Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов»





Скачать 266.75 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов»
страница1/3
Дата публикации20.04.2015
Размер266.75 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра философии и культурологии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.


История религии

Программа учебной дисциплины по выбору

для специальности 050501.65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов»

(заочная форма обучения)

Составители: Корабельникова Г.Г. кандидат философских наук, доцент.

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета

факультета (протокол от « » 20 г. № )

Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «История религии» составлена в соответствии с Государственными стандартами высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки от 31.01.2005 г. № 663 (пед/сп).

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «История религий» ГСЭ.В2 изучаются следующие темы и вопросы:

Религия и ее социокультурные функции, особенности религиозного сознания. Религия в системе культуры. Типология религий. Ранние формы религии. История и институциональные формы национальных религий. Мировые религии. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Христианство и отечественная культура. Основные проблемы религиозной культуры в мировых традициях: религиозная жизнь, вера, грех, зло, грехопадение, спасение, спаситель, ответственность, предопределение, духовное совершенствование, эсхатология: сравнительный анализ. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Культура межконфессионального диалога.

Актуальность курса обусловлена характером религии, которая занимает особое место в духовной жизни общества. В связи с распространением современных религиозных движений, студенты должны не только разбираться в сущности тоталитарных, деструктивных религиозных организаций, но и научиться давать отпор их вербовщикам и пытаться помочь людям, втянутым в эти организации. Таким образом, курс «история религии» имеет не только теоретическое значение, но и практическое.

Краткая характеристика дисциплины. Основное внимание на занятиях уделяется типологии религий, рассмотрение их конкретных форм: ранние религиозные представления, национальные религии, мировые религии. По вполне понятным причинам большая часть времени посвящена знакомству с христианством и православием как одному из его направлений. В процессе обучения студенты сравнивают религии и течения христианства: их вероучение, религиозную жизнь, культ; понимание ответственности предопределения, духовного совершенствования, эсхатологии, Чрезвычайно важный и актуальный раздел курса – современные религиозные движения, фундаментализм и модернизм.

Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов.

Курс истории религии занимает значительное место среди гуманитарных, в частности, мировоззренческих дисциплин. «История религий» не только дает конкретные знания, но и возможность вновь обратиться к проблемам смысла и цели жизни, которые изучались в курсе философии. Очевидна связь данного предмета с курсом «этика и эстетика»: вопросы религиозной морали, проблема этического выбора, религиозные сюжеты художественных произведений – все эти вопросы рассматриваются на лекциях и семинарах.

Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Целью изучения курса истории религии является получение знаний, умений, которые помогают ориентироваться человеку в разнообразных религиозных движениях и верно оценивать их роль в современной политической и социокультурной действительности.

Задачами истории религии как учебной дисциплины является формирование научного мировоззрения, понимания места и роли религии в системе духовной жизни общества.

Основные задачи дисциплины:

1. Передать студентам предметные, методологические, историко-научные знания теоретического и аксиологического содержания, интегрирующие в соответствии с основными дидактическими единицами государственного образовательного стандарта, создать необходимые учебно-организационные и интеллектуальные условия для усвоения студентами этих знаний.

2. Формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении и развитии истории религии.

3. Формировать у студентов навыки самостоятельного анализа проявлений религиозного сознание и оценки деятельности религиозных организаций

4. Развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам религиозного сознания и деятельности, воспитывать толерантное отношение к разным религиям.

5. Формировать социокультурную компетентность студентов.

Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник:

Должен знать:

  • основные разделы истории религии как науки её особенностей по отношению к философии, морали, психологии, эстетике;

  • основные понятия и категории истории религии,

  • методы и средства изучения истории религии;

  • проблемы происхождения религии, основные мировые религии, современные религиозные движения;

Должен уметь:

  • владеть основной тематикой истории религии,

  • выявлять доминирующие в той или иной мировой религии господствующие ценности и смыслы,

  • стремиться к духовному самообразованию и саморазвитию;

  • понимать современные тенденции развития мировых религий;

Должен владеть

  • навыками рефлексии и саморефлексии;

  • навыками критического восприятия информации и умение противостоять манипулированию сознанием.

  • разбираться в вопросах развития современных религиозных движений, (прикладной характер истории религии и его значение для будущей профессии в современном обществе);

Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса культурологии как науки о наиболее общих законах развития человеческого общества. Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «История религий» основные темы и проблемы, без которых современные требования к образованию специалиста невыполнимы.

Учебная программа по курсу «История религий» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от профилей подготовки.

Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается зачетом в 1 семестре.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Для того, чтобы научить студентов применять свои знания, мы используем на занятиях технологии мультимедиа (текст, графика аудио и видео материалы), которые раскрывают ту или иную часть темы.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Общая трудоемкость дисциплины и по видам учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 116 часа. Вид итогового контроля – зачет в 1 семестре.

Вид учебной работы

Всего в часах

Общая трудоемкость

116

Аудиторные занятия

6

Лекции

4

Практические занятия (семинары)

2

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

110

Курсовые работы/рефераты




Вид итогового контроля: зачет/экзамен

Зачет


Контроль усвоения основного содержания теоретического курса и самостоятельной работы студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет в 1 семестре ре по курсу история религий.
2. Примерный тематический план дисциплины

Основные разделы и темы дисциплины по видам занятий




п/п


Наименование раздела и темы


Всего

(час.)

Аудиторные занятия (час.)

Само-

стоя-тельная

работа

В том числе

Лекции

Семинары

Практиче-

ские

1.

Предмет истории религии. Определение религии. Основные концепции сущности и происхождения религии. Структура религии, её функции и роль в обществе.




1

1




30

2.

Древнейшие религиозные верования. Политеистические религии. Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия.




1







20

3.

Мировые религии.




1







30

4.

Современные нетрадиционные культы. Тоталитарные секты.




1

1




30




Итого

116

4

2




110


Тема 1. Предмет истории религии

1. Предмет истории религии

- определение предмета истории религии: закономерность возникновения развития, функционирования религии, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры (показать на примере морали и искусства);

- задачи курса – показать историю возникновения и развития религиозных представлений с древнейших времен до наших дней;

- обоснование необходимости изучения прежде всего, христианства в его православной форме.

2. Краткая характеристика:

- философии религии (философские понятия и концепции религии). Основные персоналии: Спиноза, Гегель, Фейербах, Маркс.

- социологии религии (изучение общественных основ религии, закономерности её возникновения, развития, функционирования, структуру, место и роль в обществе.

- психологии религии (исследование психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религии. Персоналии: У. Джеймс, П. Леви-Брюль.

3. Характерная особенность современности:

- тотальная апелляция к религии, без правильного понимания что это такое.

- насколько справедливо утверждение, что подавляющее большинство населения России – православные;

опасность существования разного рода фобий, непримиримости и т.д. под маской религиозности.

4. Основные концепции происхождения религии. Идеалистические концепции религии. Социологические концепции религии. Психологические концепции религии. Материалистические концепции религии. Христианские (православные) концепции религии.

5. Структура религии, её функции и роль в обществе.

Основные элементы религиозного комплекса и их взаимосвязь.

а) религиозное сознание и религиозная вера как важнейшая черта последнего. Религиозная вера – это вера в: объективное существование сверхъестественного; возможность общения с ним, действительность описанных в священных текстах событий; истинность догматов; религиозных авторитетов. Религиозные чувства – эмоциональное отношение верующих к сверхъестественным существам, персонам, самим себе и т.д. Одна из особенностей религиозного сознания – соединение адекватного с неадекватным. Способ существования, функционирования, воспроизводства религиозного сознания – религиозная лексика. Уровни существования религиозного сознания – обыденный и концептуальный.

б) Религиозная деятельность: культовая; некультовая.

в) Религиозные отношения: религиозные; внерелигиозные; культовые; внекультовые.

г) Религиозные организации: культовые; внекультовые.

Типы религиозных объединений: церковь; секта; деноминация.

Функции религии. а) мировоззренческая; б) компенсаторная; в) коммуникативная;

г) регулятивная; д) интегрирующее-дезинтерирущая; е) культуротранслирующая;

ж) легитимирующее-разлегитимирующая.

Роль религии в обществе.

а) санкционирование или осуждение других общественных отношений;

б) сакрализация или секуляризация общественных отношений;.

в) влияние на различные стороы общественной жизни (мораль, искусство, образование).
Тема 2. Древнейшие религиозные верования.

1. Особенности сознания первобытных людей. Смешение объективного и субъективного; представление о том, что похожее заменяет похожее, часть – целое. Слово обладает теми же качествами, что и предмет, который оно обозначает; непонимание причинно-следственных связей: что после того, значит вследствие того». Синкретизм первобытного сознания.

2. Тотемизм, фетишизм, магия.

Тотемизм – вера в кровное родство между людьми и животными, реже – растениями, ещё реже – предметами неорганической природы.

Фетишизм – вера в возможность общения со сверхъественными силами посредством каких-либо предметов.

Магия – вера в установление связи со сверхъественным с помощью ритуалов, обрядов. Классификации магии: 1) по способу мышления а) гомеопатическая (имитативная) – подобное замешает подобное; б) контагиозная – предметы, бывшие в контакте, продолжают действовать друг на друга и на расстоянии, поэтому, манипулируя с одним из них, можно повлиять на другой. 2) по целевому назначению: а) производственная (промысловая); б) вредоносная; в) любовная; г) лечебная; д) метеорологическая.

3. Анимизм. Политеизм и монотеизм. Анимизм – вера в духов, душу.

- оживотворение, одухотворение всей природы;

- вера в существование души внутри человеческого тела (попытки объяснить сновидение, галлюцинации, смерть).

Политеизм и монотеизм.

Различие не в количестве богов, а в существовании или отсутствии жесткой иерархии. Концепция светского религиоведения о первоначальном политеизме. Точка зрения христианских историков религии (А.Мень) об изначальном монотеизме, утрате его (политеизм) и последующем возрождении монотеизма.

Политеистические религии.

1. Греческая мифология: космогония греческой религии: Гея, Уран, Аргус, Кронос. Олимпийские боги (Зевся, Гера, Аполлон, Афина и т.д.), их отношения с людьми. Идея богоборчества. Прометей. Греческие герои (Геракл). Своеобразие греческой религии – Рок, Фатум – выше богов. Ананка – необходимость. Роль предсказателей.

2. Религиозные воззрения древних славян. Языческие представления о происхождении мира; космические боги (Дажьбог – бог солнца; Стрибог – бог ветров; Сварог – бог огня); Представления о человеке, культ предков (Род, Рожаницы, Ящер-пращур). Представление о душе (дым, дыхание); место пребывание души после смерти – вырий; птицы – вестники из вырия. Боги – покровители семьи, женщин (Юну, Баба, Лада, Лель, Ляля, Кручина). Языческие обряды – связь с природными циклами, земледельческими работами. Основа – аграрная магия. Большая роль «пограничных состояний времени – зимнее и летнее солнцесостояние – возможность заглянуть в будущее (гадания, ночная богиня судьбы Среча).

3. Элементы язычества в современных религиозных верованиях.

- то, что в массовом сознании называется «христиански обрядом» - по сути своей языческая традиция: примеры огромного количества суеверий, предрассудков; обряды, связанные со смертью человека (поминки и проч.).

- попытки православия победить язычество не удались; часть языческих персонажей вытеснена в сказки: Баба Яга, Кащей Бессмертный, Соловей Разбойник и т.д.; часть языческих представлений существует в обыденном сознании людей и их поведении.

- можно и сегодня говорить о некоем «двоеверии»

Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия.

Библейская история еврейского народа. Происхождение еврейского народа: ≈ 1950 г. до н.э. – ха-ибри, ибри, иври, евреи; Путь евреев из Ура в Ханаан; Авраам, Исаак, Иаков; Иосиф Евреи в египетском рабстве; Моисей, 12 казней египтян, исход евреев из Египта; долгий путь в Ханаан через Синай.; Синайское законодательство ( 10 заповедей); звоевание Ханаана; период Судей Государевых; период царей (Саул, Давид, Соломон); возникновение Израильского и Иудейского царств; завоевание Иудеи вавилонскими, ссирийскими, персидскими войсками. Эпоха эллинизма. Завоевание Иудеи Римской империей.

Основы вероучения иудаизма. Идея богоизбранности еврейского народа; жесткий монотеизм; основные предписания Торы («Исход», «Второзаконие»). Эпоха Талмуда и раввината. Возникновение еврейской диаспоры в Римской империи; повышение роли синагог и раввинов; создание Талмуда

 

Мишна (нач. Ш в н.э.) Гемара (ΙУ-У вв.н.э.)

(разъяснение Торы и ( дополнения к Мишне)

устная традиция);

- раввинат – после 1040 г. по настоящее время;

- противоречивость эпохи: национальное сплочение евреев, сохранение древних традиций, развитие духовного творчества, но и отход евреев диаспоры от ортодоксальных идей и образа жизни иудаизма.

Основные иудейские праздники: Пасха. Освобождение евреев из египетского плена, а младенцев – от гибели. Изначально – скотоводеческо-земледельческий праздник умилостивления и начала уборки хлеба. Шебуот (пятидесятница) – дарование Торы и 10 заповедей на горе Синай. Изначально – праздник жатвы. Суккот (праздник кущей) – в память странствования по пустыне, проживание в матрах. Изначально - праздник сбора плодов, прежде всего, винограда.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconУчебно-методической документацией (за полный прошедший учебный год)...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7)
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconОД. Ф техническая механика: теория механизмов и машин программа учебной...
Охватывает и малой доли работ выдающихся ученых, внесших существенный вклад в развитие тмм в этот период. Из зарубежных ученых необходимо...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconПолитология программа учебной дисциплины федерального компонента...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 «Профессиональное обучение»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050501....
«Профессиональное обучение (экономика и управление)», специализация: «Хозяйственно-правовая деятельность»
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconПрограмма дисциплины «Информационные Технологии» Специальность: 050501...
Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 050501 — Профессиональное обучение...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconРабочая программа По дисциплине «Русский язык и культура речи (Углубленный курс)»
По специальности 261201. 65 Технология и дизайн упаковочного производства, 340100. 65 Управление качеством, 150407. 65 Полиграфические...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7)
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Цель изучения дисциплины – получение необходимых знаний о многогранной взаимосвязи дизайна и его материальной палитры; классификации,...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технический дизайн...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconРабочая программа Дисциплины «Химия»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения специальности...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconПрограмма учебной дисциплины «Финансовый менеджмент» для специальности...
Такие возможности компаниям даёт овладение её специалистами навыками управления финансами. Именно по этой причине «Финансовый менеджмент»...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconПрограмма учебной дисциплины «Экономика зарубежных стран»
Согласно учебной программе данный курс является дисциплиной по выбору при подготовке студентов по специальности: «Профессиональное...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность 050501 Профессиональное обучение (по отраслям), специализация 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconРабочая программа дисциплин ы «Иностранный язык»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной формы обучения специальности 050501 Профессиональное...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск