Скачать 255.57 Kb.
|
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников: Д.К. Беляев, Г.Д. Дымшиц. Общая биология. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под редакцией Д.К, Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008. Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации; Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны понимать:
знать:
уметь:
Содержание ЭВОЛЮЦИЯ (12 ч) Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции. Тема 11. Механизмы эволюционного процесса. Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека. (11 ч.) Тема 12. Возникновение жизни на Земле. Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Тема 13. Развитие жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов. Тема 14. Происхождение человека. Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Демонстрации Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных). Лабораторные и практические работы
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 ч) Тема 15. Экосистемы. Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы. Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы. Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. Демонстрации Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы». Примерные темы экскурсий
Учебно-методический комплект: Учебник: Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008. – 303 с.: ил. Дополнительная литература:
Дополнительная литература для учеников:
Интернет-ресурсы:
Вопросы к зачету №1
Вопросы к зачету №2
Вопросы к зачету №3
Лабораторная работа №1 «Морфологические особенности растений различных видов» Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений. Оборудование: живые растения или гербарные экземпляры растений разных видов. Ход работы.
Лабораторная работа №2 «Изменчивость организмов» Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости. Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5-6 видов, по 2-3 экз. каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.). Ход работы.
Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания» Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания. Оборудование: гербарные образцы растений или комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания. Ход работы.
Лабораторная работа №4 «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)» Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение. Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых. Ход работы.
|
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню... | ||
Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в старшей школе (10 класс) Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное)... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на... Овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного... Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы... | ||
Пояснительная записка Данная программа по литературе составлена на... Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Учебного плана оу на 2013-2014 уч год (для 4-9 классов оу рт с русским языком обучения с изучением родного (чувашского языка), Примерной... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии и «Программы для общеобразовательных... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл общеобразовательных учреждений (сборник нормативных документов. Биология/... | ||
Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы... Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... «Живой организм» автора Н. И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5класс. Биология. 6-11 классы.... | Пояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа... Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе авторской... М.: Дрофа, 2008». Данная программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта «Часть I. Основное... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования... |