«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!»





Скачать 91.99 Kb.
Название«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!»
Дата публикации14.12.2014
Размер91.99 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Биология > Задача
Тема: «Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!».
Цель: Воспитывать бережное отношение к великому богатству,

источнику жизни на планете Земля - ВОДЕ.

Задача: Уточнить и расширить представления детей о воде; довести до детей мысль о бережном отношении к воде.

 

Ход урока:

Вода и живые организмы
Организационный момент:

-- Ребята, посмотрите на экран. Прочитаем слова Антуана де Сент-Экзюпери

На экране слайд «У тебя нет ни цвета, ни запаха…»

-- О чем эти слова?

Загадка

-- О себе бы она сказала так:

"Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто такая?

Слайд 1.

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее.

В руках ее не удержать,

И на коне не обогнать.
1). Беседа о значении воды на Земле

Чтение стихотворения о воде учащимися: (показ слайдов)

--К доске Олег Б., Марина К., Серёжа З.,

Олег Б. В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это,

А все просто вода.

Марина К. Безбрежная гладь океана

И тихая заводь пруда.

Каскад водопада и брызг

А в сущности, это вода.

Игорь П. Высокие волны вздымая,

Бушует морская вода,

И топит, и губит, играя,

Большие морские суда.
Серёжа З. Вот белым легли покрывалом

На землю родную снега …

А время придет – все растает,

И будет простая вода.
-- "Вода - это жизнь, - говорит народ.

Учитель - Вода наполняет все клеточки, из которых состоят живые организмы. К каждой клеточке надо доставить кислород, пищу, отвести углекислый газ и другие вредные вещества.

Роль транспортного средства выполняет вода.

Именно с водой к клеткам животных и растений поступают необходимые для жизнедеятельности вещества, продукты жизнедеятельности удаляются из клеток тоже с жидкостью.

У животных - это кровь, а у растений - соки, растворы веществ. И кровь, и соки, и клеточки наполовину, а то и гораздо больше состоят из воды. Слайд 2.

Луньков Максим. Знаете ли вы, что за одни сутки через наши почки прогоняется 100 кг жидкости; через наше сердце проходит около 5 000 кг крови, т.е. в 150 раз больше массы нашего тела. В среднем за свою жизнь при её продолжительности в 70 лет человек потребляет и выделяет около 80 000 кг воды. При потере воды у человека повышается температура тела, краснеет кожа, учащаются сердцебиение и дыхание, появляются слабость и головокружение, при большой потере воды человек может даже умереть.

Вода в организме постоянно обновляется. В кактусах полное обновление воды происходит в течение 28 лет, у черепах – за один год, у верблюдов – за три месяца, у человека – за один месяц. Без воды человек может прожить только три дня, в то время как без пищи 30-50 дней.

Вот почему потеря воды - это смерть. Потеряло растение половину своей воды - погибло, а животному и того меньше надо потерять, чтобы погибнуть.

Запасы воды надо все время пополнять.

Учитель

-- Вот она какая – простая и таинственная, обыкновенная и удивительная, не перестающая и сегодня поражать наше воображение вода на планете.

-- Почти 3 недели мы изучали материал про воду, читали статьи в учебнике, ходили в библиотеку, брали различные книги и журналы, посвященные этому удивительному веществу, знакомились со свойствами воды, делали самостоятельные опыты, вели наблюдения, писали сочинения, рисовали.

-- Весь класс был разбит на исследовательские группы, получившие каждая свое задание для изучения.

На сегодняшнем уроке мы подведем итоги проделанной работы, и поговорим о значении воды на Земле.
-- Первая группа изучала вопрос:

Вода в жизни животных.
Фролкова М., Кудряшова О., Абызов К.

Отчет работы группы сделает Фролкова Марина

Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны, клещи - всасывают воду через кожу. Слайд 3.
Например, песчанки, мыши иглистые довольствуются той водой, которая поступает с пищей. Слайд 4.
В пустынях, где немилосердно печет Солнце, жизнь замирает. Все животные прячутся и ждут ночи, когда спадет жара. Некоторые животные с наступлением сухого периода впадают в спячку.

А знаете, что есть на земле и такие интересные животные, у которых вода в организме образуется из жира. Никогда не пьют воду жучки-долгоносики, личинки древоточцев, личинки мучного червя, гусеницы платяной моли. Вот и жуют они старательно, брюшко набивают да жир копят. Слайд 5.

- А вы знаете, кого называют кораблем пустыни? Слайд 6.
Верблюд до 10 суток живет за счет запасов жира и может не пить воду. Но зато, как дорвется, за 10 мин. выпьет 10 ведер воды.

 

2 группа:
Казаков Андрей, Захаров С., Павлов И.

Вода и растения. Значение воды для растений.

Отчет о проделанной работе сделает Андрей Казаков.

Не только животным нужна вода, растения тоже не могут без нее обойтись.

Все растения, обитающие на суше, имеют приспособление к добыванию и сохранению влаги. Слайд 7.

Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят вглубь земли до 1,5 метров,

у деревьев - на 10 -12 м , Слайд 8.

а у жителя пустыни - верблюжьей колючки - до 20 м. Слайд 9.

Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха. Слайд 10.
Кактусы и алоэ в своих толстых листьях скапливают запасы воды. Слайд 11.

Только малую часть воды, которая в них поступает, растения используют. Куда же девается остальная вода? Слайд 12.
Часть воды насыщает клетки, остальная испаряется.

Испаряется - значит, выходит из листа через маленькие окошечки - устьица в виде пара.

Одно растение кукурузы за время роста от всходов до созревания зерен испаряет большую бочку воды.

Береза испаряет 6 ведер воды в день, а тополь - большую бочку воды.

Слайд 13.
Пары воды, окружающие растение, охлаждают его в самый жаркий день.

Поэтому в самый жаркий день под деревьями свежо и прохладно.
3 группа изучала тему

Вода - среда обитания живых организмов. Слайд 14.
Глухов М., Лаврухин Е., Попова Н.

Отчёт сделает Глухов М.

Для многих живых организмов вода - дом родной, в воде живут рыбы, насекомые и много других организмов. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне воды.

Обитатели вод не страдают от недостатка влаги, но часто испытывают недостаток кислорода. В холодной воде кислорода растворяется больше, чем в теплой.

Многие обитатели вод могут жить только в соленой морской воде, другие только в пресной, третьи - в солоноватой.

Динамическая пауза. Игра «Море волнуется». «Рыбки плавали…»

  4 группа:

Для чего вода нужна человеку?

Слайд 15.

Рассказов К., Беседов О., Кишакова М.

Как у всех живых организмов, тело человека состоит из клеток, наполненных водой.

Ежедневно из организма человека выводится до 2 литров воды. Вот это количество потерянной воды и должен восполнить человек с пищей.

Слайд 16. Большое количество воды человек расходует на поддержание в чистоте рук, тела, зубов.

Слайд 17. Еще больше воды уходит на приготовление еды, мытье посуды, стирку белья. Нередко ежедневный расход воды одним человеком достигает 300 (трёхсот) литров и более.

Слайд 18. Огромное количество воды расходуется на промышленные и сельскохозяйственные нужды.

Слайд 19. Реки, озера, морские побережья - прекрасные места для отдыха людей.
 

Учитель Слайд 20.

- Сделаем вывод, кому же же нужна вода?


 

-- Ребята, планеты, вращаются вокруг солнца. Каждая планета имеет свой цвет. Венера ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. Их больше, чем суши. И, может быть, нашу планету правильнее было назвать не – Земля, а – Вода.

Слайд 20.

Учитель -- А теперь подумайте, Значит, воды на земле очень много и ее хватит всем и расходовать ее можно сколько захочется? Как вы думаете?

(В морях и океанах вода соленая, а для растений и живых организмов нужна только пресная вода, но пресной воды в природе не так уж и много).

- На каждые 100 литров воды приходится лишь 2 л пресной. Неравномерно распределена питьевая вода на Земле. Есть места, куда её привозят на машинах в цистернах. Представьте такую картину: «рядом огромное море воды, а на его берегу в поселке люди берут воду из машины – цистерны и бережно несут её, чтобы не расплескать ни капли. В таких местах люди умеют беречь воду. А умеете ли вы беречь воду?

Учитель: Послушаете одну историю:

«… Вова пришел из школы. Помыл посуду и не закрыл до конца кран. Вода капала и капала. Вова сидел и делал уроки. И тут произошло невероятное, вода заговорила:

Кап – кап – кап – кап –
Не бережно дети относятся.
Кап – кап – кап – кап –
Воды реки уносятся.
Кап – кап – кап – кап –
Без пользы не хочется капать.
Кап – кап – кап – кап –
Крану приходится плакать.
Кап – кап – кап – кап –
Вова, закрой кран.
Кап – кап – кап – кап –
Иначе вытечет океан.

Ничего себе, думает мальчик, чудеса, вода заревела и запела. Встал и закрыл кран. Утром пришел в школу и говорит товарищам:

- Кран получше закрывайте, а то океан утечет через раковину!

А ребята ему в ответ:

- А мы давно об этом знали». Представьте капельку. Протяните ладошки…

5 рабочая группа изучала вопрос бережного отношения к воде. Петрова К., Тиунова К., Луньков М.

Иметь возможность пользоваться в любое время ванной, душем, водопроводом – это великое благо. Чтобы в кране всегда была вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что грязные стоки попадают в реки и озера, поэтому вода в них перестала быть чистой и, прежде чем вода поступит в водопровод, её приходится очищать.

Если чистая вода течет без пользы, то она попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижей. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, строят специальные очистительные сооружения. Эти сооружения буквально захлебываются от огромного количества очень грязной воды. Они работают на пределе.

Если кран остается открытым, то не только впустую истрачена чистая вода, но и увеличено количество грязной воды и нагрузка на очистительные сооружения. Пока водопроводную воду можно пить, но её качество год от года ухудшается.

Чистую воду надо беречь! Слайд

-Готовясь к уроку, мы с ребятами составили памятку пользования чистой водой. Послушайте, пожалуйста. (Читают по одному предл.)

Правила пользования водой.

  1. Плотно закрывай кран.

  2. Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.

  3. Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

  4. Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а, сколько воды сбережешь!

  5. Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.

Попова Н. О загрязнении морей, океанов и пресных вод подготовила материал Попова Н.

Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти, смазочных масел, бензина, керосина, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм. Степень загрязнения воды в океане все время возрастает.

Можно видеть широкие масляные полосы, которые тянутся вдоль главных морских путей. Волны часто выбрасывают на берега океанов мертвых птиц, измазанных нефтью. Они попадают в нефтяные лужи, образовавшиеся в результате аварий на танкерах или буровых платформах. Перьевой покров птиц намокает, и они гибнут от переохлаждения.

Кроме того, птицы отравляются нефтяными продуктами, попадающими им в желудок и кишечник. Опасность нефтяных пленок на поверхности морей и океанов состоит еще и в том, что они не пропускают солнечный свет, замедляют поступление кислорода в воду, а это отражается на жизни морских обитателей.

Слайд

Все хорошо в природе,

Но вода – краса всей природы!»

С.Т. Аксаков

Вода – это не просто предмет потребления,

А всеобщее достояние

Вода – это жизнь!

Загадки о воде, туче, снеге… Капельки бумажные в подарок.

Итог беседы: - Почему нужно беречь воду?

- Как нужно беречь воду?
Задание на дом:

Составить свою историю или экологическую сказку о воде.

Посчитать, сколько капель капает из неплотно закрытого крана за 1 минуту.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconПрограмма по естествознанию (раздел «Химия») для студентов, обучающихся...
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconРеферат по химии на тему "Вода"
Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconРеферат по исследовательской работе на тему "Вода"
Вода самое распространенное на земле вещество. Поверхность нашей планеты на 71 покрыта водой. Но эти огромные ресурсы не пригодны...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconТема урока: Красная книга. Будь природе другом
Оборудование: слайды животных и птиц; учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» (2 класс), рабочая ттетрадь; экологические знаки по...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconУрок по курсу "Мир вокруг нас" в 3-м классе по теме: "Почему воду нужно беречь и охранять?"
Цель данного курса – воспитания гуманной, творческой, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятие «Вода вокруг нас» является итоговым в изучении детьми свойств воды в природе
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconКонспект урока окружающего мира на тему: «Опасности вокруг нас»,...
Цель: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и на водоёме и как их избежать
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconРабочая учебная программа (адаптированная) по...
Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconПрограмма элективного курса «Законы физики вокруг нас»
Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconУрок конференция по теме «Гравитация вокруг нас»
Для демонстрационного опыта: два бруска, длинная деревянная линейка, гиря, штатив, груз на резиновом жгуте, мешочек с песком на резиновом...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Химия вокруг нас»
Программа «Химия вокруг нас» разработана Шашковой О. В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconОбразовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас»
Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconО проведении районного заочного конкурса обучающихся «Математика вокруг нас»
Провести районный заочный конкурс обучающихся «Математика вокруг нас» в сроки с 10. 01. 2014 г по 03. 2014 г
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас»
Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия...
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconПрограмма окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы
«Вода вокруг нас. Значение вод. Береги воду!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство вокруг нас», автор (Б. М. Неменский, 20132год), Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск