Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс





Скачать 120.04 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по технологии 1-4 класс
Дата публикации17.09.2014
Размер120.04 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Казаковская средняя общеобразовательная школа


Утверждаю:

Директор

___________________

«___» ________ 20 ___ г.

Согласовано

Зам. директора по УВР:

_________________________

/В.С.Тюсова/

от «___» __________ 20___г.


Рабочая учебная программа

по технологии

1-4 класс

на 2011-2015 учебный год
составлена на основе

авторской учебной программы, разработанной Н. А. Цирулик и

соответствующего ей учебно-методического комплекта

по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.


Автор-составитель:

учитель начальных классов

Маресева Наталья Михайловна.

Педстаж 17 лет,

Высшая квалификационная категория

2011 год
Технология

Программа Л.В. Занкова

Автор: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова
Пояснительная записка


Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук

(М.М. Кольцова).

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно- практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период

от 6 до 10 лет.

Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно- пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Наглядно- действенное и наглядно- образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.

Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий. Недостаточная сформированность зрительно- пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно- практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн).

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Кому адресована программа

Программа «Технология » адресована обучающимся 1-4 классов четырёхлетней начальной школы

Соответствие государственному образовательному стандарту

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 г.

Цель программы


Задачи программы

Оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно- нравственное, эстетическое) средствами предметно- практической деятельности.

Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.

В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения по предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:


  • духовно- нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;

  • формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно- преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;

  • развитие в процессе предметно- практической деятельности психических функций: зрительно- пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;

  • развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно- конструкторских и технологических задач;

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;

  • формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;

  • развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково – символического и логического мышления, исследовательской деятельности;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

Принципы, лежащие в основе построения программы

Принципиальная особенность программы - практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к изо как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.



Специфика программы

Специфика программы состоит в том, что она строится на уникальной психологической и дидактической базе - предметно- практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

Основные содержательные линии курса. Содержание блоков.

Определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры и быта. Самообслуживание.

Материальная культура как продукт творческой предметно- преобразующей деятельности человека. Мир профессий. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ».

Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения

текста на страницах учебника, восприятия аудио - и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками.

Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы.

Самоконтроль действий. Задания разных типов от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа.

Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе .

Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.

  1. Технология ручной обработки материалов. элементы графической грамоты.

    1. Многообразие материалов.

Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики;

ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.

Новые свойства материалов:

- разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;

- наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;

- рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.

Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.

2.2. Технологические приемы обработки

материалов.

Разметка: на глаз, по шаблону, трафарету, с помощью линейки, копирование.

Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем.

Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшения кружевом.

Виды художественной техники

Лепка

Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.

Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки - обрубовка).

Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).

Лепка из теста.

Аппликация

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.

Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.

Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной

или картонной основе.

Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).

Мозаика

Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания.

Объемная мозаика.

Выполнение мозаики из разных материалов.

Художественное складывание

Складывание приемом гофрирования( «гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединения деталей в одном изделии.

Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Плетение

Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.

Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке) .

Узелковое плетение(макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).

Шитье и вышивание

Вышивание по криволинейному контуру швом «вперёд иголку»

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).

Работа с технической документацией ( рисунок, эскиз, схема, простейший чертёж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная).Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, перевернуть.

Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.

  1. Конструирование и моделирование

Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и по заданным условиям.

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур

Объемное моделирование из готовых геометрических форм

Создание технических моделей из готовых геометрических форм.

Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

Более сложные технические модели из готовых форм.

Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм ( в том числе из цилиндра и конуса)

Объемное конструирование и моделирование из бумаги.

Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.

Летающие модели.

Моделирование из деталей конструктора.

Требования к уровню подготовки:

- иметь представление

-должны знать

-должны уметь


иметь представление:

– об истории возникновения лепки из глины и плетения для бытовых нужд;

– о возникновении аппликации, мозаики, оригами как видов искусства;

знать:

– новые термины, данные в учебнике;

– свойства новых материалов;

  • новые свойства уже встречавшихся материалов;

  • новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;

  • новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;

  • новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки;

  • новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;

уметь:

  • лепить из пластилина способом вытягивания;

  • вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

  • вырезать из бумаги полоски на глаз;

  • обрывать бумажные детали по намеченному контуру;

  • плести разными способами из различных материалов;

  • выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру;

  • пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;

  • экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;

  • соединять детали разными способами;

  • ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;

  • ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;

  • планировать последовательность выполнения действий по образцу;

  • контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

создавать образы по собственному замыслу.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная

Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия, проект

Объём программы в часах и сроки обучения

34часа – 1 час в неделю

Библиографический список:

-для учащихся

- для учителя

Специфическое сопровождение (оборудование):


Для реализации программного содержания используется учебник :


  1. Цирулик, Н.А., Проснякова, Т.Н.Умные руки: учебник для 1 класса.- Самара: Корпорация «Федоров»

  2. Цирулик, Н.А., Проснякова, Т.Н.Умные руки: учебник для 2 класса.- Самара: Корпорация «Федоров»

  3. Цирулик, Н.А., Проснякова, Т.Н.Умные руки: учебник для 3 класса.- Самара: Корпорация «Федоров»

  4. Цирулик, Н.А., Проснякова, Т.Н.Умные руки: учебник для 4 класса.- Самара: Корпорация «Федоров»




  1. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1-4 классов. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».



  • инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско- технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания,

спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.

  • материалы для изготовления изделий,

предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материал(тесьма), пластилин, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.),

пуговицы, наборы «Конструктор».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая учебная программа По технологии 5 6 класс
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, примерной программой по учебным предметам. Технология....
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая программа по технологии 10-11 класс учителя технологии
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов...
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая программа по технологии 2 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа 2 класса направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т е учебная трудовая...
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка...
Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая учебная программа дисциплины Практические технологии отрасли,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая программа по технологии 1 класс
Рабочая программа по технологии составлена на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая программа по технологии 5 класс
Данная рабочая программа по технологии рассчитана на изучение предмета в 5 классе на общеобразовательном уровне в объеме 68 часов...
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая учебная программа по технологии (наименование учебного предмета)
Программа предназначена для первого класса общеобразовательных школ и обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету технологии,...
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая программа по технологии 6 класс
Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего...
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля) "Материаловедение и...
Направление подготовки (специальность) 150100. 62 Материаловедение и технологии материалов
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс icon6 класс учителя трудового обучения Новиковой Натальи Георгиевны
Рабочая программа учебного курса по технологии для 6 класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая учебная программа по географии за курс средней (полной)общей...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...
Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая программа учебного курса технологии 7 класс Разработала:...

Рабочая учебная программа по технологии 1-4 класс iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск