Скачать 266.44 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Рассмотрено на Принята педагогическим Согласовано сУтверждаю: заседании МО советом протокол № 1 зам. директора по ВР Директор школы протокол № 1 от «30»августа2013г « 29» августа2013г. Самарская Т.Н. от « 30» августа2013г. _____________ Руководитель МО_________ Ванина Е. Л.______________ Рабочая программа курса «Основы валеологии» класс - 11 количество часов в год - 35 в неделю - 1 Составлена на основе авторской программы Чиграй Е. А. Составитель: Чиграй Елена Анатольевна _________________ подпись г. Шахты 2013/2014 учебный год Пояснительная записка Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 11-х классов (17-18 лет). 1.Актуальность программы Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги, но и представители широкой общественности, и политики. Сегодня 20-25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека. Данная программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни и дополняет школьное биологическое образование. Курс является важным в плане формирования ответственности за своё здоровье у подрастающего поколения, способствует формированию культуры здоровья. Образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения. Здоровье человека и поведенческие привычки, влияющие на него, формируются в школьном возрасте. Многие факторы, влияющие на здоровье, управляются самим человеком, поэтому возрастает роль формирования у учащихся навыков и привычек здорового образа жизни. Таким образом, важное значение в среднем образовании приобретает воспитание ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих людей как одной из главных жизненных ценностей человека. В связи с необходимостью формирования у учащихся научного понимания сущности здорового образа жизни возникла необходимость введения в программу образовательной деятельности детей новой учебной дисциплины - валеологии. В средней школе №1 г. Шахты валеология преподается в 11 классах с 1999 года. Данная дисциплина направлена на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, физическом и психическом саморазвитии, ознакомление с правилами гигиены и безопасности жизнедеятельности. Данный курс даёт возможность расширить знания ребят о закаливании, рациональном питании, личной гигиене. Ежегодно проводится анализ состояния здоровья учащихся школы. Большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Изучается отношение ребят к проблеме наркомании и заинтересованности в её решении. Целесообразную коррекцию образа жизни должно обеспечить человеку сформированное в процессе образовательной деятельности стремление к самопознанию и управлению состоянием собственного здоровья. 1.1. Цели и задачи курса Цель данной программы – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора здорового образа жизни, углубление теоретических знаний учащихся о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование жизненных установок на ведение здорового образа жизни. Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач: 1. Овладение учащихся знаниями о биологических, физиологических, социально-психологических составляющих здоровья человека и о факторах, влияющих на его формирование и укрепление. 2. Самопознание личности, развитие стремления к физическому и духовному совершенствованию. 3. Развитие у учащихся умений правильно структурировать время: строить режим дня, учебы и отдыха в соответствии с индивидуальными особенностями своего организма. 4. Приобретение знаний о критериях индивидуального здоровья и способах их определения, овладение навыками самоконтроля и саморегуляции. 5. Получение знаний об основных неинфекционных и инфекционных, социально значимых заболеваний, их причинах, механизмах распространения и профилактике. 6. Формирование практических навыков здорового образа жизни. 7. Приобретение знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками 8. Формирование мотивации и стремления быть здоровым. В основе данного курса лежат принципы: - «Здоровье через образование» - гуманизация образования
1.2. Организация учебного процесса В основе организации учебного процесса в ходе реализации курса лежат следующие принципы:
Методы работы:
Формы работы:
При изучении материала курса предусмотрено использование наглядных пособий, таблиц, видеоматериалов, краеведческого материала, различных исследований. 1.3. Критерии и способы проверки усвоения программы Основными формами оценки результатов являются:
1.4. Требования к уровню усвоения программы учащимися Учащиеся должны знать: 1. Составляющие здорового образа жизни. 2. Способы сохранения и укрепления здоровья. 3. Принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня. 4. Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна. 5. Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению. 6. Основные приемы и методы психической релаксации. Учащиеся должны понимать: 1. Влияние образа жизни человека на его физическое и психическое здоровье. 2. Необходимость владения навыками здорового образа жизни. 3. Престижность здоровья, зависимость между здоровьем личности и достижением жизненного успеха. 4. Необходимость сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью. Учащиеся должны уметь: 1.Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни. 2. Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья. 3. Определять уровень физического развития, осуществлять простейшие физиологические измерения, определять отклонения от физиологической нормы. 4. Соблюдать правила личной гигиены. 5. Применять приемы и методы психической релаксации. 6. Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека. 7. Отказаться от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих. 2. Тематическое наполнение программы Введение в основы валеологии (2 ч.) Валеология - наука о целостном здоровье человека. Принципы и методы оценки состояния здоровья. Факторы, определяющие здоровье. Образ жизни как определяющий фактор целостного здоровья человека. Тема I. «Здоровье и способы самоконтроля» (4 ч.) Возрастные нормы здоровья. Понятие об уровнях здоровья. Способы самоконтроля и самооценки уровня здоровья. Пути и способы сохранения, возвращения и приумножения здоровья. Практическая работа №1 "Определение уровня здоровья по значениям контрольной и максимальной паузы". Практическая работа №2 "Определение уровня здоровья методами валеологии". Тема II. «Культура прикосновения» (4 ч.) Массаж и его разновидности (общий, классический, точечный, сегментный, бесконтактный, самомассаж). Понятие о биологически активных точках и зонах. Техника и режимы аутоакупунктуры в зависимости от уровня здоровья возраста и экологической обстановки (метод А. А. Уманской). Практическая работа № 3 "Изучение 9 активных зон. Определение индивидуальной нормальной болевой чувствительности". Практическая работа №4 "Разновидности приёмов массажа". Тема III. «Культура дыхания» (4 ч.) Роль и место дыхания в системе общего оздоровления. Технологии коррекции дыхания для восстановления естественного дыхания в быту, а также для восстановления хорошего самочувствия, ликвидации неприятных симптомов (боль, зуд, кашель, насморк и др.). Техника волевой ликвидации глубокого дыхания по методу К.П. Бутейко. Дыхание в физической культуре. Дыхание в системе психокоррекции. Дыхание в системе закаливания. Практическая работа №5 "Методы восстановления естественного дыхания. Дыхательная гимнастика при различных состояниях организма". Тема IV. «Закаливание и рациональная двигательная активность» (6 ч.) Закаливание как отражение валеологического подхода к решению проблемы оздоровления. Знакомство с системой закаливания П.К. Иванова. Рациональная двигательная активность человека. Гипокинезия и гиперкинезия. Гиподинамия. Понятие о кинезофилии в детском и подростковом возрасте и кинезофобии у взрослого человека. Принципы и методы оздоровительно-физкультурных тренировок, лечебной физкультуры, спорта. Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Практическая работа №6 "Освоение валеологического подхода к закаливанию". Практическая работа №7 "Формирование осанки в разном возрасте". Практическая работа №8 "Создание комплексов физических упражнений". Тема V. « Культура питания» (4 ч.) Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Состав пищи: белки, углеводы, липиды и др. . Основные этапы пищеварения в желудочно-кишечном тракте человека. Ферменты пищеварения. Правильное сочетание пищевых продуктов. Очищение организма и здоровье. Голодание, пост, разгрузочно-диетическая терапия. Правила приёма пищи. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Лабораторные опыты: "Открытие белков в продуктах питания", "Денатурация белков. Амфотерность белков", "Определение качества мёда", "Особенность важнейших липидов и методы их определения", "Извлечение углеводов из биологических объектов". Тема VI. «Пагубность вредных привычек» (2 ч.) Вредное воздействие наркотиков, алкоголя, никотина на здоровье человека. Лабораторные опыты: "Влияние алкоголя на кровь человека", "Влияние никотина на кровь человека". Тема VII. «Культура общения» (4 ч.) Валеологический подход к проблемам общения в семье и обществе. Биоэнергетические аспекты общения. Пути предупреждения психоэмоционального стресса. Стресс и работоспособность. Формулы психического равновесия. Тема VIII. «Гигиена ума» (4 ч.) Понятие о здоровом уме и силе ума. Понятие о воле, вере, целях и немотивированной радости как о врожденных качествах личности. Валеологический подход в решении проблемы сохранения и развития этих качеств. Гигиена умственного труда. Режим труда и отдыха. Приёмы, способствующие повышенную продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий. Тематический план
Итого: 35 часов 2.1 Календарно - тематический план
Литература для учащихся
Знание – 1977 г.
Список литературы для педагога
|
Рабочая программа дисциплины Специальность 080111. 65 «Маркетинг» Основы валеологии [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения. Тюмень: гаоу... | Рабочая программа дисциплины Специальность 080111. 65 «Маркетинг» Основы валеологии [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения. Тюмень: гаоу... | ||
Рабочая программа учебного курса: «орксэ» Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Шардина Л. А., доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | ||
Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | Основы валеологии Автор: старший преподаватель кафедры технологии производства и переработки молока | ||
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | Программа дисциплины фтд. 00 Основы иудаики цель и задачи курса Целью курса «Основы иудаики» Целью курса «Основы иудаики» является знакомство студентов с еврейской историей и традицией, прошедшими в своем развитии несколько... | ||
Рабочая программа элективного курса по химии «Химия в нашей жизни» Программа включает как теоретический материал, так и практический. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных... | Отчёт о результатах апробации комплексного курса России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | ||
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.... | Рабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры» «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») | ||
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе... | Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006 |