Как жить в мире с родителями?





НазваниеКак жить в мире с родителями?
Дата публикации01.12.2014
Размер86.1 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Психология > Вопрос
Как жить в мире с родителями?

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Пословица

Классный час, посвященный обсуждению семейных конфликтов.(8-9кл.)

Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания де­тей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в зав­трашнем дне. Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями. Почти половина малолетних преступников считают, что главной причиной преступле­ний являются именно конфликты в семье и плохое воспитание детей. Предлагаемый классный час посвящен обсуждению причин и спосо­бов выхода из семейных конфликтов. В сценарии используются такие воспитательные приемы, как беседа, незаконченное предложение, проблемная ситуация, групповые формы работы.

Цели- расширить представление детей о том, что такое кон­фликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах пре­дупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать же­лание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию, проведение: час общения.

Подготовительная работа с детьми найти исполните­лей на роли мамы и Тани (им нужно выучить или пересказать своими словами два небольших монолога).

Оформление:

  • написать на доске тему, эпиграф;

  • написать список:

Способы выхода из конфликта:

- соревнование (соперничество);

- приспособление;

- компромисс;

-уход;

- сотрудничество

  • написать незаконченные предложения: Умение владеть собой - это... Чтобы научиться владеть собой, нужно... Чтобы найти компромисс, нужно...

 

План классного часа:

1.  Проблемная ситуация «На приеме у психолога».

2.  Интерактивная беседа.

3.  Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».

4.  Ролевая игра «Если бы психологом был я...».

5.  Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи».

6.  Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга».

7. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «На приеме у психолога»

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - конфликты детей и родителей. Начать наш разговор я бы хотела с маленькой сценки в кабинете психолога. Сегодня на прием пришла мама с дочерью - восьмиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с от­цом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, куре­ние - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно уб­рать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной не­делю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока тер­плю, глотаю обиды.

Классный руководитель. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они гово­рят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи За хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»

А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смот­ри, с тем не дружи, то не слушай.

Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

II. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Вот такие клиенты оказались се­годня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:

  • хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?

  • можно ли назвать их семью счастливой?

    • что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

(Дети высказываются.)

А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?

(Дети высказываются.)

Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?

Примерные ответы детей:

  • Трудный возраст дочери.

  • Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.

  • Успеваемость, учеба.

  • Лень, неаккуратность.

  • Придирчивость родителей.

  • Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.

И т. п.

Классный руководитель. Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

Примерные ответы детей:

  • Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

  • Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

  • Делать что тебе захочется.

  • Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

  • Иметь много обязанностей.

  • Жить по правилам, выполнять все законы.

Классный руководитель. Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обя­занности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две тре­ти подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? I (Дети высказываются.)

На какой почве чаще всего случаются конфликты? Примерные ответы детей:

  • Не помогал по дому.

  • Учеба, поведение.

  • Поздно приходил домой.

  • Вредные привычки (курение). I - Из-за моей компании.

  • Внешний вид (прическа, одежда).

  • Мои поздние возвращения домой.

  • Плохой характер родителей. I - Из-за денег, покупки вещей.

И т. п.

Классный руководитель. Как видим, причин у конфлик­тов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.

III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»

Классный руководитель. Итак, конфликт разгорелся. Ка­кие же есть способы выхода из него? На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом коммен­тирует]I:

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собствен­ных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.

IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»

Классный руководитель. Вы узнали, какие способы пове­дения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:

  • Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничест­во. Это поведение превращает ее в эгоистку.

    • Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособ­ление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.

    • Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»

Классный руководитель. Всем известно, что каждый че­ловек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не толь­ко внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На доске записаны три незаконченных предложения. Предложите свои вари­анты окончаний.

(Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.) Умение владеть собой - это...

  • контролировать свое поведение;

    • сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выра­жаться нецензурно;

    • держать себя в руках;

    • не позволять себе грубости, хамства;

    • не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешен­ным, корректным.

Чтобы научиться владеть собой, нужно...

  • работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поста­вить себя на место другого;

  • читать книги по психологии;

  • не терять своего достоинства;

  • научиться уважать других людей;

  • научиться видеть свои недостатки;

  • быть строгим к себе и снисходительным к другим. Чтобы найти компромисс, нужно...

  • найти такое решение, которое устроит всех;

  • войти в положение другого человека;

  • видеть правоту другого человека;

  • отказаться от своего эгоизма;

  • не считать себя выше других;

  • уважать чужое мнение.

Классный руководитель. Умение владеть собой, контро­лировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспита­нием, уметь поставить себя на место другого человека.

Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон

бумеранга»

Классный руководитель. Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем (другим, возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.

Допустим, меня с утра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в школу, я выплеснула свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.

Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Сейчас вы будете работать в группах (по 4 человека - две соседние парты в одном ряду). Задание для групп: вспомните, как возвращались к вам ваши хорошие и плохие поступки, и сочините небольшую миниатюру «Закон бумеранга».

(Звучит музыка. В течение 5-7 минут дети придумывают рассказы.)

Послушаем, что у вас получилось.

(Дает слово представителям групп. Дети читают свои рассказы.)

Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвра­щалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Причины конфликтов с родите­лями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости Подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поум­нел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным Писателем.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие эмоции остались в конце классного часа? Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?

Примерные ответы детей:

  • Эмоции положительные, но после школы хочется отдохнуть.

    • За хлебом я и так хожу всегда - это моя постоянная обязан­ность.

    • Если родаки попросят, сделаю что-нибудь.

      • Эмоции отрицательные - мои родители могут только прика­зывать, пошлют - пойду.

      • А у нас все это делает бабушка. Никаких добрых дел для меня не остается.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как жить в мире с родителями? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей»
Как жить в мире с родителями? iconПланы бесед с родителями План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Как жить в мире с родителями? icon«Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют...
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека,...
Как жить в мире с родителями? iconРабота с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями...
Общая стратегия деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся в коррекционной школе 8 вида
Как жить в мире с родителями? iconРабочая учебная программа по технологии 1-4 класс
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом...
Как жить в мире с родителями? iconСеминаров практикумов в школе
В восьмом классе необходимо обратить внимание родителей на умение их ребенка жить в окружающем мире, общаться с людьми и на его гражданскую...
Как жить в мире с родителями? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»
Как жить в мире с родителями? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»
Как жить в мире с родителями? iconВикторина «В мире искусства» 2 класс
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Как жить в мире с родителями? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»
Как жить в мире с родителями? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»
Как жить в мире с родителями? iconПредпрофильная подготовка
Программа предназначена для обучения учащихся 9 классов, кто-то из них окончит школу и начнет самостоятельную жизнь. Независимо от...
Как жить в мире с родителями? iconПлан мероприятий, посвященных празднованию Дня семьи (2013 год)
Выставка детских рисунков и поделок «В мире сказок», сделанных вместе с родителями по спектаклям из репертуара театра
Как жить в мире с родителями? iconСочинение Работа ученицы 11 класса Печугиной Натальей г. Ярцево Смоленской...
Мужество жить! Слова эти я прочитала в поэме Р. Рождественского «Реквием». Прочитала и не поняла. Разве требуется мужество для того,...
Как жить в мире с родителями? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обратить внимание (заинтересовать) каждого школьника на необходимость жить в мире с окружающим миром
Как жить в мире с родителями? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск