10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории»





Название10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории»
страница1/8
Дата публикации17.09.2013
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
10 класс

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории», авторы Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., «Дрофа» 2005г. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебников «История России с древнейших времен до конца XVIII века» ч.I, авторы А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, «История России конец XVIII – XIX век» ч.II, авторы В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, М. «Просвещение»2005г., «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века», автор Н.В.Загладин, М. «Русское слово» 2001г., а также дополнительных пособий: для учителя: Б.Н.Серов, А.Р.Лагно «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века»,М. «ВАКО» 2005г., Е.Н.Захарова «Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе», М. «Владос» 2001г.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения истории:

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;

  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;

  • Освоение систематизированных знаний о прошлом;

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • Формирование исторического мышления.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;

  • Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитияисторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс:

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает организация процесса обучения:

  • История России  с древнейших времен до конца XIX века – 36 часов;

  • Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века – 24 часа.

Согласно федеральному базисному плану 10 резервных часов предполагается отвести на изучение истории родного края и повторительно-обобщающие уроки по курсу «Истории России».
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа. Существенным изменением в преподавании является параллельное изучение тем: «Феодальная раздробленность Руси», «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм», «Наполеоновские войны. Отечественная война 1812г.». Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе историческогообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  история.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений обисториибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления историческихфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, решения познавательных задач, реконструирования исторической действительности на основе анализа исторических источников.
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания
При выполнении творческих работ  в рамках профильной подготовки формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии в форме  резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста,  составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, дискуссии, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, картографическими и хронологическими материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах, использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами исторического анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.

Большую значимость на этой ступени  образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, перевода информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должны быть сформированы ценностные ориентации учащихся, развито чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: диск «Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
должны знать/понимать:

  • Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;

  • Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;

  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

  • Периодизацию отечественной и всемирной истории;

  • Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

должны уметь:

  • Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • Критически анализировать источник исторической информации;

  • Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

  • Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);

  • Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

  • Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

  • Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;

  • Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан...
П. Н. Зырянов, М. «Просвещение»2008г., «Россия и мир», авторы О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарёв, В. А. Рогожкин, М. «Дрофа»...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconПояснительная записка
Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории М. «Просвещение» 2010г., «Примерной программы качества подготовки...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного...
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы Географическое краеведение для VI класса общеобразовательных...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconЗаседание мо учителей математики и информатики
Настоящий календарно-тематический план разработан по основе примерной программы основного общего образования по информатике, ориентирован...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconТематическое планирование Чтение 6 класс
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе государственной программы специальной /коррекционной/ образовательной...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящий календарно – тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по географии, «География...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconРабочая программа по истории для 11 класса содержит следующие разделы:...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории 2004 г.,...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconТематическое планирование по мхк 10 11 классы
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по мхк для общеобразовательных учреждений. Календарно-тематический...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по мхк для общеобразовательных учреждений. Календарно-тематический...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану 5-7 классы...
Программа составлена на основе примерной программы по технологии на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconИ. Н. Самаркина /К. З. Гайнутдинова протокол №1
Настоящий развернутый календарно-тематический план разработан применительно к примерной программе среднего ( полного) общего образования...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconПояснительная записка I. Общие положения
Учебный план муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19 (далее школа) разработан...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconПояснительная записка Снижение интереса школьников к химии и соответственно...
Настоящий модуль «Углеводы» разработан на основании обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconПояснительная записка Снижение интереса школьников к химии и соответственно...
Настоящий модуль «Углеводороды» разработан на основании обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconРабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс)
Примерной программы основ­ного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства...
10 класс Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории» iconПояснительная записка учебно-тематический план по истории Древнего мира
Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск