Программа кружка «Юный биолог»





НазваниеПрограмма кружка «Юный биолог»
страница1/7
Дата публикации25.01.2015
Размер0.85 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Татарская гимназия № 84 Октябрьского района

городского округа город Уфа РБ

«Утверждаю»

руководитель МАОУ

Татарская гимназия № 84

_________ Идрисов Р.Р.

«___»___________2011г.

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Юный биолог»
Возрастной состав обучающихся – для детей 14-17 лет

Продолжительность образовательного процесса – 3 года
Автор-составитель программы:

К.б.н., учитель биологии

Митриченко А.Н.

Уфа - 2011 г.

Пояснительная записка

Данная программа имеет эколого-биологическую направленность. Данная образовательная программа по биологии предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии.

Новизна программы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений. В связи с этим основной метод обучения – деятельностный.

Актуальность данной программы определяется интересом старшеклассников к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе для понимания основных положений биологии во всем многообразии биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических процессов.

В процессе обучения учащиеся приобретают новые теоретические знания и практические навыки в биологии, которые позволяют:

− лучше понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

− глубже изучить особенности морфологии, физиологии и воспроизведения представителей основных царств живых организмов, понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;

− познакомиться с принципом системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;

− на базе современного учения о клетке сформировать представление об единстве и многообразии клеточных типов, основных чертах строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений;

− лучше понять проявления фундаментальных свойств организма — наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организменном и популяционном), углубить представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов;

− более глубоко понимать психофизиологические и биологические основы жизнедеятельности человека, иметь представление о

биологических основах интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья, о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о ноосфере, о роли человека в эволюции Земли;

− иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

− формировать четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

− понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции видообразования, понимать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов.

Наряду с основной задачей – углубленного изучения отдельных тем – программа дополнительного образования позволяет систематизировать знания старшеклассников по основным разделам биологии, что, в свою очередь, делает ее полезной при подготовке выпускников школы к вступительным экзаменам по биологии в ВУЗы. Контрольные задания составлены в тестовой форме различных типов, которая используется как при государственном тестировании, так и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Образовательная программа предназначена для детей 14-17 лет. Программа рассчитана на 3 года – 420 часов. Каждый год обучения составляет 140 часов (теоретических – 70, практических - 70), 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа).

Цель программы: углубление знаний учащихся по основным проблемам биологии.

Задачи реализуемой программы:

• Сформировать у детей целостное представление о живой природе, о единстве и многообразии мира.

• Научить систематизировать биологические знания и выделять главные аспекты.

• Адекватно оценивать взаимосвязь природы и человека.

Основные формы и методы изучения курса – теоретические и практические занятия, экскурсии, проектирование и защита заданий с изготовлением мультимедийной презентации.

Формы организации детей на занятии различны: коллективная, групповая или индивидуальная.

Форма итоговой отчетности: защита индивидуального проекта, тестовый контроль знаний.

Ожидаемые результаты.

В процессе изучения программы учащиеся приобретают следующие знания:

  • Об истории развития биологии и места биологии в системе естественно-научных дисциплин;

  • О многообразии живого мира,

  • О строении организмов, о единстве взаимосвязи строения и функции;

  • Об онтогенезе и филогенезе;

  • О роли живых организмов в природе и жизни человека.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

  • осмысливать и систематизировать знания о живых организмах, полученные на уроках, при чтении литературы, просмотре фильмов, личных наблюдений за явлениями природы;

  • подбирать и использовать современные методы исследования природных явлений и процессов;

  • анализировать и обобщать изученный материал.

Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта).

Кружок «Юный биолог» – великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний экологического образования. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках изучения данной программы позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Тематический план первого года занятий кружка





Тема

Кол-во часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические работы

1

Введение

4

2

2

2

Общие представления о системах органического мира

4

2

2

3

Анатомия и морфология растений. Растения в системе органического мира.

28

14

14

4

Систематика растений

12

6

6

5

Царство животных. Зоология беспозвоночных

46

24

24

6

Царство животных. Зоология позвоночных

28

14

14

7

Зоогеография

8

4

4

8

Итоговое занятие. Летнее задание. Экскурсия

4

2

2

Итого

144

72

72


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I- го года обучения
Тема № 1 (4 часа)

Введение

Основные вопросы

История развития биологии и место биологии в системе естественно-научных дисциплин; роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом. Знакомство с целями и задачами курса.

Требования к знаниям и умениям

Основные этапы в развитии биологии, значение знаний биологии, прикладные отрасли биологии. Анализировать и оценивать этапы исследования биологического разнообразия, объяснять практическое значение знаний биологии.

Тематика практических работ

Входная диагностика, защита реферата.
Тема № 2 (4 часа)

Общие представления о системах органического мира.

Основные вопросы

Основные признаки живого. Уровни организации живых организмов. Принципы классификации. Сущность жизни. Структурные уровни организации живой материи.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные свойства живой материи, многообразие форм жизни, характерные признаки биосистем, уровни организации живой материи, компоненты, их образующие, основные процессы, протекающие на каждом уровне. Выявлять признаки различия живой и неживой материи, сравнивать между собой структурные уровни организации жизни, объяснять общие свойства биосистем.

Самостоятельная работа

Составление мультимедийной презентации «Система органического мира», проведение биологических исследований: наблюдение, эксперимент.
Тема № 3 (28 часов)

Анатомия и морфология растений.

Основные вопросы

Растения в системе органического мира. Общие признаки царства Растения. Строение растительной клетки. Структурно-функциональные особенности тканевой организации растений. Органный уровень организации растительного организма. Вегетативные органы растений: корень и побег. Особенности вегетативного, бесполого и полового размножения растений. Генеративные органы растений: гинецей и андроцей. Опыление и двойное оплодотворение. Образование семян.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные признаки царства растения, органоиды растительной клетки, характеристику растительных тканей и органов, функции органов, их видоизменения, способы размножения растений, условия прорастания семян и развития растений. Уметь сравнивать растения с бактериями, грибами и животными, готовить микропрепараты растительных тканей, делать биологические рисунки, определять типы корневых систем, проверять всхожесть семян, проращивать их, размножать растения.

Самостоятельная работа

Наблюдение за живой клеткой, приготовление микропрепарата листа элодеи и рассматривание строения растительных клеток, проращивание семян, размножение и выращивание растений.

Тематика практических работ

Изучение техники микроскопирования, изучение микроскопического строения растительной клетки, изучение микроскопического строения тканей растений, определение типа корневой системы, изучение микроскопического строения корня, стебля, листа, вегетативное размножение растений, составление мультимедийной презентации «Жизненный цикл растений». Решение тестовых заданий.
Тема № 4 (12 часов)

Систематика растений.

Основные вопросы

Таксономия царства Растений. Низшие растения. Размножение водорослей. Основные направления эволюции водорослей. Систематика водорослей: отделы Зеленые, Красные и Бурые водоросли. Подцарство Высшие растения. Эволюционные изменения жизненного цикла высших растений. Отделы высших споровых растений: Риниофиты, Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Семенные растения – основные черты усложнения организации. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Основные семейства классов Однодольных и Двудольных растений.

Требования к знаниям и умениям

Знать систематику царства растения, отличия низших растений от высших, характеристику основных отделов и классов растений, особенности их жизненного цикла, усложнение растений в ходе эволюции. Уметь сравнивать представителей разных отделов растений, находить прогрессивные черты в их строении, объяснять их значение.

Самостоятельная работа

Работа с определителем высших растений, изготовление гербария, определение рода и вида древесного растения.

Тематика практических работ

Микроскопическое изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей, работа с определителем растений. Составление мультимедийной презентации «Высшие споровые растения» или «Семенные растения». Решение тестовых заданий.

Экскурсии в Ботанический сад-институт и в лимонарий.
Тема № 5 (46 часов)

Царство животных. Зоология беспозвоночных.

Основные вопросы

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. Животное царство – часть органического мира. Подцарство Простейшие. Таксономия и особенности организации и жизнедеятельности простейших. Подцарство Многоклеточные. Губки. Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Общая характеристика. Многообразие типа. Жизненный цикл паразитических плоских червей. Тип Круглые черви. Целомические животные. Изучение многообразия круглых червей. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Представители класса Олигохеты, Полихеты, пиявки. Гирудотерапия. Тип Моллюски. Общая характеристика. Изучение многообразия моллюсков. Тип Членистоногие. Общая характеристика. Ароморфозы типа. Многообразие членистоногих.

Требования к знаниям и умениям

Знать отличительные признаки животных, основных (типичных) представителей таксономических групп, признаки крупных таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, жизненные циклы паразитических червей, черты прогрессивного развития. Уметь объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира, использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе, выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе.

Самостоятельная работа

Изучение одноклеточных животных на микропрепаратах, определение семейства животных на примере раковин пресноводных моллюсков (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые), определение родов одноклеточных и многоклеточных животных, наблюдение за движением инфузорий в водной среде, изучение внешнего строения комнатной мухи, рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы, изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений, меры борьбы с ними.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «Юный биолог» iconРабочая программа кружка по биологии «Юный биолог»
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование...
Программа кружка «Юный биолог» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Программа кружка «Юный биолог» iconПрограмма кружка «юный эколог»
Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по...
Программа кружка «Юный биолог» iconРабочая программа учебной дисциплины интегрированная защита садовых...
Составители: Попов С. Я., доктор биолог наук, проф., Поддымкина Л. М., канд с. Х наук, Попова Т. А., канд биолог наук, доц., Егорова...
Программа кружка «Юный биолог» iconОбразовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник»
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –...
Программа кружка «Юный биолог» iconВикторина для 5-7 классов. Две команды от каждого класса соревнуются...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
Программа кружка «Юный биолог» iconС углубленным изучением отдельных предметов
Направленность программы «Юный биолог» по содержанию является эколого-биологической, разработана в дополнение к обязательному минимуму...
Программа кружка «Юный биолог» iconПрограмма кружка «юный математик» для учащихся 5-6 классов
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Программа кружка «Юный биолог» iconПрограмма экологического кружка «Юный эколог»
Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного...
Программа кружка «Юный биолог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «Юный биолог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «Юный биолог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «Юный биолог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа кружка «Юный биолог» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа кружка «Юный исследователь» рассчитана на учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы
Программа кружка «Юный биолог» iconПрограмма кружка «Юный собаковод»
Сборник заданий к типовому расчету по математической статистике: учебно-методическое пособие/ Л. А. Секованова, Т. А. Андревкина,...
Программа кружка «Юный биолог» iconКонспект открытого занятия кружка «юный журналист»
Аналитический отчет по итогам работы Городской экспериментальной площадки по информатизации над проектом «Маленькие художники» в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск