«Основы протозоологии»





Скачать 147.9 Kb.
Название«Основы протозоологии»
Дата публикации03.03.2015
Размер147.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
ГАОУ СПО «Балашовское медицинское училище»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Семинарского занятия для преподавателей

микробиологии и иммунологии

Тема:

« Основы протозоологии»
Специальности: 060101 «Лечебное дело»

060501 «Сестринское дело»
Количество часов: 2 учебных часа

преподаватель: Тимофеева О.С.

Утверждена

На заседании ЦМК________

_______________________

Протокол ___от_______г.

Председатель ЦМК

_______________________
г. Балашов

Методическое обоснование темы

Государственным образовательным стандартом третьего поколения среднего профессионального образования предусмотрены следующие требования к знаниям и умениям студентов медицинского училища в области микробиологии по теме «Основы протозоологии»:

Студента должны иметь представление:

  • о протозоологии как науке;

  • о циклах развития паразитических простейших;

  • о путях заражения;

  • о локализации простейших – паразитов у человека.

Студенты должны знать:

  • общую характеристику паразитических простейших;

  • классификацию простейших –возбудителей протозойных инвазий, характеристику основных групп;

  • морфологию и физиологию простейших паразитов;

  • название возбудителей протозойных инвазий и особенности их строения;

  • источники инвазии;

  • заболевания, вызываемые простейшими.

Студенты должны уметь:

  • определять простейших - возбудителей протозойных инвазий по внешнему строению;

  • ориентироваться в жизненных циклах отдельных простейших – паразитов и уметь раскрывать биологический смысл каждого этапа развития;

  • организовывать отдельные протозойные заболевания и распознавать их по характерным обязанностям.

ФГОС третьего поколения в рамках базового курса «Основы микробиологии и иммунологии» по рабочей программе 2012 года на изучение темы: «Основы протозоологии» отводится 2 часа лекционных занятий и 2 часа семинарских занятий.

Семинарское занятие по теме: «Основы протозоологии» задается целью закрепить представления и знания, полученные а лекционном занятии по классификации простейших, имеющих медицинское значение; по общей характеристики основных групп простейших паразитов; по отдельным возбудителям протозойных инвазии; по морфологии и жизнедеятельности простейших, относящихся к основным группам; углубить знания об отдельных возбудителях протозойных инвазий и заболеваний, вызываемых ими; приобрести умения распознавать отдельных возбудителей протозойных болезней по внешнему строению и протозойные инвазии по характерным клиническим особенностям; ориентироваться в жизненном цикле развития отдельных паразитов.

Знание данной темы – раскрывает возможности понимания причин, путей и механизмов передачи паразитических простейших, способы приспособления их к паразитированию в отдельных органах и тканях человека и животных; биологический смысл отдельных этапов жизненного цикла развития; формы проявлений протозоозов и их последствий, выбор методов профилактики и грамотное проведение профилактических мероприятий, а так же методов обнаружения и диагностики простейших паразитов.

Структура семинарского занятия:

  1. Организационный момент;

  2. Формулирование темы и её обоснование;

  3. Определение целей занятия и сообщение плана.

  4. Закрепление учебного материала и формирование необходимых умений, используя различные формы, методы и технологии организации работы студентов.

  5. Подведение итогов занятия и выставление общих отметок студентам, комментируя их и давая анализ работы каждого учащегося.

  6. Домашнее задание.

По теме приведён список литературы для самоподготовки, что не исключает возможность студентов самостоятельно расширять этот список с целью углубления знаний по теме. Работа по подбору научных источников полезна при подготовке студентами презентаций, проектов, рефератов, докладов, санбюллетеней и выполнении творческих работ.

По форме организации семинарское занятие является самостоятельной работой студентов по выполнению ими различных видов заданий: презентаций, контрольного диктанта, задач, устных ответов на вопросы, заполнение таблиц на основе просмотра микропрепаратов под микроскопом, составление схем.

Материально-техническое обеспечение

  1. Таблицы:

  • «Типы простейшие. Класс жгутиковые»;

  • «Бесполое размножение простейших»;

  • «Ламблии»;

  • «Трипаносомы»;

  • «Токсоплазма»;

  • «Энтамёбы»

  1. Микропрепараты:

  • «Малярийный плазмодий»;

  • «Трипаносомы»;

  • «Лейшмании»

  1. Картинки паразитов и циклов их развития;

  2. Атлас по микробиологии, альбом по микробиологии;

  3. Учебные и методические пособия;

  4. Перечень вопросов для контрольного диктанта, опроса; задачи.

  5. Микроскоп;

  6. Мультимедийная установка.







Цели семинарского занятия













Общие




Образовательные




Воспитательные




Развивающие

  1. Усвоение микробиологических знаний по теме.

  2. Приобретение опыта применения этих знаний для лучшей ориентации в микробиологической и медицинской практике, для развития и совершенствования профессиональных качеств.




  1. Закрепить знания по классификации простейших, общей характеристики основных групп: споровиков, саркодовых, инфузорий; возбудителям протозойных инвазий; микробиологии и жизнедеятельности простейших.

  2. Углубить знания о возбудителях протозойных инвазий: их морфологии и циклах развития; эпидемиологии, патогенезе т клиники заболеваний, возбудимых ими.

  3. Научить определять простейших – возбудителей протозойных инвазий по внешнему строению; ориентироваться в жизненных циклах развития; уметь охарактеризовать протозойные заболевания и распознать их по характерным особенностям.




  1. Воспитывать положительный интерес к изучаемой теме.

  2. Формировать медицинскую этику.

  3. Воспитывать творческое отношение к знаниям.

  4. Формировать уважительное отношение к личности.




  1. Развивать умение студентов обобщать полученные знания, анализировать, сравнивать, систематизировать учебную информацию, сделать необходимые выводы, подводить итоги; развивать абстрактное мышление.

  2. Развивать навыки самостоятельной творческий работы.

  3. Развивать познавательную активность и учения применять теоретические знания на практике.

Интегративные связи

Тема: «Основы протозоологии»


Цитология










Инфекционная безопасность















Биология










Теория и практика сестринского дела















Гигиена










Фармакология







Основы протозоологии







Анатомия










Инфекционные болезни















Патология










Терапия















Экология










Педиатрия



























Акушерство и гинекология



Тема: «Основы протозоологии»

План

  1. Общая характеристика и классификация простейших – контрольный диктант.

  2. Возбудители протозойных кишечных инвазий – презентации.

  3. Возбудители протозойных кровяных инвазий – заполнение таблицы по результатам просмотра микропрепаратов; составление схемы.

  4. Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей – устный опрос, рисунки.


Вопрос №1. Общая характеристика и классификация простейших
Преподаватель проводит контрольный диктант по вопросу «Общая характеристика и классификация простейших».

Студенты слушают вопросы и утверждение, записывая ответы в тетрадь.

Вопросы диктанта:

  1. Простейшие – это эукариоты, так как они имеют ……………. (оформленное ядро).

  2. Простейшие – возбудители протозойных инвазий живут за счет организма человека или животных, а значит они являются……… (паразитами).

  3. Тело простейших является животной клеткой, потому состоит из следующих органоидов общего назначения:…………………… (ядра, цитоплазмы, ЭПС, аппарата Гольджи, рибосом, лизосом, включений, оболочки).

  4. Саркодовые передвигаются с помощью………………………. (псевдоподий, ложноножек).

  5. Жгутиконосцы передвигаются с помощью……………………….. (жгутиков или ундулирующей мембраны).

  6. Инфузории передвигаются с помощью…………………………….. (ресничек).

  7. С помощью какого специализированного органоида заглатывают инфузории пищевые частицы? (клеточный крот).

  8. Каким способом включают в свою цитоплазму пищевые частицы и капельки жидкости амёбы. (фагоцитоз и пиноцитоз).

  9. Питание простейших путём всасывания питательных соков и растворённых питательных веществ поверхностью тела называется ……………… (эндоосмосом).

  10. При попадении простейших в неблагоприятные условия внешней среды, они округляются и покрываются плотной оболочкой, при этом образуется …………. (циста).

  11. Размножение простейших происходит ……………………………. (бесполовым и половым путём).

  12. Малярийный плазмодий последовательно развивается в теле…. (комара и человека).

  13. К скольким классам относятся простейшие, обитающие в организме человека? (к 4 классам).

  14. Назовите эти классы? (жгутиконосцы, саркодовые, споровики, ресничковые).

  15. Какие органоиды специального назначения, характерные для простейших вы знаете? (органоиды передвижения, пищеварения, выделения).

После окончания диктанта преподаватель опрашивает студентов, кто какой ответ написал.

Учащиеся называет ответ вслух, чтобы остальные смогли сравнить со своим ответом.

Если ответ не правильный, то преподаватель и остальные студенты вносят поправки в ответ.


Вопрос №2. Возбудители протозойных кишечных инвазий
Просмотр и обсуждение презентаций, подготовленных студентами на темы:

  • «Возбудитель амёбиаза»;

  • «Возбудитель лямблиоза»;

  • «Возбудитель балантидиоза»;

  • «Возбудитель токсоплазмоза».

Предварительно для подготовки презентаций по вышеуказанным темам, в рамках домашнего задания, из бригады студентов были сформированы три группы соответственно количеству тем для презентаций.

Требования к выполнению презентаций.

Регламент продолжительности презентации – 7-10 минут.

План изложения материала в презентации:

  1. Возбудители: их названия на латинском языке, внешний вид.

  2. Источники инвазии и пути заражения.

  3. Жизненный цикл паразита (схемой).

  4. Патогенез и клиника заболевания, вызываемая данным возбудителем.

Критерии оценки презентаций:

  • Точность научность и полнота подборки материала;

  • Точность следования пунктам плана;

  • Красочность и наглядность оформления презентации;

  • Соблюдение регламента времени;

  • Степень участия всех членов группы в подготовке и защите презентации.


Преподаватель анализирует работы и выставляет оценки, контролируя их.
Вопрос №3. Возбудители протозойных кровяных инвазий
Выполнение самостоятельной работы студентами:

  1. Инструктаж преподавателя целях и ходе самостоятельной работы.

  2. Выполнение студентами работы:

  • Просмотр учебных микропрепаратов «Малярийный плазмодий», «Трипаносома», «Лейшмания» с использованием микроскопа;

  • Выполнение таблицы «Возбудители протозойных кровяных инвазий» на основе полученных данных.




Название возбудителя

Наглядное изображение (рисунок) увиденного

Описание возбудителя в микропрепарате

Стадия жизненного цикла развития

Клинические проявления заболевания соответствующие увиденной стадии жизненного цикла

Малярийный плазмодий













Трипаносома













Лейшмания














Преподаватель проверяет и оценивает выполнение самостоятельной работы студентами и комментирует оценки.

Проверка домашнего задания по составлению и оригинальному оформлению студентами схемы жизненных циклов развития малярийного плазмодия, трипаносомы, лейшмании на листе формата А4.

Преподаватель проверяет домашнюю работу, оценивает студентов, отметки комментирует.

При оценки выполнения схемы учитывается:

  • Точность, достоверность, последовательность, отражения учебной информации;

  • Краткость составления схемы;

  • Красочность оформления схемы;

  • Оригинальность оформления схемы.

Вопрос №4. Возбудители простейших инвазий мочеполовых путей.
Преподаватель проводит опрос студентов по разделам «Возбудители простейших инвазий мочеполовых путей - трихомоноз», «Токсоплазм» по вопросам:

  1. Как называется возбудитель трихомоноза на русском и латинском языках?

  2. Какие особенности внешнего строения Trichomonas vaginalis вы знаете?

  3. Что является источником вагинальной трихомонады?

  4. Каковы пути заражения Trichomonas vaginalis?

  5. Какие стадии жизненного цикла в своем развитии происходит возбудитель трихомоноза?

  6. Какие органы и ткани поражает вагинальная трихомонада?

  7. Какими клиническими симптомами проявляется трихомоноз?

Преподаватель проверяет домашнее задание студентов – оригинально изобразить трихомонаду на листе А4, где отразить особенности внешнего и внутреннего её строения.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК НА ЗАНЯТИЯХ

Оценка «5» ставится, если студент:

  1. Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующую тему.

  2. Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры /не только из учебников, но и подобранные самостоятельно/, правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания учащимся данного материала.

  3. Уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных работ.

  4. Свободно владеет речью, медицинской терминологией

  5. Практическая работа выполняется без каких-либо ошибок.

Оценка «4» ставится, если студент:

  1. Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя

  2. Практическая работа имеет незначительное отклонение от нормы, учащийся сам может устранить допущенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если студент:

  1. Знает и понимает основные положения данной темы, не допускает неточности в формулировке правил.

  2. Допускает частичные ошибки.

  3. Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

  4. Практическая работа имеет существенные недостатки, неподдающиеся исправлению.

Оценка «2» ставится, если студент:

  1. Обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.

  2. Практическая работа полностью не соответствует . норме, не поддается исправлению.

Список литературы


  1. Атлас по микробиологии Н.С.Мотавкина, В.Д.Артёмкин – М: Медицина, 1997г.

  2. Большая медицинская энциклопедия. – М: АСТ. Астрель, 2004г.

  3. Генис Д.Е. Медицинская паразитология. – М.: Медицина, 2002

  4. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология.- М.: Высшая школа, 2002

  5. Дайнер А.Б., Тумка А.Ф. Паразитарные болезни. – С - П.: медицина, 2006

  6. Дранкин Д.И. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии с паразитологией. – М.: медицина, 2008

  7. Микробиология. К.Д.Пяткин, Ю.С. Кривошеин. – М.: Медицина, 1979

  8. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебник / А.А.Воробьев, Ю.С. Кривошеин, А.С.Быков и др. -2-е изд, стер.М: издательский центр «Академия», 2002

  9. Паразитология: Изучаем малярию// Тело человека снаружи и внутри. - № 1, 2008

  10. Первомайский Г.С. ,Подолян В.Я. Паразитология человека. – С-П.: Медицина, 2011

  11. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. М.: Издательство «Медицинская газета», 2005

  12. Интернет-ресурсы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Основы протозоологии» iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
«Основы протозоологии» iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
«Основы протозоологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
«Основы протозоологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
«Основы протозоологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
«Основы протозоологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тракторозаводского района введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», преподавание ведется по...
«Основы протозоологии» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
«Основы протозоологии» iconПрограмма вступительных испытаний Тема Теоретические основы растениеводства
Теоретическое обоснование диапазона оптимальной влагообеспеченности полевых культур. Биологические основы разработки системы удобрений....
«Основы протозоологии» iconРабочая программа дисциплины
Пререквизиты: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов),...
«Основы протозоологии» iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
«Основы протозоологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддизма, литература, изобразительное искусство,...
«Основы протозоологии» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
«Основы протозоологии» iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

«Основы протозоологии» iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
«Основы протозоологии» iconРабочая программа дисциплины «Основы электротехники»
«Основы электротехники» составлена на основе требований фгос нпо по профессии 151903. 02 Слесарь. В содержание учебной программы...
«Основы протозоологии» iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск