Беседа с родителями.
« Умеем ли мы слушать и слышать своих детей?»
Цель: определение активной воспитательной позиции в отношении собственного ребёнка.
Оборудование: листы с тестом «Какой вы родитель», рисунок по инструкции, анкета.
Ход собрания
Психологический настрой
Приветствие.
- «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, умеем ли мы общаться со своими детьми, слушать и слышать своих детей.
- Предлагаю поговорить сегодня об умении общаться с детьми.
«Умеем ли мы слушать и слышать своих детей?» - вот тема нашего родительского собрания.
II. Введение в тему
- Перед началом беседы попрошу вас ответить на вопросы экспресс – анкеты, чтобы каждый выявил, есть ли проблемы в общении с детьми и если они обнаружатся, то очертил для себя круг проблем. А мы постараемся найти ответы на возникшие вопросы.
Тест “Какой Вы родитель?”
- Выберите из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми (честно, не для обсуждения):
1.Сколько раз тебе повторять!
2.Посоветуй мне, пожалуйста.
3.Не знаю, что бы я без тебя делала?!
4.И в кого ты такой уродился?!
5.Какие у тебя замечательные друзья!
6.Ну, на кого ты похожа?!
7.Я в твое время!
8.Ты моя опора и помощница (к)!
9.Ну, что за друзья у тебя?!
10.О чем ты только думаешь?!
11.Какая ты у меня умница!
12.А как ты считаешь, сынок (доченька)?
13.У всех дети как дети, а ты?
14.Какой ты у меня сообразительный (ая)! После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз: 1 - 2 8 – 1
2 – 1 9 -2
3 – 1 10 -2
4 - 1 11 – 1
5 – 1 12 – 1
6 - 2 13 – 2
7 – 2 14 - 1 Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения:
5–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас.
Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.
11–12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее.
Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути.
Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам. III Основная часть собрания.
- Как мы общаемся с детьми? Ведь первый опыт общения ребёнок получает именно в семье, перенося потом его в социум.
Беседа "Общение в лицах"
1) С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?. Представьте его себе. Изобразите.
2) С каким выражением лица чаще всего общается с вами ваш ребенок?
3) Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка во время общения с вами?
- Перенося опыт общения с родителями на общение со сверстниками, ребёнок будет копировать вашу модель. И как разговаривают с ним родители, с таким же выражением, как правило, будет и сам ребёнок вступать в разговор со сверстниками. И как он смотрит на родителей во время разговора, так он и будет смотреть на взрослых при общении. Задумайтесь над этим
Упражнение “Слушание в разных позах”.
- Мне нужна пара родителей.(вызываются в центр класса.)
- Один из вас - родитель, второй - ребёнок. Между вами диалог. Мама спрашивает о прошедшем школьном дне , а ребёнок сообщает о неприятности , случившейся с ним ( плохая отметка, подрался, обидели или сам обидел и т .д.) .Но разговаривать вы будете в разных положениях.
1. Мама сидит, ребёнок стоит.
2. Ребёнок сидит, мама стоит.
3. Оба сидят или оба стоят (выбор)
- Выскажитесь с позиции мамы, когда вам комфортнее было разговаривать с ребёнком? Когда по0 вашему, он был предельно раскрепощён и откровенен?
- А ребёнку какая позиция при разговоре наиболее комфортна?
- Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”
3. Упражнение “Рисунок по инструкции”.
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением рисунка Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.
Упражнение проводиться в двух вариантах:
С обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.
Без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.
Потом производиться сравнение результатов, полученных в первом и втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.
- Как было легче? В первом случае или во втором?
Вывод: эффективное общение предполагает доброжелательную атмосферу и обратную связь.
– Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение означает, что и дети, и взрослые могут без страха выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять – значит показать, что вам понятны переживания ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений.
С правилами эффективного общения родителей с детьми вас познакомит памятка.
Памятка «Умей слушать и слышать своего ребёнка».
1.Слушая эмоциональный рассказ ребёнка о каком-то событии из его жизни, поддерживайте разговор уточняющими вопросами «А что было дальше?». Дайте ему почувствовать , что вы понимаете его состояние и переживание. Выслушайте, затем своими словами повторите то, что он вам сказал. Убедите ребёнка, что вы понимаете его правильно.
К тому же , когда ваш ребёнок видит ,что вы внимательно и с интересом слушаете его, он с большей охотой будет слушать вас ,когда Вы захотите ему что-то сказать.
2. Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети, уверяют вас, что всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, жестам, тону голоса.
3. Поддерживайте и подбадривайте его без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потреплите по голове, посмотрите в глаза, возьмите за руку.
Вообще тактильных прикосновений родителя к ребёнку должно быть не менее 7 в день. Погладить по голове, обнять, подержать за руку, погладить по «маминому месту»- между лопатками, чуть ни-же шеи (животные таскают детёнышей за холку)
4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на мои вопросы. Ваш тон говорит больше, чем слова.
IV. Итог
- В итоге нашей беседы хочу привести одну очень точную цитату.
«Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими» А.Моруа.
- Помните, если ваше общение с детьми будет эффективным, они не будут чувствовать себя одинокими. Выстраивая правильную модель общения с вами, ребёнок научиться грамотно общаться в социуме . А это очень важно для дальнейшей жизни .
Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов относительно нашей встречи. Родители работают с анкетой, состоящей из 5 вопросов: 1. Является ли актуальной тема, заявленная сегодня? Да Нет
2. Является ли полезной информация, услышанная Вами сегодня? Да Нет
3. Хотели бы Вы изменить свое общение с детьми после нашей беседы? Да Нет
4. Какую тему Вы хотели бы услышать и проработать при следующей нашей встрече?
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
5. Предложения и пожелания ______________________________________________ (Обработка анкеты, подсчет голосов, принятие решения родительским собранием) – Спасибо за внимание. |