответствие содержанию работы руководителей сестринских служб положены в основу разработки пакета учебно-методических материалов по теории управления, менеджменту и лидерству, теории сестринского дела, качеству сестринской помощи, управлению сестринской деятельностью, внедренных в образовательный процесс высшей медицинской школы по специальности «Сестринское дело». Результаты ответов руководителей сестринских служб о перспективах развития сестринского дела, организации своей профессиональной деятельности, необходимых для этой работы профессиональных компетенций позволили определить направления совершенствования их профессиональной деятельности и подготовки в системе до- и последипломного медицинского образования. Разработанные с учетом современных теорий управления должностные обязанности руководителей сестринских служб положены в основу пересмотра квалификационных характеристик главной и старших медицинских сестер учреждений здравоохранения. Созданная автором модель деятельности руководителя сестринской службы по разработке и внедрению на уровне учреждения здравоохранения технологий выполнения простых медицинских услуг может применяться с целью стандартизации сестринской деятельности, а также при проведении аттестации для оценки результатов работы сестринского персонала. Разработанный в ходе исследования Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело» закладывает основы начала нового направления подготовки медицинских сестер в высшей школе, что соответствует мировой практике университетского сестринского образования. Разработанная в исследовании модель непрерывного профессионального развития руководителей сестринских служб может быть использована учреждениями высшего и среднего медицинского образования с привлечением общественных профессиональных организаций для организации повышения квалификации указанной категории специалистов с применением элементов неформального и информального обучения. Внедрение результатов исследования Материалы настоящего исследования были использованы при подготовке:
Материалы диссертационного исследования и полученные результаты внедрены в учебный процесс на факультетах высшего сестринского образования учреждений системы высшего профессионального образования (ГБОУ ВПО ТГМА МЗ СР России, ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России), в работу лечебно-профилактических учреждений субъектов РФ (ГУЗ ГКБ № 23 им. «Медсантруд» г. Москвы, ГУЗ ГКБ № 33 им. проф. А.А. Остроумова г. Москвы, ГУЗ ОБ № 2 г. Ростов-на-Дону, университетские больницы Клинического центра ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России, ССиНМП им. А.С. Пучкова г. Москвы, ОКБ г. Твери). Результаты исследования положены в основу организации в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью». |
Научное обоснование коррекции питания и пищевого статуса детей школьного... «Красноярский государственный медицинский университет им проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации»;... | Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного... Методические указания предназначены для оказания помощи специалистам-слушателям в написании и оформлении выпускных квалификационных... | ||
Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций... Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства | Постановление от 6 апреля 2011 г. N 88 об утверждении положения о... Пермского края, в целях формирования, подготовки и использования муниципального резерва управленческих кадров в администрации Кишертского... | ||
Республики коми указ от 22 августа 2012 г. N 103 о порядке формирования... В целях обеспечения реализации государственной кадровой политики, направленной на повышение уровня управленческих кадров Республики... | Республиканский план мероприятий по организации исполнения указов... Реализация программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» | ||
Сборник контрольных работ для студентов- заочников образовательных... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Современная биология является основополагающей наукой в единой системе знаний о природе и человеке. Она дает научное обоснование... | ||
Методические рекомендации для обеспечения в 2009/2010- 2012/2013... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | Отчет мау со "Кризисный центр" за 2012 год Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | ||
Приложение 1 Тест «Опросник Айзенка» (для подростков) Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства российской федерации | ||
Научное обоснование системы работы учителя по формированию у учащихся... Научное обоснование системы работы учителя по формированию у учащихся готовности к выполнению священного конституционного долга –... | Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций... Формат бумаги – а 4, печать односторонняя, кегель 14, через 1,5 интервала, поля по 2 см | ||
Согласно Приложению n 3 к Указу Президента Республики Башкортостан... Согласно Приложению n 3 к Указу Президента Республики Башкортостан от 3 октября 2012 г. N уп-379 «Порядок формирования и подготовки... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре |