Скачать 102.54 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технический дизайн и эргономика» для специальности 050501 Профессиональное обучение (дизайн) Целью данного курса является формирование необходимых знаний по эргономике в техническом дизайне и применение этих знаний на практике. Основные задачи курса «Технический дизайн и эргономика» 1. Понимать основные тенденции и основные направления в области компьютерных технологий, развития науки и техники, основные экологические проблемы общества. 2. Уметь устанавливать человеческие факторы в системе «человек-машина», владеть способами эргономического анализа. 3. Владеть комплексом упражнений, направленных против переутомления пользователя. 4. Проектирование рабочего места с учетом антропометрических данных. Дисциплина содержит следующие разделы (модули) 1. Эргономика в мире техники. В процессе изучения темы студенты должны понять предмет «эргономика» и сопутствующие науки, этику проектирования и человеческие факторы. Для этих областей эргономического знания характерны определённые уточнения предмета и проявление таких специфических понятий как система «человек-машина». 2. Методы эргономического анализа. Студенты должны усвоить понятия: наблюдение, самонаблюдение, интервью, опрос, эксперимент, факторная модель, экстремальный эксперимент. Методы, используемые специально по человеческим факторам, разнообразны. Нам важно научить студентов тем методам, которые могут быть оперативно использованы каждым инженером или дизайнером для улучшения потребительских средств создаваемого программного обеспечения или программных средств. Эти методы различаются по достигаемой с их помощью цели. Это аналитические и проектировочные, лабораторные, объективные и субъективные методы, и эмпирические и экспериментальные. 3. Диагностика и коррекция неблагоприятных функциональных состояний пользователя. Предметная область, обеспечиваемая в эргономике как функциональное состояние, включает в себя понятия: активизация, монотония, утомление, напряжённость, стресс. Студенты должны изучить в этой теме методы диагностики и исследования функциональных состояний. Наиболее подверженные утомлению психофизиологические функции пользователя включают в себя сокращение скорости восприятия, рост числа ошибок, ухудшение глазодвигательной координации, боль в глазах и спине, колебания производительности и ухудшение самочувствия. Студенты должны освоить комплекс упражнений, позволяющих корректировать функциональное состояние пользователя. МОДУЛЬ 1 ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Предмет, цели, задачи и структура эргономики План: 1. Предмет, объект эргономики. 2. Основные цели и задачи. 3. Состав и структура эргономики. 4. Причины возникновения и этапы развития эргономики как науки. Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:
Основная литература
МОДУЛЬ 2 ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: Эмпирические методы исследования. План: 1. Эмпирические методы исследования. Анализ документации и продуктов деятельности пользователей. 2. Опосредованное наблюдение. 3. Самонаблюдение. Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:
Основная литература
4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель) ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Опросные методы. План: 1. Опросные методы. Интервью (индивидуальное, групповое). Анкеты. 2. Тестирование (валидность, надёжность). Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения: 1. Перечислите формы опросных методик, отличающихся друг от друга. 2. Как обеспечить психологический контакт интервьюера с респондентом? 3. Что такое парафраз? 4. Определить понятие «валидность текста». 5. Определить понятие «надёжность текста». Основная литература 1. Общая психодиагностика (Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В., М., 1987.) 2. Жуков Ю.М., Петровская А.А., Растянников П. В.Диагностика и развитие компетентности в общении, МГУ, 1990. 3. Гипперрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание. М., МГУ, 1983. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: Экспериментальные методы. План: 1. Экспериментальные методы: факторная и регрессивная модели. 2. Микроподход и макроподход. Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения: 1. Что такое экспериментальный метод исследования, как он применяется в эргономике? 2. Опишите что такое экстремальный эксперимент? 3. Чем микроподход к изучаемому объекту отличается от макроподхода? Основная литература 1. Гостеданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982 2. Куприян А.И. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., Наука, 1981. 3. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., Наука, 1971. 4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель) МОДУЛЬ 3 ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Тема: Функциональные состояния человека. Одной из центральных проблем эргономики является изучение функциональных состояний пользователя, возникающих в трудовой деятельности и разработка адекватных методов их оценки и коррекции. План:
Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:
Основная литература
2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981. 3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982. ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Тема: Диагностика утомления. План: 1. Сущность, факторы показатели и динамика работоспособности 2. Диагностика утомления по объективным параметрам .Диагностика утомления по субъективным признакам. 3. Факторы деятельности, вызывающие утомление. 4. Производственное утомление, его виды и причины. Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения: 1. Назовите, какие психические процессы нарушаются при утомлении пользователя. 2. Какие две основных группы показателей используются для диагностики утомления? Основная литература 1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М., МГУ, 1997. 2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981. 3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Тема: Коррекция функциональных состояний. План:
Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:
Основная литература 1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М., МГУ, 1997. 2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981. 3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982. 4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель) 5. Эргономика / Под ред. проф. В.В. Адамчука. М., 1999. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Тема: Эргономические требования к проектированию рабочих мест План:
Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:
Основная литература
Примерная тематика реферативных сообщений: МОДУЛЬ 1
МОДУЛЬ 2
МОДУЛЬ 3
Темы рефератов могут быть сформулированы студентами самостоятельно и согласованны с преподавателем. Основная литература: Мунипов В. М. Эргономика:человекоориентированное проектирование техники,программных средств и среды : Учебник для студ.вузов / Мунипов В. М., Зинченко В. П. - М.: Логос, 2001. Основы эргономики и дизайна автомобилей и тракторов : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Автомобиле-и тракторостроение" направл. подгот. дипл. спец ."Трансп. машины и тран.-техн. комплексы" / И. С. Степанов [и др.] ; под общ. ред. В. М. Шарипова. - М.: Академия, 2005. Панеро Д. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам / Панеро Д., Зелник М. - М.: Астрель, 2006; Практикум по инженерной психологии и эргономике : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / С. К. Сергиенко, В. А. Бодров, Ю. Э. Писаренко и др. ; под ред. Ю. К. Стрелкова. - М. : Академия, 2003. Рунге В. Ф. Эргономика в дизайне среды: учеб. пособие / Рунге В. Ф., Манусевич Ю. П. - М. : Архитектура-С, 2005. Заенчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Технология и предпринимательство" / Заенчик В. М., Карачев А. А., Шмелёв В. Е. - М. : Академия, 2006. Эргодизайн промышленных изделий и предметно-пространственной среды: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Дизайн" и "Эргономика" / Гос. учреждение "Всерос. науч.-исслед. ин-т техн. эстетики" (ГУ ВНИИТЭ) ; под ред. В. И. Кулайкина, Л. Д. Чайновой. - М.: ВЛАДОС, 2009. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. Ф «Современные... Дать представление о широком спектре технологий применения разных покрытий и конструкций поверхностей, о методах поиска и формирования... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В7 Колористика... Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины история искусств и стилей Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Литература»; 050720 «Физическая культура со специализацией «Спортивно оздоровительный туризм «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: ст преподаватель кафедры Технологии и Дизайна, факультета Тид феденева Е. А | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: ст преподаватель кафедры Технологии и Дизайна, факультета Тид феденева Е. А | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 основы дизайна... Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | ||
Программа дисциплины "Эргономика" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Цель изучения дисциплины – получение необходимых знаний о многогранной взаимосвязи дизайна и его материальной палитры; классификации,... | ||
Программа дисциплины «Информационные Технологии» Специальность: 050501... Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 050501 — Профессиональное обучение... | Рабочая программа По дисциплине «Русский язык и культура речи (Углубленный курс)» По специальности 261201. 65 Технология и дизайн упаковочного производства, 340100. 65 Управление качеством, 150407. 65 Полиграфические... | ||
Программа дисциплины "Техническое конструирование" для специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 070601. 62 "Дизайн",... | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500.... |