Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
страница1/3
Дата публикации17.12.2014
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_________________________/Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 201__г.


АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020400.62 направление Биология профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы ­­-­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _______________ / Лепунова О.Н./

«______»___________201__г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных протокол №__ от «___»__________2011 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ___________________________/Соловьев В.С./

«______»___________ 201__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий, отделение биологии

Протокол №___ от «___»_______________2011 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ____________________/Фролова О.В./

«______»_____________201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________201__ г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Лепунова О.Н.


АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020400.62 направления «Биология»,

профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология,

форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2011

Лепунова О.Н. Анатомия и морфология человека.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020400.62 направления «Биология»,

профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология.

Форма обучения - очная.

Тюмень, 2011, ___ стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Анатомия и морфология человека [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С. д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных






© Тюменский государственный университет, 2011.

© Лепунова О.Н., 2011.
Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – знакомство со строением тела человека, его органов и тканей, представление о положении человека в системе животного мира.

Задачи курса: получение знаний по анатомии человека, по морфологии его органов и систем, получение представлений об эволюции, расовых особенностях, сведений об антропогенезе.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Цикл Б.3, базовая часть.

Содержание дисциплины: Строение тела человека; морфология органов и систем органов человека, в связи с их физиологическими функциями; структурно-функциональная организация органов и систем; связь организма с внешней средой, роль труда и прямохождения в морфогенезе органов и систем. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – цитологии, биологии развития и размножения, физиологии человека, теории эволюции.

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В процессе освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Следует этическим нормам в отношении других людей и в отношении к природе (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на охрану здоровья человека (ОК-1),

Использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области естественных наук, применяет методы, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6),

Использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8),

Понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);

Демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

Понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, имеет современное представление об основах эволюционной теории, о микро и макроэволюции (ПК-7);

Демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10),

Способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

    Анатомо-морфологические особенности строения органов человека, их топографию.

    Закономерности формирования органов и систем в процессе онтогенеза как отражение филогенетического развития.

Особенности морфологического строения человека.

  • Уметь:

    Устанавливать взаимосвязь анатомического строения и функции органов.

    Применять знания анатомического строения организма для сохранения здоровья.

    Проводить анализ научной литературы

    Приобретать новые знания, используя информационные технологии;

    Высказывать суждения об основных направлениях развития органов и систем организма человека;

    Приводить аргументы и факты.

  • Владеть:

Навыками морфологической оценки организма человека в антропологических исследованиях.

    Навыками подготовки и использования презентационного материала;

    Навыками научной дискуссии

    2. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.



  1. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план







Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого

количество баллов

Лекции

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4




6

7

8

9




Модуль 1






















1

Введение в науку анатомию.

1

1

2

2

5




0-3

2

Учение о скелете и его соединениях (остеология и синдесмология)

1,2, 3

3

6

5

14

4

0-16




Всего




4

8

7

19

4

0-19




Модуль 2






















3

Учение о мышцах (миология)

4,5

2

6

6

14




0-17

4

Внутренние органы (спланхнология)

6,7

2

6

3

11




0-9

5

Мочеполовой аппарат

8,9

1

4

3

8

4

0-10




Всего




5

16

12

33

4

0-36




Модуль 3






















6

Эндокринные железы

10,

11

1

4

3

8




0-6

7

Сосудистая система (ангиология)

12, 13

2

8

4

14

4

0-10

8

Нервная система

14,

15,

16

4

10

6

20




0-16

9

Сенсорные системы

16,

17

2

8

4

14

4

0-13




Всего




9

30

17

56

8

0-45




Итого (часов, баллов):




18

54

36

108

16

0-100




Из них в интерактивной форме







8

8

16









4. Образовательные технологии

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

собеседование


лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

комплексные ситуационные задания

презентации

Модуль 1

Введение в науку анатомию.

0-2

0-1
















0-3

Учение о скелете и его соединениях (остеология и синдесмология)

0-2

0-3

0-3

0-4




0-4




0-16

Всего

0-4

0-4

0-3

0-4




0-4




0-19

Модуль 2

Учение о мышцах (миология)

0-2

0-3




0-4

0-4

0-4




0-17

Внутренние органы (спланхнология)

0-2

0-3




0-4










0-9

Мочеполовой аппарат

0-2

0-3

0-3

0-2










0-10

Всего

0-6

0-9

0-3

0-10

0-4

0-4




0-36

Модуль 3

Эндокринные железы

0-2

0-2




0-2










0-6

Сосудистая система (ангиология)

0-2

0-2




0-2




0-4




0-10

Нервная система

0-2

0-2




0-2

0-5




0-5

0-16

Сенсорные системы

0-2

0-2

0-3

0-2




0-4




0-13

Всего

0-8

0-8

0-3

0-8

0-5

0-8

0-5

0-45

Итого

0-18

0-21

0-9

0-22

0-9

0-16

0-5

0 – 100


5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

    Таблица 3.

    Планирование самостоятельной работы студентов





Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Введение в науку анатомию.

конспект, подготовка к защите лабораторной работы

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

1

2

0-3

1.2

Учение о скелете и его соединениях (остеология и синдесмология)

Конспект, подготовка к защите лабораторной работы, промежуточному тестированию, контрольной работе

Составление сравнительных таблиц, систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий

1,2,3

5

0-16




Всего по модулю 1:




7

0-19

Модуль 2
















2.1

Учение о мышцах (миология)

Конспект, подготовка к защите лабораторной работы, промежуточному тестированию

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий. Подготовка реферата и доклада

4,5

6

0-17

2.2

Внутренние органы (спланхнология)

Конспект, подготовка к защите лабораторной работы, промежуточному тестированию

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

6,7

3

0-9

2.3

Мочеполовой аппарат

Конспект, подготовка к защите лабораторной работы, промежуточному тестированию, контрольной работе

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

8,9

3

0-10




Всего по модулю 2:




12

0-36

Модуль 3
















3.1

Эндокринные железы


Конспект, подготовка к защите лабораторной работы, промежуточному тестированию.

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

10,11

3

0-6

3.2

Сосудистая система (ангиология)


Конспект, подготовка к защите лабораторной работы, промежуточному тестированию.

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий

12,13

4

0-10

3.3

Нервная система


Конспект, подготовка к защите лабораторной работы, промежуточному тестированию. Подготовка реферата и доклада, составление опорной схемы.

Подготовка презентации. Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

14,15,16

6

0-16

3.4

Сенсорные системы


Конспект, подготовка к защите лабораторной работы, промежуточному тестированию, контрольной работе.

Систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы. Решение ситуационных заданий.

16,17

4

0-13




Всего по модулю 3:




17

0-45




ИТОГО:




36

0-100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

    № п/п

    Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1.

    Физиология человека







    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    2

    Зоология позвоночных

    +

    +







    +













    3

    Цитология, гистология

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    4

    Биология развития и размножения

    +










    +

    +










    5

    Теории эволюции

    +



















    +




    6

    Основы экологии




    +













    +







  2. Содержание дисциплины.

Тема 1. Введение в науку анатомию.

Предмет и задачи анатомии. Краткий очерк истории анатомии и заслуги таких крупнейших отечественных ученых, как Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.П. Воробьев, В.Н.Тонков. Причины отделения от анатомии таких наук, как физиология, гистология, эмбриология; влияние общих философских воззрений и крупнейших общебиологических обобщений на развитие анатомии. Значение эволюционной анатомии для мировоззрения биолога.

Положение человека в системе животных – тип, подтип, класс, отряд, подотряд, семейство, род, вид. Признаки человека как позвоночного животного и как млекопитающего.

Закономерности развития и строения человеческого тела в связи с его функциями, влияниями внешней среды, профессиональной деятельностью. Понятие об организме как едином целом, как в морфологическом, так и в функциональном плане.

Основные форменные элементы тела – клетки, ткани, органы, системы и аппараты органов. Основные анатомические понятия: плоскости, по отношению к которым описываются части тела; оси тела; понятие медиальный и латеральный, вентральный и дорсальный, краниальный и каудальный, проксимальный и дистальный. Части и области тела человека.

Деление анатомии на отделы – остеология, синдесмология, миология, ангиология, неврология, эстезиология. Латинская анатомическая терминология.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск