Скачать 168.95 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. ЗООТОКСИНОЛОГИЯ Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Магистерская программа 020400.68 «Зоология позвоночных» Квалификация выпускника Магистр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол № 89 от « 29 » января 2011 г. Зав. кафедрой Н. С. Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии ________________________ «______» ____________2011 г. Рабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки № 100 от 04 февраля 2010 года Общий объем курса 72 часа. Из них – лекции 10 ч., семинарские занятия – 22 ч, самостоятельная работа студентов – 40 ч. Зачет в третьем семестре. Общая трудоемкость курса 2 зач. ед. Авторы: Куранова Валентина Николаевна, к. б. н., доцент Рецензент: Сучкова Нелли Георгиевна, к. б. н., доцент
Целями освоения дисциплины «Зоотоксинология» являются создание у студента четкой системы теоретических знаний о биологии, экологии и физиологии ядообразующих животных, исследовании ядов как химических факторов эволюции живых организмов, использовании зоотоксинов в фундаментальных исследованиях в биологии и медицине, а также создании новых и высокоэффективных лекарственных средств. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Зоотоксинология» является компонентом части «Дисциплины по выбору» профессионального цикла М.3 учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020400 «Биология». Для успешного освоения дисциплины магистрантам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология», «Экология и охрана природы», «Герпетология», «Орнитология», «Териология», «Биохимия», «Большой анатомический практикум», «Основы безопасности жизнедеятельности», « Физиология животных и человека». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зоотоксинология»: 3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - историю и основные направления зоотоксинологии как составной части науки токсинологии, ее предмет и задачи; -методологию токсинологических исследований, включая методы экспериментального изучения зоотоксинов; - классификацию ядовитых животных; - разнообразие ядовитых животных различных систематических групп; - химический состав ядов и механизмы их токсического действия; - современную литературу по проблемам токсинологии. Уметь: - ориентироваться в справочной литературе по ядообразующим животным и их ядам; - оказать первую помощь при поражениях зоотоксинами в конкретных условиях; - представлять полученные знания в виде рефератов, докладов, презентаций; - заниматься профилактикой отравлений зоотоксинами. Владеть: - представлениями о задачах, структуре и методах токсинологии; - комплексом знаний, направленных на профилактику отравлений зоотоксинами; - владеть навыками поиска и подбора информации по темам самостоятельной работы. 4. Структура и содержание дисциплины «Зоотоксинология» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Темы и краткое содержание дисциплины: Раздел 1. Зоотоксинология как наука. История изучения ядовитых животных и их ядов. Тема 1. Токсинологическая классификация ядовитых животных. Вопросы терминологии. Предмет зоотоксинологии. Первично-ядовитые животные: активно-ядовитые и пассивно-ядовитые. Вторично-ядовитые животные. Характеристика. Тема 2. Основные методы изучения токсинов. Медицинские аспекты зоотоксинов. Химическое (биохимическое) и патофизиологическое направления изучения ядов. Токсикометрия: понятие средней смертельной дозы и средней эффективной дозы. Взаимодействие зоотоксинов и организма. Фармакокинетика. Некоторые особенности фармакодинамики зоотоксинов. Профилактика и лечение отравлений животными ядами. Сыворотки. Использование ядов для диагностики и лечения различных заболеваний .Раздел 2. Ядовитые морские беспозвоночные Тема 3. Ядовитые Губки (Spongia) и Кишечнополостные (Coelenterata). Токсинологическая характеристика. Химический состав состав и механизм действия яда губок. Токсинологическая характеристика и ядовитый аппарат кишечнополостных. Яд гидроидных медуз и полипов, сцифоидных медуз, яд коралловых полипов. Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. Тема 4. Ядовитые черви (Vermes). Токсинологическая характеристика. Тип Немертины (Nemertini): вооруженные и невооруженные немертины. Тип Кольчатые черви (Annelida). Химический состав и механизм действия яда. Клиника отравления. Тема 5. Ядовитые Моллюски (Mollusca). Токсинологическая характеристика. Яд активно-ядовитых и пассивно-ядовитых брюхоногих моллюсков. Яд головоногих моллюсков. Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. Тема 6. Ядовитые Иглокожие (Echinodermata). Токсинологическая характеристика. Яд морских ежей, морских звезд и голотурий. Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. Раздел 3. Ядовитые членистоногие. Тема 7. Ядовитые Паукообразные, или Арахниды (Arachnida). Токсинологическая характеристика. Яд скорпионов, пауков и клещей. Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. Тема 8. Ядовитые Насекомые (Insecta) и Многоножки (Myriapoda). Токсинологическая характеристика. Яд перепончатокрылых (наездники, роющие и складчатокрылые осы, пчелиные, муравьи), жуков, бабочек. Насекомые с ядовитым ротовым аппаратом (клопы и сетчатокрылые). Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. Токсинологическая характеристика и яд многоножек. Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. Раздел 4. Ядовитые нисшие позвоночные животные. Тема 9. Ядовитые рыбы (Pisces), Миноги (Cephalospidomorpha) и Миксины (Mixini). Токсинологическая характеристика. Яд активно-ядовитых рыб (скаты-хвостоколы, морские дракончики, бородавчатковые,скорпеновые). Яд пассивно-ядовитых рыб (тетродоксин, ихтиотоксин, галлюциногены и другие). Яд миног и миксин. Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. Тема 10. Ядовитые земноводные (Amphibia). Токсинологическая характеристика. Яд бесхвостых амфибий (биогенные амины, пептиды и белки, нейротоксические алкалоиды, кардиотоксические стероиды). Яд хвостатых амфибий. Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. Использование амфибийных ядов в медицине. Раздел 5. Ядовитые высшие позвоночные животные. Тема 11. Ядовитые пресмыкающиеся (Reptilia). Токсинологическая характеристика. Строение ядовитого аппарата переднее - и заднебороздчатых змей. Сравнительная характеристика яда ямкоголовых, ужеобразных, гадюковых, аспидовых и морских змей. Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. Природная устойчивость к змеиным ядам. Профилактика змеиных укусов. Ядовитые ящерицы (ядозубы, вараны). Использование рептилийных ядов в медицине. Тема 12. Ядовитые птицы (Aves) и млекопитающие (Мammalia). Яд птиц (3 вида хохлатых питохуи, синеголовые ифриты ковальди). Ядовитый аппарат яйцекладущих (ехидна, утконос) и живородящих млекопитающих (щелезубы, землеройки). Химический состав и механизм действия. Клиника отравления. . 5. Образовательные технологии 5.1. Классические технологии обучения: лекции, семинары и самостоятельная работа студентов; 5.2. Другие методы, включающие:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины. 6.1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
20. Яд гомойотермных животных (Птицы, Млекопитающие). 6.2. Примеры билетов для проведения письменных контрольных работ: Билет №1
Билет №2
Билет №3
Билет №4
2. Ядовитые Миноги и Миксины Билет №5
6.3. Фонд контрольных заданий
18. Класс Земноводные (Amphibia). Экология и биология видов. Состав и механизмы действия яда хвостатых и бесхвостых амфибий. 19. Класс Пресмыкающиеся (Reptilia). Практическое значение ядовитых змей и их охрана. 20. Строение ядовитого аппарата передне-и заднебороздчатых змей 21. Сравнительная характеристика змеиных ядов 22. Яд аспидовых змей (Elapidae) 23. Яд морских змей (Hydrophidae) 24. Яд гадюк (Viperidae) и ямкоголовых змей (Crotalidae) 25. Яд ужеобразных (Colubridae) 26. Ядовитые ящерицы (Sauria) и их яды 27. Природная устойчивость к змеиным ядам. Профилактика укусов змей. 28. Первая помощь при отравлении и профилактика укусов 29. Класс Птицы (Aves). Экология и биология видов. Состав и механизмы действия яда 30. Класс Млекопитающие (Mammalia). Экология и биология видов. Состав и механизмы действия яда 31. Вопросы рационального использования ядовитых змей. Серпентарии 32. Профилактика укусов различных ядовитых животных 33. Лечение змеиных укусов. Серотерапия 6.4. Итоговый контроль знаний – зачет. Образцы экзаменационных билетов: Билет №1
Билет №2
Билет №3
Билет №4
Билет №5
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Зоотоксинология» а) основная литература:
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.efaun.ru/pticy/ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обучение по дисциплине «Зоотоксинология» осуществляется на базе: - лекционная аудитория, (215, 1-го учебного корпуса ТГУ), оснащенная мультимедийным проектором и ноутбуком; - лабораторная аудитория (037, 1-го учебного корпуса ТГУ), оснащенная мультимедийным проектором и ноутбуком, имеющая 8 бинокуляров; влажные препараты, остеологический материал; - коллекции Зоологического музея и кафедры зоологии позвоночных и экологии Биологического института Томского государственного университета. ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
|
Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Биоиндикация» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) |