Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр».





Скачать 175.38 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр».
Дата публикации09.11.2014
Размер175.38 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)

Утверждаю:
Директор Биологического института

_________________С.П. Кулижский

«_____»__________________2011 г.

ЗООПСИХОЛОГИЯ

Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки 020400 «Биология»

Магистерская программа 020400.68. «Зоология позвоночных»

Квалификация выпускника

Магистр

Форма обучения очная

Томск 2011

Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии

Протокол № ____ от «__» ______________ 2011 г.

Зав. кафедрой Н.С. Москвитина


Рекомендовано методической комиссией Биологического института
Председатель методической комиссии ________________________

«______» ____________2011 г.

Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки № 100 от04 февраля 2010 года.

Общий объем курса – 108 ч. Из них лекции – 10ч., практические и семинарские занятия – 22 ч, самостоятельная работа студентов – 76ч. Экзамен на втором курсе во втором семестре. Общая трудоемкость курса – 3 зач. ед.

Автор: Агулова Людмила Петровна, д.б.н., профессор .кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета
Рецензент: Кравченко Лариса Борисрвна, к.б.н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета


1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Зоопсихология» является формирование у студентов-магистрантов современного представления о становлении в ходе эволюции интеллекта у животных; понимания эволюционной связи рассудочной деятельности животных и психической деятельности человека. В задачи курса входит знакомство с основными направлениями, объективными методами и результатами изучения когнитивных (познавательных) процессов, элементов языка и мышления у животных.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Зоопсихология» является компонентом вариативной части профессионального цикла М.3 учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020400 «Биология». Читается на во втором году обучения в магистратуре, во втором семестре и является продолжением курса «Этология», осуществляемом в 6-ом семестре бакалавриата.

Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть знаниями, полученными в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология», «Физиология», «Генетика», «Антропология», «Этология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зоопсихология».

По завершении курса студент должен демонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции магистра биологии:

  • способен к инновационной деятельности (ОК-2)

  • способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6).

  • знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению (ПК-2);

  • самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов (ПК-3);

  • понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения (ПК-7);

  • профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ПК-9);

  • глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК-10);

  • применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения (ПК-12);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

  • историю исследований интеллекта животных;

  • основные методы, подходы и результаты изучения интеллекта;

  • сравнительные характеристики развития интеллекта у животных с разной структурно - функциональной организацией мозга;

  • нейробиологические и генетические основы психической деятельности животных;

  • современную литературу по проблемам читаемого курса.

Уметь:

  • осуществлять подбор адекватных методов для изучения и оценки интеллекта с учетом специфики образа жизни и этологических особенностей животных;

  • представлять полученные знания в виде рефератов, докладов, презентаций.

    Владеть

  • Теоретическими представлениями и навыками экспериментальных исследований особенностей нервной системы животных;

  • навыками поиска и подбора информации по темам самостоятельной работы.



4. Структура и содержание дисциплины «Зоопсихология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 учебных часов, в том числе самостоятельная работа в объеме 76 ч.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

Самостоятельная работа студента

1

История изучения интеллекта и языка животных

3




2







2

8

индивидуальные задания

2

Основные понятия и методы изучения элементарного мышления или рассудочной деятельности животных

3













2

8

индивидуальные задания, рефераты, презентации

3

Способность животных улавливать суть поставленных перед ними задач

3




2







4

20

индивидуальные задания

рефераты

4

Обучение в социуме

3













2

8

коллоквиум

5

Исследование языка животных: подходы и результаты

3




2







4

8

коллоквиум

6

Элементы сознания у животных

3




2







2

8

коллоквиум

7

Сравнительные аспекты изучения интеллекта животных

3













4

8

индивидуальные задания, доклады




8

Нейробиологические и генетические основы психической деятельности животных

3




2







2

8

рефераты, презентации




ВСЕГО







10







22

76

108


4.1. Содержание дисциплины

Тема 1. История изучения интеллекта и языка животных

Донаучный период накопления знаний. Представления о “разуме” и “инстинкте” животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины XIX века. Исследования высших когнитивных функций животных в XX веке. Концепция Л. В. Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности. Современные идеи и тенденции в изучении интеллекта и языка животных.
Тема 2. Основные понятия и методы изучения элементарного мышления или рассудочной деятельности животных

Определения понятия «мышление животных».Требования к тестам на рассудочную деятельность. Перечень и общая характеристика тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных.
Тема 3. Способность животных улавливать суть поставленных перед ними задач

Способность к оценке отдаленных во времени событий. Взаимодействие с предметами, недоступными в пространстве. Когнитивные карты. Способность к экстраполяции. Правила принятия решения: система тестов. Способность к абстрагированию. Способность животных к классификации объектов. Способность животных к символизации. Инсайт. Латентное обучение и исследовательская активность. Способность животных к количественным оценкам предметного мира.
Тема 4 Обучение в социуме

Постановка проблемы и основные определения. Когнитивные аспекты обучения в социуме. Экологические аспекты подражания. Групповые традиции и элементы культуры.

Тема 5. Исследование языка животных: подходы и результаты

Четыре канала связи. Ключевые свойства языка по Хоккету. Естественный язык животных и методы его изучения. Обучение животных языкам – посредникам. Гипотезы происхождения речи. Врожденные грамматические структуры: парадокс или реальность.
Тема 6. . Элементы сознания у животных

Основные характеристики сознания. Сознание и воображение. Осведомленность об осведомленности других. Взаимопонимание на основе взглядов и жестов.
Тема 7. Сравнительные аспекты изучения интеллекта животных

Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп. Способность к экстраполяции и к обучению. Роль экологических факторов в успешности решения тестов.


    Тема 8. Нейробиологические и генетические основы психической деятельности животных

Рассудочная деятельность и сложность строения мозга. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень рассудочной деятельности. Повреждение участков мозга и способность к экстраполяции.

Наследственная предрасположенность к сложным формам обучения. Врожденные стереотипы поведения и обучение. Влияние раннего обучения на формирование поведения. Сочетание врожденных и приобретенных форм в поведении животных.
4.2. Вопросы для обсуждения на семинарах:

Тема 2. Основные понятия и методы изучения элементарного мышления или рассудочной деятельности животных

  1. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на рассудочную деятельность животных

  2. Что такое орудийная деятельность и какие механизмы могут лежать в ее основе у разных видов животных?


Тема 3. Способность животных улавливать суть поставленных перед ними задач

  1. Насколько сложные задачи могут решать животные в эксперименте и в реальной жизни?


Тема 4 Обучение в социуме

  1. Значение обучения у конспецификов с точки зрения эволюционной экологии

  2. Формы обучения в социуме

  3. Групповые традиции и элементы культуры


Тема 5. Исследование языка животных: подходы и результаты

  1. Язык – исключительная привилегия Homo Sapiens. Аргументы «за» и «против»

  2. Открыло ли новые интеллектуальные возможности животных общение с ними при помощи языков – посредников?


Тема 6. Элементы сознания у животных

  1. Высшие психические функции животных в аспекте их социальной жизни


Тема 7. Сравнительные аспекты изучения интеллекта животных

  1. «Все животные равны, но некоторые животные равнее других»

  2. У млекопитающих (антропоиды) и птиц (врановые) развитие когнитивных способностей в процессе эволюции происходило параллельно?

  3. Почему одно и то же животное демонстрирует то интеллектуальную гениальность, то полную «тупость»?




    Тема 8. Нейробиологические и генетические основы психической деятельности животных

  1. Исследование механизмов способности к обучению методами современной нейрогенетики.


5. Образовательные технологии

Курс «Зоопсихология» ориентирован на теоретическую подготовку магистрантов и классические технологии обучения:

  • лекции с применением презентаций, что облегчает восприятие и понимание темы;

  • семинары, призванные активизировать усвоение магистрантами теоретического лекционного материала. По каждой теме семинара преподавателем назначаются студент – tutor, в задачи которого входит распределение вопросов для обсуждения и контроль за подготовкой к дискуссии;

  • собеседования с преподавателем, реализуемые через коллоквиумы и краткие устные опросы, которые позволяют, кроме функции контроля, развить у обучаемых навыки профессиональной речи.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины.

6.1. Примерная тематика рефератов для самостоятельной работы:

    1. Структура социальных связей в сообществах приматов.

    2. Сопоставление орудийной деятельности приматов в эксперименте и в природе

    3. Когнитивные способности животных - как эволюционная предпосылка мышления человека.

    4. Языковые способности человекообразных обезьян. Возможности диалога с человеком.

    5. Язык муравьев и теория информации

    6. Наследование умственных способностей у животных и человека

    7. Биологические основы эстетики

    8. Человек между биологией и культурой

    9. Родословная альтруизма

    10. Об эволюционном происхождении человеческой логики


6.2. Вопрсы для самоконтроля по курсу «Зоопсихология»:

  1. Как изменялось содержание понятия «разум животных» на разных этапах развития науки?

  2. Какие ученые впервые экспериментально показали наличие элементов мышления у животных?

  3. Каков вклад Н.Н. Ладыгиной-Котс, Л.А. Фирсова и Л.В. Крушинского в формирование представлений о мышлении (рассудочной деятельности) животных?

  4. Какие категории поведения относятся к основным типам индивидуально-приспособительной деятельности?

  5. Каковы основные принципы концепции о высшей нервной деятельности?

  6. В чем сходство и отличие классических и инструментальных условных рефлексов?

  7. Какие методы позволяют оценивать способность животных к обобщению?

  8. Как исследуют формирование у животных пространственных представлений и в чем это выражается?

  9. Можно ли исследовать формирование у животных пространственных представлений в естественных условиях?

  10. Какие проявления мышления животных можно исследовать в эксперименте?

  11. Основные экспериментальные модели, с помощью которых показано, что животные ряда видов способны без предшествующего обучения к экстренному изготовлению и использованию орудий и к решению элементарных логических задач, основанных на оперировании эмпирическими законами, связывающими предметы и явления внешнего мира.

  12. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на рассудочную деятельность животных?

  13. В каких тестах обнаруживаются различия между уровнем когнитивных способностей человекообразных и других обезьян?

  14. Что такое орудийная деятельность и какие механизмы могут лежать в ее основе у разных видов животных?

  15. Какие стороны рассудочной деятельности выявляют тесты, предложенные Л.В. Крушинским?

  16. Какой уровень довербального мышления животных лежит в основе усвоения символов?

  17. У каких животных и в какой форме выявлена способность к усвоению и употреблению символов для маркировки множеств?

  18. Что такое языки- посредники, чем они отличаются друг от друга?

  19. Какие свойства языка человека доступны животным при овладении языками-посредниками и в чем это проявляется?

  20. В каких случаях доказано, что знаки языка- посредника действительно имеют свойства семантических символов?

  21. Какие эксперименты доказывают, что шимпанзе понимаю значение порядка слов в предложениях?

  22. В какой форме проявляются зачатки самосознания у животных и каким видам это свойственно?

  23. Какие методы используются для выявления способности высших животных к оценке «знаний» и «намерений» других особей?

  24. Как проявляется в социальном поведении антропоидов их способность к оценке «знаний» и «намерений» сородичей?

  25. Каковы наиболее универсальные проявления элементарной рассудочной деятельности, отмеченные даже у относительно примитивно организованных животных?

  26. Как исследуется соотношение между способностью к экстраполяции и обучением?

  27. От каких особенностей структурно-функциональной организации мозга зависит уровень рассудочной деятельности вида?

  28. Каковы самые сложные формы элементарной рассудочной деятельности и как они представлены у наиболее высокоорганизованных животных – человекообразных обезьян?

  29. Какой степени сходства с мышлением человека может достигать мышление человекообразных обезьян?

  30. Какими методами исследуют роль генотипа в формировании поведения?

  31. Существуют ли мутации, влияющие на строение и биохимию мозга?

  32. С какими различиями в строении мозга могут быть связаны различия в ассоциативном обучении и обучении пространственным навыкам?


6.3. Форма итогового контроля – Экзамен

Образцы экзаменационных билетов:

Билет№ 1

  1. Творческие реакции животных при ассоциативном научении.

  2. Сознание у животных. Основные характеристики сознания

Билет№ 2

  1. Способность к оценке отдаленных во времени событий

  2. .Гипотезы происхождения речи.

Билет№ 3

  1. Современные тенденции в изучении языка животных

  2. Значение теории ассоциаций для развития нейробиологии

Билет№ 4

  1. Влияние раннего обучения на формирование поведения: импринтинг, значение раннего опыта для развития поведения.

  2. Два типа ассоциативного обучения

Билет№ 5

  1. Результаты сравнения видов по скорости и эффективности научения.

  2. Способность животных к самоузнаванию.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Зоопсихология»
Рекомендуемая литература
Основная

  1. Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Систематика и поведение приматов. Учебное пособие. М., Изд. «Энциклопедия российских деревень». 2004. 272с.

  2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М, 2001. 320с.

  3. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., Изд-во МГУ, 1999. 383с.

  4. Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали говорящие обезьяны? Способны ли высшие животные оперировать символами? М.: Языки славянских культур, 2006. 424с.

  5. Крушинский В.Л. Биологические основы рассудочной деятельности: эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. М., Изд-во МГУ, 1977. 270с.

  6. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: КМК Scientific Press. 2005. 496c.

  7. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие. Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2002. 392с.

  8. Резникова Ж. И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии: Учебное пособие для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 518с.

  9. Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. М.: изд-во Ареа 17, 1998. 291с.

  10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.,1976.

  11. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. М.: Мир, 1975.

Дополнительная

  1. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., Прогресс,1994.

  2. Мантейфель Б.П. Экологические и эволюционные аспекты поведения животных. М., 1987.

  3. Резникова Ж.И. Экология, этология, эволюция. Ч.1. Структура сообществ и коммуникация животных. Новосибирск,1997.

  4. Резникова Ж.И. Исследование орудийной деятельности как путь к интегральной оценке когнитивных возможностей животных // Журн. общ. биол. 2005. Т. 66. № 6. С.459–478.

  5. Тинберген Н. Поведение животных. М.,1978.

  6. Бутовская М.Л. Человек и человекообразные обезьяны: языковые способности и возможности диалога. // Зоологический журнал, 2005. Т. 84. № 1. С.149-157.

  7. Зорина З.А. Мышление животных: эксперименты в лаборатории и наблюдения в природе. // Зоологический журнал. 2005. Т. 84. № 1. С. 134-148.

  8. Дольник В. Р.Непослушное дитя биосферы. – М.: Педагогика–Пресс,1994.

  9. Стародубцев Ю.Д., Кулагин В.В., Надолишняя А.П. Способность дельфинов афалин выбирать раздражители по относительным признакам одинаковости и подобия // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 2004. Т. 90. № 8. С.170-171.

  10. Стародубцев Ю.Д., Кулагин В.В., Надолишняя А.П., Стародубцева Е.М. Обобщение по относительному признаку «верхний» у дельфинов афалин // Журн. ВНД. 1996. Т.46. Вып. 6. С. 1032-1040.

  11. Стародубцев Ю.Д., Кулагин В.В., Надолишняя А.П., Стародубцева Е.М., Кебкал К.Г. Обобщение дельфинами афалинами по двум одновременно присутствующим абсолютным признакам// Журн. ВНД. 1997. Т. 47. Вып. 6. С. 1047-1050.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Обучение по дисциплине «Зоопсихология» осуществляется на базе лекционной аудитории № 037 главного учебного корпуса ТГУ, оснащенной мультимедиакомплексом.

ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата

№ протокола кафедрального заседания

Подпись зав. кафедрой













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа по курсу «Биоиндикация» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». iconРабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск