Скачать 175.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. ЗООПСИХОЛОГИЯ Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Магистерская программа 020400.68. «Зоология позвоночных» Квалификация выпускника Магистр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол № ____ от «__» ______________ 2011 г. Зав. кафедрой Н.С. Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии ________________________ «______» ____________2011 г. Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки № 100 от04 февраля 2010 года. Общий объем курса – 108 ч. Из них лекции – 10ч., практические и семинарские занятия – 22 ч, самостоятельная работа студентов – 76ч. Экзамен на втором курсе во втором семестре. Общая трудоемкость курса – 3 зач. ед. Автор: Агулова Людмила Петровна, д.б.н., профессор .кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета Рецензент: Кравченко Лариса Борисрвна, к.б.н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Зоопсихология» является формирование у студентов-магистрантов современного представления о становлении в ходе эволюции интеллекта у животных; понимания эволюционной связи рассудочной деятельности животных и психической деятельности человека. В задачи курса входит знакомство с основными направлениями, объективными методами и результатами изучения когнитивных (познавательных) процессов, элементов языка и мышления у животных. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Зоопсихология» является компонентом вариативной части профессионального цикла М.3 учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020400 «Биология». Читается на во втором году обучения в магистратуре, во втором семестре и является продолжением курса «Этология», осуществляемом в 6-ом семестре бакалавриата. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть знаниями, полученными в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология», «Физиология», «Генетика», «Антропология», «Этология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зоопсихология». По завершении курса студент должен демонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции магистра биологии:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть
4. Структура и содержание дисциплины «Зоопсихология» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 учебных часов, в том числе самостоятельная работа в объеме 76 ч.
4.1. Содержание дисциплины Тема 1. История изучения интеллекта и языка животных Донаучный период накопления знаний. Представления о “разуме” и “инстинкте” животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины XIX века. Исследования высших когнитивных функций животных в XX веке. Концепция Л. В. Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности. Современные идеи и тенденции в изучении интеллекта и языка животных. Тема 2. Основные понятия и методы изучения элементарного мышления или рассудочной деятельности животных Определения понятия «мышление животных».Требования к тестам на рассудочную деятельность. Перечень и общая характеристика тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных. Тема 3. Способность животных улавливать суть поставленных перед ними задач Способность к оценке отдаленных во времени событий. Взаимодействие с предметами, недоступными в пространстве. Когнитивные карты. Способность к экстраполяции. Правила принятия решения: система тестов. Способность к абстрагированию. Способность животных к классификации объектов. Способность животных к символизации. Инсайт. Латентное обучение и исследовательская активность. Способность животных к количественным оценкам предметного мира. Тема 4 Обучение в социуме Постановка проблемы и основные определения. Когнитивные аспекты обучения в социуме. Экологические аспекты подражания. Групповые традиции и элементы культуры. Тема 5. Исследование языка животных: подходы и результаты Четыре канала связи. Ключевые свойства языка по Хоккету. Естественный язык животных и методы его изучения. Обучение животных языкам – посредникам. Гипотезы происхождения речи. Врожденные грамматические структуры: парадокс или реальность. Тема 6. . Элементы сознания у животных Основные характеристики сознания. Сознание и воображение. Осведомленность об осведомленности других. Взаимопонимание на основе взглядов и жестов. Тема 7. Сравнительные аспекты изучения интеллекта животных Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп. Способность к экстраполяции и к обучению. Роль экологических факторов в успешности решения тестов. Тема 8. Нейробиологические и генетические основы психической деятельности животных Рассудочная деятельность и сложность строения мозга. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень рассудочной деятельности. Повреждение участков мозга и способность к экстраполяции. Наследственная предрасположенность к сложным формам обучения. Врожденные стереотипы поведения и обучение. Влияние раннего обучения на формирование поведения. Сочетание врожденных и приобретенных форм в поведении животных. 4.2. Вопросы для обсуждения на семинарах: Тема 2. Основные понятия и методы изучения элементарного мышления или рассудочной деятельности животных
Тема 3. Способность животных улавливать суть поставленных перед ними задач
Тема 4 Обучение в социуме
Тема 5. Исследование языка животных: подходы и результаты
Тема 6. Элементы сознания у животных
Тема 7. Сравнительные аспекты изучения интеллекта животных
Тема 8. Нейробиологические и генетические основы психической деятельности животных
5. Образовательные технологии Курс «Зоопсихология» ориентирован на теоретическую подготовку магистрантов и классические технологии обучения:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины. 6.1. Примерная тематика рефератов для самостоятельной работы:
6.2. Вопрсы для самоконтроля по курсу «Зоопсихология»:
6.3. Форма итогового контроля – Экзамен Образцы экзаменационных билетов: Билет№ 1
Билет№ 2
Билет№ 3
Билет№ 4
Билет№ 5
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Зоопсихология» Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обучение по дисциплине «Зоопсихология» осуществляется на базе лекционной аудитории № 037 главного учебного корпуса ТГУ, оснащенной мультимедиакомплексом. ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
|
Рабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Биоиндикация» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) |