Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная





Скачать 238.11 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная
Дата публикации13.03.2015
Размер238.11 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_________________________Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011г.

НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ВЫСОКИХ ШИРОТ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________ /Кыров Д.Н./

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол № 9) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 11 стр.
Зав. кафедрой ________________/Соловьев В.С./

«14» апреля 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК биологического отделения ИМЕНиИТ «30» мая 2011 протокол №2

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ______________________/Фролова О.В./

«30» мая 2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Кыров Д.Н.

НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ВЫСОКИХ ШИРОТ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68«Биология», профиль «Экология человека», форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2011

Кыров Д.Н. Нейрогуморальные механизмы адаптации человека к условиям высоких широт. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 «Биология», профиль «Экология человека», форма обучения - очная. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011, 11 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Нейрогуморальные механизмы адаптации человека к условиям высоких широт [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Кыров Д. Н. 2011.

Кыров Дмитрий Николаевич

НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ВЫСОКИХ ШИРОТ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология. Профиль «Экология человека», форма обучения – очная

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________


Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель: освещение физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности человека и нейрогуморальной регуляции, при адаптации к природно-климатическим или психосоциальным условиям жизнедеятельности.

Задачи: изучить основные понятия, связанные с нейрогуморальными механизмами адаптации человека, механизмами формирования адаптации, обсудить психофизиологические, психологические, и биохимические пути выработки адаптации человека, изучить методы функциональной диагностики психофизиологической адаптации.


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Цикл М2.дисциплина по выбору.

Содержание дисциплины: механизмы нейрогуморальной адаптации; основы психофизиологической диагностики адаптации на примере эмоционально-потребностной сферы человека.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – Возрастные особенности ВНД человека в условиях адаптации к природным и социальным факторам, Физиологические регуляции; координация и адаптация физиологических функций к различным условиям внешней среды, Физиология экстремальных состояний, Донозологическая диагностика.

В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология, Физиология высшей нервной деятельности, Экологическая физиология
    1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.

глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК-10);

умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11);

применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения (ПК-12);

самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК-13)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    базовые представления об нейрофизиологических и нейрогуморальных механизмах формирования адаптации у человека

    основные аспекты психофизиологической диагностики состояния адаптации

    Уметь:

    Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления по нейрофизиологии и психофизиологии, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований

    Владеть:

    Методами, используемыми для диагностики факторов регуляции механизмов адаптации на примере эмоциональной и потребностной сфере человека, методами первичной коррекции нарушений. Навыками научной дискуссии.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 2. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу или 36 часов



  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план



Тема

Недели сем.

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной форме, в часах

Формы контроля

Лекции

Семинарск. (практич) занятия

Самост. работа

1

2

3

4

5

6

8

9

1

Общебиологические закономерности адаптации

1-2




2

3

1




2

Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека

3-4




2

3

1




3

Альтернативные функциональные состояния и адаптация

5-6




2

3

1




4

Психофизиология стресса

7-8




2

3

2




5

Диагностика эмоционального состояния

9-10




2

3

1




6

Диагностика умственной работоспособности и свойств нервной системы

11-12




2

3

1




7

Возрастные особенности адаптации

13-14




3

3

3

реферат

Итого (часов)







15

21




зачет

Из них в интерактивной форме







8

2

10





Таблица 2

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя сем.

Объем часов

Обязательные

Дополнительные

1

Общебиологические закономерности адаптации

подготовка к семинару Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

1-2

1

2

Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека

подготовка к семинару Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

3-4

1

3

Альтернативные функциональные состояния и адаптация

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

5-6

1

4

Психофизиология стресса

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

7-8

2

6

Диагностика эмоционального состояния

подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

9-10

1

6

Диагностика умственной работоспособности и свойств нервной системы

подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

11-12

1

7

Возрастные особенности адаптации

Подготовка рефератов по теме. Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. подготовка к семинару по теме, подготовка к научной дискуссии

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы Составление презентации (по выбору)

13-14

3




ИТОГО

21




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1

Возрастные особенности ВНД человека в условиях адаптации к природным и социальным факторам

+

+




+




+




3

Физиологические регуляции; координация и адаптация физиологических функций к различным условиям внешней среды

+




+




+

+




4

Физиология экстремальных состояний




+

+







+

+

5

Донозологическая диагностика




+

+

+




+







  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Общебиологические закономерности адаптации. Понятие адаптации. Этапы приспособительного процесса. Срочная и долговременная адаптация. Совершенная и несовершенная, специфическая и неспецифическая адаптация. Условия перехода от одного этапа адаптации к другому. Физиологические и психологические изменения в ходе приспособительного процесса. Афферентная и эфферентная генерализация. Переход к специализации защитных механизмов. Понятие функциональной системы по П.К. Анохину. Основы системного подхода к адаптационному процессу. Схема организации функциональной системы. Типы и уровни сложности функциональных систем. Этапы функциональной системы. Афферентный синтез. Акцептор результатов действия. Действие и обратная связь. Вклад различных функциональных систем в процесс адаптации. Понятие «системного структурного следа». Вклад сердечно-сосудистой и дыхательной систем в приспособительный процесс. Динамика показателей системы крови. Эндокринная регуляция адаптации. Характеристика свойств нервной системы в контексте стратегий адаптации. Психофизиологический паттерн функционального состояния.

Тема 2. Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека. Подходы к определению функциональных состояний. Комплексный, эргономический и психофизиологический подход. Бодрствование. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Понятие модулирующих систем мозга. Регуляция функционального состояния на уровне целого мозга. ЭЭГ показатели бодрствования. Психофизиология сна. Значение сна в приспособительном процессе. Виды сна. Стадии сна и их ЭЭГ характеристика. Феномен стадии быстрых движений глаз. Физиологические изменения во время сна. Потребность во сне и его нарушения. Теории сна. Связь сна с продолжительностью жизни. Необходимость сна для поддержания адекватного уровня регуляции функционального состояния.

Тема 3. Альтернативные функциональные состояния и адаптация. Медитация и гипноз. Медитация. Физиологические корреляты медитации. Сходство и различия ЭЭГ характеристик сна и медитации. Межполушарная асимметрия и медитация. Медитативные техники саморегуляции функционального состояния. Определение гипнотического состояния. ЭЭГ характеристики гипноза. Значение деятельности различных структур мозга в реализации альтернативных состояний.

Тема 4. Психофизиология стресса. Значение стресса для организма. Определение стресса по Г. Селье. Перечень явлений, определяемых как стресс. Виды стресса. Стадии стрессорной реакции. Стратегии выхода из стресса. Вклад вегетативной нервной системы в реализацию стресс-реакции организма. Позитивное и негативное действие стресса. Необходимость стресса для адаптационного процесса.

Тема 5. Диагностика эмоционального состояния. Вариационная ритмография сердечной деятельности. Электрическая проводимость кожи (активациометрия). ЭЭГ исследования эмоционального состояния. Метод цветового предпочтения М. Люшера. Проективная методика «Дом – Дерево – Человек». Тест самочувствие, активность, настроение – САН. Тест MMPI/ Hand – тест. Определение «детектора лжи».

Тема 6. Диагностика умственной работоспособности и свойств нервной системы. Уровень умственной работоспособности как один из основных показателей успешной адаптации и функционального состояния ЦНС. Корректурные пробы. Тест Э. Ландольта. Количественные и качественные показатели умственной работоспособности. Определение минимальных мозговых дисфункций методом Тулуз-Пьерона.

Тема 7. Возрастные особенности адаптации. Общие онтогенетические закономерности развития ребенка. Формирование центральных и автономных контуров регуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в онтогенезе. Рефлекторная деятельность как показатель успешности адаптации ребенка.

  1. Планы семинарских занятий.

Тема 1. Общебиологические закономерности адаптации.

  1. Рефлексометрия

  2. Схемы функциональных систем

  3. Регуляция адаптации

Тема 2. Психофизиологические характеристики различных функциональных состояний человека.

  1. Диагностика активности

  2. Физиология сна-бодрствования

  3. Диагностика типа биоцикла сна

Тема 3. Альтернативные функциональные состояния и адаптация

1. Методы релаксации

2. Экспериментальное применение гипноза

3. Изменения активности мозга при альтернативных функциональных состояниях

Тема 4. Психофизиология стресса

  1. Эксперименты по развитию и оценке стресс-реакции

  2. Обсуждение экспериментов с людьми при состоянии стресса

  3. Адаптация и стресс

Тема 5. Диагностика эмоционального состояния

  1. Визуально-ассоциативная оценка эмоционального состояния

  2. Тест Люшера как метод оценки тревожности

  3. Hand-test

  4. Методика дом-дерево-человек

Тема 6. Электрофизиологические методы исследования эмоциональных состояний

1. ЭЭГ при различных эмоциональных состояниях

2. Активациометрия как метод диагностики межполушарной ассиметрии эмоций и психофизиологического состояния человека

Тема 7. Возрастные особенности адаптации

  1. Рефераты по заданной теме

  2. Научная дискуссия




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Таблица 3

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

Предполагается, что по мере освоения материала студенты дополнительно самостоятельно прорабатывают конспекты лекций, а также рекомендованные разделы основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

2

Подготовка к семинару по теме

По мере освоения лекционного материала проводится контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

3

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов электронных источников.

ответ на семинаре

4

Подготовка презентаций

Студенты самостоятельно в ходе подготовки к семинару готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения вопросов семинара.

ответ на семинаре

5

Подготовка реферата по теме

Тема 9 тема включает самостоятельную подготовку студентами рефератов, затрагивающих различные аспекты предмета.

Реферат

6

Подготовка к научной дискуссии «Возрастные особенности психофизиологической адаптации»

В рамках темы 7 проводиться дискуссия об оценке механизмов адаптации человека на разных этапах возрастной периодизации.

ответ на семинаре

Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
Примерные темы рефератов

1. Этапы адаптационного процесса.

2. Межполушарные взаимодействия.

3. Теории сна.

4. Альтернативные функциональные состояния человека.

5. Особенности отдельных форм пограничных психических состояний.

6. Методы снижения риска дезадаптации.

7. Основные эмоциональные состояния человека.

8. Методы диагностики умственной работоспособности.

9. Психофизиологические особенности детей 3 и 7 лет.

10. Причины девиантного поведения подростков.
Вопросы к зачету

1. Понятие адаптации: этапы, виды, уровни.

2. Физиологические изменения в ходе приспособительного процесса.

3. Понятие о функциональной системе. Схема организации функциональной системы.

4. Роль ЦНС в реализации адаптационного процесса.

5. Динамика показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем в процессе адаптации.

6. Функциональные состояния человека.

7. Психофизиология бодрствования.

8. Психофизиология сна.

9. Психическая адаптация.

10. Основные формы пограничных психических расстройств.

11. Причины и закономерности возникновения эмоционально-стрессовых состояний.

12. ЭЭГ исследования в психофизиологии.

13. Способы саморегуляции психического состояния.

14. Методы диагностики эмоционального состояния.

15. Умственная работоспособность как показатель успешной адаптации.

16. Возрастные особенности адаптации.

17. Поведенческие признаки адаптации и дезадаптации ребенка к ДОУ.

18. Условия психосоциальной адаптации ребенка к ДОУ.

19. Кризис 3 лет.

20. Кризис 7 лет.

21. Эмоциональная готовность к обучению. Пути снижения риска дезадаптации.

22. Психофизиологические особенности подростка. Профилактика девиантного поведения.


  1. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- мультимедийные средства обучения:

- В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала.

- специализированные программы и оборудование:

- При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы, пакет для психологического тестирования «Психотест-Нейрософт». Специальная программа для диагностики ЭЭГ из комплекта «Нейрософт» или его аналог.

- интерактивные технологии:

  • Дискуссии в рамках семинарских занятий

  • Научная дискуссия на тему «Возрастные особенности психофизиологической адаптации»


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1. Основная литература:

  1. Данилова, Н.Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов/Н.Н. Данилова. -М.: Изд-во «Аспект Пресс»,2000. - 373с.

  2. Богданов, А.В. Физиология центральной нервной системы и основы простых форм адаптивного поведения: учеб. пособие / А.В. Богданов; РАО, Моск. псих.-соц. ин-т. - М. : Изд-во МПСИ, 2005. 32 с

  3. Структурно-функциональные основы приспособительных реакций на разных уровнях организации живых систем / С.-Петерб. гос. ун-т ; Под ред. В.П. Галанцева, В.К. Павленко. - СПб. : Изд-во СПБГУ, 2001. 128 с

  4. .Основы психофизиологии: Учебное пособие/ Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2002. - 432с.

  5. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие./В.В. Шульговский - М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2000. - 277 с.

9.2. Дополнительная литература:

  1. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность/ А.С. Батуев - М.: Высшая школа, 1991. - 256 с.

  2. Коган, А.Б. Основы физиологии ВНД / А.Б. Коган. - М.: Высшая школа, 1988. - 368 с.

  3. Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы / Г.Н. Крыжановский -М.: Медицина, 1997. - 352с.

  4. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков/ В.М. Смирнов - М.: Издательский центр«Академия», 2000. - 400 с.

  5. Недоспасов, В.О. Физиология центральной нервной системы / В.О. Недоспасов ; Юж.-Урал. гос. ун-т. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001. 250 с.

  6. Эмоции человека в нормальной и стрессовой ситуации/ А.И. Яроцкий – Гродно, 2001. – 494 с.

  7. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме : теоретико-методолог. аспект: моногр. / М.В. Ромм; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2002. 120 с.

  8. Публикации из журналов «Физиология высшей нервной деятельности»

  9. Публикации из журнала «Экология человека»


9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pubmed.com

2. www.medline.ru

3. www.elibrary.ru

4. Пакет для психологического тестирования «Психотест-Нейрософт».
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории. Лабораторный кабинет для проведения ЭЭГ исследования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол №9) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («18» января 2012 протокол №5) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («18» января 2012 протокол №5) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconРоссийской федерации
Тюменцева Е. А. Доминанты фитоценозов Тюменской области. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconРабочая учебная программа для студентов направления 020400. 62 «География»
Вдовюк Л. Н. Экология человека. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconРоссийской федерации
Мирюгина Татьяна Андреевна. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль: «Экология человека». форма обучения очная iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск