МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет» Кафедра биологии
| Утверждаю
Декан естественнонаучного факультета Мясников Ю.А.
“____”______________201… г
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ»
Направление подготовки
020400.62 – Биология
Профили подготовки: биоэкология Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Бузулук 2011
Рецензент:
Кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С. Рабочая программа дисциплины «Обработка экспериментальных данных» / Криволапова Е.В. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011- 17 с Рабочая программа предназначена для дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400- Биология в 6 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101. Составитель ____________ Криволапова Е.В.
(подпись)
05.04.2011 г.
Криволапова Е.В., 2011
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
Содержание
1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………...
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины.....................
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………….....................
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины..................................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины.....................................................................................
| 8
| 4.3
| Лабораторные работы………………………………………...........................
| 10
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………........................
| 10
| 5
| Образовательные технологии..........................................................................
| 12
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………………
| 12
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...............................................................................
| 13
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................……...
| 15
| 7.1
| Основная литература…………………………………………........................
| 15
| 7.2
| Дополнительная литература…………………………………........................
| 15
| 7.3
| Периодические издания.....……………………….………….........................
| 15
| 7.4
| Интернет-ресурсы............................................................................................
| 15
| 7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ……………................
| 16
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................…………………….…….
| 16
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...........
| 16
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины……………..............
| 17
|
Цели и задачи дисциплины
Целью курса является обучение студентов применению методов математической статистики для обработки и анализа экспериментальных данных.
Основными задачами курса являются:
изучение основных положений теории вероятностей и математической статистики;
изучение современных методов статистического анализа экспериментальных данных;
практическое освоение методов статистической обработки одномерных и многомерных выборок;
знакомство с возможностями компьютерных пакетов статистического анализа.
2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Обработка эксперимен6тальных данных» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин по выбору студента Б.3.2.12.5.1
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Общая и норганическая химия», «Общая биология», «Органическая химия», «Биохимия» «Аналитическая химия», «Математика и математические методы в биологии».
Курс является базовым для дисциплин: «Прикладная экология», «Зоогеография».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК): проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8).
б) профессиональных (ПК): демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6); демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9).
В результате изучения дисциплины студенты должны
Знать:
основные положения теории вероятностей и математической статистики;
возможности и ограничения конкретных статистических методов, уметь подобрать адекватный метод анализа в соответствии с целью исследования и характером статистических данных;
четкое представление о существующих подходах к статистическому анализу экспериментальных данных;
представление о возможностях статистической обработки данных с использованием электронных таблиц (Excel), математических пакетов общего назначения (MathCAD) и специализированных программ статистического анализа (Statistica, SPSS и др.).
Уметь:
статистически обработать данные с использованием электронных таблиц (Excel), математических пакетов общего назначения (MathCAD) и специализированных программ статистического анализа (Statistica, SPSS и др.).
Владеть:
практическими навыками статистической обработки данных, в том числе с использованием вычислительной техники;
представлять содержательную интерпретацию результатов статистической обработки экспериментальных данных.
Приобрести опыт деятельности:
исследовательской работы по изучению условий развития организма, созданию благоприятных условий для развития.
4 Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Введение в начала обработки экспериментальных данных
| Физика и измерения. Примеры статобработки данных. Рекомендуемая литература и программное обеспечение.
| Выполнение домашнего задания (ДЗ)
| 2
| Характеристики случайной величины
| Что является целью измерения? Ошибка измерений. Систематические ошибки. Случайные ошибки. Промахи. Статистическая обработка результатов измерений. Генеральная совокупность и выборка. Кривая распределения результатов. Плотность вероятности. Функция распределения, математическое ожидание, дисперсия и другие моменты
| Выполнение домашнего задания (ДЗ)
| 3
| Функции распределения и их свойства
| Равномерное (прямоугольное) распределение. Распределение Пуассона. Распределение Гаусса. Функция ошибок
| Выполнение домашнего задания (ДЗ)
| 4
| Погрешности прямых и косвенных измерений
| Случайная ошибка и ее описание
Оценка истинного значения искомой величины и оценка ошибки измерения по экспериментальным данным
Точность определения величины X. Среднеквадратичная ошибка среднего и распределение Стьюдента
Правила обработки прямого многократного измерения
Оценка погрешности при косвенных измерениях
| Выполнение домашнего задания (ДЗ)
| 5
| Метод наименьших квадратов
| Основные формулы метода наименьших квадратов
Метод наименьших квадратов и проблема ``нуля''
| Выполнение домашнего задания (ДЗ)
| 6
| Учет всех видов погрешностей
| Взвешивание результатов
Учет систематической ошибки
Ошибки и здравый смысл
| Выполнение домашнего задания (ДЗ)
| 7
| Заключение.
| Статистическая проверка гипотез.
Интеграл ошибок. Коэффициент Стьюдента
| Выполнение домашнего задания (ДЗ)
| 4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72часа) для студентов полного срока обучения
Виды работ
| Трудоемкость в часах
| № семестра 7
| всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа
| 18
18
| 18
18
| Практические занятия
| 18
| 18
| Самостоятельная работа
| 54
| 54
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР),
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат, (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самоподготовка: проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к семинарским занятиям)
| 36
| 36
| Самостоятельное изучение разделов
| 18
| 18
| Вид итогового контроля
| зачет
| зачет
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72часа) для студентов сокращенного срока обучения
Виды работ
| Трудоемкость в часах
| № семестра 5
| всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа
| 36
18
| 36
18
| Практические занятия
| 36
| 36
| Самостоятельная работа
| 36
| 36
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат, (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самоподготовка: проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к семинарским занятиям)
| 18
| 18
| Самостоятельное изучение разделов
| 18
| 18
| Вид итогового контроля
| зачет
| зачет
| |