Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»





Скачать 108.32 Kb.
НазваниеБасенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»
Дата публикации17.02.2015
Размер108.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Басенко Марина Ивановна

Учитель биологии МОУ гимназии №1 г. Зернограда

Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»

Цели урока:

  1. Обучающая: сформировать у учащихся представления об отличительных признаках представителей царства грибов, расширить знания о грибах.

  2. Воспитательная: овладения общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.

  3. Развивающая: продолжить развивать интеллектуальные умения (сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение новых представлений к широкому кругу явлений, обобщения).

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Ход урока

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Теоретический материал урока

  4. Выполнение практического задания

  5. Подведение итогов урока

  6. Домашнее задание

II. Проверка домашнего задания

Вводное слово учителя. Здравствуйте! У нас с Вами сегодня необычный урок – прежде всего тем, что на нашем уроке присутствуют гости, это ….
Начнем урок с игры «Викторина», она очень похожа на известную игру «Кто хочет стать миллионером?», а наших гостей попросим выступить в качестве жюри, председатель жюри - ….

Предварительный отбор

  1. Назовите бактерии, которые являются своеобразными санитарами нашей планеты. Почему?

  2. Что Вы знаете о клубеньковых бактериях?

  3. Как бактерии попадают в организм человека и какой вред они наносят?

  4. Какие болезни, вызываемые бактериями, Вам известны?

  5. Какие меры применяют для борьбы с заболеваниями, вызываемыми бактериями?

Отборочный тур прошли: называются несколько наиболее активных учеников. Правила участия в викторине: - после того как прозвучит вопрос, предоставляется право отвечать учащемуся, который первый поднял руку. Следить за очередностью попросим наше уважаемое жюри. Каждый игрок может воспользоваться двумя подсказками: помощь зала и помощь друга.

Викторина

  1. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов? (сапрофиты).

  2. Назовите бактерии, которые способны создавать органические вещества из неорганических? (сине-зеленые или цианобактерии).

  3. Назовите бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов? (паразиты от греческого слова «паразитос» - нахлебник)

  4. Что происходит с бактериями при неблагоприятных условиях? (образует спору)

  5. Как называется явление, когда между организмами существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму? (симбиоз – совместная жизнь)

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала

Учитель. Вопрос для всего класса. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображённые на рисунках?

obeziana.jpg
Рис. 1

kolok3.jpg
Рис. 2

sob3.jpg
Рис. 3

http://festival.1september.ru/articles/521721/img4.jpg
Рис. 4

14995489.jpg
Рис. 5

13800393.jpg
Рис. 6

http://festival.1september.ru/articles/521721/img7.jpg
Рис. 7

zajatc-b.jpg
Рис. 8

Предполагаемый ответ ученика. На две. Первая организмы, принадлежащие к царству растений, вторая к царству животных.

Учитель. Прошу ученика правильно распределить рисунки на доске. Давайте вспомним признаки царства растений.

Откроем шторку. За ней скрыты признаки царства растений и животных. Выберите признаки царства растений, поставив рядом букву „р”. Какие признаки вы выбрали?

Предполагаемый ответ ученика

  • Неограниченный рост

  • Питание путём всасывания воды и минеральных солей

  • Наличие хлоропластов

  • Фотосинтез.

Учитель. Ребята, выберите признаки царства животных.

Предполагаемый ответ ученика

  • Активное движение

  • Ограниченный рост

  • Отсутствие хлоропластов

  • Питаются готовыми органическими веществами.

Целеполагание

Учитель. В настоящее время учёные выделяют группу организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Как вы думаете, какие это организмы?

Предполагаемый ответ ученика. Грибы.

Тема нашего урока „Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы”.

Ребята, цель нашего урока? (На доске написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова.

Докажите, что ….  сочетают в себе признаки….., …..и свои собственные.

III. Изучение нового материала

Царство Грибы объединяет шляпочные грибы, плесневые грибы и дрожжи, грибы – паразиты. В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. (см. Презентацию)

Лекция


Слайд 1-2. Человек сталкивается с представителями «второго царства природы» - грибами – гораздо чаще, чем принято думать.

Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, идем ли мы по грибы в лес, пьем ли прохладный квас, получаем укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после комариного укуса – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности. Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных.

Слайд 3-4.Человек привык отождествлять гриб с его плодовым телом. Стоит произнести слово «гриб», как сразу представляется крепкий боровик или красноголовый мухомор.

Слайд 5. Между тем с не меньшим основанием можно было бы восклицать, указывая на яблоко: «Это яблоня!» Ведь тело гриба состоит из тонких белых нитей - это грибница (мицелий) – разветвленная, похожая на паутину сеть, пронизывающая почву или расползающаяся по заплесневевшему продукту или заболевшему растению. Биологи подсчитали, что в 1 куб. см почвы может содержаться до двух километров нитей грибницы.

Слайд 6. У некоторых грибов нити грибницы представляют собой как бы одну гигантскую клетку с множеством ядер. У других нити грибницы многоклеточные, причем клетки могут содержать одно или несколько ядер.

Слайд 7. Люди издавна чувствовали в грибах что-то особенное, таинственное, отделяющее их и от мира растений, и от мира животных. Их считали чем-то потусторонним. Грибница постепенно разрастается во все стороны радиально (в год до 10—30 сантиметров). Получается правильный круг, составленный из плодовых тел грибов, как будто вычерченный невидимым геометром. Диаметр круга - иногда несколько метров, а порой – 200 м! Можно представить себе, какое впечатление производил этот круг на простых людей два-три столетия назад. На Руси такие кольца прозвали «ведьмиными кругами», считая, что здесь собираются ведьмы на свои ночные шабаши. В Голландии считали, что на «ведьминых кругах» черт сбивал масло по ночам, причем коровы, пасущиеся здесь, давали плохое молоко. В Германии — это места для ночных плясок и хороводов ведьм, а в Швеции предполагали, что в «ведьминых кругах» хранились клады, которые могут быть открыты только волшебниками.

Если исходить из среднего ежегодного радиального прироста грибницы, то возраст таких «ведьминых кругов» 500—800 лет.

Слайд 8. Размножение грибов при помощи специализированных клеток – спор относится к бесполому способу размножению. Бесполое размножение происходит с помощью спор или вегетативно. Если срезать шляпку взрослого гриба и положить нижней поверхностью на лист бумаги, прикрыв сверху чашкой, то через 6—8 часов можно увидеть высыпавшиеся споры.

Слайд 9. Вегетативное размножение осуществляется частями грибницы или почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов). Сморчки - существует французский способ разведения этих грибов. Он основан на наблюдениях, что в садах эти грибы вырастают в тех местах, где остались не убранными гниющие яблоки. По грядке разбрасывают кусочки грибниц, осенью ее рыхлят и закрывают слоем яблочных выжимок, а на зиму прикрывают листьями. Весной покрытия снимают, а уже через 2 недели появляются первые сморчки конические.

При половом размножении грибница образуется в результате слияния специализированных половых клеток.

Слайд 10. Сегодня мы знаем, что грибы – столь же земные создания, как растения и животные, хотя отличаются и от тех, и от других. Как и животные, грибы - «нахлебники на шее у растений»: потребляют готовые органические вещества. Производить их сами, как это делают растения, грибы не могут, но в отличие от животных пищу они не заглатывают, а всасывают ее всей своей поверхностью, как растения. Ну и наконец, от бактерий грибы отличаются наличием ядра в клетке.

Слайд 11-12. По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам либо к паразитам. В старину, 400-500 лет назад, грибы на Руси называли «губами». Кое-где это название и сейчас сохранилось, но только за трутовиками. Не будь этих грибов леса до макушек были бы покрыты мертвыми ветками, то есть трутовики - важнейшие санитары леса. Но поскольку из мертвой древесины делают дома, фонарные столбы, шпалы и т.д. трутовики наряду с полезной экологической функцией наносят урон цивилизации. Гриб трутовик по характеру питания это сапрофит или паразит?

Слайд 13. В XV веке появилось слово «грибы», родственное слово «горб». Сначала так называли только те из них, которые имели шляпки «горбиком», - например, белые грибы.

Слайд 14-15. Надо сказать, что и сегодня народные названия многих грибов как в России, так и в других странах часто поражают своей меткостью и выразительностью.

Грибники знают, подосиновики можно встретить в осинниках, рыжики в сосновых и еловых лесах, подберезовики – в березняке. Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.

Слайд 16.

Грибы с деревьями дружны.
Их отношения сложны.
Грибница воду добывает,
Солями дерево снабжает,
А листья сахар дарят ей.
Союз с годами всё прочней.
Его названье ? - симбиоз:
И помощь, и посильный взнос.

Слайд 17. Белый гриб - народная примета гласит: «Где много мухоморов, там много этих грибов!».

Слайд 18. Волнушка – шляпка у этого гриба по краю мохнатая, шерстистая. От этого и произошло название гриба: древнерусское слово «вовна» означает шерсть.

Гриб волнуется, ясно почему:
Как бы не испортили
Шляпки бахрому.

Слайд 19. Свинушка - у этого гриба название связано со шляпкой. Гриб напоминает ухо свиньи, т.к. ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку.

Слайд 20 - 24. Съедобные грибы употребляют в пищу. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, грузди, рыжики, лисички, опята.

Несъедобные:

Слайд 25. Рогатик желтый. Некоторые грибы вырабатывают ядовитые вещества, ими можно тяжело и даже смертельно отравиться.

Слайд 26. Мухомор

Нас даже дети узнают.
Житья в лесу нам не дают.
Пинают, шляпки всем сшибают,
За ядовитость упрекают.
Но мы растём не для людей,
Собою лечим всех зверей.
Больные лоси нас едят
И как врачей благодарят.
Мы лес собою украшаем.
Любуйтесь! Вам мы не мешаем.

Слайд 27-28. Бледная поганка. При сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Бледные поганки похожи на шампиньоны, только нижняя сторона шляпки у них зеленовато-белая в отличие от розовой у шампиньона.

Слайд 25 – 29. Грибы – двойники (ядовитые грибы, похожие на какие-либо съедобные грибы):

    1. ложный белый гриб (желчный гриб) мякоть его на изломе розовеет;

    2. ложный опенок отличается желто-зеленым цветом пластинок;

    3. ложный шампиньон (бледная поганка)

Учитель. Сейчас мы с вами попробуем смоделировать строение гриба. Возьмите на парте муляж плодового тела шляпочного гриба, внимательно рассмотрите его, обратите внимание на нижнюю част шляпки и доску и нарисуйте модель гриба в тетрадь. На работу 3 минуты. Проверяем.

У одних грибов нижний слой шляпки плодовых тел образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы. У других нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы.

IV. Проверка понимания учащимися нового материала

Учитель. Посмотрите на признаки царства растений и скажите, какие признаки растений характерны для грибов?

  • Неограниченный рост

  • Питание путём всасывания воды и минеральных солей.

Посмотрите на признаки царства животных. Какие признаки животных  характерны  для грибов?

  • Отсутствие хлоропластов.

  • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)

Таким образом,  грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные.

Откроем шторку. И выберем признаки, которые есть только у грибов.

Тело гриба состоит из грибницы и плодового тела.

Плодовое тело и грибница состоят из гиф-ветвящихся нитей.



V. Закрепление нового материала

- Ребята скажите, какие признаки сочетают в себе грибы?

Чертим чертеж: «Признаки грибов».

Общие
с растениями

Общие
с животными

Собственные

 

 

 

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу. Проверяем.Делаем вывод.

Вывод: Грибы выделяют в отдельное царство, потому что они сочетают в себе признаки …, …. .

VI. Применение

Давайте подумаем, каково же значение грибов в жизни человека? Слушаем сообщения учащихся:

  • Съедобные грибы.

  • Ядовитые грибы.

  • Дрожжи.

  • Пеницилл.

  • Сообщение ученика Пеницилл

Когда мы произносим слово «плесень», то у большинства людей это вызывает неприятные ассоциации, между тем знаменитый антибиотик пенициллин был открыт ученым Александром Флемингом благодаря крошечной споре, случайно занесенной ветром в его лабораторию. Спора случайно попала в чашку Петри, где находились бактерии, представляющие для человека большую опасность. Из споры вырос плесневый гриб, а бактерии находящиеся возле выросшей плесени погибли, растворились. Правда, после этого прошло еще много лет прежде чем ученые научились применять пенициллин для лечения больных.

В тетрадях учащиеся записывают значение грибов.

8. Домашнее задание

„3” - В.В. Пасечник “Биология” 6 класс №7, 8

„4 и 5”- сообщение „Знакомые незнакомцы”

Сатанинский гриб.

Я гриб сатанинский
Красив и пригож,
На гриб боровик,
Как две капли, похож.
Меня под березой,
Ты встретишь в траве.
И жизнь под угрозой.
Поверь, друг, молве.
Краснею на срезе,
На ножке узор.
Не знать мои признаки –
Просто позор!

Ложные опята.

Семейкою дружной
Растём на пеньках.
Мы в шляпках кирпичных,
На тонких ногах.
Собой ядовиты,
И в рот брать не смей!
От вкусных опят
Отличить нас сумей!

Бледная поганка.

Меня грибники очень редко срывают.
Что я ядовитая, многие знают.
Бледна и стройна я, как гриб шампиньон.
Не будь тороплив, присмотрись: я не он!
У самой земли покрывала кусочки.
Меня оставляй красоваться в лесочке.

Мухоморы.

Нас даже дети узнают.
Житья в лесу нам не дают.
Пинают, шляпки всем сшибают,
За ядовитость упрекают.
Но мы растём не для людей,
Собою лечим всех зверей.
Больные лоси нас едят
И как врачей благодарят.
Мы лес собою украшаем.
Любуйтесь! Вам мы не мешаем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconУрока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы»
Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconТема: Царство Грибы. Шляпочные грибы. 5 класс Першикова А. В., учитель биологии мбоу «сош №23»
Об утверждении правил учета и хранения драгоценныхметаллов, драгоценных камней и продукции из них,а также ведения соответствующей...
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconУрок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи....
Оборудование: таблицы: «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи», микроскопы, выращенные грибы, готовые микропрепараты...
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconКонспект урока в 5 классе Тема урока: «Шляпочные грибы»
Цель урока Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических...
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconТема урока : Грибы. Способы питания грибов
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconТема урока: В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconНикулина Марина Ивановна учитель начальных классов моу «Начальная...
Место урока в рабочей программе: урок №12 раздела «Библия – главная книга христианства»
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconУрок в 5 классе Тема: Шляпочные грибы
Ребята! Вы много раз слышали из сказок о «тридевятом царстве» в которое можно попасть при помощи волшебных персонажей живой природы-волка...
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconТема урока: «В царстве грибов»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconРазработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей»
Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconКонспект урока Учитель: Павелко Елена Ивановна моу «сош№1 с. П. Троицкое»...
Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconУроках химии Шенгелия Ольга Ивановна моу сош №71 Тема: «Общая характеристика...
Выработать умение характеризовать элементы первой группы главной подгруппы таблицы Д. И. Менделеева
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconАвтор: Тютрина Александра Ивановна Учитель технологии высшей категории...
Цель урока: Научить правильной раскладке выкроек юбки на ткани и раскрою деталей юбки, познакомить с профессией закройщика
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок биологии в 10 классе, тема урока «Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов», учитель первой квалификационной...
Басенко Марина Ивановна Учитель биологии моу гимназии №1 г. Зернограда Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» iconУрока Образовательная
Авторы: Филатова А. Б., учитель географии маоу гимназии №24 им. М. В. Октябрьской г. Томска; Прохорова Н. А., учитель биологии маоу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск