Скачать 210.46 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Факультет экономики и управления Кафедра социальных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ______________ 2012 г. ПОЛИТОЛОГИЯ Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальностей 050501.65 Профессиональное обучение со специализацией Материаловедение и обработка металлов (очная форма обучения). Составитель: Мальцева А.П., доктор философских наук, профессор. Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «__» ______ 2012 г. № __). Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Политология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Положения о рабочей программе учебной дисциплины Ульяновского государственного педагогического университета имени И. П. Ульянова». Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины ГСЭ.Ф.Об Политология. Объекты, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электронные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Актуальность дисциплины обусловлена происходящими в стране социально-экономическими (модернизация) и политическими (курс на демократизацию политической системы, построение развитого гражданского общества) изменениями, требующими от каждого гражданина РФ глубоких познаний в области политологии, активной жизненной позиции и действенного включения в общественную жизнь страны. Освоение курса политологии актуально для будущей профессиональной деятельности специалистов, связанной с просвещением населения. Политологические знания необходимы специалисту при разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных социальных групп и популяризации профессиональной области знаний общества. Цели и задачи Целью курса политологии является формирование у студентов системных знаний о политической сфере, способности самостоятельно анализировать политические явления и процессы, представлений об основных направлениях политической науки. Задачами дисциплины являются: освоение методов политологии; изучение истории и функций дисциплины, основных этапов развития политической мысли, основных теорий, концепций, подходов, категорий и понятий; постижение механизма формирования и функционирования политической власти; изучение современных форм правления и государственного устройства; усвоение важнейших прав, свобод, обязанностей человека и гражданина; выяснение особенностей политического процесса в России. Требования к усвоению дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть навыками:
По данному курсу предусматривается выполнение студентами индивидуального задания (написание эссе), сдача зачета. Предоставление эссе относится к рубежному контролю. Студент, подготовивший развернутые ответы на вопросы всех семинарских занятий, предъявивший конспекты основной и дополнительной литературы ко всему курсу, написавший полноценное эссе, допускается к экзамену. Объем дисциплины и виды учебной работы
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лекционный курс Лекция 1. Специфика политологии как науки Объект и предмет политологии, ее место и роль в обществе и в науке. Методы политологических исследований: общенаучные, теоретического исследования и эмпирические методы. Структура политологического знания и функции политологии. Соотношение политологии и других общественных наук. Лекция 2. Генезис и эволюция политических явлений Политическая мысль Древнего мира и Средних веков. Основная проблематика и направления мировой политической мысли. Типология политических мировоззрений. Политические учения Древнего мира. Конфуций, Платон и Аристотель. Политические концепции Средних веков, эпохи Возрождения и реформации. Аврелий Августин, Фома Аквинский, Н.Макиавелли, Т. Мор и Т.Кампанелла, Ж.Боден. Особенности арабомусульманской политической мысли. Генезис и формирование политологии как науки в Новое и Новейшее врем. Политическая мысль эпохи просвещения. Т. Гоббс и Д. Локк. Шарль Луи де Монтескье и Жан-Жак Руссо. Т. Джефферсон и А.Гамильтон. И.Кант. Основные политические концепции 19-20 веков. Взгляды О.Конта на общество и государство. Политическая концепция М.Вебера. Многообразие политических концепций 20 века. Возникновение политологии как науки. Развитие политической мысли в России. Политическая концепция Киевской Руси. Митрополит Илларион, Владимир Мономах. Политические теории в период Московского государства. Старец Филофей, Иван Пересветов, Иван грозный и Андрей Курбский. Борьба по вопросу пути развития в Российской империи. Западники и славянофилы. Особенности российского либерализма, консерватизма и социализма. Политическая мысль советского периода и российской эмиграции. Политические идеологии современной России. Основные особенности российской политической мысли. Лекция 3. Основные идеологические системы Сущность понятия «политическая идеология», причины возникновения, классические концепции идеологии. Свойства и функции идеологии. Виды политических идеологий: либерализм и нео-, консерватизм и нео-, коммунизм, фашизм, социал-демократизм. Лекция 4. Государство и гражданское общество: эволюция и взаимовлияние. Понятие гражданского общества, его признаки, структура и функции. Причины формирования и условия функционирования. Формы воздействия гражданского общества на государство. Способы контроля и поддержки организаций гражданского общества со стороны государства. Динамика отношений гражданского общества и государства. Государство и гражданское общество в России. Причины, условия и этапы формирования гражданского общества в России. Структура современного российского гражданского общества и его особенности. Основные каналы воздействия на власть. Противоречивый характер отношения государства к организациям гражданского общества. Лекция 5. Политические режимы. Сущность понятия «политический режим». Типология политических режимов. Демократия: сущность понятия, исторические формы, теории демократии. Лекция 6. Политические партии и партийные системы. Сущность понятия «политическая партия». Признаки политической партии. Функции политической партии. Типология партий. Сущность понятия «партийная система». Виды партийных систем. Факторы формирования партийных систем (связь с избирательной). Основные этапы и пути формирования партийной системы в России. Характеристика первой российской многопартийной системы, партийной системы СССР, партийной системы современной России. Анализ политических платформ ведущих российских партий. Место партийной системы в политической системе современной России. Лекция 7. Политическое лидерство и политические элиты. Сущность понятия «политической элиты». Теории элит. Рекрутирование элиты. Типология и функции политической элиты. Сущность понятия «политическое лидерство». Природа и типология лидерства. Функции политических лидеров. Лекция 8. Политические конфликты и кризисы современного мира. Политический конфликт, его сущность, причины, способы разрешения. Этнические и региональные конфликты. Современные тенденции развития международных отношений. Глобализация. Россия в системе международных отношений. Политическое развитие, его закономерности и особенности. Политическая модернизация. Политические кризисы: сущность понятия, типология. Политические конфликты: источники возникновения и стадии развития, функции, пути их разрешения (компромисс, консенсус). Лекция 9. Сущность власти, ее структура, признаки, функции, ресурсы и эффективность. Понятие власти. Структура политический власти. Признаки власти. Функции власти. Ресурсы власти. Критерии эффективности власти. Семинарские занятия: 1. Социальные и культурные аспекты политики
2. Сущность власти, ее структура, признаки, функции, ресурсы и эффективность
3. Генезис и эволюция политических учений
4. Основные идеологические системы
5. Государство и гражданское общество: эволюция и взаимовлияние
6. Политические режимы
7. Партийные и избирательные системы
8. Политические конфликты и кризисы современного мира
9. Политическое лидерство и политические элиты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю В преподавании Политологии в равных долях сочетаются формы аудиторной работы и самостоятельной работы студентов. Лекции имеют в основном установочный и обзорный характер, они не исчерпывают всего курса и не заменяют учебник, о чём обучаемые должны быть поставлены в известность на первом, вводном занятии. На лекции целесообразно выносить основной теоретический материал, и материал, нуждающийся, по мнению педагога, в дополнительной детализации. В конце лекции преподаватель оставляет время (в пределах 5-10 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Лекции могут предваряться заданиями студентам на самостоятельную работу с тем, чтобы основное лекционное время уделялось не всей теме вообще, а лишь её отдельным вопросам, неоднозначно понимаемым или способным вызвать затруднения у обучаемых. В этом случае лекция может проводиться по схеме «вопрос-ответ», в свободной или дискуссионной манере. Методы проведения практических (семинарских) занятий по дисциплине разнообразны и применяются в различных сочетаниях, в зависимости от обстоятельств конкретного учебного года, начального уровня подготовленности обучаемых, характера изучаемого материала и других факторов. Наиболее распространёнными и хорошо себя зарекомендовавшими являются: — свободный опрос по заранее обозначенной тематике,
и другие. Оправданной является оценка слабых и сильных сторон студенческих выступлений преподавателем в конце занятия, а также взаимное оппонирование сообщений и докладов самими обучаемыми. При подведении итогов семинарского (практического) занятия, преподавателю рекомендуется раскрыть значение обсуждаемых проблем в общей структуре курса, показать их теоретическую ценность и практическую значимость. В целях лучшей подготовки студентов к семинарскому занятию, педагог может заранее (в предыдущие аудиторные часы) ознакомить аудиторию с учебным планированием, рассказать о порядке и методике проведения занятий, основных вопросах и проблемах, выносимых на обсуждение, сделать краткий обзор литературы с учетом накопленного опыта её использования. Рекомендуется обращать внимание не только на усвоение студенческой аудиторией содержания курса, но и на формирование навыков работы с научной, справочной литературой, электронными ресурсами. Методические рекомендации студенту Студенту, приступающему к изучению дисциплины, рекомендуется актуализировать ранее полученные знания по пособию А.В.Клименко и В.В.Румыниной (любой год издания; например, Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с). Структура и содержание книги соответствуют программе, разработанной авторским коллективом под руководством Л.Н.Боголюбова и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. В целях самооценки начального уровня подготовленности желательным является самостоятельное пробное тестирование на сайте www.fepo.ru. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Запись лекции - одна из форм активной работы студентов, требующая навыка и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Семинарское (практическое) занятие - важнейшая форма работы студентов, представляющая отчёт о самостоятельной работе с учебной и научной литературой. На семинарском (практическом) занятии каждый студент имеет возможность проверить, насколько глубоко и правильно он усваивает учебный материал, принять участие в обсуждении, высказать и защитить свою точку зрения на ту или иную проблему, изучаемую в курсе. Семинарские занятия направлены на совершенствование навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, навыков самостоятельного поиска информации, реферирования, обобщения, компетентного участия в обсуждении дискуссионных вопросов. Темы эссе: (объем итогового текста - 15 - 20 стр. с обязательным списком использованной литературы, правильным оформлением цитируемых авторов, сносками, введением и заключением):
Примерный перечень вопросов к экзамену:
Критерии оценивания знаний по дисциплине Изучение курса завершается экзаменом. Экзамен является одной из форм итогового контроля знаний и навыков, полученных на лекциях, семинарских (практических) занятиях и в процессе самостоятельной работы. Отметка студенту за устный ответ на вопрос выставляется: «отлично», если он показывает глубокие знания материала по поставленным вопросам, грамотно и логично его излагает; «хорошо», если он твердо знает программный материал, грамотно его излагает, не допускает существенных неточностей в ответах на вопросы; «удовлетворительно», если он имеет знания только основного материала по поставленным вопросам, но не усвоил деталей; допускает отдельные неточности в ответах, требует в определенных случаях наводящих вопросов; «неудовлетворительно», если он допускает грубые ошибки в ответах на поставленные вопросы. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература Основная литература
5. Политология: курс лекций: учебник / Лавриненко В.Н., Скрипкина Ж.Б., Юдин В.В. - Издательство: Волтерс Клувер, 2010. - 399 с. (Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/38112) Дополнительная литература:
|
ОД. Ф техническая механика: теория механизмов и машин программа учебной... Охватывает и малой доли работ выдающихся ученых, внесших существенный вклад в развитие тмм в этот период. Из зарубежных ученых необходимо... | Учебно-методической документацией (за полный прошедший учебный год)... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7) | ||
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501.... Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «История религии» составлена в соответствии с... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7) | ||
Литература»; 050720 «Физическая культура со специализацией «Спортивно оздоровительный туризм «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | Программа дисциплины «Информационные Технологии» Специальность: 050501... Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 050501 — Профессиональное обучение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 «Профессиональное обучение» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050501.... «Профессиональное обучение (экономика и управление)», специализация: «Хозяйственно-правовая деятельность» | Рабочая программа Дисциплины «Химия» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины: «основы педагогического мастерства» Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины студентам очной формы обучения в 5 семестре и заочной... | Рабочая программа дисциплин ы «Иностранный язык» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной формы обучения специальности 050501 Профессиональное... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:... Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),... |