Скачать 107.33 Kb.
|
Общая стратегия деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся в коррекционной школе 8 вида В начале своего выступления хочется отметить, что почти все дети с умственной отсталостью нуждаются в той или иной мере в психологической помощи. Но реально охватить всех учащихся один психолог не в состоянии . Для полноценного сопровождения обучающихся в коррекционных учреждениях необходимо иметь психологические службы. В нашей школе психологическая служба представлена в виде одного психолога, поэтому его деятельность направлена на осуществление наиболее значимых задач. Деятельность психолога в учреждении 8 вида осуществляется в различных направлениях ( смотреть схему): I . Работа с детьми : С первоклассниками, вновь прибывшими, 4-5 классниками, 9-классниками, « группой риска », с детьми – инвалидами) – ориентирована на наиболее « трудных» учащихся , испытывающих трудности в обучении даже в рамках организованного коррекционного пространства, имеющих те или иные формы неадекватного поведения, т.е направлена на тех учащихся, которые чаще всего вызывают нарекания со стороны педагогов и родителей. Кроме того, немало важная роль психолога и в решении традиционных педагогически сложных проблем таких как, адаптация учащихся 5 класса в среднем звене и профориентация выпускников. Подробнее хотелось бы остановиться на организации работы с первоклассниками и вновь прибывшими детьми. В нашу школу поступают дети уже после обследования на ПМПК различных уровней ( районной, областной) и на каждого из них при поступлении заводится личное дело, в котором в обязательном порядке должны быть: протокол обследования на ПМПК, характеристика с места учебы ( если обучался) – изучение данных документов дает первое представление о ребенке педагогу и узким специалистам. Работа с первоклассниками :
Время проведения первичного обследования различно для разных возрастных категорий учащихся ( есть рекомендации): 6-7 лет – 45 – 90 минут, 7-8 лет - 45 – 90 минут, 8- 10 лет – 60 - 105 минут.
( индивидуальная коррекционная работа, групповая коррекционная работа);
( динамическое или итоговое наблюдение). По аналогии проводится работа и с вновь прибывшими учащимися. Работа с 4 - 5 классниками , направлена на сглаживание проблем адаптационного процесса в среднем звене:
Работа с учащимися « группы риска»:
Работа с детьми – инвалидами.
( отражение в индивидуальных картах, программах реабилитации). Работа с выпускниками ( 8-9 класс).
II. Работа с родителями:
III. Работа с педагогами:
( темы семинаров определяются после проведения опроса педагогов в конце учебного года, в ходе которого выясняются наиболее актуальные, или же предъявляется определенный набор тем, из перечня которых нужно выбрать интересующие);
IV. Работа с медицинской службой школы:
( получение рекомендаций для работы психолога, соотнесение результатов психологического обследования и психиатрического; определение списка учащихся, которым рекомендовано получение группы инвалидности, уточнение коэффициента умственного развития - IQ;);
Темы психологических семинаров:
Основные направления современной коррекционно - развивающей работы: В своей практике я стараюсь придерживаться рекомендаций по выбору направлений в организации работы, которые предлагают ведущие современные специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии Семаго Н.Я. и Семаго М.М. Мне очень нравится предлагаемые ими подходы , которые опираются на законы и принципы развития ребенка в онтогенезе, а предлагаемые ими программы реализуют основной принцип – принцип замещающего развития. Сегодня я хотела бы познакомить вас с теми программами, которые предлагают Семаго. Весь комплекс программ они условно делят на следующие направления:
( по А.В. Семенович);
( Метод символ драмы разработан известным немецким психотерапевтом профессором Х. Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, « внутренних картин на заданную психотерапевтом тему ). В арсенале психолога эти авторы не отрицают ни коим образом и наличие множества других программ , ориентированных на симптомологическую коррекцию. Каждый психолог вправе использовать те программы, которыми он владеет и которые, с его точки зрения, приносят результаты (телесно – ориентированные практики, различные виды сказкотерапии, арт – терапия и т. д.) Занимаясь с умственно – отсталыми детьми, я прихожу к выводу, что использование нейропсихологических упражнений на занятиях дают определенные результаты ( с их помощью ребенок развивает способность контролировать собственное дыхание, умение регулировать свои действия, починяться правилам, строго следовать инструкциям; развивают двигательную координацию , ловкость движений ; способствуют снятию мышечных зажимов, развивают умение расслабляться) . В своей работе я использую нейропсихологическую коррекционо – развивающую программу под авторством Ивановой Е.М. ( программа взята с ее сайта). Она проработала 8 лет в школе – 8 вида и уже имеет достаточный опыт в работе с такими детьми (сейчас работает с детьми ЗПР). Конечно же не все подряд я использую из этой программы, а добавляю и видоизменяю что – то, ориентируясь на возможности конкретного ребенка. Но принципа и структуры построения занятия стараюсь придерживаться. Данную программу использую с учащимися младшей школы. При работе с младшими школьниками в своем арсенале имею различные программы, ориентированные на дошкольников, которые можно использовать с умственно отсталыми детьми вплоть до 5 класса. Развитие наших детей идет замедленно и порой приходится пользоваться даже программами, ориентированными на уровень 2-3 лет ( дети с тяжелой структурой дефекта, дети Дауны). В этом году в кабинет было закуплено большое количество методической литературы, различных программ, рабочих тетрадей – т.е. много необходимого для работы психолога. На данном этапе своей профессиональной деятельности я пользуюсь программами различных авторов, которые направлены на формирование и коррекцию различных сфер развития ребенка и считаю, что не стоит придумывать аналогичное или заниматься переписыванием упражнений, а лучше вдумчиво изучить предлагаемый материал опытных специалистов и пробовать его в своей работе. Что – то идет, что – то не идет, т.е. выбирать то, что срабатывает и имеет результат. Затем уже в дальнейшей работе использовать накопленный опыт и пробовать дополнять свои наработки ( все это будет, если результаты работы постоянно анализируешь ). Вот некоторые программы других авторов , которые я использую в своей работе( папки с программами, книги). Программы направлены:
В структуру многих программ почти всегда стараюсь включать упражнения и игры на развитие мелкой моторики, т.к. она слабо развита у наших детей ( пальчиковая гимнастика, игры с крупой, игры с бусинками, шнуровки, игры со счетными палочками, сюжетное панно, су-джоки, наборы мелких фигурок для развития тактильного восприятия, аппликация; обведение лекал ,трафаретов с последующей их штриховкой, собирание мозаики, матрешек , работа с прописями и т.д.). В этом году в начальные классы были закуплены су – джоки, чтобы учителя и воспитатели в течение дня проводили физминутки для развития моторики(10-20 мин в день). Кроме целенаправленных занятий по развитию или коррекции психических процессов провожу индивидуальные занятия и консультации для учащихся (запрос на работу определяют педагоги). Свою работу по реализации запроса начинаю всегда с теоретического изучения проблемы (для чего даже была заведена специальная папка по накоплению теоретического материала). Затем анализирую свои возможности, приемы и методы, которые можно применить к конкретному ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей и развития. В своей консультативной работе в этом году начала применять сказкотерапию. И поняла, что для наших детей, даже в младшем подростковом возрасте она очень хорошо срабатывает. Данное направление применяла при работе со страхами, профилактики воровства, улучшению взаимоотношений в классе. Работу в этом направлении обязательно планирую продолжать. Сейчас вашему вниманию представлю некоторые фотографии с занятий с учащимися нашей школы. ( слайды с фото) В конце своего выступления хочу еще раз подчеркнуть, что все образовательные учреждения, в сегодняшнее время, не только коррекционные, но и общеобразовательные - нуждаются в узких специалистах. И не в лице одного человека, как это часто мы наблюдаем, а в наличии специальных служб. Только тогда можно говорить о структурированной , планомерной, а главное, эффективной для развития ребенка работе. Очень хотелось бы чтобы нас услышали. Спасибо всем за внимание!!! |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая работа с родителями» Дисциплина предназначена для изучения студентами психологической работы с родителями, обучения теории и практике семейного консультирования... | Формы работы с родителями К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации... | ||
Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса на 2012/2013 учебный год Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается... | Знакомство с родителями учеников-первоклассников Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой,... | ||
Российский государственный социальный университет Приведите ваши доводы в пользу проживания взрослых детей с родителями или без них | Викторина по изученному материалу Ученики, соединившись по 3-4 человека,... Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помощи учителя или библиотекаря... | ||
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается... | Беседа с родителями Цель: определение активной воспитательной позиции в отношении собственного ребёнка | ||
План работы городского методического объединения проблемная группа... Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста | Планы бесед с родителями План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Семинар для начинающих педагогов доу по построению эффективного общения... Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков... | Муниципальное общеобразовательное учреждение Индивидуальные выезды детей с родителями в г. Кострома, в места проведения областной акции «Белый цветок» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (беседа с родителями и учащимися из цикла «Вредные привычки») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для реализации воспитателями, одна педагогами-психологами. К каждой программе имеются рекомендации по адаптации... | ||
Беседа с родителями о Правилах Дорожного Движения В пособии приводится педагогический дневник для 5 курса, который должен служить упорядочиванию процесса педагогической практики и... | Беседа с родителями 7 «И» класса на тему: «Что представляет собой курс занятий пав» ... |