Скачать 139.82 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобутырская СОШ» Программа дистанционного курса для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы «МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ» Составитель: учитель биологии МБОУ «Малобутырская СОШ» Шлегель О.И. Малые Бутырки 2013г Содержание
Программа элективного курса по биологии «Молекулярная биология» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс является предметным, направленным на углубление, расширение знания учебного предмета по разделу: молекулярная биология. Поскольку для проведения занятий используются задания, аналогичные заданиям спецификации КИМ ЕГЭ по данной теме, то данный курс является репетиционным. Курс предназначен для учащихся 10-11-х общеобразовательных классов. Объем программы- 34 часа. Проводится 1 час в неделю. В ходе элективного курса развиваются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; знаково-символические действия - моделирование; логические универсальные действия - анализ, синтез, сравнение, классификация; коммуникативные универсальные учебные действия. В курсе есть занятие по знакомству с всемирными базами и банками данных углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, а также с программами для визуализации этих структур, что реализует на практике метапредметные связи биологии и ИКТ, являясь, по сути, первой ступенью молекулярного моделирования. На занятиях создаются условия для самостоятельного поиска ответов и решений, а также используется ИКТ, что способствует активизации познавательного интереса учащихся. На занятиях используется практический, проблемно-поисковый, интерактивный методы. Основная форма работы – ДОТ (индивидуальная работа). За каждое занятие обучающийся получает зачет, так называемый текущий контроль. Также обучающийся получает дифференцированные оценки по итогам контрольных работ. По итогам всего курса предлагается выполнить творческое задание - самостоятельно составить задачи, тестовые вопросы, кроссворды по молекулярной биологии. В целом за элективный курс обучающийся получает зачет. Цель элективного курса: создать условия для углубления, расширения и систематизации знаний по молекулярной биологии , формирования умений решать задачи, самостоятельно применять свои знания, подготовки к ЕГЭ по темам соответствующих разделов биологии. Задачи курса: 1. Актуализация теоретических знаний по структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизму, делению клетки. 2. Формирование практических умений и навыков по решению задач соответствующих разделов. 3. Помощь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ. 4. Усиление познавательной активности учащихся через систему самостоятельного поиска информации и решения задач. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание курса Раздел 1 «Структурно-функциональная и химическая организация клетки» -12 часов Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Программа для визуализации нанообъектов. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Раздел 2. «Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез»-8 часов Реакции матричного синтеза. Транскрипция, трансляция. Обмен веществ и превращение энергии-свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Раздел 3. Обобщение и контроль-2 часа Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А27, А28, В1, В6, В8, С1, С2, С5 по спецификации КИМ ЕГЭ. Раздел 4. «Деление клетки. Воспроизведение организмов»-10часов Деление клетки. Воспроизведение организмов. Жизненный цикл клетки, митоз, амитоз, мейоз, размножение, оплодотворение. Раздел 8. Обобщение и контроль- 2 часа Организм как биологическая система. Контрольная работа, содержащая задания, аналогичные А29, А30, В1, В6, В7, С1, С5, С6 по спецификации КИМ ЕГЭ. Тематическое планирование курса
Календарно - тематическое планирование курса
Методические рекомендации Данный элективный курс предполагает наличие знаний, умений и навыков по молекулярной биологии на базовом уровне. Поэтому все занятия, кроме 2 (визуализация нанообъектов), направлены на актуализацию знаний, выявление пробелов в знаниях, закрепление и формирование умений по решению задач. Форма проведения занятий – индивидуальная работа. Вначале занятия раздаются задания по теме (Приложение), структурированные в соответствии со спецификацией КИМ ЕГЭ. Обучащюимся рекомендуется создать опорный конспект, схему теоретического материала. При этом можно пользоваться учебником, дополнительной литературой, ЭОР, поисковыми системами Интернет, таблицами. Затем непосредственно приступать к выполнению заданий, или проделать эту работу одновременно. Учитель выступает в роли консультанта, объяснив правила выполнения заданий, где искать нужную информацию, как оформлять задачи, показав, при необходимости, пример выполнения задания или оформления задачи. Таким образом, при работе используется интерактивный метод, проблемно-поисковый (поиск ответа или решения), ИКТ, ЭОР, практический метод (решение задач), самостоятельная работа. Занятие по визуализации нанообъектов с использованием сети Интернет, программы RasWin, включено для развития познавательной активности обучающихся. Поскольку для элективного курса отобрано содержание заданий повышенного и высокого уровня сложности, то оно должно способствовать формированию профильных умений и навыков. Умения и навыки, формируемые на занятии с использованием программы (поиск адресов сайтов баз данных и банков данных, умение найти программу, скачать ее, установить, найти в базе данных файл для скачивания определенного формата) полезны для любых профессий. По окончании элективного курса обучающиеся должны показать следующие результаты: предметные - устранение пробелов в знаниях по данным разделам, совершенствование и формирование умений и навыков при решении задач, обобщение и применений знаний, сопоставление биологических объектов, процессов, применение биологических знаний в практических ситуациях; метапредметные - способность планировать и осуществлять учебную деятельность и сотрудничество, способность использовать универсальные учебные действия на практике; личностные - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. В ходе элективного курса обучающиеся составляют опорные конспекты, схемы, выполняют задания, в качестве творческого задания предлагается самостоятельно составить тестовые вопросы, задачи, проекты. Обучающиеся получают зачет за каждое занятие (текущий контроль), итоговый контроль - выполняют две контрольные работы, оценка за которые выставляется в баллах, а также выполняют творческое задание- разрабатывают самостоятельно тесты, задачи, аналогичные выполненным. В целом по элективному курсу ставится зачет. Результатом элективного курса является углубление, расширение знаний учащихся по молекулярной биологии, формирование умений работать с тестом, текстом, рисунком на повышенном уровне, обобщения и применения знаний о клеточно-организменном уровне организации живого, сопоставления биологических объектов, процессов, явлений, установления последовательности биологических объектов, процессов, явлений, применения знаний в практических ситуациях, решения задач. Эффективность курса можно оценить по качественному показателю контрольных работ и выполнению творческого задания. Для проведения элективного курса на 1 занятие понадобится компьютер, Интернет. Для проведения остальных занятий могут использоваться учащимися современные средства доступа в Интернет, к ЭОР, а также понадобятся учебники, дополнительная литература. Литература для учителя и учащихся 1. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А,В,С: учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.2-Ростов н/Д:Легион,2012 3. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Базовый, повышенный, высокий уровни : учебно-методическое пособие/ А.А.Кириленко.-Изд.4-Ростов н/Д:Легион,2012 4. Биология. Учебник 10-11 классы с углубл.изучением биологии под ред. В.К. Шумного и др. Просвещение, 2011 5. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор под ред. Р.Сопера в трех томах 6. Элективный курс Е.Маслак «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» журнал «Биология. Первое сентября» 12/2009 7. Home Page for RasMol and OpenRasmol/ http://www.rasmol.org/ 8. Pymol/ http://www.pymol.org/ 9. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 10.http://www.km-school.ru/r1/media/index.asp Информационно-образовательные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий». 11.http://www.nfpk.mspu.ru/spisok_r.html Список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). |