Скачать 0.53 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _________________________/Л.М. Волосникова/ __________ _____________ 201__г. АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020400.62 направление Биология профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы - _______________ / Лепунова О.Н./ «______»___________201__г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных протокол №__ от «___»__________2011 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ___________________________/Соловьев В.С./ «______»___________ 201__ г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий, отделение биологии Протокол №___ от «___»_______________2011 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ____________________/Фролова О.В./ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________201__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра анатомии и физиологии человека и животныхЛепунова О.Н. АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020400.62 направления «Биология», профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология, форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2011 Лепунова О.Н. Анатомия и морфология человека.Учебно-методический комплекс. Рабочая программадля студентов 020400.62 направления «Биология»,профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология.Форма обучения - очная.Тюмень, 2011, ___ стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Анатомия и морфология человека [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С. д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных© Тюменский государственный университет, 2011. © Лепунова О.Н., 2011. Пояснительная записка:
Цель курса – знакомство со строением тела человека, его органов и тканей, представление о положении человека в системе животного мира. Задачи курса: получение знаний по анатомии человека, по морфологии его органов и систем, получение представлений об эволюции, расовых особенностях, сведений об антропогенезе. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Цикл Б.3, базовая часть. Содержание дисциплины: Строение тела человека; морфология органов и систем органов человека, в связи с их физиологическими функциями; структурно-функциональная организация органов и систем; связь организма с внешней средой, роль труда и прямохождения в морфогенезе органов и систем. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – цитологии, биологии развития и размножения, физиологии человека, теории эволюции. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В процессе освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями: Следует этическим нормам в отношении других людей и в отношении к природе (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на охрану здоровья человека (ОК-1), Использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области естественных наук, применяет методы, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6), Использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8), Понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17); Демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); Понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, имеет современное представление об основах эволюционной теории, о микро и макроэволюции (ПК-7); Демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10), Способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Анатомо-морфологические особенности строения органов человека, их топографию. Закономерности формирования органов и систем в процессе онтогенеза как отражение филогенетического развития. Особенности морфологического строения человека.
Навыками морфологической оценки организма человека в антропологических исследованиях. Навыками подготовки и использования презентационного материала; Навыками научной дискуссии 2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.
Таблица 1. Тематический план
4. Образовательные технологии Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. Введение в науку анатомию. Предмет и задачи анатомии. Краткий очерк истории анатомии и заслуги таких крупнейших отечественных ученых, как Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.П. Воробьев, В.Н.Тонков. Причины отделения от анатомии таких наук, как физиология, гистология, эмбриология; влияние общих философских воззрений и крупнейших общебиологических обобщений на развитие анатомии. Значение эволюционной анатомии для мировоззрения биолога. Положение человека в системе животных – тип, подтип, класс, отряд, подотряд, семейство, род, вид. Признаки человека как позвоночного животного и как млекопитающего. Закономерности развития и строения человеческого тела в связи с его функциями, влияниями внешней среды, профессиональной деятельностью. Понятие об организме как едином целом, как в морфологическом, так и в функциональном плане. Основные форменные элементы тела – клетки, ткани, органы, системы и аппараты органов. Основные анатомические понятия: плоскости, по отношению к которым описываются части тела; оси тела; понятие медиальный и латеральный, вентральный и дорсальный, краниальный и каудальный, проксимальный и дистальный. Части и области тела человека. Деление анатомии на отделы – остеология, синдесмология, миология, ангиология, неврология, эстезиология. Латинская анатомическая терминология. |
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |