Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 92.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.05.2014
Размер92.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Тема: «Экология и культура – будущее России»
Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром».

Задачи:

Обратить внимание учащихся на:

1. проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России;

2. то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);

3. культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России.

Технологии: мультимедийная презентация, видеофильм, стенд с рисунками учеников, плакаты с высказываниями о природе

Эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко
Ход урока
Вступительное слово учителя

2013 год указом президента объявлен годом охраны окружающей среды.

Сегодня у нас Всероссийский открытый урок « Экология и культура-будущее России»

(слайд 1)


В Англии в XVIII веке произошел Промышленный переворот, и началась эпоха, получившая название «индустриальной цивилизации», которая резко изменила среду обитания людей. Человек все больше стал отделяться от природы.
Новые технические изобретения конца XIX – начала XX века, успехи химической, сталелитейной, машиностроительной промышленности – все это привело к существенным изменениям мироощущения человека, приоритетов ценностей. Возникает технократический взгляд на мир, на природу, которая теперь рассматривается лишь как мастерская, в которой действует человек.

На этой почве возник лозунг: «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!» (слайд 5)
Однако грубое потребительское отношение человека к природе привело к губительным результатам. Во второй половине XX века человечество становится свидетелем истощения ресурсов полезных ископаемых, исчезновения многих видов животных и растений, катастрофического загрязнения воды и атмосферы. Под влиянием производственной деятельности человека в опасном направлении меняется климат Земли, а возникшие в атмосфере «озоновые дыры» открывают путь на Землю страшным для любой жизни излучениям из космоса.

Человек своим бездумным «хозяйствованием» нарушил равновесие в природе, природа оказалась уже не в силах самостоятельно залечить нанесенные ей раны – многие негативные процессы приняли необратимый характер.

Активное движение в защиту окружающей среды началось в 60-е годы. В 1962 году вышла в свет книга Рейчел Карсон «Безмолвная весна». Она обратила внимание читателей на непоправимый вред, который наносит окружающей среде нерациональное применение пестицидов. Позднее по решению ООН день 22 апреля с 1970 года был объявлен Всемирным днем Земли. Инициатива ООН объединила людей искренне обеспокоенных будущим нашей планеты.
В Конституции РФ, принятой в 1993 году, записано, что каждый гражданин России «…имеет право на благоприятную окружающую среду» (из ст.42). Это значит, что наше государство берет на себя заботу об улучшении состояния окружающей среды, что природоохранительная и природовосстановительная деятельность является обязанностью государственных органов. В то же время в Конституции РФ определена обязанность каждого гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (из ст. 58) (слайд 6)


В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он может реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже много чего начато, то в отношении экологической культуры мало что предпринято. «Экологическая культура» – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой
Что такое экология? Эколо́гия (от греч. экос — дом, хозяйство, обиталище и логос — учение) — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. (слайд 7)

Экологическая культура» – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. (слайд 8)
Сейчас вы посмотрите фрагмент видеофильма «Экология и культура – будущее России». Будьте очень внимательны: после просмотра мы обсудим то, что вы увидели.
3. Просмотр фрагмента видеофильма «Экология и культура – будущее России»
4. Обсуждение фрагмента видеофильма

Какие экологические проблемы затронуты в фильме?

Почему важно охранять природу?

Что нужно делать для сохранения природы?

Как называется документ, содержащий правила обращения с природой?

Можно ли жить в гармонии с природой? (слайд 9)
Сейчас мы ознакомимся с «Хартией Земли»( Дети читают вслух )

(Хартия-документ публично-правового и политического характера)
5.«Хартия Земли»

Преамбула хартии Земли
«Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями.» (слайд 10)

I. Уважение живого сообщества Земли и забота о нём
1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.

2. Заботиться о живом сообществе, относиться к нему с пониманием, состраданием и любовью.

3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества.

4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. (слайд 11)
II. Экологическая целостность

5. Защищать и сохранять целостность экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни.

6. Использовать в качестве лучшего метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а при недостатке информации — стратегию «предосторожности».

7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.

8. Развивать исследования в области экологической устойчивости и осущес (слайд 12)

твлять открытый обмен информацией и ее повсеместное применение на практике.
III. Социальная и экономическая справедливость

9. Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив.

10. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом.

11. Поддерживать справедливость и равенство в отношенияхмежду полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания.

12. Поддерживать права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, поддерживающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие, уделяя особое внимание правам коренных народов и различных меньшинств. (слайд 13)

IV. Демократия, ненасилие и мир13. Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.

14. Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития.

15. Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.

16. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира. (слайд 14)
6. Четыре закона экологии
1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше. (слайд 15)
7.Решение экологических задач
1) «Нужны ли комары?».

Учитель: Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Учитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Ответы детей
2) Учитель:Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации

Ответы детей

Учитель : Ддворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Ответы детей

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.
-Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Ответы детей.

Учитель: Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
Ответы детей:
Учитель:Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.
8. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Учитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.
Первая группа напишет обращение к владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая.группа напишет письмо ученикам нашей школы.
Включается музыка( «Лунная соната» Бетховена) в течение 5 минут дети пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.
9.Что можем мы?

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он может реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. (Беседа с детьми)
1. Делайте скворечники.

2. Находясь возле реки или озера, удержаться от желания швырнуть что-нибудь в воду.

3. оказавшись в лесу, не оглушать громкими криками и музыкой его постоянных обитателей, не оставлять мусор на привале.

4. Разжигая, а затем гася костер, применять все правила предосторожности, чтобы не возник пожар.

5. Не курить, ибо это загрязняет атмосферу, нарушает права окружающих вас людей на чистый воздух.

6. Сажайте деревья (они выделяют кислород, снижают уровень атмосферного загрязнения, улавливают пыль, охлаждают и увлажняют воздух, задерживают сток загрязняющих веществ в водоемы; способствуют улучшению качества грунтовых вод, предотвращают эрозию, удерживая дождевую воду; предоставляют пищу и укрытие для множества видов животных и просто делают нашу жизнь зеленее.

7. Бросайте мусор только в контейнеры. Для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия:
- стеклянная бутылка – 1 млн. лет

- консервная банка – 80-100 лет

- резина – 50-80 лет

- кожа – 50 лет

- пласт. бутылка – 450 лет

- пласт. пакет – 200-1000 лет

- окурок – 1-5 лет. (слайд 16)

8. Устанавливайте дома и на работе флуоресцентные лампочки (одна такая лампочка потребляет на 75% меньше энергии и служит на 10 тысяч часов дольше, но также служба такой лампочки в течение 10 лет сокращает выброс углекислого газа на 590 кг).

10. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».
Учитель:. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему уроку . Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).
О чём говорит здесь поэт?

Ответы детей
Учитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
10.Заключение.

Презентация «Места родные»( Звучит песня Ю.Антонова «Места родные»)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск