Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор





Скачать 107.33 Kb.
НазваниеРабота с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор
Дата публикации28.08.2014
Размер107.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Общая стратегия деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся в коррекционной школе 8 вида
В начале своего выступления хочется отметить, что почти все дети с умственной отсталостью нуждаются в той или иной мере в психологической помощи. Но реально охватить всех учащихся один психолог не в состоянии . Для полноценного сопровождения обучающихся в коррекционных учреждениях необходимо иметь психологические службы. В нашей школе психологическая служба представлена в виде одного психолога, поэтому его деятельность направлена на осуществление наиболее значимых задач.
Деятельность психолога в учреждении 8 вида осуществляется в различных направлениях

( смотреть схему):

I . Работа с детьми :

С первоклассниками, вновь прибывшими, 4-5 классниками, 9-классниками,

« группой риска », с детьми – инвалидами) – ориентирована на наиболее « трудных» учащихся , испытывающих трудности в обучении даже в рамках организованного коррекционного пространства, имеющих те или иные формы неадекватного поведения, т.е направлена на тех учащихся, которые чаще всего вызывают нарекания со стороны педагогов и родителей. Кроме того, немало важная роль психолога и в решении традиционных педагогически сложных проблем таких как, адаптация учащихся 5 класса в среднем звене и профориентация выпускников.

Подробнее хотелось бы остановиться на организации работы с первоклассниками и вновь прибывшими детьми.

В нашу школу поступают дети уже после обследования на ПМПК различных уровней ( районной, областной) и на каждого из них при поступлении заводится личное дело, в котором в обязательном порядке должны быть: протокол обследования на ПМПК, характеристика с места учебы ( если обучался) – изучение данных документов дает первое представление о ребенке педагогу и узким специалистам.

Работа с первоклассниками :

  • Изучение документации ( протоколов ПМПК, характеристики, мед. карты);

  • Посещение уроков, перемен , внеклассных занятий ( наблюдение ребенка в различных видах деятельности);

  • Изучение продуктов деятельности (тетради, альбомы, результаты ручного труда);

  • Беседа с педагогами;

  • Сбор анамнестических данных (беседа с родителями, заполнение психологического анамнеза, заполнение анкет)- работа с родителямиз данных ( беседа с родителями.седа с родителями.у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва.имеющих те или иные фор ;

  • Построение гипотезы психологического обследования (в зависимости от анамнестических данных, особенностей развития ребенка, в том числе выявленных и другими специалистами, рисунка поведения ребенка;

  • Определение необходимого диагностического инструментария ( в зависимости от результатов выполнения диагностических процедур, может меняться гипотеза обследования и подбор методик);

  • Проведение первичного обследования ( желательно присутствие родителей( законных представителей); разрешение родителей ( опекунов) на обследование – запись в соответствующих документах, заполняемых на ребенка);

Время проведения первичного обследования различно для разных возрастных категорий учащихся

( есть рекомендации): 6-7 лет – 45 – 90 минут, 7-8 лет - 45 – 90 минут, 8- 10 лет – 60 - 105 минут.


  • Консультирование родителей ( в идеале для коррекционной школы);

  • Анализ результатов и написание заключения ( до 60 минут);

  • Заполнение индивидуальных карт психолого – педагогического сопровождения;

  • Консультирование педагогов, специалистов;

  • Обсуждение ребенка на консилиуме;

  • Согласование деятельности различных специалистов ( логопеда, дефектолога, психолога) по развивающее – коррекционной работе с наиболее « трудными» учащимися;

  • Реализация рекомендаций Консилиума для наиболее « трудных» учащихся

( индивидуальная коррекционная работа, групповая коррекционная работа);

  • Проведение оценки эффективности коррекционно – развивающей работы

( динамическое или итоговое наблюдение).
По аналогии проводится работа и с вновь прибывшими учащимися.

Работа с 4 - 5 классниками , направлена на сглаживание проблем адаптационного процесса в среднем звене:

  • Посещение уроков, перемен, внеклассных занятий (наблюдение ребенка в различных видах деятельности);

  • Обследование четвероклассников на конец учебного года ( выявление особенностей познавательной и эмоционально – личностной сферы, поведенческих реакций);

  • Составление психологического заключения;

  • Заполнение индивидуальных карт психолого – педагогического сопровождения;

  • Консультирование педагогов среднего звена (ознакомление с результатами обследования, выдача рекомендаций для работы с каждым учащимся);

  • Проведение групповых занятий с пятиклассниками по запросу педагогов ( если существуют выраженные сложности адаптационного процесса).


Работа с учащимися « группы риска»:

  • Диагностика по запросу педагогов;

  • Индивидуальные беседы по существующей проблеме;

  • Индивидуальные беседы по волнующим ребенка вопросам;

  • Включение в групповые формы работы;

  • Отражение работы психолога в индивидуальных картах психолого – педагогического сопровождения.


Работа с детьми – инвалидами.


  • Изучение индивидуальных программ реабилитации;




  • Посещение уроков, перемен, внеклассных занятий ( наблюдение ребенка в различных видах деятельности);

  • Изучение продуктов деятельности (тетради, альбомы, результаты ручного труда);

  • Беседа с педагогами;

  • Психологическое обследование;

  • Анализ результатов и написание заключения ( до 60 минут);

  • Заполнение индивидуальных карт психолого – педагогического сопровождения;

  • Выбор направления коррекционной работы с учетом рекомендаций и результатов обследования (организация индивидуальной или включение в групповую коррекционную работу);

  • Проведение оценки эффективности коррекционно – развивающей работы

( отражение в индивидуальных картах, программах реабилитации).
Работа с выпускниками ( 8-9 класс).

  • Диагностические мероприятия, направленные на изучение уровня сформированности личностных качеств учащихся, на изучение профессиональной направленности и др.

  • Индивидуальные беседы по результатам диагностики с выдачей рекомендаций;

  • Консультирование педагогов с целью организации направленности воспитательного процесса (выбор тем для занятий);

  • Групповые занятия по программе « Беседы о выборе профессии », « Творческое сотрудничество сверстников».


II. Работа с родителями:

  • Сбор анамнестических данных ( в ходе беседы или виде анкеты);

  • Анкетирование родителей первоклассников (для облегчения адаптационного процесса детей);

  • Консультирование родителей по результатам обследования (в идеале для коррекционной школы);

  • Посещение занятий психолога со своим ребенком (ознакомление с принципом организации коррекционно - развивающей помощи);

  • Консультирование родителей по организации коррекционно - развивающей работы в домашних условиях ( реализация преемственности );

  • Консультирование родителей по волнующим проблемам;

  • Привлечение родителей к оформлению пособий и наглядного материала для занятий в кабинете ( начало работы в этом направлении);


III. Работа с педагогами:

  • Проведение психологических семинаров 2 раза в год

( темы семинаров определяются после проведения опроса педагогов в конце учебного года, в ходе которого выясняются наиболее актуальные, или же предъявляется определенный набор тем, из перечня которых нужно выбрать интересующие);

  • Психологическое консультирование (в рамках работы ПМПк, по запросам педагогов, после проведения углубленного обследования);

  • Выступления на педсоветах по запросу администрации школы;

  • Разработка информационных памяток и рекомендаций для педагогов по организации педагогического сопровождения (пополнение «Методической копилки» педагогов);

  • Организационно- методическая работа с педагогами (оказание помощи в оформлении документации, подготовке к открытым мероприятиям);

  • Тесное сотрудничество с логопедом, дефектологом, социальным педагогом.


IV. Работа с медицинской службой школы:

  • Получение информационных врачебных консультаций по особенностям протекания заболеваний, их влияние на развитие и состояние ребенка;

  • Участие в диспансерном обследовании учащихся школы врачом – психиатром

( получение рекомендаций для работы психолога, соотнесение результатов психологического обследования и психиатрического; определение списка учащихся, которым рекомендовано получение группы инвалидности, уточнение коэффициента умственного развития - IQ;);

  • Консультирование по заполнению индивидуальных карт психолого– педагогического сопровождения учащихся.

Темы психологических семинаров:


  1. Нравственные основы применения наказания к ребенку.

  2. Неконструктивное поведение детей как психолого -педагогическая проблема.

  3. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников.

  4. Вербальное и невербальное общение.

  5. Конфликты и пути их решения.

  6. Левшата в школе и дома.

  7. Возможность дифференциации обучения школьников с учетом типов функциональной ассиметрии полушарий головного мозга.

Основные направления современной коррекционно - развивающей работы:
В своей практике я стараюсь придерживаться рекомендаций по выбору направлений в организации работы, которые предлагают ведущие современные специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии Семаго Н.Я. и Семаго М.М. Мне очень нравится предлагаемые ими подходы , которые опираются на законы и принципы развития ребенка в онтогенезе, а предлагаемые ими программы реализуют основной принцип – принцип замещающего развития.

Сегодня я хотела бы познакомить вас с теми программами, которые предлагают Семаго.
Весь комплекс программ они условно делят на следующие направления:


  1. Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе:

    • Программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации

( по А.В. Семенович);

  • Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности ( авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В Ахутиной).

  1. Развивающе - коррекционные программы , ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка:




  • программа формирования произвольной регуляции ( авторская программа Н.Я. Семаго);

  • программа формирования пространственных представлений ( авторская программа Н.Я. Семаго);

  1. Система развивающе – коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе к аффективной регуляции поведения и сознания:

  • Гармонизация уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольско ;

  • Символдрама ( кататимно – имагинативная психототерапия ) как одна из наиболее эффективных программ , реализующих гармонизацию мотивационно – волевой сферы и аффективно – эмоциональной сфер ребенка.

( Метод символ драмы разработан известным немецким психотерапевтом профессором Х. Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов,

« внутренних картин на заданную психотерапевтом тему ).
В арсенале психолога эти авторы не отрицают ни коим образом и наличие множества других программ , ориентированных на симптомологическую коррекцию. Каждый психолог вправе использовать те программы, которыми он владеет и которые, с его точки зрения, приносят результаты (телесно – ориентированные практики, различные виды сказкотерапии, арт – терапия и т. д.)

Занимаясь с умственно – отсталыми детьми, я прихожу к выводу, что использование нейропсихологических упражнений на занятиях дают определенные результаты ( с их помощью ребенок развивает способность контролировать собственное дыхание, умение регулировать свои действия, починяться правилам, строго следовать инструкциям; развивают двигательную координацию , ловкость движений ; способствуют снятию мышечных зажимов, развивают умение расслабляться) .

В своей работе я использую нейропсихологическую коррекционо – развивающую программу под авторством Ивановой Е.М. ( программа взята с ее сайта). Она проработала 8 лет в школе – 8 вида и уже имеет достаточный опыт в работе с такими детьми (сейчас работает с детьми ЗПР). Конечно же не все подряд я использую из этой программы, а добавляю и видоизменяю что – то, ориентируясь на возможности конкретного ребенка. Но принципа и структуры построения занятия стараюсь придерживаться. Данную программу использую с учащимися младшей школы.
При работе с младшими школьниками в своем арсенале имею различные программы, ориентированные на дошкольников, которые можно использовать с умственно отсталыми детьми вплоть до 5 класса. Развитие наших детей идет замедленно и порой приходится пользоваться даже программами, ориентированными на уровень 2-3 лет ( дети с тяжелой структурой дефекта, дети Дауны).

В этом году в кабинет было закуплено большое количество методической литературы, различных программ, рабочих тетрадей – т.е. много необходимого для работы психолога.
На данном этапе своей профессиональной деятельности я пользуюсь программами различных авторов, которые направлены на формирование и коррекцию различных сфер развития ребенка и считаю, что не стоит придумывать аналогичное или заниматься переписыванием упражнений, а лучше вдумчиво изучить предлагаемый материал опытных специалистов и пробовать его в своей работе. Что – то идет, что – то не идет, т.е. выбирать то, что срабатывает и имеет результат. Затем уже в дальнейшей работе использовать накопленный опыт и пробовать дополнять свои наработки ( все это будет, если результаты работы постоянно анализируешь ).

Вот некоторые программы других авторов , которые я использую в своей работе( папки с программами, книги).

Программы направлены:

  • Коррекцию СДВГ у детей;

  • Коррекцию агрессивного поведения;

  • Развитие произвольности поведения ;

  • Коррекцию нарушений эмоционально – волевой сферы;

  • Коррекцию и развитие процессов познавательной деятельности;

  • Активизацию и коррекцию психических процессов у детей с проблемами в развитии;

  • Развитие восприятия;

  • Развитие пространственно – временных представлений.


В структуру многих программ почти всегда стараюсь включать упражнения и игры на развитие мелкой моторики, т.к. она слабо развита у наших детей ( пальчиковая гимнастика, игры с крупой, игры с бусинками, шнуровки, игры со счетными палочками, сюжетное панно, су-джоки, наборы мелких фигурок для развития тактильного восприятия, аппликация; обведение лекал ,трафаретов с последующей их штриховкой, собирание мозаики, матрешек , работа с прописями и т.д.).

В этом году в начальные классы были закуплены су – джоки, чтобы учителя и воспитатели в течение дня проводили физминутки для развития моторики(10-20 мин в день).
Кроме целенаправленных занятий по развитию или коррекции психических процессов провожу индивидуальные занятия и консультации для учащихся (запрос на работу определяют педагоги). Свою работу по реализации запроса начинаю всегда с теоретического изучения проблемы (для чего даже была заведена специальная папка по накоплению теоретического материала). Затем анализирую свои возможности, приемы и методы, которые можно применить к конкретному ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей и развития.

В своей консультативной работе в этом году начала применять сказкотерапию. И поняла, что для наших детей, даже в младшем подростковом возрасте она очень хорошо срабатывает. Данное направление применяла при работе со страхами, профилактики воровства, улучшению взаимоотношений в классе. Работу в этом направлении обязательно планирую продолжать.
Сейчас вашему вниманию представлю некоторые фотографии с занятий с учащимися нашей школы.

( слайды с фото)
В конце своего выступления хочу еще раз подчеркнуть, что все образовательные учреждения, в сегодняшнее время, не только коррекционные, но и общеобразовательные - нуждаются в узких специалистах. И не в лице одного человека, как это часто мы наблюдаем, а в наличии специальных служб. Только тогда можно говорить о структурированной , планомерной, а главное, эффективной для развития ребенка работе. Очень хотелось бы чтобы нас услышали.
Спасибо всем за внимание!!!




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая работа с родителями»
Дисциплина предназначена для изучения студентами психологической работы с родителями, обучения теории и практике семейного консультирования...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconФормы работы с родителями
К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconРабочая программа по основам светской этики для 4 класса на 2012/2013 учебный год
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconЗнакомство с родителями учеников-первоклассников
Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой,...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconРоссийский государственный социальный университет
Приведите ваши доводы в пользу проживания взрослых детей с родителями или без них
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconВикторина по изученному материалу Ученики, соединившись по 3-4 человека,...
Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помо­щи учителя или библиотекаря...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconБеседа с родителями
Цель: определение активной воспитательной позиции в отношении собственного ребёнка
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconПлан работы городского методического объединения проблемная группа...
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconПланы бесед с родителями План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconСеминар для начинающих педагогов доу по построению эффективного общения...
Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Индивидуальные выезды детей с родителями в г. Кострома, в места проведения областной акции «Белый цветок»
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Подросток и курение. Стадии табакокурения» (беседа с родителями и учащимися из цикла «Вредные привычки»)
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для реализации воспитателями, одна педагогами-психологами. К каждой программе имеются рекомендации по адаптации...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconБеседа с родителями о Правилах Дорожного Движения
В пособии приводится педагогический дневник для 5 курса, который должен служить упорядочиванию процесса педагогической практики и...
Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями у и математике, ти, областной) и на каждого из них ва имеющих те или иные фор iconБеседа с родителями 7 «И» класса на тему: «Что представляет собой курс занятий пав»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск