Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
________________________________________________________
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ
Рабочая программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа 100400.62 ТУРИЗМ
Профиль: технология и организация спортивно-оздоровительных услуг
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2014
ББК 51.1(2)0
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» составлена в соответствии с требованиями ООП 100400.62 «Туризм» профиль: технология и организация спортивно-оздоровительных услуг на базе ФГОС ВПО.
Составитель:
А.Н. Яковлев, канд педаг. наук., доцент кафедры ТГРБ
Устименко О.А., к.м.н., доцент, кафедра ФОСР
Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол № 5.
Редакция 2014 года, протокол от 19.02.2014г. №6 Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС
© Издательство ВГУЭС, 2014
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время актуальность приобретает состояние здоровья населения России, анализ которого свидетельствует о неблагоприятных тенденциях популяционного и индивидуального здоровья. К числу наи-более актуальных проблем относятся высокий уровень детской и общей смертности, низкая средняя продолжительность жизни, высокая частота заболеваний, низкое качество жизни. Несмотря на жестокую статистику по продолжительности жизни и смертности, среди населения отсутству-ет «идеал здоровья», преобладает установка с активным игнорировани-ем проблем, связанных со здоровьем. Свойственные современной жизни «деформации человеческой культуры», являются причиной эпидемиче-ского распространения «болезней цивилизации». Для большой части населения, включая молодѐжь характерен «мутагенный стиль жизни».
Необходимость изучения дисциплины диктуется тем, что в настоя-щее время отмечается низкий уровень просветительской работы среди молодѐжи в сфере ознакомления и популяризации культуры здоровья, нормального образа жизни, немедикаментозных методов предупрежде-ния и лечения заболеваний. Современная система образования даѐт ог-раниченный объѐм знаний, ориентированных на оздоровление и владе-ние приѐмами личной профилактики заболеваний.
Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке обусловлено необходимостью приобретения определѐнных навыков и знаний, которые смогут способствовать грамотной, сознательной, ак-тивной позиции обучающихся в вопросах формирования и сохранения здоровья.
Для изучения дисциплины необходимы знания в области «Физио-логии», «Валеологии», «Экологии», «Безопасности жизнедеятельности», «Спортивной медицины» и др. Знания и навыки, получаемые студента-ми в результате изучения дисциплины необходимы для проведения комплекса мероприятий по осуществлению здооровьесберегающих тех-нологий, для поддержания высокого уровня умственной работоспособ-ности и сохранения здоровья.
Особенностью данной дисциплины является изучение индивиду-альных особенностей организма человека, уровня индивидуального здоровья с учѐтом использования резервов и возможностей организма человека. Практические занятия связаны с использованием медицинско-го оборудования, тренажѐров. Дисциплина ориентирована на примене-ние широкого спектра профилактических и оздоровительных мероприя-тий, направленных на рекреацию и коррекцию отклонений в состоянии здоровья.
Специфика данной учебной дисциплины состоит в еѐ практической направленности. Необходимо, чтобы освоение теории дополнялось приобретением личностных и профессиональных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Дисциплина «Культура здоровья» составляет естественнонаучную основу здорового образа жизни и профессиональных знаний и соответ-ствует учебному плану подготовки специалистов по специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм (Спортивно-оздоро-вительный сервис). 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цель и задачи учебной дисциплины Целью настоящей дисциплины является формирование у студентов базовых знаний, профессиональных качеств выпускника, ориентиро-ванных на сохранение здоровья, соблюдение жизненных установок и традиционных основ здорового образа жизни.
Основные задачи дисциплины заключаются в формировании сис-темы знаний о здоровье человека, выявлении факторов, отрицательно влияющих на здоровье; изучении биологических основ жизнедеятель-ности организма, основ здорового образа жизни, вопросов профилакти-ки «болезней цивилизации»; ознакомлении с физиологическими осно-вами традиционных и современных оздоровительных систем. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)
Дисциплина «Культура здоровья» относится к профессиональному циклу, к дисциплинам по выбору.
Для освоения дисциплины «Культура здоровья» необходимы знания, полученные студентами при изучении дисциплин «Концепции современного естествознания», «Медико-реабилитационное обеспечение спортивно-оздоровительных услуг».
Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины «Культура здоровья», необходимы для освоения курсов «Спортивная медицина», «Основы тренерского мастерства», «Реабилитация и санаторно-курортное дело», выступления на научных конференциях в период обучения в университете, а также для подготовки выпускной квалификационной работы. 1.3. Перечень компетенций, приобретаемых в процессе
изучения дисциплины В процессе изучения дисциплины формируются следующие профессиональные компетенции.
Таблица 1
Формируемые знания, умения, владения Название ООП (сокращенное название ООП)
| Блок
| Код компетенции
| Составляющие компетенции
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 100400.62 Туризм (Б-ТУ)
| Б.3, Б.4
| ОК-14 – владение основами законодательства о физической культуре и сорте, метолами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни
| Знания
| основ анатомии человека;
методов оценки физиологического состояния человека;
рычагов государственного регулирования в сфере здорового образа жизни;
| Умения
| применять терминологию в области анатомии человека;
обобщать и анализировать программу работы тренера;
| Б.3, Б.6
| ПК-5 готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий
| Знания
| теоретические основы проектирования, организации и реализации стратегий и программ для экологических типов туристских продуктов, нормативно-техническую базу туристско-рекреационного проектирования
| Умения
| - анализировать полученную информацию, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения - анализировать технологические процессы повышения качества предоставляемых услуг;
| Таблица 1
|
|
| Владения
| - базовой терминологией в сфере туризма и индустрии гостеприимства - навыками анализа статистических данных
|
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения
Общая трудоемкость дисциплины для направления подготовки составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Из них 51 час – аудиторной работы. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 2 часа лекционных, 14 часов практических.
Промежуточная аттестация по курсу – экзамен.
Изучение данного курса включает три вида занятий: лекционный цикл, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной видеоаппаратурой. Практические занятия проводятся в учебной лаборатории туризма и гостеприимства с использованием видео- и аудиоаппаратуры, учебных наглядных пособий. Самостоятельная работа включает в себя работу в библиотеке и медиакласссе, проведение научных исследований.
1.5. Виды контроля и отчетности по дисциплине
Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов.
Знания студентов, уровень сформированности компетенций оцениваются на каждом практическом занятии посредством проведения экспресс-опросов, выполнения индивидуальных заданий.
Проведение промежуточной аттестации проходит в форме электронного тестирования в системе интерактивного тестирования обучающихся СИТО ВГУЭС.
Баллы за текущие и промежуточную аттестацию суммируются.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Темы лекционных занятий Тема 1. Здоровье как человеческая ценность. Факторы риска
Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятие «здоровье», «потенциал здоровья». Состояние здоровья насе-ления России. Здоровье как научная проблема. Индивидуальное и обще-ственное здоровье. Показатели здоровья. Основные факторы, опреде-ляющие здоровье. Традиционные основы здорового образа жизни. Здо-ровый и нездоровый образ жизни. Основные факторы здорового образа жизни. Вредные привычки и их последствия. Влияние курения на здо-ровье. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой крово-ток. Действие этанола на организм. Виды токсикомании/наркомании и последствия при их употреблении. Профилактика «мутагенного стиля жизни». Физиологические аспекты стресса и его последствия. Профи-лактика и коррекция стрессовых воздействий. Понятие «культура здо-ровья», «критерии культуры здоровья». Качество культуры здоровья. Тема 2. Наследственный фактор риска
Основные понятия генетики. Механизмы передачи наследственной информации. Группы наследственных заболеваний. Болезни с наследст-венным предрасположением. Группа риска по формированию наследст-венной патологии. Задачи медико-генетической консультации. Лечебно-профилактические мероприятия при наследственной патологии. Тема 3. Экологический дисбаланс и здоровье человека
Основные ксенобиотики и источники поступления их в биосферу. Химическое загрязнение природной среды и здоровье человека. Ксено-биотики инфекционного и паразитарного происхождения. Лечебно-профилактические мероприятия при агрессии ксенобиотиков. Тема 4. Гипокинезия как фактор риска для здоровья
Влияние гипокинезии на организм человека. Влияние физических нагрузок на жизнедеятельность и здоровье человека. Основные принци-пы оздоровительных физических нагрузок. Тема 5. Опорно-двигательный аппарат и здоровье
Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного ап-парата (ОДА). Показания и противопоказания к назначению физической нагрузки. Роль правильной осанки для здоровья и социальной адаптации. Причины остеохондроза. Профилактика и устранение боли в спине традиционными методами. Тема 6. Питание и здоровье
Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пи-тание – необходимая жизненная потребность человека. Питательные вещества. Основы рационального питания человека.
Тема 7. Иммунитет и здоровье
Здоровье как функция неспецифического иммунитета. Болезнь как функция специфического иммунитета. Аллергия. Аутоиммунные забо-левания. Традиционные и нетрадиционные методы укрепления иммун-ной резистентности. Тема 8. Общее учение о болезни
Определение сущности болезни. Критерии и принципы классифи-кации болезни. патологическая реакция, процесс, состояние. Формы и стадии болезней. Этиология, патогенез, саногенез. Тема 9. Ожирение и здоровье
Этиология ожирения. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья на фоне избыточной массы тела и ожирением. Клинические аспекты ожи-рения. Значение физической активности для регуляции массы тела. Ле-чебно-профилактические мероприятия при ожирении. Тема 10. Профилактика «болезней цивилизации»
Понятие «болезни цивилизации». Основные причины их формиро-вания. Понятие «профилактика». Виды профилактики. Тема 11. Основы и принципы лечебного питания
Механизмы лечебного эффекта диетотерапии. Целебные свойства пищевых продуктов. Целебные свойства овощей, фруктов и ягод. Ми-неральные воды. Лечебная кулинария. Основные принципы лечебного питания. «Модные диеты». Тема 12. Семейная этика, сексология и сексопатология
Анатомо-физиологические основы полового развития. Вегетатив-ное обеспечение мужской и женской сексуальности. Половые гормоны и поведение. Тестостерон и половое влечение. Пролактин и родитель-ское поведение. Влияние стереотипов поведения и морально-нравствен-ного воспитания на половое развитие. Губительная роль порнографии и разврата на половую функцию. Медицинские, социальные и психологи-ческие аспекты полового воспитания. Венерические заболевания и их профилактика. 2.2. Темы практических занятий Тема 1. Методика антропометрии. Измерение массы тела, роста стоя и сидя. Измерение длины ног, рук, ширины плеч, таза. Измерение окруж-ностей тела (окружность шеи, груди, экскурсия, окружность талии, пле-ча, бедра, голени). Измерение толщины жировой складки, силы мышц кисти, мышц спины. Определение жизненной ѐмкости лѐгких. Опреде-ление конституции человека. Тема 2. Оценка физического развития. Оценка физического разви-тия методом индексов, методом корреляции, методом стандартов. По-строение антропометрического профиля. Заключение о физическом раз-витии по критериям соответствия возрасту и гармоничности. Тема 3. Методика регистрации основных физиологических показа-телей организма и их оценка. Определение частоты сердечных сокра-щений в покое и при мышечной деятельности, измерение артериального давления. Оценка результатов функциональных проб (проба Мартине-Кушелевского, пробы Летунова, Руфье, PWC170 и др.). Тема 4. Методика определения потребности организма в энергии и пищевых веществах. Определение потребности организма в энергии и обоснование энергетической ценности и нутриентного состава рационов питания. Составление хронограммы дня. Определение суточной по-требности в энергии и отдельных пищевых веществах. Рекомендации по коррекции энергоценности и нутриентному составу рациона питания. Тема 5. Методы оценки пищевого статуса организма. Составление карты фактического питания. Составление раскладки продуктов по приѐ-мам пищи за сутки. Определение энергоценности и химического состава набора продуктов. Анализ и оценка полученных данных. Составление рекомендаций по коррекции питания. Тема 6. Методы комплексной оценки состояния здоровья. Расчѐт адаптационного показателя, жизненного индекса, вегетативного индек-са Кердю. Самооценка состояния здоровья. Тема 7. Методика проведения физкультурно-оздоровительных про-грамм для сохранения здоровья. Составление индивидуальных физкуль-турно-оздоровительных программ. Тема 8. Методика оздоровительной тренировки мышц глаз. Физи-ческие упражнения при различных заболеваниях глаз. Гимнастика для глаз. Написание конспекта занятия. |