Скачать 228.13 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕММОЛОГИЯ Рабочая программа Направление подготовки 020700 – Геология Профиль подготовки - Геохимия Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения - очная Томск – 2010 Рабочая программа по дисциплине «Геммология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020700 Геология квалификация «бакалавр», (приказ Минобрнауки России № 22 от 14.01.2010 г.) Общий объем дисциплины 108 часов. Из них лекции – 20 ч., практические занятия – 24 ч, самостоятельная работа студентов – 64 ч. Экзамен в 5 семестре. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы. Автор: Зырянова Луиза Алексеевна – старший преподаватель кафедры минералогии и геохимии Рецензент: Коноваленко Сергей Иванович – кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры минералогии и геохимии
Целями освоения дисциплины «Геммология» являются получение студентами базовых знаний в области геммологии, включающих знание всего разнообразия современных геммологических объектов, их свойств, методов диагностики и необходимого для этого оборудования. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Геммология» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин (Б.3.) профиля Геохимия модуля Минералогия. Дисциплина «Геммология» базируется на курсах цикла естественно-научных дисциплин (Б2), входящих в модуль Физика, читаемого на 2 курсе и на материалах дисциплин профиля Геохимия: кристаллография, минералогия. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Геммология» Общекультурные (ОК):
Профессиональные (ПК):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:
уметь:
владеть:
4. Структура и содержание дисциплины «Геммология» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. 4.1. Структура преподавания дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплины Введение Содержание современной геммологи как науки, круг рассматриваемых ею вопросов. Краткая история становления и развития геммологии за рубежом и в России. Положение геммологи в ряду наук геологического цикла. Национальные и международные геммологические организации. Структура формирующейся геммологической сети России. Основные задачи отечественной геммологии. Периодическая и научная литература по дисциплине. Объекты геммологии. Круг геммологических объектов и критерии отнесения к ним различного рода ограночных материалов. Классификации объектов геммологии. Ювелирные вставки: тип, форма, качество огранки. Масса ювелирных вставок, единицы измерения массы, методы определения. Оптические свойства минералов, определяющие их эстетическую привлекательность, их оценка. Окраска минералов. Её природа, классификация, методы исследования и оценки (геммологическая калориметрия), необходимое оборудование. Прозрачность, блеск, дисперсия минералов. Классификация этих свойств, методы исследования и оценки, необходимое оборудование. Оптические эффекты в минералах, влияющие на эстетические качества ювелирных камней. Свет, его свойства. Свойства света, его поляризация. Полярископ. Его назначение, устройство, методика работы при определении оптического характера и осности ограночного материала. Основные оптические константы ограночного материала. Показатели преломления, двупреломление. Формулировка понятий, их значение для целей диагностики. Стандартный геммологический рефрактометр как основной прибор для их определения: законы, лежащие в основе его работы, устройство, методика работы с ним. Другие методы определения показателей преломления. Плеохроизм, его использование при диагностике ювелирных камней. Природа плеохроизма. Его значение для целей диагностики. Дихроскоп. Его устройство, методика работы с ним при определении плеохроизма ограночного материала. Люминесцентные свойства ограночного материала. Люминесценция как физическое явление. Виды люминесценции, значение люминесценции при геммологических исследованиях. Приборы для выявления люминесценции. Методика работы с ними. Спектроскопические свойства ограночного материала. Спектры поглощения и испускания веществ. Спектроскопы. Их назначение, устройство и виды. Методика работы со спектроскопами. Другие спектроскопические исследования, используемые в геммологии. Микроскопические исследования ограночного материала. Необходимое оборудование. Лупы и микроскопы, их устройство, требования к ним, назначение и условия работы. Включения в ограночном материале. Включения в природных минералах как источник генетической и диагностической информации. Включения в синтетических минералах и искусственных продуктах. Прочие свойства ограночных материалов. Плотность. Методы её определения и использование в диагностических целях. Твердость и спайность. Значение этих свойств. Теплопроводность. Приборы, основанные на определении теплопроводности веществ. Облагораживание ювелирных камней. Масштабы использования облагораживания в условиях современного ювелирного рынка. Методы облагораживания. Порядок информирования о факте облагораживания. Идентификация материала ювелирных вставок. Порядок работы при идентификации материала ювелирной вставки. Рабочие листы исполнителя. Специфика идентификации ювелирных вставок в составе ювелирного изделия. Мера личной ответственности исполнителя. 5. Образовательные технологии В учебном процессе читаются лекции, которые носят информационный и визуализационный характер и составляют 45,5 % аудиторных занятий. Занятия проводятся с применением мультимедийных средств, облегчающих понимание темы или вопроса. Так, при чтении лекционного курса по отдельным темам используются презентации. На практических занятиях и при самостоятельной работе используются активные и интерактивные формы (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины). В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся. Для закрепления знаний студентов по практическим разделам курса «Геммология» проводятся практические занятия, целью которых является приобретение навыков работы с геммологическим оборудованием при определении состава и природы ювелирных вставок геммологической коллекции. При самостоятельной работе студенты закрепляют полученные знания на практических занятиях с использованием рекомендуемой литературы, либо другой информации (электронные ресурсы, интернет и др.), а также в ходе индивидуальных занятий при работе с образцами геммологической коллекции, а также с коллекциями минералогического музея ТГУ. При этом самостоятельная работа выполняется с использованием комплекта геммологического оборудования как под контролем преподавателя, так и индивидуально. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Для текущей аттестации студентов в течение семестра проводятся устные опросы по темам лекционных занятий дисциплины. По завершении рассмотрения методик работы с геммологическим оборудованием проводится контрольная работа, ставящая целью проверку теоретических знаний по методикам работы с оборудованием. Контрольная работа является допуском к работе по самостоятельному определению материала ювелирных вставок из геммологической коллекции, включающей ювелирные вставки из разнообразных ограночных материалов. Для окончательной аттестации в конце пятого семестра проводится экзамен. 6.1. Вопросы текущего контроля освоения дисциплины, учитывающие формируемые знания, умения и владения
6.2. Перечень вопросов контрольной работы при допуске к работе с геммологическим оборудованием по определению материала ювелирных вставок геммологической коллекции
б) рефрактометре; в) дихроскопе; г) микроскопе.
6.3. Рабочий лист исполнителя, заполняемый при выполении контрольных заданий по определению материала ювелирных вставок с использованием геммологического оборудования
٭П р и м е ч а н и е - знак (V) – свойство обнаружено, знак (-) – свойство не определялось или не обнаружено 6.4. Примерный перечень вопросов на экзамене
России.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Геммология» а) основная литература Ананьев С.А. Оценка драгоценных камней и изделий из них.: Учебное пособие/ ГУЦМиЗ. – Красноярск, 2004. – 196 с., ил. Андерсон Б. Определение драгоценных камней. Пер. с англ. – М.: Мир камня, 1996. – 456 с., ил Здорик Т. Этот чарующий мир самоцветов. – М.: Дограф, 2000. – 272с. Зырянова Л.А., Баева А.А. Идентификация ювелирных камней. Геммологическое оборудование: Учебное пособие. – Томск: ООО РИА «Тоян», 2010. – 160 с., ил. Рид П. Геммология. Пер. с англ. – М.: Мир: ООО «Издательство АСТ», 2003.– 336 с. Смирнов А., Викторов М., Розенберг К. Ювелирные украшения. Камни. Металлы – 4-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский дом «6 карат», 2009. – 112 с. Смит Г. Драгоценные камни.: Пер. с англ.– М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство «Астрель», 2002. – 511 с., ил. б) дополнительная литература Ананьев С.А. К вопросу о классификации драгоценных камней. // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. №12, 2000. – С .62-66. Ахметов С. Беседы о геммологии. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 237 с. Балицкий В.С., Лисицина Е.Е. Синтетические аналоги и имитации природных драгоценных камней. – М.: Недра, 1981. – 158 с., ил. Банк Г.В. В мире самоцветов. – М.: Мир, 1979. – 300 с. Беус А.А. Путешествие в тропики за самоцветами. – М.: Наука, 1992. – 237 с. Буканов В.В. Цветные камни. Геммологический словарь. – СПб., 2001. – 208 с. Буканов В.В. Цветные камни. Энциклопедия. – СПб, 2008. – 415 с., ил. Дронова Н.Д. Что надо знать эксперту по ювелирным камням. Справочник-энциклопедия. – М.: Издательство «Известия», 2006. – 264 с., ил. Корнилов Н.И., Солодов Ю.П. Ювелирные камни. – М.: Недра, 1986. – 282 с. Матлинз А.Л., Бонанно А.К. Ювелирные изделия и драгоценные камни: Справочник покупателя /Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. – 320 с., ил. Петров В.П. Рассказы о драгоценных камнях. – М.: Наука, 1985. – 175 с. Платонов А.Н., Таран М.Н., Балицкий В.С. Природа окраски самоцветов. – М.: Недра, 1984. – 196 с. Пыляев М.И. Драгоценные камни и их свойства, местонахождения и употребление. – Спб, 1896. – 403 с. Рид П.Дж. Геммологический словарь. – Л.: Недра, 1986. – 287 с. Рынок самоцветов.– М.: ООО «Джемстоунес маркет», №2 ноябрь-декабрь, 2007. Рынок самоцветов.– М.: ООО «Джемстоунес маркет», №3 январь-февраль, 2008. Синккенкес Дж. Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней. – М.: Мир, 1989. – 423 с. Собчак Н., Собчак Т. Энциклопедия минералов и драгоценных камн ей. – СПб: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА_ПРЕСС», 2002. – 479с., ил. Солодова Ю.П., Андриенко Э.Д., Гранадчикова Б.Г. Определитель ювелирных и поделочных камней. Справочник. – М.: Недра, 1985. – 223 с., ил. Товароведение и экспертиза ювелирных товаров: Учебник / Под общ. ред. В.И. Самарина, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2006. – 316 с. Ферсман А.Е. Избранные труды. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 6. – 742 с. Шуман В. Мир камня. Драгоценные и поделочные камни. – М.: Мир, 1986. – Т.2. – 263 с. Элуэлл Д. Искусственные драгоценные камни. М.: Мир, 1986. – 160 с. в) электронные ресурсы Презенцации по разделам ювелирные, ювелирно-поделочные камни. biblioteka.cc/topic/47034-osnovi-gemmologii-fomin… 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обучение по дисциплине «Геммология»осуществляется на базе: - специализированного кабинета №101 (5-го учебного корпуса ТГУ), оснащенного стандартным геммологическим оборудованием, включающим полярископ (1шт.), рефрактометр (3 шт.), дихроскоп (1 шт.), спектроскоп (1 шт.), весы лабораторные 2 класса точности с набором гирь (2 шт.), микроскоп бинокулярный МБС-10 (1шт.), микроскоп геммологический (1шт.), лупа-триплет геммологическая (1 шт.), измеритель Левериджа (1 шт.), штангельциркуль геммологический (1 шт.), пинцеты геммологические (5 шт.); - учебной коллекцией ювелирных камней (50 шт.), учебной и рабочей коллекцией ювелирных вставок (170 шт.); - для самостоятельной работы используются коллекции минералогического музея ТГУ и компьютерные классы кафедры и факультета с доступом к ресурсу Интернет. |
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11. Банковское дело Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное... | Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11. Банковское дело Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Социология» Рабочая программа по дисциплине «Социология» для студентов юридического факультета. – Кисловодск: Издательский отдел кгти, 2012.... | Рабочая программа по дисциплине «Английский язык» Рабочая программа по дисциплине «Английский язык» для направлений 220600. 68 «Инноватика», обучающихся по магистерской программе... | ||
Рабочая программа по дисциплине б физическая культура Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 080100. 62 Экономика по дисциплине... | Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология... | Пояснительная записка Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика» предназначена для студентов специальности 060501. 51 Сестринское дело и разработана на... | ||
Рабочая программа по дисциплине. Перечень тем контрольных работ Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине для преподавателей | Рабочая программа по дисциплине Виды и задачи профессиональной деятельности, формируемые в процессе обучения по дисциплине, в соответствии с фгос впо | ||
Рабочая программа по дисциплине Биологическая статистика /сост. М.... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины, входящей в математический и естественнонаучный цикл, вариативная часть,... | Рабочая программа по дисциплине «Транспортное обеспечение в туризме» Рабочая программа по дисциплине «Транспортное обеспечение в туризме» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100400. 62 Туризм,... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Архитектурное материаловедение»... Рабочая программа дисциплины определяет общий объем знаний, подлежащий обязательному усвоению студентами, и является единой для всех... | Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессионального цикла и является обязательной для изучения | ||
Рабочая программа по дисциплине «Технология ресторанной продукции» Рабочая программа по дисциплине «Технология ресторанной продукции» составлена в соответствии с требованиями ооп 101100. 62 Гостиничное... | Рабочая программа по дисциплине «Технология ресторанной продукции» Рабочая программа по дисциплине «Технология ресторанной продукции» составлена в соответствии с требованиями ооп 101100. 62 Гостиничное... |