Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д.





Скачать 157.83 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д.
Дата публикации26.02.2015
Размер157.83 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровней организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью из описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуру вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорот веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Знать:

Биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

Уметь:

Решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Содержание.

Раздел 4. ЭВОЛЮЦИЯ (20 часов)

Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарльз Дарвин и его происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса.

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор- направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле.

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека.

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Демонстрации.

Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т.п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного и животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).

Лабораторные и практические работы.

  1. Описание особей по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов)

  2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т.п.)

  3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Раздел 5. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Тема 15. Экосистемы.

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы.

Состав и функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу.

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Демонстрации.

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения:межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы
      1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
      2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
      3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
      4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
      5. Решение экологических задач.
      6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).
      7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Учебно-методический комплект:

Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.

Дополнительная литература:1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г. 2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г. 3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная литература для учеников:



  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  2. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

  3. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002


Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 11 классе.




п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Краткое содержание

Тема урока

Тип урока

Основные

понятия

Контроль

Д/з

03 сен

Введение



Общее представление о современном состоянии теории эволюции, её структуре.

Знакомство с особенностями развития теории эволюции и содержанием антидарвинизма.

Введение в эволюцию инструктаж по технике безопасности

Вводный

Эволюция.

Наследственность.

Изменчивость

Отработка понятий, фронт.беседа




06 сен

Эволюционное учение

17ч

Общая характеристика додарвиновского периода, предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина, учение о естественном и искусственном отборах, формы отбора, примеры приспособленности организмов к среде.

Зарождение и развитие эволюционных идей

Комбинированный урок

Эмбриология.

Рудименты.

Атавизмы.

Палеонтология.

Отработка понятий,

тест

§ 41

10 сен










Возникновение и развитие дарвинизма

Комбинированный урок

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина

трансформизм

Отработка понятий, фронт.беседа

§ 42

13 сен










Входной контроль













17 сен










Доказательства эволюции

Комбинированный урок

Эмбриология, палеонтология

Отработка понятий, фронт.беседа

§ 43

20 сен










Сравнительно-анатомические, палеонтологические, биогеографические доказательства эволюции

Комбинированный урок

Атавизм, мутации, рудимент




§ 43

08 окт










Вид. Критерии

вида. Популяция.

Комбинированный урок

Ареал, вид.

Популяция.

С/р с текстом, вопросы

§ 44

11 окт










Самостоятельная работа по теме «Доказательства эволюции»













15 окт










Виды изменчивости

Комбинированный урок







§ 47

18, 25 окт










Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Комбинированный урок

Хромосомные мутации.

Комбинативная изменчивость.

Сам.работа, вопросы к параграфу.

§ 47

22, 29 окт










Естественный отбор и его формы

Изучение нового материала

Чистые линии.

Стабилизирующий отбор. Движущий отбор.

Работа с текстом.

§ 46, 47

01 ноя










Дрейф генов. Изоляция.

Комбинир.

Популяционные волны. Изоляция.

Фронтальн. беседа

§ 48,49

12 ноя










Приспособленность- результат действия факторов эволюции.




Маскировка. Мимикрия. Дивергенция. Конвергенция.

Отработка понятий

§ 50

15 ноя










ЛР №3«Приспособленность организмов к среде обитания»

Практикум




Отчёт




19 ноя










Видообразование

Изучение нового материала

Генофонд. Видообразование

Фронтальн. беседа

§ 51

22 ноя










Основные направления эволюционного процесса.

Комбинир.

Ароморфоз. Идиоадаптация.дегенерация

Отработка понятий. Тест.

§ 52 подготовиться к конт. работе

26 ноя










Контрольная работа по теме Естественный отбор













29 ноя

Развитие органического мира.



Первые следы жизни на Земле, развитие организмов в различные эры и периоды, эволюция растений, животных. Принципы систематики и классификации живых организмов.

Развитие представлений о возникновении жизни.

Комбинир.

Биогенез. Абиогенез. Коацерваты. Биохимия.

Фронтальн. опрос

§ 53,54

03 дек










Развитие жизни в Криптозое.




Строматолиты. Венд

Фронт.беседа.

§ 55 сообщение

06, 10 дек










Развитие жизни в Палеозое.




Фораминиферы.

Амфибии

Тест.

§ 56, 57

сообщение

13, 17 дек










Развитие жизни в Мезозое, Кайнозое.

Изучение нового материала

Плейстоцен. Голоцен.

Конспект.

§ 58,59 сообщение

20 дек










Контрольная работа по теме Эволюция. Движущие факторы













24 дек










Принципы систематики

Комбинированный урок

Систематика. Империя. Кариоты. Бактериофаги.

Кластер. Сам/ работа с текс том

§ 60

27 дек










Классификация организмов

Комбинированный урок







§ 60

14, 17 янв

Происхожде-ние человека



История изучения проблемы происхождения человека, ведущая роль учения Дарвина и Энгельса в её решении; умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Формирование знаний об этапах эволюции человека; биологические особенности человеческих рас.

Доказательства происхождения человека от животных. Эволюция человека

Изучение нового материала

Рудименты. Атавизмы. Редукция. Антропогенез.

Работа с конспектом, отработка понятий

§ 62,63

21 янв










Первые люди.

Комбинир.

Питекантроп. Синантроп. Неандерталец.

Таблица.

§ 64

21 янв










Современные люди.




кроманьонец

Таблица.

§ 65

24 янв










Факторы эволюции человека. Человеческие расы.




Расы. Расоведение.

Работа с конспектом

§ 65,66

28 янв

Основы экологии.



Признаки приспособленности организмов к среде обитания, закономерности влияния различных факторов на организмы,

познавательный интерес к процессу изучения различных типов эковзаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов.

Предмет экологии.

Изучение нового материала.

Экология. Экосистемы. Биологический оптимум.

Таблица. Фронтальный опрос

§ 67

04 фев










Взаимодействие популяций разных видов.

Комбинир.

Паразитизм. Симбиоз.

Схема, фронтальная беседа

§ 68

07 фев










Сообщества. Экосистемы




Биоценоз. Сообщество. Продуценты. Редуценты. Консументы.

Отработка понятий, фронтальный опрос

§ 69 сообщения

14 фев










Поток энергии и цепи питания. ПР №1 «Составление цепей питания»




Биомасса. Детрит. Цепь питания.

Сам./работа по вариантам.

§ 70

18 фев










Свойства экосистем.




Устойчивость.

Фронтальная беседа

§ 71

21 фев










Смена экосистем - сукцессия

Обобщение и систематизация знаний

Сукцессия

Работа с текстом методом инсерта.

§ 72

25 фев










Агроценозы.

Изучение нового материала

Агроценоз

Индивидуаль-ный опрос

§ 73

28 фев

Биосфера. Охрана.



Функции живого вещества в б/сфере, границы б/сферы, знакомство с б/массой поверхности суши; круговороты углерода, азота, влияние деятельности человека на б /сферу, воспитывать экосознание и самовоспитание.

Состав и функции биосферы.

Изучение нового материала

Биосфера. Живое вещество.

Сам/работа

§ 75

04, 07 март










Круговорот химических элементов.

Комбинированный урок

Составить кластер.

Работа над записями урока

§ 76

11 март










Биохимические процессы в биосфере.




Фронтальный опрос




§ 77

14 март

Влияние деятельности человека на б/сферу.



Роль человека в сохранении биоравновесия как необходимого условия дальнейшего существования б/сферы, будущее человечества с учётом современного состояния экоситуации.

Глобальные экологические проблемы. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).

Изучение нового материала.

Озоновый слой.

Работа с лекционным материалом.

§ 78

18 март










Общество и окружающая среда.

ПР№3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своейместности»


Обобщение и систематизация знаний.

Концепция устойчивого развития.

Работа методом вертушки.

§ 79

21 март










Воздействие человека на б/сферу.

ПР №4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Обобщение.




П/работа по вариантам.

§ 79













Урок-повторение














Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconАннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в старшей школе (10 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное)...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на...
Овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б....
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного...
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Учебного плана оу на 2013-2014 уч год (для 4-9 классов оу рт с русским языком обучения с изучением родного (чувашского языка), Примерной...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии и «Программы для общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл общеобразовательных учреждений (сборник нормативных документов. Биология/...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Живой организм» автора Н. И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5класс. Биология. 6-11 классы....
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе авторской...
М.: Дрофа, 2008». Данная программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта «Часть I. Основное...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Д. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск