Скачать 231.21 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. «ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ» Рабочая программа дисциплины Направление 020400 «Биология» Специальность 020400 «Биология» Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол«______» ____________2011 г. Зав. кафедрой Н.С. Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии ________________________ М.В. Олонова «______» ____________2011 г. Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 – биология, квалификация «бакалавр». Приказ Министерства образования и науки № 101 от 4 февраля 2011 года. Общий объем курса 108 часа. Из них – лекции 40 ч., лабораторные занятия – 32 ч, самостоятельная работа студентов – 36 ч . Экзамен в семестре. Общая трудоемкость курса - 3 зач. ед. Составители: д.б.н., профессор Н.С.Москвитина Рецензент: д.б.н., профессор В.Н.Долгин
Цели и задачи дисциплины: – знакомство студентов со строением, жизнедеятельностью, экологией и многообразием хордовых – важнейшего звена в эволюции органического мира и основы для изучения всех дисциплин, имеющих дело с животными (физиология, эмбриология, этология и др.). Задачи курса: дать представление о системе и объеме типа хордовых, особенностях морфо-функциональной организации, систематике различных подтипов и классов хордовых, их происхождении и эволюции, многообразии адаптаций, роли в биоценозах и значении для человека. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Дисциплина «Зоология позвоночных» является компонентом базовой части профессионального цикла компонента Б.2 учебного плана подготовки бакалавра по направлению 020400 - «Биология». Осуществляется на втором году бакалавриата, в третьем семестре Для успешного освоения курса студенты предварительно проходят подготовку по дисциплинам «Зоология беспозвоночных», «Низшие растения», где приобретают необходимые профессиональные компетенции и знания по особенностям анатомической организации живых организмов, происхождению, эволюции, образу жизни и систематике животных и растений, а так же навыкам работы в лаборатории, работе с бинокулярами и медицинскими инструментами. «Зоология позвоночных» является одной из базовых дисциплин по направлению подготовки 020400 – биология, квалификация «бакалавр». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зоология позвоночных»: В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра биологии: 1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Проявлять зоологическую и экологическую грамотность и использовать ее в области биологии в жизненных ситуациях (ОК-1, ОК-8); 2. Демонстрировать базовые представления о разнообразии хордовых (ПК-1), использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; иметь современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7); иметь базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8); заниматься просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные черты организации хордовых, объем и систему типа, морфо-экологические характеристики представителей каждого класса, систему классов; знать о происхождении и эволюции типа, подтипов и классов хордовых; о роли животных в экосистемах и биосфере в целом; знать структуру и особенности местной фауны позвоночных и экологию массовых и редких видов животных; латинскиме названия таксонов хордовых животных Уметь применять теоретические знания в профессиональной и практической деятельности, провести экскурсию по залам зоологического музея ТГУ Владеть методами лабораторных зоологических исследований по морфологии. 4. Структура и содержание дисциплины «Зоология позвоночных» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Темы и краткое содержание. Тема 1. Место зоологии в системе наук. История зоологии. Накопление зоологических знаний в античное время, Средневековье, эпоху Возрождения. Становление зоологии в 18-19 веках. Роль К.Линнея в создании систематики. Вклад в развитие зоологии французских ученых Ж.Кювье, Э.Ж.Сент-Илера, Ж.Б.Ламарка. Ч.Дарвин, значение эволюционной теории для развития зоологии. Зоологи-эволюционисты 19 века: Э.Геккель, Ф.Мюллер, Д.Гексли, В.О.Ковалевский, А.О.Ковалевский, Н.А.Северцов. Выдающиеся российские зоологи 20 века: А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен, М.А.Мензбир, Д.Н.Кашкаров, А.Н.Формозов, С.И.Огнев, Г.П.Дементьев, Н.П.Наумов, В.Е.Соколов. Развитие зоологии в Сибири. Роль Томского университета в изучении животного мира Сибири (Н.Ф.Кащенко, Г.Э.Иоганзен, М.Д.Рузский, Г.Х.Иохансен, И.П.Лаптев). Тема 2. Тип Хордовые Общая характеристика типа хордовых. Положение хордовых в системе животного мира. Связь с другими типами животных: билатеральная симметрия, вторичная полость тела, вторичноротость. Специфические черты строения хордовых и их биологическое значение. Система типа, подтипы. Теоретическое и практическое значение хордовых. Тема 3. Подтип Личинко-хордовые, или Оболочники Основные черты организации подтипа. Класс Асцидии. Биологические особенности; одиночные и колониальные, сидячие и плавающие формы. Строение асцидии. Размножение и развитие: бесполое и половое размножение, строение личинки. Класс Сальпы. Биология; одиночные и колониальные формы. Строение, размножение и развитие сальп и боченочников. Метагенез и его биологическое значение. Класс Аппендикулярии. Биология и строение аппендикулярий; размножение и развитие этих животных. Гипотезы о происхождении и эволюции оболочников; гипотеза неотении (Гарстранг), взгляды А. Н. Северцова и Н. А. Ливанова. Роль исследований А. О. Ковалевского в понимании места оболочников в системе и эволюции хордовых. Тема 4. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика подтипа. Класс Головохордовые. Биология, строение и развитие ланцетника. Черты организации бесчерепных, характеризующие их как группу, близкую к предкам позвоночных. Особенности строения и биологии, сближающие их с беспозвоночными. Специфические черты строения, связанные с придонным образом жизни. Тема 5. Подтип Позвоночные, или Черепные Общая характеристика подтипа. Основные черты организации: осевой скелет, череп, скелет конечностей; пищеварительная система; кровеносная система; органы дыхания; центральная нервная система и головной мозг; выделительная и половая системы. Усложнение организации и интенсификации функций – основное условие прогрессивной эволюции позвоночных. Система подтипа позвоночных. Деление на классы; объединение классов в таксономические (надклассы, разделы) и нетаксономические (анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные) группы. Тема 6. Раздел Бесчелюстные. Класс Цефаласпидоморфы, или Миноги. Характеристика класса. Строение скелета, органов дыхания и пищеварения, кровеносной системы. Географическое распространение; промысловое значение. Класс Миксины. Характеристика класса. Морфологические и биологические особенности миксин. Ископаемые бесчелюстные. Эволюция бесчелюстных и их место в системе подтипа позвоночных. Тема 7. Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы. Общая биологическая и морфологическая характеристики надкласса рыб как первичноводных челюстноротых позвоночных. Принципы организации опорно-двигательной системы, органов дыхания, кровеносной и выделительной систем рыб как водных животных. Экология рыб: биологические группы и соответствующие морфофизиологические адаптации; размножение, миграции; промысловое значение рыб, рыбоводство. Класс Хрящевые рыбы. Морфологические и биологические особенности класса; специфические черты строения и физиологии. Обзор организации по системам органов. Особенности размножения и развития. Система класса: надотряды акул и скатов. Происхождение и эволюция хрящевых рыб; проблема происхождения парных конечностей. Подкласс Цельноголовые, или Слитночерепные. Морфобиологическая характеристика, образ жизни. Представители. Тема 8. Класс Костные рыбы. Характеристика и система класса. Подкласс Лопастеперых. Кистеперые и двоякодышащие, их место в эволюции и системе рыб. Подкласс Лучеперые рыбы. Морфологические и биологические особенности подкласса. Обзор организации по системам органов на примере костистых рыб. Происхождение костной ткани и ее роль в эволюции рыб. Размножение и забота о потомстве. Система подкласса: хрящевые ганоиды, костных ганоиды, многоперые, костистые рыбы. Морфобиологические характеристики надотрядов, их роль в эволюции рыб, практическое значение хрящевых ганоидов и костистых рыб. Эволюционное развитие рыб и их положение в системе позвоночных. Тема 9. Надкласс Четвероногие, или Наземные Позвоночные Происхождение наземных позвоночных. Экологические и морфофизиологические предпосылки выхода позвоночных на сушу. Палеозойские земноводные - стегоцефалы (панцирноголовые) как первые представители класса земноводных. Класс Земноводные (Амфибии). Общая биологическая и морфологическая характеристики класса. Главные морфологические перестройки в связи с выходом позвоночных на сушу: формирование наземного типа конечностей, легочного дыхания, реконструкция системы кровообращения. Биология амфибий: основные экологические группы, питание, размножение и развитие. Система класса: отряды безногих, хвостатых и бесхвостых амфибий; особенности их строения в связи с образом жизни. Географическое распространение и практическое значение земноводных. Тема 10. Амниоты. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Морфологические и физиологические особенности амниот по сравнению с анамниями. Развитие; строение яйца, образование зародышевых оболочек. Строение кожного покрова и его производных. Перестройка выделительной системы. Значение этих преобразований как приспособлений к наземному образу жизни. Морфобиологическая характеристика рептилий как первого класса первичноназемных позвоночных. Прогрессивные преобразования конечностей, осевого скелета, черепа. Органы дыхания. Строение сердца и кровеносной системы. Биология рептилий: географическое распространение, экологические группы, размножение, элементы терморегуляции. Питание и защита от врагов. Экономическое значение пресмыкающихся. Система класса. Подклассы ящерогадов (гаттерия), крокодилов, чешуйчатых (отряды ящериц, змей, хамелеонов), черепах; краткая морфо-биологическая характеристика подклассов. Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Ископаемые формы, их экологическое и морфологическое разнообразие. Древние пресмыкающиеся как предки млекопитающих и птиц. Тема 11. Класс Птицы. Особенности строения птиц как амниот, приспособившихся к полету. Адаптивные черты в строении и функции скелета, дыхательной системы, сердца и системы кровообращения; гомойотермия и терморегуляция. Биология птиц: географическое распространение, экологические группы; полет и его вариации в связи с биологией; размножение и развитие, забота о потомстве; миграции птиц. Питание и народнохозяйственное значение птиц; птицы как истребители вредных насекомых и грызунов; отрицательное значение некоторых видов в сельском хозяйстве, медицине и авиации. Промысловые и домашние птицы; птицеводство. Охрана и привлечение полезных птиц. Система класса птиц. Подклассы ящерохвостых и веерохвостых. Разделение веерохвостых на бескилевых, плавающих и килевых (летающих). Краткая характеристика главнейших отрядов. Происхождение птиц; археоптерикс и другие ископаемые формы. Тема 12. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности строения, связанные с происхождением от древнейших рептилий; черты прогрессивной эволюции; гомойотермия и ее морфофункциональные основы. Многообразие класса в связи с освоением различных экологических условий. Морфофункциональный очерк основных систем органов. Особенности строения центральной нервной системы и головного мозга; сложные формы поведения. Особенности размножения и развития; забота о потомстве. Биология млекопитающих. Географическое распространение; экологические группы, вторичное освоение водной среды. Питание, место в экосистемах. Запасание корма, миграции, спячка и другие приспособления к переживанию неблагоприятных условий. Значение млекопитающих в жизни человека. Промысловые виды, их охрана и воспроизводство. Вредители сельского хозяйства, переносчики эпидемических заболеваний, проблема контроля их численности. Домашние млекопитающие, биологические основы животноводства. Система класса млекопитающих. Подкласс яйцекладущих млекопитающих (прототериев); представители, распространение; примитивные черты организации, приспособительные особенности; размножение, развитие. Подкласс живородящих млекопитающих (териев). Инфракласс сумчатые; особенности строения, размножения, развития; географическое распространение, экологический параллелизм с высшими млекопитающими. Инфракласс плацентарные; морфобиологическая характеристика, плацента, ее строение и функции; обзор главнейших отрядов. Происхождение млекопитающих; вымершие формы, их связь с древнейшими рептилиями; прогрессивная эволюция, примеры эволюционных рядов (лошади, слоны). Место человека в системе млекопитающих. Биологические и социальные факторы в становлении человека. Место и роль человека в биосфере. Темы лабораторных занятий: 1. Подтип Бесчерепные. Строение ланцетника. 2. Подтип Позвоночные. Раздел бесчелюстные. Внешнее и внутреннее строение миноги. 3. Раздел Челюстноротые. Класс хрящевые рыбы: внешнее и внутренне строение акулы. 4. Класс Костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение окуня 5. Класс Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки. 6. Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение ящерицы. 7. Класс Птицы. Внешнее и внутреннее строение голубя. 8. Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение крысы. 9. Определение позвоночных. Экскурсия в Зоологический музей Биологического института Томского университета. 5. Образовательные технологии 5.1 Классические технологии обучения: лекции, семинары, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов; 5.2 Другие методы, включающие:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины. 6.1 Темы рефератов
6.2. Примеры билетов для проведения письменных контрольных работ: Билет №1 1. Прогрессивные изменения в развитии кожных покровов, скелета, пищеварительной, выделительной и нервной системы рыб по сравнению с миногами и миксинами. 2. Специфика репродуктивной и выделительной систем хрящевых рыб. Билет №2 1.Дыхательная система хрящевых и костистых рыб. 2. Происхождение и биологическое значение челюстного аппарата у рыб. Билет №3
Билет №4 1. Прогрессивные черты организации птиц, принципиально отличающие их от рептилий. Морфофизиологические особенности птиц в связи с освоением воздушной среды. 2. Специфика дыхательной системы птиц в связи с полетом. Билет №5 1. Прогрессивные преобразования в строении нервной системы млекопитающих. 2. Особенности строения черепа млекопитающих. 6.3. Фонд контрольных заданий
6.4. Образцы тестовых билетов для промежуточной оценки остаточных знаний: 1.Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными: 1) земноводных; 2) пресмыкающихся; 3) птиц; 4) млекопитающих. 2. Какое животное имеет непостоянную температуру тела? 1) прыткая ящерица; 2) пестрый дятел; 3) заяц-беляк; 4) синий кит. 3. Поддержанию у птиц высокой постоянной температуры тела и интенсивного обмена веществ способствуют А. Неполная перегородка в желудочке сердца Б. Разграничение артериального и венозного потоков крови В. Наличие воздушных мешков и сложного механизма дыхания Г. Густой перьевой покров Д. Наличие зоба и мускульного желудка Е. Отсутствие потовых желез 4. У птенцовых птиц сразу после рождения появляются птенцы А. Покрытые пухом Б. Голые или слабо опушенные В. Зрячие Г. Слепые Д. Беспомощные Е. Способные двигаться и находить корм 5. У млекопитающих в правое предсердие поступает кровь А) по малому кругу кровообращения; Б) по большому кругу кровообращения; В) артериальная; Г) венозная; Д) по артериям; Е) по венам. 6.4. Итоговый контроль знаний – экзамен. Образцы экзаменационных билетов: Билет №1 1. Краткая история зоологии. 2. Скелет костных рыб. 3. Отряд страусообразные. Подотряды Страусы и Нанду. Билет №2 1. Происхождение и эволюция рептилий 2. Скелет пятипалой конечности наземных позвоночных. 3. Отряд Зайцеобразные. Билет №3 1. Происхождение и эволюция амфибий 2. Скелет млекопитающих 3. Отряд Ржанкообразные Билет №4 1. Экология и хозяйственное значение млекопитающих 2. Кровеносная система хрящевых рыб 3. Отряд журавлеобразные Билет №5 1. Миграции и навигация птиц, способы их изучения 2. Кровеносная система рептилий 3. Отряд Бесхвостые 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Биология» Основная: Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2007. 464 с. Карташев Н. Н., Соколов В. Е., Шилов И. А. Практикум по зоологии позвоночных. М.: Изд-во МГУ, 2006. 320 с. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные. Ч.1. - М.: Высшая школа, 2009. 333 с. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Ч.2. - М.: Высшая школа, 2009. 272 с. Сучкова Н.Г., Куранова В.Н., Кравченко Л.Б. Малый практикум по зоологии позвоночных. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 84 с. Дополнительная: Красная книга Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 402 с Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Биоразнообразие Томского Приобья. Томск: Томский государственный университет, 2009. 312 с.. Ромер А.Ш., Парсонс Т. Сравнительная анатомия позвоночных. Т.1. М.: Мир,1991. 358 с. Ромер А.Ш., Парсонс Т. Сравнительная анатомия позвоночных Т.2. М.: Мир,1991. 402 с Савельев С.В. Сравнительная анатомия нервной системы позвоночных. М.: ГЭО-ТАР-МЕД, 2001. 272 с.. Черепанов Г.О. Иванов А.О., Ископаемые высшие позвоночные. СПб: Издательство СПбГУ, 2007. 202 с. Шмальгаузен И.И. Происхождение наземных позвоночных. М.: Наука, 1964. 272 с. Шпанский А.В. Основы палеонтологии тетрапод. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2005. 216 с. Ядовитые животные и растения СССР: Справочное пособие для студентов вузов по специальности «Биология» (Б.Н. Орлов, Д.Б. Гелашвили,. А.К. Ибрагимов). М.: Высшая школа, 1990. С. 10-14, 85-130. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. электронная библиотека – биологические ресурсы www.zoomet.ru 2. American Museum of Natural History, New York, USA http://research.amnh.org/ vz/herpetology/amphibia/. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обучение по дисциплине «Биология» осуществляется на базе: - лекционных аудиторий (аудитории 141, 215 главного учебного корпуса ТГУ), оснащенных мультимедийным оборудованием для демонстрации презентаций, слайдов и компьютерной анимации. - зоологического музея ТГУ, располагающего фондом демонстрационных и научных коллекций (аудитории 122, 123, 124, 125 главного учебного корпуса ТГУ), онлайн-каталогом на сайте музея, мультимедийным оборудованием, авторскими электронными методическими пособиями, включая учебно-просветительские разделы нескольких сайтов, разработанной рабочей программой по самостоятельной работе студентов. |
Рабочая программа дисциплины «зоология позвоночных» Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа дисциплины «зоология позвоночных» Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Экология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Российской федерации приказ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция... | ||
Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального... Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | Рабочая программа по дисциплине «Промтипы месторождений пи» «Промтипы месторождений пи» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Геммология» Рабочая программа по дисциплине «Геммология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по курсу «Биоиндикация» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) |