Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении.





НазваниеПояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении.
страница1/4
Дата публикации19.02.2015
Размер0.77 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4



Информационная карта программы


  • Тип программы

Модифицированная, адаптированная


  • Образовательная область

Однопрофильная: естествознание


  • Направленность деятельности

Естественнонаучная


  • Способ освоения содержания программы

Алгоритмическая, исследовательская, творческая


  • Возрастной уровень реализации программы

Основное, среднее образование


  • Форма реализации программы

Групповая и индивидуальная


  • Продолжительность реализации программы

Двугодичная

ЭКОБИОФИЗИКА
Пояснительная записка
В перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. Но естествознание - это система научного знания о природе, отрасль познания, совокупность естественных наук, взятая как целое. Объект познания естествознания - природа, весь реальный мир во всем многообразии его форм. Физика, химия, биология - это фундаментальные естественные науки, входящие в структуру естественнонаучного познания. Основным элементом естествознания является научное знание о природе. Научное знание - это проверенный практикой результат изучения окружающего нас мира, отражающегося в нашем сознании. Все знания по естественным наукам - это процесс познания, который складывается в единую и непротиворечивую «картину мира». Но некоторые знания, с которыми знакомятся учащиеся в процессе изучения предметов естественного цикла, рассматриваются, весьма однобоко, с точки зрения лишь одной из наук (физики, химии или биологии). Поэтому целью курса «Экобиофизика» является выделение фундаментальных естественнонаучных знаний, лежащих в основе познания природы, и раскрытие на этой основе целостности естественнонаучного познания. На сегодняшний день это тем более актуально, потому что учащиеся химико-биологического профиля, поступая в биологические ВУЗы, должны будут сдавать ЕГЭ не только по биологии и химии, но и по физике. А подготовка к данному экзамену подразумевается, в первую очередь, в физико-математических классах. Для химиков-биологов не предусмотрено учебным планом достаточное количество часов для подготовки к ЕГЭ по физике. Следовательно, нужно уделять этому вопросу больше внимания интеграции биологии и физики в дополнительном образовании.

Раздел экологии в школьном курсе практически не рассматривается, в лучшем случае – факультативно. Проблемы же охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, энергетического кризиса стали исключительно актуальны. В природных процессах наблюдаются опасные изменения, угрожающие устойчивости биосферы и нормальному развитию человеческого общества. Отмечено опасное потепление климата, изменение воздушных течений и состава атмосферы, расширение пустынь, исчезновение отдельных видов животных и растений. Воздействие человека на природу приобрело глобальный характер и продолжает возрастать. Запросы общества превышают возможности природы, тот предел допустимых изменений, при котором сохраняется устойчивость биосферы. Около 20 % территорий России испытывают острые и очень острые экологические ситуации. Уровень изношенности производственной, жилищно-коммунальной ин­фраструктур таков, что катастрофы и аварии стали нормой. Экологические проблемы в России и в мире достигли такой остроты, что не повлияй на них сейчас, они способны привести человечество к гибели. В этих условиях экологическое воспитание, формирование экологической культуры и нового мышления, ориентированного на изменение путей и методов развития цивилизации, - необходимый фактор выживания.

Особо важное значение это имеет в современных условиях, поскольку проблемы экологического образования и воспитания школьников, гуманизации обучения вышли на главные рубежи современного учебно-воспитательного процесса, призванного формировать и развивать социально-активную, экологически грамотную, творческую личность. Решение этой важнейшей проблемы возможно лишь при обеспечении единства образования, воспитания и развития учащихся в том числе и в системе дополнительного образования.

Программа является 2-хгодичной, модифицированной и адаптированной. Основой программы 1 года обучения является программа по курсу «Биофизика» для учащихся 10 классов школ и лицеев с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин. (Старченко С. А. Биофизика: Учебное пособие для 10 кл., школ и лицеев с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин. – Челябинск: Изд-во «Факел», 1997.) Программа 2-го года обучения основывается на программы элективных курсов «Экологическая биоэнергетика» и «Энергетика и окружающая среда (физика, экология)» (Элективный курс «Энергетика и окружающая среда» (физика, экология). 10 класс. /Сост. М. И. Аркуша - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006; Экологическая биоэнергетика. – М.: Знание, 1989.)

Актуальность и новизна программы «Экобиофизика» заключается в том, что разрозненные знания по предметам естественнонаучного цикла (биологии, физике), углубленно изучающимися в разных профильных направлениях (химико–биологическом и физико–математическом) интегрируются между собой и с такими важными курсами на сегодняшний день, но практически выброшенными из учебного плана лицеев и гимназий, как экология и основы безопасности жизнедеятельности. При составлении программы «Экобиофизика» использовался региональный материал.

Содержание программы предполагает свободный набор детей среднего и старшего школьного возраста (7-9 классы) в группы для изучения вопросов экологии, биологии и физики в их разнообразии и единстве, а так же для проведения исследовательских работ в данном направлении с последующим представлением результатов научно-практической деятельности на различного рода конференциях и конкурсах.

Цель программы - интегрированное изучение вопросов экологии, биологии и физики, развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, профориентация, воспитание социально-активной, экологически грамотной, творческой личности ученика, способного реализовать свой интеллектуальный потенциал в практической деятельности. Таким образом курс «Экобиофизика» можно рассматривать как универсальный курс: в одном случае его содержание способствует реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, он несет в себе общезначимую культурологическую направленность, создает предпосылки для формирования экологической культуры будущих специалистов нового поколения. Ожидается, что они войдут в производственную сферу не только техническими, но и экологически грамотными личностями, способными решать экологические задачи, активно защищать природные комплексы и в целом окружающую среду, участвовать в улучшении экологической обстановки того региона, где им предстоит работать и жить.

Реализация данной программы предполагает решение следующих основных задач:

  • формирование системы биофизических знаний,

  • повышение уровня целостности содержания естественнонаучного образования,

  • развитие и оценка естественнонаучного мышления учащихся,

  • обеспечение становления обобщенного способа познавательной деятельности,

  • активизация познавательной деятельности учащихся,

  • развитие познавательного, профильного и профессионального интересов,

  • развитие экологического мировоззрения,

  • развитие способности и умения наблюдать природные процессы,

  • анализ фактов взаимовоздействия человека и природы, формирование исследовательских навыков,

  • последовательное раскрытие главных природных закономерностей и усвоение основ экологии,

  • привлечение учащихся к экологической деятельности, систематически осуществляя связь теории с практикой,

  • анализ перспективы дальнейшего развития цивилизации, использования природных ресурсов, преумножения и охраны природы,

  • развитие определенных природоохранных умений и навыков,

  • повышение ИКТ-компетентности обучающихся,

  • формирование общеучебных и ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем).


Содержание программы
Структура и содержание экобиофизики базируются на основе программного материала с вариативным углублением его содержания и отражает динамику развития интересов и способностей учащихся, их мышления и навыков самостоятельной работы, умений рационально изучать программный материал и повышать учебную работоспособность.

Особое внимание в содержании курса уделяеться тому материалу, который содействует выработке у учащихся единства сознания, поведения и действия. Этому способствует раскрытие теоретических вопросов с позиций практической значимости изучаемого материала. Если рассматривать учебный предмет как педагогически адаптированное содержание основ какой-либо отрасли деятельности, то курс «Экобиофизика» в системе биологических и физических дисциплин основной и средней школы может представлять основу для сочетания разных отраслей деятельности или профессий. Раскрытие изучаемого материала на основе межпредметных связей позволяет углубить интеграцию содержания, что будет способствовать к привлечению в экологию, биологию и физику учащихся, познавательные интересы которых формировались в системе других учебных дисциплин.

Содержание этого предмета включает изучение биомеханики, гемодинамики, биоакустики, термодинамики биологических систем, биофизики клетки, влияния электромагнитных факторов на живой организм и многое другое.

Сложность изучения процессов жизнедеятельности организмов обусловлена не только сложными термодинамическими и кинетическими параметрами, отражающими функциональные свойства живой материи, но и высокой структурностью живого организма. Структурной и функциональной единицей живого организма является клетка, которой присущи все жизненные функции. Клетка представляет собой открытую систему, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Свободная энергия питательных веществ расходуется в клетке на совершение различного вида работ, на выполнение самых разнообразных функций. Регулирование всех функций клетки осуществляется на основе наследственной информации и информации, поступающей в клетку извне. Поэтому одними из первых вопросов изучения курса экобиофизики являются вопросы цитологии.

Содержание используемых в курсе экобиофизики задач раскрывает новые аспекты соединения физических и биологических знаний, объясняет физические закономерности в биологических процессах, показывает специфику проявления физического закона в живом организме, обобщает физические принципы действия медицинских приборов, показывает практическое применение физических методов в исследовании биообъектов.

Познавательная самостоятельность учащихся служит основой для изучаемого материала.

Исходя из специфики курса и возрастных особенностей учащихся 7-11 классов, так же целесообразно рассмотрение в курсе экобиофизики проблем экологии и этологии — как результата эволюции животного мира и бионики, как возможности использования биологических систем при моделировании технических аналогов.

Проблема экологии является кординальной проблемой в образовании и воспитании современного человека и поэтому углубление изучаемого курса экобиофизики в раскрытии экологического материала позволит учащимся глубже познать сложнейшие взаимосвязи: природа — общество — человек, позволит сформировать социально-активную личность ученика, который будет осознанно охранять окружающую среду.

Проблема этологии (поведения животных) тесно связана с гуманизацией процесса обучения. Формированию нравственных идеалов человека способствует глубокое про­никновение в мотивы поведения животных, исследовании их внутривидовых и межвидовых взаимоотношений, изучение языка и путей обучения животных, то есть изучение поведения наших «меньших братьев». Проблемы этологии в курсе экобиофизики являются прекрасной основой для углубленного изучения курса 8 класса — «человек и его здоровье».

Раскрытие материала бионики позволяет максимально доказательно осветить значение биологии и физики в развитии научно-технического прогресса, показать возможности интегрированного подхода в решении практических задач. Проблемой бионики увлекаются учащиеся, интересы которых связаны с биологией, математикой, физикой, химией. Это приводит к переориентации их интересов на более глубокое изучение курсов биологии и физики.

Эволюционный материал предлагаемого курса (эволюция систем органов) способствует раскрытию слож­нейших вопросов приспособленности организмов, их взаимосвязей и взаимозависимости. Он явится прекрасной базой и для раскрытия проблем экологии, бионики, этологии, а в дальнейшем и курса общей биологии.

Экология изучает образ жизни живых существ, их взаимодействие с окружающей средой, рассматривает механизмы приспособления обитателей Земли к постоянно меняющимся и часто экстремальным внешним условиям, нередко возникающим в результате деятельности человека. Изучение механизмов адаптации к экологическим факторам приобретает все большее значение для познания законов живой природы.

Важнейшая роль в процессах приспособления живых существ к неблагоприятным условиям окружающей среды принадлежит энергетическому обмену — суммарному показателю многих звеньев метаболизма. Энергетический обмен очень чутко реагирует на изменения внешних условий и служит первым звеном в длинной цепи приспособительных механизмов любого ор­ганизма. Неблагоприятные изменения условий обитания приводят, как правило, к повышению уровня биоэнергетики особи. Поэтому организм во взаимодействии с окружающей средой выбирает экологические условия, в которых энерготраты будут минимальными. Существует точка зрения, согласно которой в основе всякой адаптации лежит стремление особи к уменьшению энерготрат. Если экологическая биохимия рассматривает изменение метаболизма под влиянием факторов окружающей среды, то экологическая биоэнергетика имеет дело с более узким аспектом явлений в живом организме — энергетическим обменом в различных условиях внешней среды. Изучение воздействия экологических факторов на биоэнергетику живых существ позволяет глубже понять фундаментальные механизмы адаптации к окружающей среде. Вопросы биоэнергетики являются ключевыми в программе второго года изучения курса экобиофизики.

Так же предлагаемая программа посвящена и вопросам использования различных видов энергии. Одно из ключевых экологических понятий в курсе физики - понятие энергии. Энергетика служит основой любых процессов во всех отраслях народного хозяйства, главным условием создания материальных благ, повышения уровня жизни людей. Повышение жизненного уровня вызывает рост потребления энергии на душу населения. Энергия -важный фактор существования и развития человеческого общества.

Современная энергетика требует использования всех видов энергоресурсов Земли и энергии Солнца. Однако современная технология производства энергии ведет к тепловому, химическому и радиоактивному загрязнению биосферы, порождает множество экологических проблем, требует по­иска других экологичных источников энергии.

При составлении программы учитывалась возможность связи экологического материала с программой основного курса физики и биологии, их расширения и углубления, возможность способствовать ориентации учащихся в специальности, требующей глубоких знаний по природо­охранительным вопросам, и развитие у них экологической культуры.

Физика является ядром научно-технического прогресса, ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать учащимся все возрастающие масштабы воздействия человека на природу, последствия этого воздействия и решения проблем защиты окружающей среды.

Формы обучения
Формы учебных занятий, реализующие содержание биофизического образования, должны решать задачи обучения, воспитания и развития личности. Изучение материала проводиться преимущественно активными формами и методами обучения:

  • фронтальная форма обучения – предусматривает работу со всем коллективом воспитанников,

  • индивидуальная форма обучения – предполагает самостоятельную работу воспитанников с оказанием помощи со стороны педагога,

  • групповая форма обучения – позволяет воспитанникам построить свою деятельность на основе принципов взаимозаменяемости и сотрудничества, при этом выполнять более сложные и объемные работы, когда каждый может освоить отдельный элемент работы (проекта), являющегося частью целого.

Максимальная активизация познавательной деятельности детей происходит наиболее эффективно, прежде всего, при разрешении проблемных заданий, задач и ситуаций, поскольку они содержат в себе возможности для самостоятельной творческой деятельности, и в результате практико-ориентированной деятельности. Этому способствуют так же проектная и исследовательская деятельность учащихся, ролевые игры, семинары, конференции и виртуальные экскурсии.

Практикум по решению биофизических задач призван формировать систему биофизических знаний, повышать уровень целостности содержания естественнонаучного образования, развивать естественнонаучное мышление учащихся, обеспечивать становление обобщенного способа познавательной деятельности. При решении биофизических задач происходит активизация познавательной деятельности учащихся, идет процесс развития познавательного, профильного и профессионального интересов. По способу решения биофизические задачи можно классифицировать на:

  1. качественные задачи (логические),

  2. количественные задачи (с применением математического аппарата),

  3. экспериментальные задачи (предусматривающие эксперимент),

  4. исследовательские задачи (рассматривающие методы научного исследования).

В работе гармонично сочетаются лекционный материал, практические и лабораторные работы, что позволяет учащимся целостно представить себе явления мира, развивать способность и умение наблюдать природные процессы, анализировать факты взаимовоздействия человека и природы, формировать исследовательские навыки. В программе предусмотрены экскурсии, походы выходного дня, летний полевой практикум, во время которого учащиеся участвуют в ежегодной экологической экспедиции, организованной муниципальным учреждением дополнительного образования детей Центром детским экологическим города Челябинска, где проводят научные исследования в природных условиях эколого-биологической направленности.

Обеспечение программы
Сегодня только предпринимаются попытки разработки методического обеспечения по биофизике, соз­даются средства контроля знаний, определяются технологии, обеспечивающие оптимальный результат достижение дидактической цели.

Методический аппарат курса экобиофизики включает максимальный набор заданий для самостоятельного изучения объектов природы; комплекс ТСО и лабораторного оборудования на базе комплексной эколого-биологической лаборатории и кабинетов биологии МОУ лицея № 102 города Челябинска (оптические и цифровые микроскопы, графические планшеты, фото- и видеокамеры, цифровые естественнонаучные лаборатории «Архимед» и «Нова – 5000», цифровая естественнонаучная среда «Coach-6», модели по ботанике, анатомии и общей биологии, натуральные макро- и микропрепараты по биологии, мини лаборатории по основам безопасности жизнедеятельности, экологии, мини экспресс лаборатория по определению качества пищевых продуктов, медиа- и интернет-ресурсы); разработки лекций, практических и проблемных заданий, задачи по биофизике, тесты по оценке развития естественнонаучного мышления. Дидактическое обеспечение курса: раздаточный материал (гербарии, карточки, таблицы, схемы и т. д.)
Виды контроля
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный – проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденной теме;

  • текущий – проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по теме;

  • рубежный – проводится после завершения изучения каждой большой темы;

  • итоговый – проводится после завершения всей учебной программы.

Особое значение уделяется тестам по оценке степени сформированности естественнонаучного мышления.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные и оригинальные решения, разбираются характерные ошибки. Контроль можно осуществлять по итогам конкурсов и выступлений.
Уровень освоения образовательной программы:


  • оптимальный (степень освоения изучаемого материала 80%-100%),

  • достаточный (степень освоения изучаемого материала 50%-80%),

  • критический (степень освоения изучаемого материала 0%-50%).



Критерии оценки творческих работ воспитанников:
Нулевая (нетворческая, нереферативная) работа:

  • традиционная очень часто встречающаяся тематика работы;

  • оригинальные идеи отсутствуют;

  • список литературы по теме имеется, но ее анализ отсутствует;

  • учащийся не освоил для работы над темой новые методы и приемы и т.п., выходящие за пределы школьного курса;

  • не разработаны специальные средства для выполнения работы (программы, для ЭВМ, модели и пр.); либо личный вклад автора в разработку средств незначителен; либо качество разработанных средств низкое;

  • исследование отсутствует или личный вклад учащегося в него незначителен;

  • работа не имеет практического значения или оно незначительное и в рамках учебного заведения;

  • неряшливое, неграмотное, непонятное описание (оформление) работы;

  • качество доклада: учащийся не может четко объяснить суть работы, ответить на вопросы, не понимая сути доклада.

Реферативно-обзорная информация (реферат):

  • узко - направленная тематика информации;

  • критерии оценки реферата аналогичны критериям оценки реферативной работы за исключением объема информации;

  • реферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4. Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель) через два интервала между строками на одной стороне листа объемом 2 – 4 страницы, либо в рукописном хорошо читаемом варианте объемом 3 – 5 страниц.

Реферативная работа:

  • тематика работы интересная;

  • идея в теме работы не очень значительна и принадлежит, в основном, руководителю, но учащийся может объяснить в чем ее оригинальность;

  • анализ литературы имеется, но целиком переписан откуда-то, без изучения источников и учащийся содержательно им не владеет;

  • учащимся освоены достаточно простые приемы или методы проработки реферативной работы, не требующие больших затрат времени и высокой квалификации и не носящие универсального характера (не разработаны программы для ЭВМ, модели и пр.);

  • сложность: личный вклад учащегося составляет менее половины трудоемкости разработки;

  • качество: разработанные средства пригодны лишь для целей данного исследования;

  • результаты работы не являются новыми – репродуктивный уровень новизны работы;

  • работа может быть использована в учебных целях в своем учебном заведении;

  • работа аккуратно оформлена, но часто не соблюдаются требования к реферативной работе;

  • качество доклада: учащийся понимает то, что докладывает, но не может четко объяснить либо суть работы, либо ответить на вопросы.

Реферативно-творческая работа:

  • тематика по новым перспективным направлениям науки и техники;

  • идея разработана совместно с руководителем, но не очень значительна;

  • анализ литературы имеется, но целиком переписан откуда-то, без изучения источников, тем не менее учащийся содержательно им владеет;

  • учащимся освоены достаточно простые приемы или методы работы, требующие больших затрат времени и высокой квалификации, но частные, не носящие универсального характера, в том числе программы для ЭВМ, модели и.т.п.;

  • сложность: личный вклад учащегося составляет более половины трудоемкости разработки или мене половины, однако, весьма значителен по времени;

  • качество: разработанные средства пригодны для использования другими авторами в аналогичных исследованиях;

  • в качестве результата сформулированы новые положения, однако, недостаточно обоснованные, но могут быть доложены на школьных конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее» и Научного общества учащихся;

  • критерий новизны: репродуктивно-творческий уровень новизны работы (организационно-технические мероприятия);

  • работа уже используется в своем учебном заведении;

  • работа аккуратно оформлена, но частично не соблюдаются требования к реферативно-творческой работе;

  • качество доклада: учащийся докладывает четко, но не может четко ответить на большинство вопросов.

Творческо-реферативная работа:

  • тематика: работа строится вокруг новых идей, вызывающих споры среди специалистов;

  • разработаны идеи, в основном, самим учащимся, не очень значительны;

  • анализ литературы имеется, учащийся достаточно полно изучил один – два литературных источника, сопоставляет их данные с собственными результатами;

  • учащимся освоены и применены новые для него обеспечивающие методы и приемы, выходящие за пределы школьного курса, требующие достаточных затрат времени и носящие универсальный характер, но сопутствующие программы для ЭВМ, модели и.т.п. частные, не универсального характера;

  • сложность: личный вклад учащегося составляет более половины трудоемкости разработки и весьма значителен по времени;

  • качество: разработанные средства приближаются хотя бы по нескольким характеристикам к уровню аналоговых профессионально разработанных средств;

  • в качестве результата сформулированы и доказаны новые положения, которые могут быть доложены на школьных и городских конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее» и Научного общества учащихся;

  • критерий новизны: творческо-репродуктивный (рационализаторский) уровень новизны работы;

  • работа уже используется в своем учебном заведении и в ней заинтересованы другие учебные заведения;

  • работа аккуратно оформлена, описание четко, последовательно, понятно, грамотно и соблюдаются все требования к написанию работы;

  • качество доклада: учащийся докладывает четко, хорошо отвечает на большинство вопросов.

Творческая работа:

  • тематика (оригинальность подхода): в основе работы - неожиданные новые идеи научного руководителя по новым перспективным направлениям науки и техники;

  • разработаны идеи, в основном, самим учащимся и достаточно значительны;

  • анализ литературы имеется, учащийся достаточно полно изучил три и более литературных источника, сопоставляет их данные с собственными результатами;

  • учащийся, претендующий на новизну разработки, отразил в своей работе раздел оценки уровня разработки по отношению к достигнутому уровню техники (знаний) в данной области (например, на базе патентного фонда Центра научно-технической информации - ЦНТИ): поиск и отбор источников информации по соответствующей тематике (классификация, патентный поиск, поиск по научно-технической литературе, отраслевым журналам и др.); анализ отобранных источников (определение объектов через существенные признаки, сравнение отобранных объектов с разработанным объектом); выводы о новизне разработанных объектов; о направлении научных разработок; прогнозирование появления совершенно новых объектов (разработок, устройств, технологий и т.д.).

  • учащийся освоил и применил новые для него обеспечивающие методы и приемы, выходящие за пределы школьного курса, требующие весьма больших затрат времени и носящие универсальный характер, как и сопутствующие программы для ЭВМ, модели и.т.п.;

  • сложность: личный вклад учащегося составляет более 90% трудоемкости разработки и весьма значителен по времени;

  • качество: разработанные средства приближаются по основным характеристикам к уровню аналоговых профессионально разработанных средств;

  • в качестве результата сформулированы и доказаны новые положения, которые могут быть доложены на региональных и Всероссийских конференциях, выставках молодых исследователей;

  • критерий новизны: уровень новизны работы – полезная модель;

  • работа принята к внедрению в какой-либо организации (не учебном заведении);

  • работа аккуратно оформлена, описание четко, последовательно, понятно, грамотно и соблюдаются все требования к написанию работы;

  • качество доклада: учащийся докладывает четко, хорошо отвечает на большинство вопросов, подготовил и эффективно использует иллюстративные средства (плакаты, слайды, и т. д.).

Исследовательская работа:

  • критерии оценки исследовательской работы аналогичны критериям оценки творческой работы со следующими дополнениями:

    • в работе могут доказательно опровергаться ранее принятые в науке положения;

    • идеи носят выдающийся характер;

    • в работе критически сопоставлены известные результаты с достигнутыми;

    • разработаны требующие весьма больших затрат времени и высокой квалификации универсальные средства;

    • исследование выполнено целиком самостоятельно в результате значительных усилий автора;

    • работа принята к внедрению в какой-либо организации (не учебном заведении);

    • возможно, выполнен макет или действующая модель и т. п.;

    • в качестве результата сформулированы и доказаны новые положения, материалы которых направлены в центральную научную печать и в Патентное ведомство России на изобретение;

    • критерий новизны: мировая новизна и изобретательский уровень в стадии определения;

    • доклад производит выдающееся впечатление.

Изобретательская работа:

  • критерии оценки изобретательской работы аналогичны критериям оценки исследовательской работы со следующими дополнениями:

    • работа используется в конкретной организации (не учебном заведении);

    • получено положительное решение из Патентного ведомства России на изобретение;

    • критерий новизны: мировая новизна и изобретательский уровень (5 степеней и открытия);


Техника безопасности во время проведения занятий и экскурсий
В начале учебного года (в сентябре) с воспитанниками проводится инструктаж по технике безопасности. Он включает следующие моменты:

  • Санитарно-гигиенические требования;

  • Правила техники безопасности во время проведения учебного занятия, лабораторной или практической работы в специализированном кабинете (кабинете биологии, физики, химии, эколого-биологической лаборатории МОУ), экскурсии;

  • Правила безопасности при работе с природными объектами, лабораторными приборами, химическими реактивами;

  • Правила поведения воспитанников на дорогах города, в природе (в поле, в лесу, у воды).

Повторные инструктажи по технике безопасности проводятся каждый раз перед лабораторной или практической работой, перед выходом в город или выездом на природу.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconРоссийской Федерации Главное управление общего и профессионального образования Иркутской области
В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconРабочая программа по физике полного (среднего) общего образования....
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания физики в 10-11 классах с углублённым изучением предмета. В учебниках на...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. icon10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический...
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconПояснительная записка Доклад содержит информацию о состоянии дел,...
Содержание доклада мы адресуем, прежде всего, родителям. Информация о результатах, основных проблемах функционирования и перспективах...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconПрограмма по физике
Настоящая программа составлена на основе ныне действующих учебных программ для школ и классов с углубленным изучением физики
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconП р о грамм а развития Госуда рс т венногобюд жетногообразов ательногоу...
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconПрограмма составлена для преподавания географии в моу «сош №26 г....
Сыктывкара с углубленным изучением отдельных предметов в 10 классах. Преподавание географии осуществляется на основе переработанной...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconПояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 7...
Программа предназначена для обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы со средним уровнем подготовки. Классы требуют дифференцированного...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconИспользование средств икт в осуществлении дифференцированного подхода...
В данной статье раскрывается основной приоритет развивающей функции в дифференцированном обучении средствами информационно-коммуникационных...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconУроков физики в 9 классе Тема: «Кинематика»
Моу гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов; учитель физики Шишкина М. Н
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
«Средней общеобразовательной школы №37 с углубленным изучением отдельных предметов»
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. icon1. Пояснительная записка
В школьной образовательной программе вопросам практическим, экспериментальным уделяется недостаточное внимание, поэтому данная дополнительная...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconПрограмм а по внеурочной деятельности пояснительная записка
В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconРабочая программа дисциплины Международное уголовное право Цикл:...
Особое внимание уделяется проблемам соотношения международного уголовного и национального уголовного права, в том числе вопросам...
Пояснительная записка в перспективах развития школы особое внимание уделяется созданию школ с углубленным изучением учебных предметов, в том числе биологии и физики, на основе дифференцированного подхода в обучении. iconПояснительная записка Математическое образование в современных условиях...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск