Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа»





Скачать 47.29 Kb.
НазваниеМасленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации30.12.2014
Размер47.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории МБОУ «Дебесская средняя общеобразовательная школа».

Элективные курсы, как фактор повышения качества знаний и профессиональной направленности обучающихся (из опыта работы)

Основная идея профильного обучения на старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Оно направлено на дифференциацию, индивидуализацию учебного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся.

После прохождения курсов в городе Москве в Академии Тонкой Химической Технологии (2004г) начала активно разрабатывать элективные курсы. В настоящее время мной разработано около 20-ти элективных курсов по различным отраслям биологических знаний для углублённого изучения предмета. При составлении программ элективных курсов учитываю общую подготовленность учащихся, а также направление будущей специальности по биологии, желание участвовать в олимпиадах, конкурсах различных уровней. В связи с этим количество часов и содержание элективного курса может меняться для каждого класса. Все элективные курсы направлены на расширение, углубление и систематизацию знаний по биологии.

Во всех программах предусматриваю творческую работу учащихся с литературой, информацией на электронных носителях и в сети Интернет, которые формируют умение конспектирования, реферирования и публичного выступления. Самостоятельная деятельность учащихся способствует развитию исследовательских и прогностических умений, подготовке к вузовской системе обучения. Занятия факультативных и элективных курсов провожу на основе ресурсов кабинета биологии, школьной и районной библиотеки, а также используются Интернет – ресурсы.

Для обеспечения результативности и качественного изучения материала использую современные педагогические технологии: лекционно-семинарские занятия, конференции, дискуссии, проектную деятельность, лабораторно-

практические занятия, блочно-модульное обучение, технологии критического мышления, работу с электронными учебниками. Считаю, применение учителем на уроках различных форм деятельности, является одним из важных факторов дифференцированного и личностно - ориентированного обучения.

С появлением компьютера и проектора в кабинете биологии, часто уроки провожу с использованием электронных учебников. На их основе, в интерактивном режиме, изучаем все процессы, происходящие в живых организмах, после чего заполняем таблицы, выполняем тесты. Они контролируют полноту знаний учащихся, умение анализировать и находить ответы. Задачи решаем по мере усложнения, в том числе и не стандартные. На стадии рефлексии ученики должны уметь конструировать свои собственные задачи и предложить способы их решения с полным обоснованием. После изучения каждого элективного курса, совместно с учащимися, учимся составлять свои КИМы с учетом требований итоговой аттестации в форме ЕГЭ, уровней «В» и «С». Именно эти вопросы контролируют полноту знаний учащихся, умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, находить ответы, они раскрывают уровень знаний. Умение учениками составлять свои КИМы – конструировать вопросы категории «В» и «С» задания ЕГЭ - это в высшей степени рефлексия. Следовательно, содержание, формы, методы, технологии обучения были подобраны мной в оптимальном варианте, что доказывает высокую эффективность проведения уроков. Можно пользоваться и готовыми КИМ - ами для ЕГЭ, а также найти их в Интернете.

Такие уроки были опубликованы в журнале «Вестник образования и науки УР» в № 1, 2010 год в статье «Готовимся к ЕГЭ по биологии» и в № 3, 2010 год в статье «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке общей биологии. Тема урока: Митоз – непрямое деление клетки». Уроки были разработаны и проведены мной в технологии критического мышления. Обе статьи принимали участие в республиканском конкурсе «Лучшие педагогические публикации» и стали финалистами.

Старшеклассники 10 – 11 классов, посещающие факультативные и элективные курсы пишут рефераты по вопросам общей биологии и экологии, с которыми выступают на школьных и районных научно- практических конференциях, где многие получают грамоты, сертификаты и дипломы. В 2010, 2011 годах рефераты писали по тем темам и модулям, которые включены в программы элективных курсов. По этим темам были проведены исследования, что позволяет углубленно рассмотреть вопросы темы. Все учащиеся на основе своих рефератов составляют презентации, которые используем на занятиях элективных курсов. Результаты исследований по темам рефератов, а также презентации, используем для обогащения уроков в 9-ых и 10-ых классов при изучении соответствующих тем. Перед другими классами со своими презентациями выступают авторы. Такая практика ведения уроков применяется при изучении большинства тем в старших классах по разделам «Генетика», «Селекция». Все это углубляет и расширяет биологические знания на уроке, а главное, личный пример выступающих влияет положительно на учебный процесс других учащихся.

Некоторые учащиеся со своими презентациями участвовали в районном конкурсе «Урок в слайдах», где ученики и учитель были награждены почетной грамотой Управления образования «За разработку и создание учебных материалов к урокам биологии и активное участие в районном конкурсе презентаций «Урок в слайдах».

Учащиеся, посещающие элективные курсы, успешно выступают в олимпиадах различных уровней. Так, за последние четыре года участвовало на олимпиадах 77 человек, 43 из которых – призеры различных уровней, в том числе и республиканских

Все учащиеся, занимающиеся на элективных курсах, по истечении учебного года оформляют портфолио, куда заносят результаты своих личных достижений. Это могут быть составление альбомов, презентаций, итоги выступлений на школьных, районных, республиканских олимпиадах, итоги переводных экзаменов по профилю, участие и выступление в конкурсах и научно-практических конференциях различных уровней.

Элективные курсы, разработанные мной, посещают учащиеся, желающие продолжить своё образование в ВУЗах и получить профессии связанные с биологической наукой (медицинские, сельскохозяйственные, эколого-биологические специальности). Занятия элективных курсов провожу еженедельно в количестве 3 - х -5-ти часов в течение 2-х лет в 10,11 классах. Элективные курсы внедряю с целью систематизации, углубления, расширения знаний для учащихся, желающих поступить в вузы на специальности с биологическим профилем. Все это способствует целенаправленной подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ и выбору профессии. По итогам сдачи ЕГЭ по биологии, а также на основе портфолио учащихся за 4 года, составила мониторинг, цифры и факты которого красноречиво доказывают результативность изучения элективных курсов.

На основе такого обучения учащиеся имеют глубокие, прочные знания по биологии, успешно сдают ЕГЭ, набирают от 60-ти – до 90 баллов. Таким образом, полученные знания на элективных курсах по биологии, являются мостиком и условием для дальнейшего и успешного продолжения образования в учебных заведениях не только республики, но и других городах России (все учащиеся ежегодно на основе ЕГЭ успешно поступают в вузы и средние специальные учебные заведения).

Элективные курсы «Основы молекулярной биологии» и «Основы микробиологии» в 2010году участвовали в республиканском конкурсе и стали лауреатами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconЛингвистический кружок как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Ведерникова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Нердвинская средняя общеобразовательная...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconУчебно-тематическое планирование по биологии Классы 7а Учитель Абызова...
Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconМетодическое руководство Методическая работа и её роль в профессиональном...
Муниципальное образовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа»
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconЛитература стр9 Аннотация Каер Кристина Александровна, Якоби Карина...
Якоби Альбина Александровна, Вознесенская средняя общеобразовательная школа, учитель математики
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconГилина Марина Дмитриевна учитель биологии высшей кв категории мбоу...
Цель: способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни на примере знаний и умений по профилактики плоскостопия и нарушений...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса учителя высшей категории
Филиал мбоу «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района рт «Малокайбицкая начальная общеобразовательная...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconИзложение с творческим заданием. Анализ социальной песни И. Талькова «Россия»
Соколова Галина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории мбоу «Средняя общеобразовательная...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconВиряскина Лариса Николаевна, учитель географии высшей квалификационной...
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор – составитель: Астапенко Марина Викторовна, учитель истории высшей квалификационной категории мбоу «Заринская средняя общеобразовательная...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconКашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель истории i-ой квалификационной категории, наставник молодых учителей, директор высшей квалификационной категории моу «Хадаханская...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconУчитель математики и информатики I квалификационной категории Касаткина...
Школа: средняя общеобразовательная школа №81 с углубленным изучением отдельных предметов (математики, физики и информатики)
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconКурсы Московского института открытого образования по теме «икт-компетентность...
...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Красулина Наталья Викторовна, учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения «Хоринская средняя общеобразовательная...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconКонспект классного часа в 11 классе Наливкина Любовь Александровна...
Планирование составлено на основе программы средней школы по русскому языку для 5-11 классов татарских школ. Авторы-составители:...
Масленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной категории мбоу «Дебесская средняя общеобразовательная школа» iconОганесян Наталья Юрьевна, учитель географии и обществознания высшей...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города тихорецка муниципального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск