Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная





Скачать 260.48 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная
Дата публикации15.02.2015
Размер260.48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_________________________Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011г.

ГОМЕОСТАЗ ОРГАНИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________ /Соловьев В.С./

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол № 9) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 12 стр.
Зав. кафедрой ________________/Соловьев В.С./

«14» апреля 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК биологического отделения ИМЕНиИТ «30» мая 2011 протокол №2

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ______________________/Фролова О.В./

«30» мая 2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Соловьев В.С.


ГОМЕОСТАЗ ОРГАНИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68«Биология», профиль «Экология человека», форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2011

Соловьев В.С. Гомеостаз организма в различных экологических условиях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 «Биология», профиль «Экология», форма обучения - очная. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011, 12 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Гомеостаз организма в различных экологических условиях [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Соловьев В.С. 2011.
Соловьев Владимир Сергеевич

ГОМЕОСТАЗ ОРГАНИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология. Профиль «Экология человека», форма обучения – очная

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________


Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель: изучение основных механизмов сохранения и изменения гомеостаза человека, роли факторов эволюции в адаптации человека.

Задачи: изучить основные понятия, связанные с гомеостатической регуляцией, генетикой популяции, обсудить пути развития человека в животном мире, изучить методы диагностики стадий адаптации и конституциональности вида.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Цикл М2.Вариативная часть.

Содержание дисциплины: механизмы возникновения вида, механизмы возникновения популяции, расовые и конституциональные признаки человека, адаптационные типы, заболеваемость как характеристика популяции.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – Экологическая физиология эндокринной системы. Стресс, Общие закономерности адаптации, Сравнительная физиология, Донозологическая диагностика.

В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология, Физиология высшей нервной деятельности, Биологическая и социальная природа человека, Современные проблемы биологии и экологии, Генетика, Теория эволюции, Экология и природопользование
    1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-13.

способен к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК-1)

понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач (ПК-1)

умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11);

применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения (ПК-12);

самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК-13)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    базовые представления об физиологических, эволюционных и генетических механизмах формирования вида, поддержания гомеостаза и популяции человека

    основные характеристики гомеостаза человека

    Уметь:

    Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления о механизмах гомеостаза, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований

    Владеть:

    методами, используемыми для проведения сравнительного анализа физиологических показателей и параметров организма. Навыками научной дискуссии.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 1. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы или 72 часа



  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план



Тема

Недели сем.

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной форме, в часах

Формы контроля

Лекции

Семинарск. (практич) занятия

Самост. работа

1

2

3

4

5

6

8

9

1

Популяции человека

1-2

1

2

4

1




2

Эволюция человека

3

2




6

1




3

Структура и генетика популяций

4-5

1

2

4

2




4

Дифференциация и изменчивость популяций

6-7

2

2

4

2




5

Воспроизводство человека и регуляция роста

8




2

6







6

Конституциональные теории

9

2




4

1




7

Адаптация человека

10-11

2

2

4

4




8

Расы человека

12

2




4

1




9

Здоровье и заболеваемость человека как характеристики популяций

13




2

4

4




10

Социальная адаптация

14-15

2

2

4

4

реферат

Итого (часов)




14

14

44




зачет

Из них в интерактивной форме




2

10

8

20





Таблица 2

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя сем.

Объем часов

Обязательные

Дополнительные

1

Популяции человека

подготовка к семинару Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

1-2

4

2

Эволюция человека

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

3

6

3

Структура и генетика популяций

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

4-5

4

4

Дифференциация и изменчивость популяций

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

6-7

4

5

Воспроизводство человека и регуляция роста

подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

8

6

6

Конституциональные теории

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры.

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

9

4

7

Адаптация человека

Научная дискуссия «Адаптационные факторы в онтогенезе человека». Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

10-11

4

8

Расы человека

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры.

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

12

4

9

Здоровье и заболеваемость человека как характеристики популяций

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

13

4

10

Социальная адаптация

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. Подготовка реферата. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных с знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

14-15

4




ИТОГО

44




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Экологическая физиология эндокринной системы. Стресс.




+







+







+




+

3

Общие закономерности адаптации

+




+




+

+







+

+

4

Сравнительная физиология




+

+

+

+







+




+

5

Донозологическая диагностика




+










+

+







+




  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Популяции человека. Популяция - элементарная единица эволюции. Популяционный ареал. Возрастной, половой состав популяции. Генетическое единство популяции. Гетерогенность популяции. Популяция – основа адаптации мигрирующих групп человека. Происхождение жизни. Основные свойства живого. Геохимическая теория жизни. Молекулярно-генетический уровень жизни. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биосфера и эволюция. Учение о ноосфере. Влияние развития человечества на свойства окружающей среды.

Тема 2. Эволюция человека. Микроэволюция, макроэволюция. Закономерности эволюции. Приматы, человекообразные обезьяны, гоминиды. Палеонтологическое подтверждение самостоятельного пути эволюции человека. Распространение человека на Земле.

Тема 3. Структура и генетика популяций. Влияние внешней среды. Количество особей. Распределение по возрасту, полу, здоровью, болезням. Изменения внешней среды под влиянием человека. Человеческие сообщества. Генетическая структура. Генетика человека. Генетика пола. Геном человека. Применимость законов Менделя. Действие генов. Универсальность генетической структуры. Эволюция доминантности. Генетика нестабильных популяций. Экология популяций человека. Видовые особенности современного человека. Основные видовые особенности современного человека: анатомические, физиологические, психофизиологические, социальные, экономические. Влияние климата, влияние антропогенных факторов.

Тема 4. Дифференциация и изменчивость популяций. Хромосомные и нехромосомные механизмы. Иммунные механизмы в генетической структуре популяций. Спонтанные мутации. Генетические механизмы образования новых популяций. Социальные механизмы, многонациональные популяции. Изменчивость популяций. Изменчивость современного человека. Мутации. Особенности проявлений мутаций, частоты мутаций. Дифференциация популяций. Вымирание, регуляция численности при жизни. Суициды. Влияние социального фактора в изменчивости.

Тема 5. Воспроизводство человека и регуляция роста. Плацентарный механизм. Формирование главных эмоций человека. Половая мотивация и эмоция. Различие брачных обычаев, моногамия, полигамия. Культурный уровень и воспроизводство. Производительные силы в популяции. Социальные факторы. Регуляция роста и конституция. Периоды риска. Рост человека, возрастные периоды. Морфо-функциональные подходы. Значение пубертатного и климатического периодов. Нервная, гуморальная и социальная регуляция. Влияние периода беременности. Гериатрия и геронтология. Постарение человечества, болезни старости.

Тема 6. Конституциональные теории. Типы телосложения. Конституция физического и умственного развития. Типы телосложения – варианты классификаций, связь со здоровьем, болезнями. Психофизиология развития. Влияние популяционного фактора. Особенности Тюменской популяции.

Тема 7. Адаптация человека. Фенотипическая и генотипическая адаптация. Адаптация в изменяющихся условиях среды Структурный след. Изменение генотипического состава популяции. Изоляты - место в становлении популяции. Роль естественного отбора в эволюции. Естественный отбор в сочетании с социально-физиологическими, социально-психологическими и социально-экономическими факторами. Человек в системе животного мира. Типы эволюции человека. Человек ходячий. Человек трудящийся. Адаптация ранних стадий разумного человека. Труд, речь, семья в становлении современного человека. Распределение ролей в эволюции семьи.

Тема 8. Расы человека. Изменчивость расовых признаков, смешение рас. Род, племя, семья, национальность, касты, тейны и другие структурные дифференцировки популяций. Современное распределение рас. Расизм и национализм. Социально-механические механизмы.

Тема 9. Здоровье и заболеваемость человека как характеристики популяций. Острые и хронические заболевания. Антигенные механизмы развития болезней и предрасположенностей. Характерные предболезни нестабильных популяций, изменение течения болезней.

Тема 10. Социальная адаптация. Труд как форма социальной адаптации. Роль лобной коры больших полушарий и височной коры в осуществлении индивидуального и группового приспособления. Школьный труд. Зависимость социальной среды от активности человека. Человеческий фактор. Характеристика института семьи. Развитие ребенка семьи. Миграционные процессы. Естественные, трудовые и колониальные миграции. Происхождение и воспроизводство вида. Геокатаклизмы и распределение людей на земле. Катастрофы, спровоцированные человеком. Психофизиологический потенциал населения. Миграция и физиология на Севере. Социальная адаптация на Севере. Формирование популяции человека на Севере. Региональные аспекты стабильных и нестабильных популяций. Функциональные различия представителей субпопуляций в Тюменском регионе. Качество жизни, связанное со здоровьем, включая региональные патологии.


  1. Планы семинарских занятий.

Тема 1. Популяции человека.

  1. Происхождение жизни.

  2. Ноосфера.

  3. Популяция.

  4. Микроэволюция и макроэволюция.

  5. Закономерности эволюции человека.

  6. Распространение человека на Земле.

Тема 2. Структура и генетика популяций.

  1. Изменения внешней среды под влиянием человека.

  2. Генетика человека.

  3. Экология популяций человека.

Тема 3. Дифференциация и изменчивость популяций.

  1. Хромосомные и нехромосомные механизмы.

  2. Иммунные механизмы в генетической структуре популяций.

  3. Социальные механизмы, многонациональные популяции.

  4. Изменчивость популяций.

  5. Мутации.

Тема 4. Воспроизводство человека и регуляция роста.

  1. Половая мотивация и эмоция.

  2. Регуляция роста и конституция.

  3. Гериатрия и геронтология.

  4. Психофизиология развития.

  5. Особенности Тюменской популяции.

Тема 5. Адаптация человека.

  1. Адаптация в изменяющихся условиях среды.

  2. Роль естественного отбора в эволюции.

  3. Человек в системе животного мира.

  4. Расы человека.

Тема 6. Здоровье и заболеваемость человека как характеристики популяций.

  1. Острые и хронические заболевания.

  2. Характерные предболезни нестабильных популяций

  3. Изменение течения болезней.

Тема 7. Социальная адаптация.

  1. Труд как форма социальной адаптации.

  2. Характеристика института семьи.

  3. Миграционные процессы.

  4. Геокатаклизмы и распределение людей на земле.

  5. Психофизиологический потенциал населения.

  6. Функциональные различия представителей субпопуляций в Тюменском регионе.




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Таблица 3

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

Предполагается, что по мере освоения материала студенты дополнительно самостоятельно прорабатывают конспекты лекций, а также рекомендованные разделы основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

2

Подготовка к семинару по теме

По мере освоения лекционного материала проводится контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

3

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов электронных источников.

ответ на семинаре

4

Подготовка презентаций

Студенты самостоятельно в ходе подготовки к семинару готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения вопросов семинара.

ответ на семинаре

5

Подготовка реферата по теме

тема включает самостоятельную подготовку студентами рефератов, затрагивающих различные аспекты предмета.

реферат

7

Подготовка к научной дискуссии «Адаптационные факторы в онтогенезе человека».

В рамках темы 7 проводиться научная дискуссия о принципах действия рецепторов, их свойствах и роли

Ответ на семинаре

Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
Темы рефератов

    1. Популяционная физиология вида.

    2. Популяционная физиология особи.

    3. Микроэволюционные процессы в современной популяции человека.

    4. Генетика популяций – основа их существования.

    5. Геном человека.

    6. Популяционная физиология и экстремальные условия.

    7. Фенотипическая и генотипическая физиология.

    8. Экология популяций человека.

    9. Экопатологии как фактор отбора в популяции.


Вопросы к зачету

  1. Понятие популяции человека и животных.

  2. Основные гипотезы происхождения жизни на Земле.

  3. Микро- и макроэволюционные механизмы.

  4. Зависимость популяции от внешней среды.

  5. Популяционная генетика человека и животных.

  6. Дифференциация популяций.

  7. Изменчивость-свойство живучести популяций.

  8. Воспроизводство животных и человека. Изоляты.

  9. Конституционные типы в популяции.

  10. Регуляция роста и развития.

  11. Фенотип и генотип адаптации.

  12. Пределы эволюции человека.

  13. Экология популяций человека.

  14. Типы сообществ человека.

  15. Здоровье и заболеваемость человека в адаптации.

  16. Труд и речь как этапы становления популяций.

  17. Миграция и производительные силы.

  18. Социальная адаптация на Севере.




  1. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- мультимедийные средства обучения:

- В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала.

- специализированные программы и оборудование:

- При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer").

- интерактивные технологии:

  • Дискуссии в рамках семинарских занятий

  • Научная дискуссия на тему ««Адаптационные факторы в онтогенезе человека»




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1. Основная литература:

  1. Нормальная физиология человека/ под. ред. Б.И. Ткаченко. – М.: «Медицина», 2005. 840 с.

  2. Баранова, М.В. Миграция, права человека и экономическая безопасность России / М.В. Баранова. – Н-Новгород, 2004. 122 с.

  3. Шедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья/ А.Г. Шедрина. - Новосибирск: СОРАМН, 2003. 164с.

  4. Ревич, Б.А. Экологическая эпидемиология /Б.А. Ревич, Г.И. Тихонова. – М.:. Академия, 2004. 200 с.

  5. Безруких, М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, 2003. 450 с.

  6. Структурно-функциональные основы приспособительных реакций на разных уровнях организации живых систем / С.-Петерб. гос. ун-т ; Под ред. В.П. Галанцева, В.К. Павленко. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 2001. 128 с


9.2. Дополнительная литература:

  1. Васильев, С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии/ С.В. Васильев. - М.: Здоровье, 1996. 216 с.

  2. Казначеев, В.П. Проблемы адаптации и конституции человека на Севере/ В.П. Казначеев. – М. Медицина, 1984. 40 с.

  3. Колчинский, Э.И. Эволюция биосферы/ Э.И. Колчинский. - Л.: Наука, 1990. 341 с.

  4. Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность, наследие и среда/ Р.Левонтин. - М.:Здоровье 1993. 203 с.

  5. Рогинский, Я.Я. Антропология/ Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин. - М.: Изд-во МГУ.1991. 528 с.

  6. Эволюционная физиология. Руководство по физиологии. Ч. 1, Ч. 2.- Л.: Наука, 1979, 1983. 603, 508 с.

  7. Публикации в журнале «Физиология человека»

  8. Публикации в журнале «Эволюционная биология»



9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pubmed.com

2. www.medline.ru

3. www.elibrary.ru
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («18» января 2012 протокол №5) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («18» января 2012 протокол №5) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconРоссийской федерации
Тюменцева Е. А. Доминанты фитоценозов Тюменской области. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconРабочая учебная программа для студентов направления 020400. 62 «География»
Вдовюк Л. Н. Экология человека. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconРоссийской федерации
Мирюгина Татьяна Андреевна. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск