Скачать 266.75 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра философии и культурологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. История религии Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501.65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов» (заочная форма обучения) Составители: Корабельникова Г.Г. кандидат философских наук, доцент. Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от « » 20 г. № ) Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «История религии» составлена в соответствии с Государственными стандартами высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки от 31.01.2005 г. № 663 (пед/сп). Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «История религий» ГСЭ.В2 изучаются следующие темы и вопросы: Религия и ее социокультурные функции, особенности религиозного сознания. Религия в системе культуры. Типология религий. Ранние формы религии. История и институциональные формы национальных религий. Мировые религии. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Христианство и отечественная культура. Основные проблемы религиозной культуры в мировых традициях: религиозная жизнь, вера, грех, зло, грехопадение, спасение, спаситель, ответственность, предопределение, духовное совершенствование, эсхатология: сравнительный анализ. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Культура межконфессионального диалога. Актуальность курса обусловлена характером религии, которая занимает особое место в духовной жизни общества. В связи с распространением современных религиозных движений, студенты должны не только разбираться в сущности тоталитарных, деструктивных религиозных организаций, но и научиться давать отпор их вербовщикам и пытаться помочь людям, втянутым в эти организации. Таким образом, курс «история религии» имеет не только теоретическое значение, но и практическое. Краткая характеристика дисциплины. Основное внимание на занятиях уделяется типологии религий, рассмотрение их конкретных форм: ранние религиозные представления, национальные религии, мировые религии. По вполне понятным причинам большая часть времени посвящена знакомству с христианством и православием как одному из его направлений. В процессе обучения студенты сравнивают религии и течения христианства: их вероучение, религиозную жизнь, культ; понимание ответственности предопределения, духовного совершенствования, эсхатологии, Чрезвычайно важный и актуальный раздел курса – современные религиозные движения, фундаментализм и модернизм. Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов. Курс истории религии занимает значительное место среди гуманитарных, в частности, мировоззренческих дисциплин. «История религий» не только дает конкретные знания, но и возможность вновь обратиться к проблемам смысла и цели жизни, которые изучались в курсе философии. Очевидна связь данного предмета с курсом «этика и эстетика»: вопросы религиозной морали, проблема этического выбора, религиозные сюжеты художественных произведений – все эти вопросы рассматриваются на лекциях и семинарах. Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины. Целью изучения курса истории религии является получение знаний, умений, которые помогают ориентироваться человеку в разнообразных религиозных движениях и верно оценивать их роль в современной политической и социокультурной действительности. Задачами истории религии как учебной дисциплины является формирование научного мировоззрения, понимания места и роли религии в системе духовной жизни общества. Основные задачи дисциплины: 1. Передать студентам предметные, методологические, историко-научные знания теоретического и аксиологического содержания, интегрирующие в соответствии с основными дидактическими единицами государственного образовательного стандарта, создать необходимые учебно-организационные и интеллектуальные условия для усвоения студентами этих знаний. 2. Формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении и развитии истории религии. 3. Формировать у студентов навыки самостоятельного анализа проявлений религиозного сознание и оценки деятельности религиозных организаций 4. Развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам религиозного сознания и деятельности, воспитывать толерантное отношение к разным религиям. 5. Формировать социокультурную компетентность студентов. Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник: Должен знать:
Должен уметь:
Должен владеть
Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса культурологии как науки о наиболее общих законах развития человеческого общества. Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «История религий» основные темы и проблемы, без которых современные требования к образованию специалиста невыполнимы. Учебная программа по курсу «История религий» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от профилей подготовки. Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается зачетом в 1 семестре. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Для того, чтобы научить студентов применять свои знания, мы используем на занятиях технологии мультимедиа (текст, графика аудио и видео материалы), которые раскрывают ту или иную часть темы. Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу. Общая трудоемкость дисциплины и по видам учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 116 часа. Вид итогового контроля – зачет в 1 семестре.
Контроль усвоения основного содержания теоретического курса и самостоятельной работы студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет в 1 семестре ре по курсу история религий. 2. Примерный тематический план дисциплины Основные разделы и темы дисциплины по видам занятий
Тема 1. Предмет истории религии 1. Предмет истории религии - определение предмета истории религии: закономерность возникновения развития, функционирования религии, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры (показать на примере морали и искусства); - задачи курса – показать историю возникновения и развития религиозных представлений с древнейших времен до наших дней; - обоснование необходимости изучения прежде всего, христианства в его православной форме. 2. Краткая характеристика: - философии религии (философские понятия и концепции религии). Основные персоналии: Спиноза, Гегель, Фейербах, Маркс. - социологии религии (изучение общественных основ религии, закономерности её возникновения, развития, функционирования, структуру, место и роль в обществе. - психологии религии (исследование психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религии. Персоналии: У. Джеймс, П. Леви-Брюль. 3. Характерная особенность современности: - тотальная апелляция к религии, без правильного понимания что это такое. - насколько справедливо утверждение, что подавляющее большинство населения России – православные; опасность существования разного рода фобий, непримиримости и т.д. под маской религиозности. 4. Основные концепции происхождения религии. Идеалистические концепции религии. Социологические концепции религии. Психологические концепции религии. Материалистические концепции религии. Христианские (православные) концепции религии. 5. Структура религии, её функции и роль в обществе. Основные элементы религиозного комплекса и их взаимосвязь. а) религиозное сознание и религиозная вера как важнейшая черта последнего. Религиозная вера – это вера в: объективное существование сверхъестественного; возможность общения с ним, действительность описанных в священных текстах событий; истинность догматов; религиозных авторитетов. Религиозные чувства – эмоциональное отношение верующих к сверхъестественным существам, персонам, самим себе и т.д. Одна из особенностей религиозного сознания – соединение адекватного с неадекватным. Способ существования, функционирования, воспроизводства религиозного сознания – религиозная лексика. Уровни существования религиозного сознания – обыденный и концептуальный. б) Религиозная деятельность: культовая; некультовая. в) Религиозные отношения: религиозные; внерелигиозные; культовые; внекультовые. г) Религиозные организации: культовые; внекультовые. Типы религиозных объединений: церковь; секта; деноминация. Функции религии. а) мировоззренческая; б) компенсаторная; в) коммуникативная; г) регулятивная; д) интегрирующее-дезинтерирущая; е) культуротранслирующая; ж) легитимирующее-разлегитимирующая. Роль религии в обществе. а) санкционирование или осуждение других общественных отношений; б) сакрализация или секуляризация общественных отношений;. в) влияние на различные стороы общественной жизни (мораль, искусство, образование). Тема 2. Древнейшие религиозные верования. 1. Особенности сознания первобытных людей. Смешение объективного и субъективного; представление о том, что похожее заменяет похожее, часть – целое. Слово обладает теми же качествами, что и предмет, который оно обозначает; непонимание причинно-следственных связей: что после того, значит вследствие того». Синкретизм первобытного сознания. 2. Тотемизм, фетишизм, магия. Тотемизм – вера в кровное родство между людьми и животными, реже – растениями, ещё реже – предметами неорганической природы. Фетишизм – вера в возможность общения со сверхъественными силами посредством каких-либо предметов. Магия – вера в установление связи со сверхъественным с помощью ритуалов, обрядов. Классификации магии: 1) по способу мышления а) гомеопатическая (имитативная) – подобное замешает подобное; б) контагиозная – предметы, бывшие в контакте, продолжают действовать друг на друга и на расстоянии, поэтому, манипулируя с одним из них, можно повлиять на другой. 2) по целевому назначению: а) производственная (промысловая); б) вредоносная; в) любовная; г) лечебная; д) метеорологическая. 3. Анимизм. Политеизм и монотеизм. Анимизм – вера в духов, душу. - оживотворение, одухотворение всей природы; - вера в существование души внутри человеческого тела (попытки объяснить сновидение, галлюцинации, смерть). Политеизм и монотеизм. Различие не в количестве богов, а в существовании или отсутствии жесткой иерархии. Концепция светского религиоведения о первоначальном политеизме. Точка зрения христианских историков религии (А.Мень) об изначальном монотеизме, утрате его (политеизм) и последующем возрождении монотеизма. Политеистические религии. 1. Греческая мифология: космогония греческой религии: Гея, Уран, Аргус, Кронос. Олимпийские боги (Зевся, Гера, Аполлон, Афина и т.д.), их отношения с людьми. Идея богоборчества. Прометей. Греческие герои (Геракл). Своеобразие греческой религии – Рок, Фатум – выше богов. Ананка – необходимость. Роль предсказателей. 2. Религиозные воззрения древних славян. Языческие представления о происхождении мира; космические боги (Дажьбог – бог солнца; Стрибог – бог ветров; Сварог – бог огня); Представления о человеке, культ предков (Род, Рожаницы, Ящер-пращур). Представление о душе (дым, дыхание); место пребывание души после смерти – вырий; птицы – вестники из вырия. Боги – покровители семьи, женщин (Юну, Баба, Лада, Лель, Ляля, Кручина). Языческие обряды – связь с природными циклами, земледельческими работами. Основа – аграрная магия. Большая роль «пограничных состояний времени – зимнее и летнее солнцесостояние – возможность заглянуть в будущее (гадания, ночная богиня судьбы Среча). 3. Элементы язычества в современных религиозных верованиях. - то, что в массовом сознании называется «христиански обрядом» - по сути своей языческая традиция: примеры огромного количества суеверий, предрассудков; обряды, связанные со смертью человека (поминки и проч.). - попытки православия победить язычество не удались; часть языческих персонажей вытеснена в сказки: Баба Яга, Кащей Бессмертный, Соловей Разбойник и т.д.; часть языческих представлений существует в обыденном сознании людей и их поведении. - можно и сегодня говорить о некоем «двоеверии» Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия. Библейская история еврейского народа. Происхождение еврейского народа: ≈ 1950 г. до н.э. – ха-ибри, ибри, иври, евреи; Путь евреев из Ура в Ханаан; Авраам, Исаак, Иаков; Иосиф Евреи в египетском рабстве; Моисей, 12 казней египтян, исход евреев из Египта; долгий путь в Ханаан через Синай.; Синайское законодательство ( 10 заповедей); звоевание Ханаана; период Судей Государевых; период царей (Саул, Давид, Соломон); возникновение Израильского и Иудейского царств; завоевание Иудеи вавилонскими, ссирийскими, персидскими войсками. Эпоха эллинизма. Завоевание Иудеи Римской империей. Основы вероучения иудаизма. Идея богоизбранности еврейского народа; жесткий монотеизм; основные предписания Торы («Исход», «Второзаконие»). Эпоха Талмуда и раввината. Возникновение еврейской диаспоры в Римской империи; повышение роли синагог и раввинов; создание Талмуда Мишна (нач. Ш в н.э.) Гемара (ΙУ-У вв.н.э.) (разъяснение Торы и ( дополнения к Мишне) устная традиция); - раввинат – после 1040 г. по настоящее время; - противоречивость эпохи: национальное сплочение евреев, сохранение древних традиций, развитие духовного творчества, но и отход евреев диаспоры от ортодоксальных идей и образа жизни иудаизма. Основные иудейские праздники: Пасха. Освобождение евреев из египетского плена, а младенцев – от гибели. Изначально – скотоводеческо-земледельческий праздник умилостивления и начала уборки хлеба. Шебуот (пятидесятница) – дарование Торы и 10 заповедей на горе Синай. Изначально – праздник жатвы. Суккот (праздник кущей) – в память странствования по пустыне, проживание в матрах. Изначально - праздник сбора плодов, прежде всего, винограда. |
Учебно-методической документацией (за полный прошедший учебный год)... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7) | ОД. Ф техническая механика: теория механизмов и машин программа учебной... Охватывает и малой доли работ выдающихся ученых, внесших существенный вклад в развитие тмм в этот период. Из зарубежных ученых необходимо... | ||
Политология программа учебной дисциплины федерального компонента... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 «Профессиональное обучение» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050501.... «Профессиональное обучение (экономика и управление)», специализация: «Хозяйственно-правовая деятельность» | Программа дисциплины «Информационные Технологии» Специальность: 050501... Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 050501 — Профессиональное обучение... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Русский язык и культура речи (Углубленный курс)» По специальности 261201. 65 Технология и дизайн упаковочного производства, 340100. 65 Управление качеством, 150407. 65 Полиграфические... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7) | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Цель изучения дисциплины – получение необходимых знаний о многогранной взаимосвязи дизайна и его материальной палитры; классификации,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технический дизайн... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | ||
Рабочая программа Дисциплины «Химия» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения специальности... | Программа учебной дисциплины «Финансовый менеджмент» для специальности... Такие возможности компаниям даёт овладение её специалистами навыками управления финансами. Именно по этой причине «Финансовый менеджмент»... | ||
Программа учебной дисциплины «Экономика зарубежных стран» Согласно учебной программе данный курс является дисциплиной по выбору при подготовке студентов по специальности: «Профессиональное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность 050501 Профессиональное обучение (по отраслям), специализация 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного... | ||
Рабочая программа дисциплин ы «Иностранный язык» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной формы обучения специальности 050501 Профессиональное... | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... |