Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 139.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.12.2013
Размер139.82 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малобутырская СОШ»

Программа дистанционного курса

для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы

«МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ»



Составитель:

учитель биологии МБОУ

«Малобутырская СОШ»

Шлегель О.И.

Малые Бутырки 2013г

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………….стр. 3

  2. Цели и задачи…………………………………………………....стр. 4

  3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся………стр. 4

  4. Содержание курса……………………………………………….стр. 5

  5. Тематическое планирование………..…………………………..стр.6-9

  6. Методические рекомендации ……………………………….стр.10-11

  7. Литература………………………………………………………стр.11

  8. Приложения……………………………………………………..стр.12



Программа элективного курса по биологии

«Молекулярная биология»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс является предметным, направленным на углубление, расширение знания учебного предмета по разделу: молекулярная биология. Поскольку для проведения занятий используются задания, аналогичные заданиям спецификации КИМ ЕГЭ по данной теме, то данный курс является репетиционным.

Курс предназначен для учащихся 10-11-х общеобразовательных классов. Объем программы- 34 часа. Проводится 1 час в неделю.

В ходе элективного курса развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; знаково-символические действия - моделирование; логические универсальные действия - анализ, синтез, сравнение, классификация; коммуникативные универсальные учебные действия. В курсе есть занятие по знакомству с всемирными базами и банками данных углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, а также с программами для визуализации этих структур, что реализует на практике метапредметные связи биологии и ИКТ, являясь, по сути, первой ступенью молекулярного моделирования.

На занятиях создаются условия для самостоятельного поиска ответов и решений, а также используется ИКТ, что способствует активизации познавательного интереса учащихся.

На занятиях используется практический, проблемно-поисковый, интерактивный методы. Основная форма работы – ДОТ (индивидуальная работа). За каждое занятие обучающийся получает зачет, так называемый текущий контроль. Также обучающийся получает дифференцированные оценки по итогам контрольных работ. По итогам всего курса предлагается выполнить творческое задание - самостоятельно составить задачи, тестовые вопросы, кроссворды по молекулярной биологии. В целом за элективный курс обучающийся получает зачет.

Цель элективного курса: создать условия для углубления, расширения и систематизации знаний по молекулярной биологии , формирования умений решать задачи, самостоятельно применять свои знания, подготовки к ЕГЭ по темам соответствующих разделов биологии.

Задачи курса:

1. Актуализация теоретических знаний по структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизму, делению клетки.

2. Формирование практических умений и навыков по решению задач соответствующих разделов.

3. Помощь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.

4. Усиление познавательной активности учащихся через систему самостоятельного поиска информации и решения задач.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:

  • Химический состав клетки;

  • Органеллы клеток и их функции;

  • Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  • Сходство и различие растительной и животной клеток;

  • Процессы метаболизма клетки;

  • Особенности деления соматических и половых клеток;


Учащиеся должны уметь:

  • Называть органеллы клетки и «узнавать» их на схеме или рисунке;

  • Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации живого;

  • Сопоставлять биологические объекты, процессы.

  • Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;

  • Применять знания в практических ситуациях;

  • Работать с текстом, рисунком;

  • Решать задачи по цитологии ;

  • Самостоятельно составлять задачи, тесты.


Содержание курса

Раздел 1

«Структурно-функциональная и химическая организация клетки»

-12 часов

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Программа для визуализации нанообъектов. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.

Раздел 2.

«Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез»-8 часов

Реакции матричного синтеза. Транскрипция, трансляция. Обмен веществ и превращение энергии-свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Раздел 3.

Обобщение и контроль-2 часа

Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ.

Раздел 4.

«Деление клетки. Воспроизведение организмов»-10часов

Деление клетки. Воспроизведение организмов. Жизненный цикл клетки, митоз, амитоз, мейоз, размножение, оплодотворение.

Раздел 8. Обобщение и контроль- 2 часа

Организм как биологическая система. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А29, А30, В1, В6, В7, С1, С5, С6 по спецификации КИМ ЕГЭ.

Тематическое планирование курса

Наименование

раздела курса


№ занятия

Тема занятия


Элементы содержания

Перечень основных изучаемых/формируемых понятий

Структурно-функциональная и химическая организация клетки


1-4

Химическая организация клетки

Химический состав клетки. Макро-и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.

Макроэлементы I группы, макроэлементы II группы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, мономеры, биополимеры, белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды.

5-8

Визуализация нанообъектов/практическая работа с использованием интернет-ресурса

Программа для визуализации (всемирные базы и банки данных)

Всемирные базы и банки данных в сети Интернет.

9-12

Многообразие клеток. Структурно-функциональная организация клетки.

Многообразие клеток. Прокариоты. Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.

Прокариоты, эукариоты, мембранные и немембранные органоиды клетки.

Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.


13-17

Биосинтез белка в клетке.

Генетический код. Транскрипция.Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции.

Свойства генетического кода, ДНК, и-РНК, т-РНК, м-РНК, транскрипция, трансляция, промотор, оперон, репрессор.

18-20

Энергетический обмен. Дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез.

Обмен веществ и превращение энергии-свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение. Дыхание. Реакции световой и темновой фаз фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

Обмен веществ, метаболизм, анаболизм, катаболизм, автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы.

Обобщение и контроль

21-22

Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез

Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ.




Деление клетки. Воспроизведение организмов.

23-32

Митоз. Амитоз. Мейоз.

Жизненный цикл клетки, митоз, амитоз, мейоз, размножение, оплодотворение.

Митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, интерфаза. Мейоз, гаметы, гаплоидный набор, диплоидный набор, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение.

Обобщение и контроль

33-34

Организм как биологическая система.

Контр.работа, содержащая задания, аналогичные А29, А30, В1, В6, В7, С1, С5, С6 по спецификации КИМ ЕГЭ.





Календарно - тематическое планирование курса

Наименование

раздела курса


№ занятия

Тема занятия


Дата проведения

по плану

по факту

Структурно-функциональная и химическая организация клетки


1-4

Химическая организация клетки

03.09.

10.09.

17.09.

24.09




5-8

Визуализация нанообъектов/практическая работа с использованием интернет-ресурса

01.10.

08.10.

15.10.

22.10.




9-12

Многообразие клеток. Структурно-функциональная организация клетки.

29.10.

12.11.

19.11.

26.11.




Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез.


13-17

Биосинтез белка в клетке.

03.12.

10.12.

17.12.

24.12.

14.01.




18-20

Энергетический обмен. Дыхание. Фотосинтез. Хемосинтез.

21.01.

28.01.

04.02.

.

Обобщение и контроль

21-22

Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез

11.02.

18.02.




Деление клетки. Воспроизведение организмов.

23-32

Митоз. Амитоз. Мейоз.

25.02.

04.03.

11.03.

18.03.

01.04.

08.04.

15.04.

22.04.

29.04.

06.05.




Обобщение и контроль

33-34

Организм как биологическая система.

13.05.

20.05.




Методические рекомендации

Данный элективный курс предполагает наличие знаний, умений и навыков по молекулярной биологии на базовом уровне. Поэтому все занятия, кроме 2 (визуализация нанообъектов), направлены на актуализацию знаний, выявление пробелов в знаниях, закрепление и формирование умений по решению задач. Форма проведения занятий – индивидуальная работа. Вначале занятия раздаются задания по теме (Приложение), структурированные в соответствии со спецификацией КИМ ЕГЭ. Обучащюимся рекомендуется создать опорный конспект, схему теоретического материала. При этом можно пользоваться учебником, дополнительной литературой, ЭОР, поисковыми системами Интернет, таблицами. Затем непосредственно приступать к выполнению заданий, или проделать эту работу одновременно. Учитель выступает в роли консультанта, объяснив правила выполнения заданий, где искать нужную информацию, как оформлять задачи, показав, при необходимости, пример выполнения задания или оформления задачи. Таким образом, при работе используется интерактивный метод, проблемно-поисковый (поиск ответа или решения), ИКТ, ЭОР, практический метод (решение задач), самостоятельная работа. Занятие по визуализации нанообъектов с использованием сети Интернет, программы RasWin, включено для развития познавательной активности обучающихся.

Поскольку для элективного курса отобрано содержание заданий повышенного и высокого уровня сложности, то оно должно способствовать формированию профильных умений и навыков. Умения и навыки, формируемые на занятии с использованием программы (поиск адресов сайтов баз данных и банков данных, умение найти программу, скачать ее, установить, найти в базе данных файл для скачивания определенного формата) полезны для любых профессий.

По окончании элективного курса обучающиеся должны показать следующие результаты: предметные - устранение пробелов в знаниях по данным разделам, совершенствование и формирование умений и навыков при решении задач, обобщение и применений знаний, сопоставление биологических объектов, процессов, применение биологических знаний в практических ситуациях; метапредметные - способность планировать и осуществлять учебную деятельность и сотрудничество, способность использовать универсальные учебные действия на практике; личностные - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

В ходе элективного курса обучающиеся составляют опорные конспекты, схемы, выполняют задания, в качестве творческого задания предлагается самостоятельно составить тестовые вопросы, задачи, проекты. Обучающиеся получают зачет за каждое занятие (текущий контроль), итоговый контроль - выполняют две контрольные работы, оценка за которые выставляется в баллах, а также выполняют творческое задание- разрабатывают самостоятельно тесты, задачи, аналогичные выполненным. В целом по элективному курсу ставится зачет.

Результатом элективного курса является углубление, расширение знаний учащихся по молекулярной биологии, формирование умений работать с тестом, текстом, рисунком на повышенном уровне, обобщения и применения знаний о клеточно-организменном уровне организации живого, сопоставления биологических объектов, процессов, явлений, установления последовательности биологических объектов, процессов, явлений, применения знаний в практических ситуациях, решения задач. Эффективность курса можно оценить по качественному показателю контрольных работ и выполнению творческого задания.

Для проведения элективного курса на 1 занятие понадобится компьютер, Интернет. Для проведения остальных занятий могут использоваться учащимися современные средства доступа в Интернет, к ЭОР, а также понадобятся учебники, дополнительная литература.

Литература для учителя и учащихся

1. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А,В,С: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.2-Ростов н/Д:Легион,2012

3. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Базовый, повышенный, высокий уровни : учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.4-Ростов н/Д:Легион,2012

4. Биология. Учебник 10-11 классы с углубл.изучением биологии под ред. В.К. Шумного и др. Просвещение, 2011

5. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор под ред. Р.Сопера в трех томах

6. Элективный курс Е.Маслак «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» журнал «Биология. Первое сентября» 12/2009

7. Home Page for RasMol and OpenRasmol/ http://www.rasmol.org/

8. Pymol/ http://www.pymol.org/

9. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

10.http://www.km-school.ru/r1/media/index.asp Информационно-образовательные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий».

11.http://www.nfpk.mspu.ru/spisok_r.html Список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск