Скачать 0.64 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34» Элективный курс «МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И ГЕНЕТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» Составитель: Учитель биологии МБОУ «СОШ №34» Ощепкова Надежда Васильевна г. Владимир 2012г Содержание
Программа элективного курса по биологии «Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс является предметным, направленным на углубление, расширение знания учебного предмета по двум разделам в курсе общей биологии: молекулярной биологии и генетики. Поскольку для проведения занятий используются задания, аналогичные заданиям спецификации КИМ ЕГЭ по данным темам, то данный курс является репетиционным по данным темам. Курс предназначен для учащихся 10-11-х общеобразовательных классов. Объем программы- 17 часов. Проводится в первой или второй половине учебного года, 1 час в неделю. В ходе элективного курса развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; знаково-символические действия - моделирование; логические универсальные действия - анализ, синтез, сравнение, классификация; коммуникативные универсальные учебные действия. В курсе есть занятие по знакомству с всемирными базами и банками данных углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, а также с программами для визуализации этих структур, что реализует на практике метапредметные связи биологии и ИКТ, являясь, по сути, первой ступенью молекулярного моделирования. На занятиях создаются условия для самостоятельного поиска ответов и решений, а также используется ИКТ, что способствует активизации познавательного интереса учащихся. На занятиях используется практический, проблемно-поисковый, интерактивный методы. Основная форма работы - групповая (или в парах). За каждое занятие группа получает зачет, так называемый текущий контроль. Также учащийся получает дифференцированные оценки по итогам контрольных работ. По итогам всего курса предлагается выполнить творческое задание - самостоятельно составить задачи, тестовые вопросы, кроссворды по молекулярной биологии и генетике. В целом за элективный курс учащийся получает зачет. Цель элективного курса: создать условия для углубления, расширения и систематизации знаний по молекулярной биологии и генетике, формирования умений решать задачи, самостоятельно применять свои знания, подготовки к ЕГЭ по темам соответствующих разделов биологии. Задачи курса: 1. Актуализация теоретических знаний по структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизму, делению клетки, генетическим закономерностям. 2. Формирование практических умений и навыков по решению задач соответствующих разделов. 3. Помощь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ. 4. Усиление познавательной активности учащихся через систему самостоятельного поиска информации и решения задач. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание курса Раздел 1 «Структурно-функциональная и химическая организация клетки»-3 часа Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Программа для визуализации нанообъектов. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Практическая работа «Третичная структура белка в программе RasWin» Раздел 2. «Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез»-2 часа Реакции матричного синтеза. Транскрипция, трансляция. Обмен веществ и превращение энергии-свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Раздел 3. Обобщение и контроль-1 час Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ. Раздел 4. «Деление клетки. Воспроизведение организмов»-1час Деление клетки. Воспроизведение организмов. Жизненный цикл клетки, митоз, амитоз, мейоз, размножение, оплодотворение. Раздел 5. «Генетические закономерности. Организм как биологическая система» -6 часов Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование, дигибридное скрещивание. Варианты определения пола. Сцепленное с полом наследование. Неаллельные взаимодействия генов. Наследование групп крови человека. Закон Т.Моргана. Раздел 6. «Генетика человека»-1час Хромосомные болезни человека, генеалогический метод, близнецовый метод. Решение комбинированных задач. Раздел 7. «Генетика популяций»-1час Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга. Раздел 8. Обобщение и контроль- 2 часа Генетические закономерности. Организм как биологическая система. Генетика популяций. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А29, А30, В1, В6, В7, С1, С5, С6 по спецификации КИМ ЕГЭ. Тематическое планирование курса
Методические рекомендации Данный элективный курс предполагает наличие знаний, умений и навыков по молекулярной биологии и генетике на базовом уровне. Поэтому все занятия, кроме 2 (визуализация нанообъектов), направлены на актуализацию знаний, выявление пробелов в знаниях, закрепление и формирование умений по решению задач. Форма проведения занятий - групповая или в парах. Вначале занятия раздаются задания по теме (Приложение), структурированные в соответствии со спецификацией КИМ ЕГЭ. Учащимся рекомендуется создать опорный конспект, схему теоретического материала. При этом можно пользоваться учебником, дополнительной литературой, ЭОР, поисковыми системами Интернет, таблицами и пособиями кабинета. Затем непосредственно приступать к выполнению заданий, или проделать эту работу одновременно. Учитель выступает в роли консультанта, объяснив правила выполнения заданий, где искать нужную информацию, как оформлять задачи, показав, при необходимости, пример выполнения задания или оформления задачи. Таким образом, при работе используется интерактивный метод (работа в группах или в парах), проблемно-поисковый (поиск ответа или решения), ИКТ, ЭОР, практический метод (решение задач), самостоятельная работа. Занятие по визуализации нанообъектов с использованием сети Интернет, программы RasWin, включено для развития познавательной активности учащихся. Поскольку для элективного курса отобрано содержание заданий повышенного и высокого уровня сложности, то оно должно способствовать формированию профильных умений и навыков. Умения и навыки, формируемые на занятии с использованием программы (поиск адресов сайтов баз данных и банков данных, умение найти программу, скачать ее, установить, найти в базе данных файл для скачивания определенного формата) полезны для любых профессий. По окончании элективного курса учащиеся должны показать следующие результаты: предметные - устранение пробелов в знаниях по данным разделам, совершенствование и формирование умений и навыков при решении задач, обобщение и применений знаний, сопоставление биологических объектов, процессов, применение биологических знаний в практических ситуациях; метапредметные - способность планировать и осуществлять учебную деятельность и сотрудничество, способность использовать универсальные учебные действия на практике; личностные - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. В ходе элективного курса учащиеся составляют опорные конспекты, схемы, выполняют задания, в качестве творческого задания предлагается самостоятельно составить тестовые вопросы, задачи, проекты. Учащиеся получают зачет за каждое занятие (текущий контроль), итоговый контроль - выполняют две контрольные работы, оценка за которые выставляется в баллах, а также выполняют творческое задание- разрабатывают самостоятельно тесты, задачи, аналогичные выполненным. В целом по элективному курсу ставится зачет. Результатом элективного курса является углубление, расширение знаний учащихся по молекулярной биологии и генетике, формирование умений работать с тестом, текстом, рисунком на повышенном уровне, обобщения и применения знаний о клеточно-организменном уровне организации живого, сопоставления биологических объектов, процессов, явлений, установления последовательности биологических объектов, процессов, явлений, применения знаний в практических ситуациях, решения задач. Эффективность курса можно оценить по качественному показателю контрольных работ и выполнению творческого задания. Для проведения элективного курса на 1 занятие понадобится компьютерный класс, Интернет. Для проведения остальных занятий могут использоваться учащимися современные средства доступа в Интернет, к ЭОР, а также понадобятся учебники, дополнительная литература, таблицы по данным темам, раздаточный материал на группу или на пару. Литература для учителя и учащихся 1. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.4-Ростов н/Д:Легион,2012 2. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А,В,С: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.2-Ростов н/Д:Легион,2012 3. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Базовый, повышенный, высокий уровни : учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.4-Ростов н/Д:Легион,2012 4. Биология. Учебник 10-11 классы с углубл.изучением биологии под ред. В.К. Шумного и др. Просвещение, 2011 5. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор под ред. Р.Сопера в трех томах 6. Элективный курс Е.Маслак «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» журнал «Биология. Первое сентября» 12/2009 7. Home Page for RasMol and OpenRasmol/ http://www.rasmol.org/ 8. Pymol/ http://www.pymol.org/ 9. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 10.http://www.km-school.ru/r1/media/index.asp Информационно-образовательные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий». 11.http://www.nfpk.mspu.ru/spisok_r.html Список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Приложение№1 Дидактические тренировочные задания к занятиям элективного курса, составлены по типу ЕГЭ Занятие №1 «Химическая организация клетки» Уровень А (1 правильный ответ) 1)Какой процент нуклеотидов с гуанином содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с аденином составляет 28 %? (28%, 22%, 44%,56%) 2) Какой процент нуклеотидов с аденином и тимином в сумме содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с цитозином составляет 16 % от общего числа? (16%,32%,34%,68%)) 3) Сколько нуклеотидов с тимином содержит молекула ДНК, если количество нуклеотидов с аденином составляет 22,5%?(22,5%,27,5%,45%,55%) 4) Сколько нуклеотидов с цитозином содержит молекула ДНК, если количество нуклеотидов с аденином 120, что составляет 10% от общего числа?(240,480,960,9600) 5)В одной цепи молекулы ДНК содержится 32 % нуклеотидов с аденином. Какое количество (%) нуклеотидов с тимином будет содержаться в молекуле и-РНК?(0%,16%,32%,64%) 6)В молекуле и-РНК содержится 100 нуклеотидов с урацилом. Что составляет 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов (%) с аденином содержит одна из цепей молекулы ДНК?(10%,20%,80%,90%) 7) Сколько нуклеотидов с гуанином содержит молекула и-РНК, если в одной цепи ДНК, на которой синтезируется эта молекула и-РНК, 300 нуклеотидов с цитозином? (0,150,300,600) Уровень В (три ответа) 8) Какие функции в клетке выполняют углеводы? 1)каталитическую 2)энергетическую 3)двигательную 4)структурную 5) запасающую 6) сократительную 9) Каково биологическое значение ферментов? 1)специфические белки 2) выполняют сигнальную функцию 3)катализаторы 4) активны при высокой температуре 5) неспецифичные белки 6) активны при определенной температуре, pH среды 10) Установите соответствие между химическими элементами и группами, к которым они относятся. Химические элементы: Группа: А) кислород 1)макроэлементы Iгруппы Б)углерод 2)макроэлементы IIгруппы В) фосфор Г) сера Д)натрий Е) водород
11) Установите последовательность процессов, происходящих при дупликации ДНК. А) отделение одной цепи ДНК от другой Б) присоединение комплементарных нуклеотидов к каждой цепи ДНК В) образование двух молекул ДНК Г) раскручивание молекулы ДНК Д) воздействие фермента на молекулу ДНК
Уровень С 12) Каково значение микроэлементов для живых организмов?Приведите пр 13) Схема какого процесса изображена на рисунке? Под действием каких факторов происходит этот процесс? Каковы разновидности этого процесса и его биологическая роль? 14) какую длину имеет участок молекулы ДНК, в которой закодирована первичная структура рибонуклеазы, если молекула рибонуклеазы содержит 124 аминокислоты, а один нуклеотид занимает 0,34нм в цепи ДНК? Сколько молекул т-РНК будет участвовать в переносе этого количества аминокислот к месту синтеза? Ответ поясните. Занятие №2 «Визуализация нанообъектов» Учащиеся находят базы данных и банки данных липидов, углеводов, белков, нуклеиновых кислот в Интернете, затем по базе данных белков UniProt находят информацию о расшифрованной последовательности какого-либо белка, переходят на его страницу в ProteinDataBank, скачивают файл, открывают его в программе RasWin, получая возможность увидеть пространственную структуру белка. Программа RasWin предназначена для просмотра 3D молекул и находится в свободном доступе в глобальной сети «Интернет». Raswin является версией программы RasMol, адаптированной под операционную систему Microsoft Windows. Программа была создана Рождером Сэйлом (Roger Sayle) в начале 90х годов. RasWin позволяет просматривать изображения молекул в формате .pdb. Файлы в данном формате можно найти в базе данных Protein Data Bank (PDB). Занятие №3 «Многообразие клеток. Структурно-функциональная организация клетки» Уровень А 1) Каким путем осуществляется транспорт ионов через мембрану клетки? 1)фагоцитоза 2) диффузии 3) активного и пассивного транспорта 4)пиноцитоза 2) Какой органоид участвует в расщеплении органических веществ и переработке структур клетки? 1)митохондрия 2)лизосома 3) ЭПС 4) аппарат Гольджи 3) В каких клеточных структурах происходят процессы окисления? 1)рибосомах 2)митохондриях 3)хлоропластах 4) митохондриях и хлоропластах Уровень В (три ответа) 4) Какие функции в клетке выполняют хлоропласты? 1) синтез углеводов 2) синтез органических веществ из неорганических 3)синтез липидов 4) синтез белков 5)расщепление органических веществ до мономеров 6)использование энергии солнечного света для синтеза органических веществ 5)Каковы особенности строения и функционирования ЭПС? 1)изолирует клетку от внешней среды 2) имеет разветвленную сеть каналов и полостей 3)осуществляет транспортную функцию 4) участвует в синтезе жиров, углеводов и белков 5)представляет собой стопку плоских цистерн, от которых ответвляются трубочки и отделяются пузырьки 6)участвует в выработке секретов 6) Каковы особенности строения и функционирования рибосом? 1)немембранные органоиды 2) участвуют в процессе синтеза АТФ 3) участвуют в процессе формирования веретена деления 4) участвуют в процессе синтеза белка 5) состоят из белка и РНК 6)состоят из пучков микротрубочек 7) В состав каких органоидов входят белки и липиды? 1) ЭПС 2) мембраны пластид 3)клеточный центр 4) ядерная оболочка 5)микротрубочки 6) рибосомы 8) Какие органоиды относятся к немембранным? 1)цитоскелет 2) вакуоли 3)центриоли 4)лизосомы 5) пластиды 6)рибосомы 9) Установите соответствие между особенностями и клетками, которые их имеют Особенности Клетки А) оформленное ядро 1)прокариотическая Б) имеет определенное для 2)эукариотическая каждого вида число хромосом В) рибосомы крупные Г) клеточный центр отсутствует Д) имеет двухмембранные органоиды Е) имеется мезосома
10) Установите соответствие между органоидами и клетками, которые их имеют Органоиды Клетки А) гликокаликс 1)растительная Б) мезосома 2) бактериальная В) пластиды 3) животная Г) кольцевая хромосома Д) вакуоли с клеточным соком Е) клеточный центр
11)Установите соответствие между органоидами клетки и группами, к которым они относятся Органоиды Группа А) ЭПС 1)двухмембранные Б) вакуоли 2)одномембранные В) митохондрии Г) лейкопласты Д) лизосомы Е) хромопласты
Уровень С 12) Почему листья растений осенью желтеют? 13) Найдите ошибки в приведённом ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок. 1. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы. 2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы. 3. В состав клеточной стенки входит муреин. 4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, эпс, комплекс Гольджи. 5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор. 14) Укажите черты сходства в строении митохондрий и хлоропластов. Занятие №4 «Биосинтез белка в клетке». Уровень А 1)Какому триплету в молекуле ДНК соответствует антикодон т-РНК ГУА? 1)ГУТ 2)ЦТУ 3)ЦАУ 4) ГТА 2) Какому кодону в молекуле и-РНК соответствует антикодон т-РНК УАЦ? 1)АТГ 2)АУГ 3)ТАЦ 4)УАГ 3)Какой антикодон т-РНК соответствует триплету ГЦТ в молекуле ДНК? 1)ЦГА 2)ЦГУ 3)ГЦУ 4) ГЦТ 4)Какой кодон и-РНК соответствует триплету ААТ в молекуле ДНК? 1)УУА 2)ААУ 3)УУТ 4)ТТА 5) В чем выражается универсальность генетического кода? 1) каждой аминокислоте соответствует строго определённый три- плет нуклеотидов 2) один триплет всегда обозначает только одну-единственную аминокислоту 3) у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам 4) большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов 6) В чём выражается избыточность генетического кода? 1)каждой аминокислоте соответствует строго определённый триплет нуклеотидов 2)один триплет всегда обозначает только одну-единственную аминокислоту 3)у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам 4)большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов 7) В чём выражается однозначность генетического кода? 1)каждой аминокислоте соответствует строго определённый триплет нуклеотидов 2)один триплет всегда обозначает только одну-единственную аминокислоту 3)у всех организмов одни и те же триплеты нуклеотидов соответствуют одним и тем же аминокислотам 4)большинству аминокислот соответствует не один, а несколько различных триплетов 8)В чём выражается триплетность генетического кода? 1)каждая аминокислота кодируется тремя триплетами 2)каждый триплет кодирует одну аминокислоту 3)каждый триплет кодирует три аминокислоты 4)каждый нуклеотид кодирует три аминокислоты |
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимия... «Биология» профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс является предметным, направленным на углубление, расширение знания учебного предмета по разделу: молекулярная биология.... | ||
Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | Элективный курс по биологии «Клетки и ткани» предназначен для учащихся... Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая биология как дисциплина биологии, раскрывающая основные закономерности организации, функционирования и развития жизни на нашей... | Григорий Кваша Структурный гороскоп в вопросах и ответах Человек имеет право задать вопрос ясный и простой, на понятном человеческом языке, не прибегая к выдуманным умниками понятиям и терминам.... | ||
Рабочая программа по биологии элективный курс Программы элективного курса «Генетика человека» Ю. В. Филичевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,... | Пояснительная записка Курс «Обществознание в вопросах и ответах»... Проанализировав презентации по информатике, скачанные из интернета, я пришел к выводу, что в большинстве презентаций | ||
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Молекулярная генетика» ДС1 при подготовке дипломированных специалистов (инженер по специальности 240900 “Биотехнология”) и магистров по специальности химическая... | ||
Методические рекомендации в вопросах и ответах. Общеобразовательные предметы Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования | «Факторинг» Факторинг в вопросах и ответах (информация, предоставленная специалистами фк «уралсиб») стр. 9 | ||
Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | ||
Программа подготовки аспирантов по специальности научных работников... Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Федерального государственного бюджетного учреждения науки... | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... |