Программа дисциплины "Эргономика"





Скачать 186.09 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины "Эргономика"
Дата публикации01.03.2015
Размер186.09 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Эргономика" для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки

бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Отделение дизайна


Программа дисциплины «Эргономика»



для направления 072500.62 «Дизайн» профиль «Графический дизайн»

подготовки бакалавра 2 курс, очно - заочная форма

Автор программы:

Рашевская Марина Александровна,

к.т.н., доцент, mkr@list.ru


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС отделения дизайна МИЭМ НИУ ВШЭ «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" по профилю «Графический дизайн», изучающих дисциплину «Эргономика».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС 072500.62 "Дизайн"

Образовательных программ для направления 072500.62 " Графический дизайн»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" профили «Графический дизайн» утвержденным в 2012г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Эргономика» являются: овладение общекультурными компетенциями в области создания эстетической среды обитания человека и профессиональными компетенциями в области изучения: анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

- основы эргономики;

- основные понятия о композиции и компоновке объектов;

- принципы анализа композиции существующих объектов дизайна;

- основы теории и методологии проектирования;

- способы создания объемной композиции;

- основы проектной графики;

- типологию композиционных средств и их взаимодействие;

- способы трансформации поверхности

  • Уметь

- решать основные типы проектных задач;

- проектировать - дизайн промышленных изделий(предмет, серия, комплекс и т.д.), графическую продукцию и средства визуальной коммуникации;

- ориентироваться в различных видах композиции,

- создавать различные композиции в соответствии с конкретными проектными задачами;

- вести компоновку и трехмерное компьютерное проектирование

Иметь навыки (приобрести опыт)

- работы с научно-методической литературой

- анализа композиционного устройства объекта;

- создания объемной композиции;

- компьютерного обеспечения дизайн- проектирования; векторной и растровой графикой, трехмерным компьютерным моделированием;

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

знает современный уровень научной картины мира

ОК-1

Дает определениям основным понятиям эргономики; распознает правильное построение объекта с учетом эргономических требований;

практические занятия, устный и графический анализ источника

Владеет основами эргономики; теорией света и цвета; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; компьютерным обеспечением дизайн-проектирования, векторной и растровой графикой, трехмерным компьютерным моделированием

ПК-2

Знает приемы создания правильных эргономичных объектов и освещения, использует разнообразные приемы организации пространства жизнедеятельности человека и средств визуальнолй коммуникации; владеет навыками создания объемной композиции; использует в своих работах гармоничные пропорции; умеет воссоздать модель по чертежу в трех проекциях

Практические занятия



Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих вариативную общепрофессиональную подготовку.

Дисциплина предназначена для профилей «Графический дизайн», настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

История дизайна, науки и техники

Цветоведение и колористика

Информатика

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основы изображения предметов окружающей среды;

- знать значение композиции в создании объектов дизайна;

- основы начертательной геометрии , основы перспективы;

- основные понятия об информатике;

- основные операционные системы, файловые структуры и пользовательские интерфейсы;

- уметь выполнять работы в различном масштабе;

- уметь работать с научной и учебной литературой.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Проектирование

Основы производственного мастерства

Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Основы эргономики

1

Этапы развития эргономики. Основные понятия эргономики

12







4

8

2

Факторы, определяющие эргономические требования

16







4

12

3

Влияние цвета и света на восприятие объектов в пространстве

20







8

12

4

Антропометрические требования в эргономике

22







10

12

5

Методы эргономических исследований..

18







10

8


Раздел 2. Эргономические аспекты восприятия и проектирования в графическом дизайне

1

Эргономическая программа проектирования дизайн-продукта

14







10

4

2

Эргономические требования к визуальным объектам

22







6

16

3

Эргономика восприятия средовых объектов и систем

16







8

8

4

Средства и системы визуальной информации

22







6

16

5

Эргономика и учебное проектирование

18







6

12




Итого

180







72

108


Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1


2


Текущий

(неделя)

Контрольная

работа










Эссе










Реферат










Коллоквиум










Домашнее задание

8

6

Выполнение композиций по всем темам курса, файл 3ds Max, визуализации –файл в растровом формате

Промежу­точный

Зачет

*







Экзамен




*




Итоговый

Экзамен






*

Просмотр выполненных работ по всем темам.

1.1Критерии оценки знаний, навыков



При выполнении текущего контроля на 10-ой неделе модуля необходимо предоставить серию выполненных работ по темам – Антропометрические требования в эргономике, Методы эргономических исследований (модуль 1), Эргономические требования к визуальным объектам

Эргономика восприятия средовых объектов и систем (модуль 2).
Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения по созданию гармоничной и сбалансированной композиции на заданную тему. Оценивание проходит в результате просмотра выполненного задания.

Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий:
Зачет. На зачете студент должен продемонстрировать знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов и направлений, основных методов исследований в эргономике, умение проектировать объекты и среду с учетом требований эргономики. В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных понятиях эргономики, умение использовать различные методы и приемы эргономических исследований.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

1.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за промежуточный контроль и итоговый.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Просмотр домашнего задания на 10ой неделе модуля

  2. Просмотр работ на зачете.

На промежуточный просмотр предоставляется домашнее задание по теме №3, 4 На итоговый просмотр предоставляются работы по всем заданиям курса.
На просмотрах оценивается: качество выполненных работ; наличие всех заданий и полнота их выполнения; гармоничность и образность созданных композиций;

Итоговая оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

В ведомость проставляется итоговая оценка.

Вес зачета в итоговой оценке – 0,6 (k); самостоятельная работа (промежуточный контроль по выполнению домашних заданий) - 0,4 (k1).
Оценку за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Онакопл.

Оценка за зачет выставляется в результате итогового просмотра - Оэкз/зач.

Таким образом, итоговая оценка модуля рассчитывается по формуле

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Итоговая оценка на экзамене за 2 модуля рассчитывается по формуле

Онакопленная Итоговая=модуля 1+ Опромежуточная 2):2

Где Опромежуточная 1, Опромежуточная 2 промежуточные оценки этапов 1 и 2



На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

Содержание дисциплины



РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ

Тема 1.Этапы развития эргономики . Основные понятия эргономики

История эргономических исследований. Понятие «человеческий фактор». Современные эргономические исследовательские программы. Цель эргономики. Объект исследования. Задачи эргономики. Эргономические требования. Человек-оператор. Эргономические свойства. Система «человек-машина (предмет)- окружающая среда». Структурная схема науки эргономики.

Самостоятельная работа: Работа с литературой

Тема 2.Факторы, определяющие эргономические требования

Социально – психологические факторы, психологические, психико – физиологические, физиологические , гигиенические. Четыре типа нервной системы. Вопросы комфортного пребывания в среде. Освещение – объект комплексного эргономического анализа.

Самостоятельная работа

Составить карту комплексного формирования среды на рабочем месте ( студента, рабочего любой специальности на выбор)

Тема 3. Влияние цвета и света на восприятие объектов в пространстве

Три группы задач, решаемых с помощью цвета: цвет как фактор психофизиологического комфорта; цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия; цвет в системе средств визуальной информации. Цветовые ассоциации. Техника цветотерапии.  Влияние цвета на психику человека. Восприятие цвета в зависимости от источника освещения, от цвета фона. Цветовые иллюзии.

Самостоятельная работа: Работа с литературой

Тема 4. Антропометрические требования в эргономике

«Человек-мера всех вещей». Понятие «антропометрия». Системы пропорций-каноны. Классические и эргономические антропометрические признаки. Статические и динамические антропометрические признаки Антропометрические признаки в зависимости от пола, возраста, этнических различий.

Практическая работа Выполнить  эскиз рабочего места дизайнера

Самостоятельная работа: Выполнить чертеж рабочего места дизайнера, используя метод плоских манекенов.

Тема 5. Методы эргономических исследований

Методы эргономических исследований: соматография, метод плоских манекенов, электромиография, профессиограмма.

Практическая работа Произвести  соматический анализ по заданию преподавателя

Самостоятельная работа: изучение литературы

РАЗДЕЛ 2 . Эргономические аспекты восприятия и проектирования в графическом дизайне

Тема 6. Эргономическая программа проектирования дизайн-продукта

Примерное содержание программы. Цели. Альтернативы. Организационная структура. Особенности потребителя. Критерии оценки окружающей среды. Характеристика поверхностей, долговечность, удобство обслуживания, экология. Размещение информации.

Практическая работа:  Составить программу эргономического исследования визуального объекта

Самостоятельная работа: Работа с литературой

Тема 7. Эргономические требования к визуальным объектам

Особенности восприятия человеком визуальных объектов на различном расстоянии. Требования удобочитаемости шрифтов. Взаимосвязь шрифта и фона. Взаимосвязь цвета,  формы, освещения. Масштабность. Материал и форма.

Практическая работа:  Разработать «сквозное решение» объектов коммуникации

Самостоятельная работа: Завершить разработку «сквозного решения» объектов коммуникации

Тема 8. Эргономика восприятия средовых объектов и систем

Физиология зрения. Способы фиксации, регистрации движения глаз. Основа зрительного восприятия- автоматия саккад, автоматия мигания. Психофизиологический процесс отражения действительности в форме чувственных образов средовых объектов. Роль «гештальтов» в процессах восприятия. Перцептивные стереотипы. Зрительные искажения. Этапы информационного воздействия.

Практическая работа : Упражнения на  достижение определенного эффекта в восприятии помещения за счет графики.

Самостоятельная работа: Выполнить эскиз фрагмента фасада здания- вход в магазин, культ. центр . и т. д.

Тема 9. Средства и системы визуальной информации

Комплексное решение элементов визуальной среды обитания. Визуальные слои. Понятие «фирменный стиль». Товарный знак. Логотип. Элементы фирменного стиля. Способы кодирования информации: буквенно- цифровое. Кодирование цветом, яркостью, логограмма. Типы визуальной среды.

Практическая работа: Выполнение эскизов комплексного  решения оформления визуальной среды (системы визуальной информации).

 Самостоятельная работа: Использование фирменного стиля в малой архитектуре, транспортных средствах (проектирование)

Тема 10. Эргономика и учебное проектирование

Проблемы мобильности, безопасности, комфортного освещения, благоустройства, информации. Контакт человека с эргономическими элементами в средовой системе. Средства эргономики в артикуляции средового восприятия. Экологические составляющие среды.

Практическая работа: Выполнение проекта оформления интерьера многофункционального зала на основе проведенного эргономического исследования.

Самостоятельная работа: Продолжение работы над проектом оформления интерьера многофункционального зала по заданию преподавателя ( под банкет, конференцию, спектакль и т.д.).
Литература по разделу:

Базовый учебник


1. Эргономика в дизайне среды: Учеб.пособие / В.Ф. Рунге, Ю П. Манусевич.-М.: «Архитектура-С», 2005.

Основная литература

2. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. Пособие /В.Ф.Рунге , В.Ф.Сеньковский-М.: М3 Пресс, Издательство «социально-политическая мысль» , 2005

3. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. Пособие /Шимко В.Т.-М.: «Архитектура-С», 2005

Дополнительная:

  1. Мигалина И.В. Основы архитектурного цветоведения. Уч. пособие. М.: ЛАДЬЯ, 1998

  2. Минервин Г.Б. Основы комплексного проектирования оборудования для жилых и общественных зхданий. – М.: МАрхИ, 1987

  3. Шмид М. Эргономические параметры. МИР, 1980

  4. Иконникова А.В. Эстетические ценности предметно- пространственной среды. М.: Стройиздат , 1990

Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий:

Антропометрические требования в эргономике

Методы эргономических исследований

Эргономическая программа проектирования дизайн-продукта

Эргономические требования к визуальным объектам

Эргономика восприятия средовых объектов и систем

Средства и системы визуальной информации

1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

  1. Наука эргономика. Термин «эргономика». Взаимосвязь наук.

  2. История развития эргономики.

  3. Основные понятия эргономики.

  4. Комплексность влияния факторов формирования среды.

  5. Освещение как объект комплексного эргономического анализа.

  6. Факторы, определяющие эргономические требования.

  7. Цвет в жизнедеятельности человека.

  8. Психология восприятия цвета.

  9. Влияние света и цвета на восприятие формы в пространстве.

  10. Цветовые иллюзии.

  11. Антропометрические требования в эргономике.

  12. Эргономические требования к рабочему месту.

  13. Методы эргономических исследований.

  14. Физиология зрения.

  15. Восприятие и информационное воздействие.

  16. Макетирование в эргономике.

  17. Перцептивные стереотипы.

  18. Оптические иллюзии и приемы их коррекции.

  19. Средства и системы визуальной информации.

  20. Способы кодирования информации.

  21. Эргономическая программа проектирования среды обитания.

  22. Вопросы комфортного пребывания человека в среде.

  23. Психофизиологические возможности и особенности.

  24. Физические свойства цвета. Спектральные и ахроматические цвета.

  25. Рабочая система и основные задачи ее эргономического проектирования.

  26. Понятие «человеческий фактор».

  27. Рабочее место. Пространственные  и размерные характеристики.

  28. Требования к знакам коммуникаций.

  29. Товарный знак. Виды.

  30. Фирменный стиль.

  31. Составляющие комплексного «сквозного» решения элементов визуальной составляющей.

  32. Три слоя визуальной составляющей среды обитания.

  33. Теория визуального языка Кандинского.

  34. Комфортная визуальная среда.

  35. Требования к знакам коммуникации для пожилых людей и инвалидов.

  36. Требования к знакам коммуникации для взрослых.

  37. Задачи, решаемые в эргономике при помощи цвета.

  38. Требования к знакам коммуникации для детей.

  39. Агрессивная визуальная среда.

  40. Статические и динамические антропометрические признаки.

  41. Гигиенические факторы.

  42. Параметры оптимальной освещенности рабочего места.

  43. Физиологические факторы.

  44. Профессиограмма, ее составляющие.

  45. Средства оснащения и параметры рабочего места.

  46. Социально-психологические факторы.

  47. Проблемы образного восприятия.

  48. Кодирование цветом.

  49. Буквенно-цифровое кодирование.

  50. Кодирование яркостью.

  51. Логограммы.

  52. Золотое сечение.



    1. Справочники, словари, энциклопедии



Дизайн. Иллюстрированный словарь – справочник. – М.: «Архитектура - С», 2004

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения дисциплины необходима стандартно оборудованная аудитория для проектных и макетных работ, а также для демонстрации образцов работ, компьютер РС, видеопроектор и экран настенный.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины \"Эргономика\" iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика»...
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconРазработка урока
Подготовительный этап: изучение литературного материала по определению «Эргономика», написание сценария урока, определение места...
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconПрограмма учебной дисциплинЫ «Эргономика маркшейдерского обеспечения»
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер маркшейдер"
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconРабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconРабочая программа учебной дисциплины «надежность, эргономика и качество асоиу»
Целью курса является изучение основ знаний по надежности автоматизированных систем обработки информации и управления
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconРабочая программа модуля (дисциплины) Основы социальной медицины
Кореквизиты: Демография, Основы безопасности труда, Эргономика, Введение в профессию, Физическая культура
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconАннотация дисциплины вариативной части цикла опц рабочей программы...
Счм, снижения напряженности и повышения качества труда, уменьшения вероятности техногенных аварий и катастроф, обусловленных «человеческим...
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технический дизайн...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06....
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 37. 06. 01 психологические науки (профиль «Психология труда, инженерная...
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconПрограмма дисциплины для направления подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconРеферат по курсу «Эргономика» на тему: «Современный этап развития...
Выполнила студентка финансово-учетного факультета специальности «Финансы» группы ф-41-99
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconИнтегральная оценка акустической эффективности средств индивидуальной...
Научно-исследовательский испытательный центр (авиакосмическая медицина и военная эргономика) 4 цнии мо РФ
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Внутрипредметные связи: Массаж отдельных частей тела. Массаж в детском возрасте. Эргономика во время массажа
Программа дисциплины \"Эргономика\" iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск