Сборник заданий с ответами по материалам заочных





Скачать 487.71 Kb.
НазваниеСборник заданий с ответами по материалам заочных
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер487.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КБР
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

КАЛАШНИКОВА Л.М., КОЛЬЧЕНКО А.В.

СБОРНИК ЗАДАНИЙ С ОТВЕТАМИ ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАОЧНЫХ
БИОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД


Для учащихся средних и старших классов

НАЛЬЧИК – 2005


УДК

ББК

К 17
Рецензенты:

Паритов А.Ю., кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики, селекции и семеноводства, декан Биологического факультета КБГУ г. Нальчик


Калашникова Л. М., Кольченко А.В.

К17

Предназначено учителям школ, педагогам и методистам учреждений дополнительного образования, студентам, ученикам средних и старших классов

Рекомендовано Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики
от ____ _____ 2005 г.

ЗАОЧНАЯ ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
На базе Республиканского эколого-биологического центра Кабардино-Балкарской республики в г. Нальчике ежегодно проводятся заочные олимпиады школьников по биологии и экологии. За последние десять лет накоплен определенный опыт по подбору заданий, рассылке во все школы республики, подведения результатов олимпиад и награждения победителей.

Подбор вопросов может быть тематическим или общебиологическим с учетом возраста учащихся. В последнее время от открытых тестовых заданий, перешли к закрытым тестовым заданиям, требующих кратких, четких ответов. При подготовке таких ответов у учащихся формируется умение кратко излагать сущность вопроса, выделить главное при ответе. Важным моментом заданий, является умение подтвердить свои знания конкретными примерами.

В заочной олимпиаде могут принимать участие все желающие 6,7,8,9,10 классов. Учащимся предлагается выполнить 10 заданий. Ответы необходимо записать на лист задания, в котором отведено определенное количество строк. Ответы оцениваются в баллах с учетом сложности задания. Сумма балов записывается также на лист-задание.

Учащиеся, успешно выполнившие задания первого тура, допускаются ко второму туру. Победители, получившие наибольшее количество балов по двум заданиям, награждаются грамотами.

Предлагаем вопросы - задания, подготовленные в 2004 году для заочной олимпиады, проводимой в канун 85 лет Дополнительного образования РФ, 70 лет Дополнительного образования КБР, 55 лет Республиканскому эколого-биологическому центру. Ко всем заданиям даны краткие ответы. Приведен список рекомендуемой литературы, которая поможет найти ответы на поставленные в олимпиаде вопросы.

Задания для 6-го класса

Задание №1. Что такое айсберг? Где и как они образуются? Каково их значение для человека?

Задание №2. Что означают слова: «афелия» и «перигелий»? Что объединяет эти понятия?

Задание №3. Если вынести на мороз чашку с кипящей водой, чашку с песком такой же температуры и ведро с горячей водой, что быстрее остынет? Какие факторы оказывают наибольшее влияние на остывание?

Задание №4. Поставьте на стол три банки с холодной, теплой и горячей водой. Опустите по одному пальцу в горячую и холодную воду, подержите, а затем одновременно опустите оба пальца в банку с теплой водой. Какими будут ваши ощущения? Объясните, почему так происходит?

Задание №5. Что представлял собой первый термометр? Кто его изобрел? От каких факторов зависели его показания и на каком физическом явлении было основано его действие? Почему он был неточным?

Задание №6. Известно, что тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются, т. е. их плотность увеличивается. Однако при замерзании воды образующийся лед не тонет, а плавает и разрывает емкость, в которой находится? Почему?

Задание №7. Если оставить воду в небольшой емкости, то через некоторое время она исчезнет. Когда мы выходим из воды, то ощущаем озноб. С каким явлением связаны оба эти факта? Какие факторы оказывают на него наибольшее влияние? Характерно ли это явление только для жидких веществ или для твердых тоже?

Задание №8. Можно ли всыпать чайную ложку соли в стакан, до краев, наполненный водой, так, чтобы вода не начала выливаться через край? Почему?

Задание №9. Землю населяют разные организмы самых разных размеров. Сколько они живут и связаны ли их размеры с продолжительностью жизни?

Задание №10. Встречаются два выражения: «водные растения» и «водоросли». Есть ли между ними какие либо различия? Приведите примеры.
Задания для 7-го класса

Задание №1. Наши «северные» орхидеи не менее интересны, чем их тропические собратья. Чем необычны следующие уникальные растения:

Любка

Гнездовка

Офрис насекомоносный

Какие орхидеи растут только в тропических лесах и отсутствуют в наших?

Задание №2. В нашей стране встречается плакун-трава. Каково её научное название? О чем «плачут» она и некоторые другие растения? Как и почему это происходит?

Задание №3. Что такое цветочные часы? Кто впервые их разработал? Где в первые были установлены такие часы, и какой у них главный недостаток?

Задание №4. Обычно корни растения погружены в почву и снабжают его водой и растворенными в ней веществами. Но встречаются совершенно необычные корни, какие? Каково их назначение?

Задание №5. Как почва и растения влияют друг на друга? Могут ли растения расти без почвы?

Задание №6. Какие бывают леса? Где они встречаются?

Задание №7. За что получили свои названия следующие растения:

Держи – дерево

Мимоза стыдливая

Бутылочное дерево

Конфетное дерево

Тис ягодный

Задание №8. Какие основные способы питания характерны для животных и в чем их главное отличие от питания растений?

Задание №9. В какую «одежду» были одеты египетские мумии? Какие её особенности позволили мумиям сохраниться до наших дней?

Задание №10. Аспирин – наверное самое широко известное лекарство. А знаете ли вы когда он был открыт и какие растения дали ему название?
З


адания для 8-го класса


Задание №1. Фотозагадка. О существовании этих живых ископаемых, появившихся

200млн. лет назад и сохранивших свой облик, многие даже не подозревают.

Вместе с тем, их можно встретить в обычной луже. Кто они? Каковы их

особенности, позволившие им сохраниться?

Задание №2. Многие животные по разным причинам совершают вынужденные путешествия. Каковы эти причины и как называют такие путешествия?

Задание №3. Некоторые растения полностью или частично живут за счет других растений. Почему? Как их называют? Приведите примеры.

Задание №4. Иногда хищные звери нападают на людей. Каковы причины появления «людоедов», какие животные становятся ими чаще?

Задание №5. Как показывает практика люди укушенные змеями чаще умирают не от действия яда, а от последствий неправильно оказанной им «помощи». А знаете ли вы, что нужно и чего нельзя делать, если укусит змея?

Задание №6. Чем страшна, и за что получила свое грозное название «Черная вдова»? Где её можно встретить и есть ли у нее столь же ядовитые родственники?

Задание №7. Почему еще 150 лет назад правительство России ссылало каторжников не только в Сибирь, но и на Кавказ? Какая опасность угрожала жизни людей больше чем война, как её устранили?

Задание №8. Что означал в Средние века красный флаг, поднятый на мачте корабля или над стенами города? Почему он внушал людям смертельный ужас? Какие животные связаны с этим ужасом и почему?

Задание №9. Обычно крабы живут в морской либо пресной воде, но известно несколько видов «сухопутных» видов. Какие приспособления позволяют им жить на суше?

Задание №10. Жители города Помпеи погибли в результате извержения Везувия. А вот помпейский червь живет на стенах подводных вулканов в воде с t0 более 1000С. Однако уникальные рекорды выносливости принадлежат другим червям. Что вы об этом знаете?
Задания для 9-го класса
Задание №1. Заполните пропуски. Его называют отцом медицины. Важнейшими диагностическими признаками он считал: ___________________________________________

Своих пациентов он лечил: _______________________________________________________, и рекомендовал заниматься: _______________________ назначал:______________________________ Его призыв к врачам_________________________________________ является основополагающим и в современной медицине. Поэтому молодые врачи дают клятву - ____________________________________________________________________

Задание №2. Какую проблему позволяет решать метод доктора Илизарова? На чем он основан?

Задание №3. Существует ли разница в количестве костей ребенка и взрослого человека, как изменяется в течении жизни его рост, почему с возрастом кости становятся хрупкими, а их прочность зависит от «работы» кожи?

Задание №4. Каковы причина, механизм, и значение появления у человека «гусиной кожи»?

Задание №5. От чего зависит цвет кожи? Полезен или вреден загар? Какова причина появления веснушек?

Задание №6. Многие люди любят собирать грибы. А могут ли грибы поселяться в организме человека? Как они туда попадают, каковы последствия этого и способы профилактики?

Задание №7. Язык выполняет разные функции, какие? Что может увидеть и узнать о пациенте, врач рассматривая язык?

Задание №8. Что мы называем гландами или миндалинами? Сколько их, каково их значение в организме?

Задание №9. Известно, что лейкоциты выполняют защитную функцию. Сколько их, какие они бывают, и почему врачей беспокоит резкое увеличение количества отдельных видов лейкоцитов в крови?

Задание №10. Существуют «болезни» с необычными названиями: «морская болезнь», «болезнь водолазов», «горная болезнь». Каковы их причины и методы устранения?

Задания для 10-го класса
Задание №1. Почему и как изменяется на земле растительный и животный мир?

Задание №2. К чему привело произошедшее около 2-х млрд.лет назад и получившее название «кислородная революция» событие? В чем его суть

Задание №3. Назовите особенности живых организмов, подтверждающие теорию зарождения и развития жизни в океане.

Задание №4. Способность восстанавливать утраченные части тела характерна для многих животных. Как называется , от чего зависит и каково значение этого явления?

Задание №5. Оказывается, хищные морские актинии сами становятся жертвами очень хрупких и беззащитных на вид животных. Кто они, что происходит при этом со стрекательными клетками актиний?

Задание №6. Важнейший признак, по которому различаются животные и растения - наличие у последних фотосинтеза. Однако такое деление весьма условно, поскольку известно много факторов нарушающих такое разделение. Как это происходит?

Задание №7. Известно, что жизнь в группах дает большие преимущества для выживания, особенно если они хорошо организованны. Какие формы коммуникаций используют животные для общения в группах и друг с другом?

Задание №8. Долгое время грибы относили к растениям, но затем выделили в самостоятельное царство. Какие особенности грибов послужили основанием для этого?

Задание №9. Что означает понятие – чередование поколений, каково биологическое значение этого явления, где оно встречается?

Задание №10. Назовите 4 основных механизма поступления веществ в клетку и из нее, через мембрану. Каковы их особенности?


ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ-ЗАДАНИЯ

6 класс
Задание №1. Ответ: А – это огромные глыбы материкового льда, отколовшиеся от ледников и плавающие в океане. Они образуются в Антарктиде и Гренландии. Могут представлять опасность для судов (титаник). Возможно их использование в качестве источника пресной воды.

Задание №2. Ответ: Планета Земля движется вокруг Солнца по орбите. Наиболее удаленная точка – афелия; самая близкая к Солнцу – перегелий.

Задание №3. Ответ: Первым до 00 С остынет песок, потом замерзнет вода в чашке, позже появится лед в бочке, т.к. на скорость остывания влияет – теплоемкость, размеры предмета теплопроводность и др. факторы.

Задание №4. Ответ: Пальцу из горячей воды будет прохладно, а их холодной тепло, так как понятия «тепло» и «холодно» - относительны. Относительны и ощущения человека, одинаковая t0 может восприниматься по-разному, в зависимости от обстоятельств.

Задание №5. Ответ: 1-й термометр изобрел Галилей – перевернутая колба в сосуде с водой. Показания прибора были основаны на расширении воздуха при нагревании и зависели от атмосферного давления, потому не точны!

Задание №6. Ответ: Вода имеет особые свойства: наибольшая плотность её при t0 = 40C при дальнейшем охлаждении до 00 образуется лед, он легче воды и потому не тонет, но при этом он увеличивает свой объем и может разорвать емкость в которой находится, если она недостаточно прочная.

Задание №7. Ответ: Жидкости способны испаряться, на испарение тратится энергия, поэтому оно зависит от t0, а человек выйдя из воды ощущает озноб. В плотно закрытой емкости жидкости не испаряются, скорость испарения зависит от площади поверхности. Испаряться могут и некоторые твердые вещества: нафталин, йод, камфара, лед, сухой лед (твердый CO2) – этот процесс получил название – сублимация.

Задание №8. Ответ: Да, так как между частицами воды имеются пустые промежутки и частицы соли умещаются между частицами воды.

Задание №9. Ответ: Обычно размеры и продолжительность жизни взаимосвязаны: микроорганизмы живут очень мало; мелкие животные живут не долго (насекомые – поденки – 1 день); крупные животные: слоны, киты – живут 50-70 лет; некоторые деревья секвоя – 3000 лет. Мелкие организмы рано приступают к размножению, а крупные животные созревают долго и имеют немногочисленное потомство, т.к. для них необходимо большое пространство.

Задание №10. Ответ: Водоросли относятся к низшим растениям, они слабо расчленены (нет листьев, корней, стеблей, цветов и плодов). Бывают одноклеточные и многоклеточные водоросли (хлорелла) нитчатые – улотрикс, бурые – ламинария, зеленые – хара, и т.д.
7 класс

Задание №1. Ответ:Любка – опыляется ночными насекомыми (совки, бражники), поэтому имеет белые цветы, лучше заметные в сумерках, аромат цветов усиливается к вечеру

Гнездовка - подземная орхидея, лишенная хлорофилла, не имеет настоящих листьев, растение – (паразит)? симбионт (с грибами)

Офрис насекомоносный – цветок по форме и окраске имеет сходство с пчелой или осой и выделяет вещества, аналогичные феромонам, привлекающие насекомых – опылителей.

Какие орхидеи растут только в тропических лесах и отсутствуют в наших?

Ответ: это – эпифиты, т.е. растения, растущие на других растениях (деревьях), но не являющиеся паразитами.

Задание №2. Ответ: Дербенник иволистый. Плач – гуттация тесно связана с водными обменом, при избытке влаги она не успевает испаряться с поверхности листьев и удаляется в виде капель через специальные отверстия – гидатоды. Обильным «плачем» отличаются: манжетка, стрелолист, ароидные. Их называют – растения барометры (синоптики). Весной с началом сокодвижения при повреждении коры может плакать береза, виноград, и некоторые другие растения.

Задание №3. Ответ: Карл Линей разработал цветочные часы, сгруппировав растения по времени раскрывания и закрывания. Первые часы были установлены в г. Упсала – Швеция. Часы «работают» верно только в сухую солнечную погоду.

Задание №4. Ответ: Пневматофоры – дыхательные корни, образуются у растений растущих на болотах; Ходули – характерны для растений мангрового леса; для мускатного ореха (болото); Присоски – у лиан (плющ, кампсис и др.); Гаустории – специальные образования у растений паразитов.

Задание №5. Ответ: Химический, механический состав почвы и её влажность определяют видовой состав произрастающих на них растений, в свою очередь растительность может изменять почву: сфагнум – заболачивание; эвкалипт – осушение; бобовые – обогащение азотом. Из остатков растений образуется гумус, важный компонент почвы, обеспечивающий её плодородие. Гидропоника – выращивание растений без почвы.

Задание №6. Ответ: Тайга – хвойный лес, север. Дождевой лес (джунгли) – тропики. Смешанный лес – хвойные и лиственные породы (умеренный пояс). Широколиственные леса – южнее. Лес без тени (эвкалиптовый). Колки – березовые, осиновые леса. Мангровый лес – на берегу океана, заливаемый водой и др.

Задание №7. Ответ: Держи – дерево. У этого растения многочисленные колючки цепляются за одежду.

Мимоза стыдливая – при прикосновении рукой, её листья складываются и опускаются.

Бутылочное дерево – ствол сильно утолщен и служит резервуаром для запасов воды на засушливый период.

Конфетное дерево – цветоножки разрастаются, они сладкие на вкус, за что дерево и получило свое название.

Тис ягодный – у хвойных пород настоящие плоды не образуются, у них – шишки, шишкоягоды (например у можжевельника). У тиса вокруг семени образуется яркая сочная оболочка.

Задание №8. Ответ: Животные питаются готовыми органическими веществами, которые производят растения на свету, растительноядные животные – питаются растениями; хищники – другими животными. Паразиты – питаются за счет питательных веществ или тканей хозяина. Фильтраторы – моллюски.

Задание №9. Ответ: Тела заворачивали полосками ткани, пропитывая её смолами, не пропускающими воздух и обладающими бактерицидными свойствами.

Задание №10. Ответ: Еще 2400 лет назад древние греки использовали экстракт коры ивы белой. Ива – Salix- салицилин В 1839 г. выделена салициловая кислота из спиреи. В 1853 г. получена ацетил – салициловая кислота. В 1899 г. присвоено название – аспирин.
8 класс
Задание №1. Ответ: Щитни - ракообразные, размеры 5-6 см. Живут в лужах, стоячих водоемах. Откладывают яйца, которые после высыхания водоемов могут сохранять жизнеспособность 9 и более лет благодаря особым оболочкам. При благоприятных условиях из яиц через 2-3 дня появляются личинки, которые активно питаясь мелкими беспозвоночными и детритом уже через 2 недели начинают откладывать яйца, каждая самка может отложить несколько тысяч яиц.

Задание №2. Ответ: Основная причина миграции - климатические изменения: у птиц осенние - весенние перелеты, кормовые миграции (дрозды, клесты) – кочевники. Олени и другие копытные – пищевые миграции; у видов, обитающих в горах – вертикальные. У морских черепах – миграция к месту откладки яиц. У рыб – нерестовые миграции (лосось – угри).

Задание №3. Ответ: Растения – паразиты: повилика, заразиха – лишены хлорофилла и не могут самостоятельно питаться. Полупаразиты – омела – имеет хлорофилл, но живет на деревьях, питаясь их соком. Мытники, погремки – на начальных стадиях развития из семян – паразитируют на корнях других растений.

Задание №4. Ответ: Людоеды бывают среди львов, леопардов, тигров, волков и др. Основные причины: это, как правило больные, ослабленные или раненые животные, неспособные охотиться на традиционную добычу. В голодные годы хищники также могут нападать на домашних животных и людей.

Задание №5. Ответ: Сразу после укуса надо попытаться отсосать яд из ранки, через 5 минут делать это уже поздно. Необходимо уложить человека обеспечить покой, питье. В тяжелых случаях (шок) необходима срочная квалифицированная медицинская помощь. Змеелов обычно имеет при себе сыворотку. Нельзя ампутировать (прижигать рану) конечность или накладывать жгут, давать алкоголь.

Задание №6. Ответ: Черный ядовитый паук, обитающий в пустынях и полупустынях Азии и Америки, укус которого может быть смертелен для человека и животных. Самка крупнее самца, после спаривания часто съедает его, за что ее и прозвали черной вдовой. Другие сильно ядовитые пауки: тарантул, мико (дентрофантес), обитающие в Южной Америке, Австралии.

Задание №7. Ответ: Ныне Кавказское побережье – курорт, а 150 лет назад это были «гиблые места», где свирепствовала малярия, уносившая тысячи жизни. В результате осушения болот, профилактики и эффективного лечения очаги малярии удалось подавить. Для уничтожения личинок комаров – акклиматизировали рыбку гамбузию, которая питается личинками комара.

Задание №8. Ответ: Он означал, что на корабле или в городе чума от нее умирали целые города. Переносчиками чумы являются грызуны: крысы, суслики, песчанки, и живущие на них блохи.

Задание №9. Ответ: Обычно крабы живут в морской, либо в пресной воде, но известны и сухопутные виды: краб приведение, манящий краб – живут в норах на заливаемых участках пляжа, активны ночью. Земляные крабы живут далеко от воды в сухих местах они имеют плотный панцирь, защищающий от высыхания, а жабры преобразовались в «легкие». Икра развивается в особой камере. Скопимера – органы дыхания, расположены в ногах – мембраны, снабжены сетью капилляров. Рак отшельник – живет в раковинах моллюсков.

Задание №10. Ответ: Рекордсменами по выживанию являются коловратки. Они способны выживать в вакууме, переносить температуру жидкого азота – 273 0С, кипячения.

10 класс
Задание №1. Ответ: Под влиянием борьбы за существование (отбор) выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, изменяющиеся в соответствии с изменениями окружающей среды. Этот процесс – эволюция. Материалом для отбора являются полезные мутации, т.е. наследственные изменения, дающие какие-либо преимущества.

Задание №2. Ответ: На Земле появились фотосинтезирующие организмы, а в атмосфере – кислород; как результат их жизнедеятельности. В настоящее время жизнь на Земле не мыслима без кислорода, аэробные организмы преобладают, т.к. в энергетическом плане кислородное окисление более выгодное.

Задание №3. Ответ: 1) Химический состав клетки и внутренней среды схожи с таковым морской воды. 2) Ископаемые остатки наиболее древних организмов – это морские организмы. 3) В онтогенезе даже наземных позвоночных существуют стадии развития, когда закладываются жабры.

Задание №4. Ответ: Регенерация характерна в той или иной мере для всех организмов. У низкоорганизованных она развита в большей степени и даже может быть способом бесполого размножения. Губки можно протереть через сито и из каждой мельчайшей части будет развиваться новый организм. Кишечнополостные, черви, иглокожие – могут восстанавливаться из части организма.

Задание №5. Ответ: Голожаберные моллюски охотятся группами на актиний, причем стрекательные клетки актиний проходя через кишечник не перевариваются, а встраиваются в тело моллюска, сохраняя свою работоспособность и защищают нового хозяина.

Задание №6. Ответ: 1) Для некоторых простейших (жгутиковые - эвглена) характерны два типа питания гетеротрофный и автотрофный (наличие пигмента хлорофилла).

2) Реснитчатые черви (конволюта) – имеет зеленую окраску за счет наличия в их тканях симбиотических водорослей – зоохлорелл.

3) Коралловые полипы – имеют симбиотических жгутиконосцев – зооксантеллы.

4) Моллюски тридакны – симбиотические зооксантеллы.

5) Губки – зоохлореллы.

6) Амбистома – в яйцах хламидомонады обеспечивающие дополнительный кислород.

7) Растения – паразиты, такие как повилика, заразиха, петров крест не способны к фотосинтезу.

Задание №7. Ответ: Ультразвук – дельфины, летучи мыши. 1) Звуки (слух) – сигналы разнообразные: тревога, общение партнеров самца и самки т.д.; 2) Химические вещества (запахи) – обоняние – феромоны (половые) и т.д.; 3) Вибрации (осязание) – тактильные контакты, груминг (у обезьян, попугаев); 4) Зрительные сигналы (позы, жесты) – яркое оперение у птиц, и т.д. насекомые – предупреждающая окраска (осы, пчелы)

Задание №8. Ответ: 1) Способ питания грибов – гетеротрофный, они питаются готовыми органическими веществами, как животные; 2) Размножение спорами (сходство со спорами растениями);

3) Часто грибы являются симбиотическими организмами; имеются также паразитические формы грибов как на растениях, так и на животных; 4) Строение и химический состав клеток и клеточных стенок своеобразен (наличие хитина).

Задание №9. Ответ: У многих растительных и животных организмов наблюдается чередование полового и бесполого поколений (папоротники, мхи: медузы, кораллы), эти поколения выполняют разные функции: размножение, расселение.

Задание №10. Ответ: 1) Диффузия – молекулы и ионы движутся спонтанно по градиенту концентрации; 2) Осмос – это переход молекул, растворителя из зоны высокой концентрации к низкой концентрации; 3) Активный транспорт – перенос веществ против градиента концентрации; 4) Экзо (эндо) цитоз – фагоцитоз - твердые частички, пиноцитоз – поглощение жидких веществ – мембрана образует впячивания.

Задания экологической олимпиады
9 класс
Задание №1.Что означает выражение: «теплый снег»? Правомерно ли оно, если известно, что снег, как и лед – замерзшая вода? Ответ аргументируйте!

Задание №2. Какие особенности живых организмов подтверждают теорию зарождения и развития жизни в океане?

Задание №3. Каким образом некоторые морские организмы связаны с образованием островов и между собой?

Задание №4. Способ добычи пищи оказывает важное влияние на формирование облика животных. Кроме традиционного способа ловли насекомых в ловчие сети, разные виды пауков используют и другие – какие? Приведите примеры (5).

Задание №5. Способность крапивы жалить – известна всем. А знаете ли вы животных обладающих такой же тактикой защиты? Где они встречаются и насколько опасны для человека.

Задание №6. Известно, что дефицит влаги испытывают не только обитатели пустынь, но даже растения тундровых болот. Какие приспособления выработали животные и растения для восполнения дефицита воды и её сохранения?

Задание №7. Что означают следующие термины и понятия:

Эдификатор. Эндемик. Реликт.

Растения, предпочитающие влажные местообитания - _____________

Примерами растения длинного дня являются - ________________,

а короткого ___________ .

Задание №8.Распределите перечисленных ниже животных по 4 характерным для них местообитаниям:

Лес: _____________ 1. бурундук 5. жук-олень

Луг: _____________ 2. суслик 6. личинка стрекозы

Степь: ______________ 3. коростель 7. зеленый кузнечик

Пресный водоем: ____________ 4. кутора 8. дыбка

Можно ли, какое либо животное из перечисленных встретить в любом из 4-х мест обитаний и почему?

Задание №9. В каких экосистемах образование почвенного слоя протекает быстрее, а в каких медленнее и почему?
Задание №10. О высокогорных растениях говорят, что они растут в экстремальных условиях. В чем заключается, эта экстремальность и как альпийские растения приспосабливаются к этим условиям?
10 класс

Задание №1.Поверхность океана очень сложная среда для выживания, вместе с тем здесь высокая плотность жизни. Какие приспособления позволяют обитающим здесь организмам выжить?

Задание №2. Что означают следующие термины и понятия?

Экологическая пирамида -

Консумент I-го порядка -

Сукцессия -

Оценка состояния среды по состоянию живых организмов -

Форма взаимоотношений, когда один вид живет за счет питательных веществ или тканей организма другого вида называется -

Задание №3. Что объединяет следующие организмы: коралловые полипы, лишайники, термиты, зоохлорелы? Что дает им то, что их объединяет?

Задание №4. Несмотря на кажущуюся простоту, одноклеточные организмы используют весьма разнообразные способы питания. Какие? Приведите примеры.
Задание №5. Какие способы проникновения в организм хозяина выработались у различных паразитов?

Задание №6. На море наблюдается поразительное явление - свечение? Какова природа свечения, кто впервые разгадал его истинную причину?

Задание №7. Цинга, пеллагра, бери-бери, «куриная слепота» – что у них общее, и чем они различаются?

Задание №8.Назовите основные природно-климатические и биологические явления, имеющие циклический характер.

Задание №9. Какие наиболее распространенные заболевания людей обусловлены неблагоприятными условиями окружающей среды, какими именно?

Задание №10. Какие особенности распределения растений в фитоценозе, позволяют им максимально использовать ресурсы среды, какие приспособления выработались у растений для совместного существования в сообществах?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

9 класс

Задание №1. Ответ: В отличие от льда снег очень пористый и содержит много воздуха поэтому служит теплоизолятором. При t0 воздуха -30 -400 под снегом значительно теплее (-5 -10 0). Этим пользуются многие животные (тетерева, рябчики – ночуют под снегом), полевки зимой живут под снегом; и растения лучше зимуют под снегом.

Задание №2. Ответ: Химический состав солей внутренней среды клеток, близок к составу морской воды; выход на сушу сопровождается постепенными приспособлениями от высыхания, а растения приобретают дополнительные ткани: механические и проводящие.

Задание №3. Ответ: Колонии кораллов растут, строят известковый скелет. В питании полипов и скорости роста большую роль играют симбиотические водоросли – зооксантеллы. В построении рифов участвуют известковые водоросли и простейшие (фораминиферы, радиолярии и др.)

Задание №4. Ответ: Птицеяды – охотятся не только на насекомых но и на мелких птиц, ящериц, лягушек. Мастофора использует как аркан нить с липкой каплей на конце. Паук краб - затаивается на цветках, имеет маскирующую окраску и подкарауливает насекомых. Динапиды – пользуются «сачком» - сетью между лап, которую набрасывают на насекомых, воруют пойманных насекомых из ловчих сетей других видов.

Задание №5. Ответ: Медузы: крестовик (Дальний восток); цеанея – (Северное море); корнерот (Черное и Азовское моря); гидра, актинии, коралловые полипы - моря. Голожаберные моллюски – моря; насекомые: осы, пчелы жалят – последствия ожогов могут быть тяжелые в плоть до смертельного случая (медузы). Моллюски – конусы – некоторые смертельно ядовиты.

Задание №6. Ответ: 1) использование метаболической воды (при расщеплении жиров) – верблюд;

2) некоторые ящерицы (молох - Австралия) способны конденсировать из воздуха влагу, впитывать её при перепаде t0 (росса);

3) приспособление для уменьшения потери воды – уменьшение испаряющей поверхности – например у кактусов (листья превратились в колючки), восковой налет на листьях;

4) особенности обмена воды: не потеет – верблюд; уменьшенное испарение, концентрированная моча;

5) ночной образ жизни в пустыни;

6) использование нор и др. убежищ например – скорпионы.

Задание №7. Эдификатор – вид, который формирует характерную для данного сообщества среду, например в тайге – лиственница.

Эндемик - вид, обитающий на ограниченной территории, например Кавказский тетерев, - Кавказ, подснежник Борткевича –КБР.

Реликт – живое ископаемое, представитель ранее процветавший группы – например Гинкго , латимерия.

Растения, предпочитающие влажные местообитания – папоротники, мхи.

Примерами растения длинного дня являются – пшеница, банан, пепино, а короткого – хризантемы, астры.

Задание №8.

Лес: 1,5 1. бурундук 5. жук-олень

Луг: 3,7 2. суслик 6. личинка стрекозы

Степь: 2,8 3. коростель 7. зеленый кузнечик

Пресный водоем: 4,6 4. кутора 8. дыбка

Можно ли, какое либо животное из перечисленных встретить в любом из 4-х мест обитаний и почему? Личинка стрекозы живет в воде, а взрослая стрекоза в разных местах обитания, но чаще у водоемов.
Задание №9. Ответ: В тропических лесах листопад происходит равномерно в течение года и быстро перерабатывается (высокая t0 и влажность), поэтому гумус не накапливается. В широколиственных лесах и на лугах – черноземы богаты органикой. Тундры – здесь холодно, теплый период короткий и накопление органики идет очень медленно. Степи – здесь сухо, процесс образования почвы идет медленнее, чем в лесу и на лугах.

Задание №10. Ответ: Погодные условия меняются часто и быстро: то печет яркое солнце, то температура резко понижается и может пойти снег, поэтому растения часто имеют подушковидную форму чтобы лучше аккумулировать тепло, они покрыты волосками, воском для защиты от жгучего солнца, корни – стержневые – проникают глубоко, либо поверхностные.
10 класс
Задание №1. Ответ:1) Эти организмы могут совершать вертикальные миграции, в зависимости от условий, времени суток. 2) Одноклеточные организмы очень многочисленны, быстро восстанавливают численность при благоприятных условиях, некоторые являются симбиотическими организмами (медузы).

Задание №2. Ответ: Экологическая пирамида – соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами в экосистеме, выраженное в их массе

Консумент I-го порядка - животные, питающиеся растительной пищей (грызуны, олени)

Сукцессия – последовательная смена сообществ(биоценозов) во времени, под влиянием природных факторов.

Оценка состояния среды по состоянию живых организмов - биоиндикация

Форма взаимоотношений, когда один вид живет за счет питательных веществ или тканей организма другого вида называется паразитизм.
Задание №3. Ответ: Это симбиотические организмы, для нормальной жизнедеятельности им необходимы партнеры: полипы-зоокслителлы (жгутиконосцы), лишайники (гриб и водоросль); термины – жгутиконосцы в кишечнике для переваривания клетчатки. Симбиотические организмы обладают большей конкурентноспособностью в борьбе за существование.

Задание №4. Ответ: 1) Фотосинтез – автотрофный способ питания (одноклеточные водоросли - хлорелла)

2) Пино и фагоцитоз – амеба обыкновенная; 3) Смешанный – фотосинтез и гетеротрофный (эвглена зеленая); 4) Паразиты – (дизентерийная амеба, жгутиконосцы, инфузории -парамеции) (поглощение питательных веществ всей поверхностью клетки); 5) У инфузорий имеется рот, реснички, которые обеспечивают ток воды с пищевыми частичками.

Задание №5. Ответ: 1) Пассивный (с водой, пищей) – аскариды; 2) Активное внедрение личинок – глохидий (перловица) 3) Перенос кровососами (малярия – комар; сонная болезнь – муха це-це, клещевой энцефалит); 4) С промежуточным хозяином – плоские черви.

Задание №6. Ответ: И.Ф. Крузенштерн – установил, что причина свечения в море – это различные организмы: одноклеточные жгутиковые простейшие , радиолярии: многоклеточные организмы –медузы, кораллы, гребневики, черви, ракушковые рачки.

Задание №7. Ответ: Эти заболевания вызваны недостатком витаминов в пище. Проявляются они по – разному: цинга – воспаляются десны, кровоточат, выпадают зубы; пелагра; Бери-Бери – в Юго-Восточной Азии питание шлифованным рисом, приводит к авитаминозу, куриная слепота – при недостатке витамина А, в сумерках зрение ухудшается.

Задание №8. Ответ: 1) Смена дня и ночи (суточные миграции животных к местам кормежки и кочевки), (раскрытие и закрытие цветков у растений); 2) Годовой цикл (смена сезонов зима, лето) – перелеты птиц, нерестовые миграции рыб (лосось), миграции копытных (северные олени); 3) Лунный цикл – приливы и отливы, активность организмов – приливно-отливной зоны; Солнечная активность – 10 летний цикл (вспышки численности насекомых).

Задание №9. Ответ: 1) Онкологические заболевания – (рак кожи) – излучения; концерогенные вещества.

2) Силикоз – поражение легких, при работе в пыльных, неблагоприятных условиях.

3) Высотная болезнь – в высокогорных районах. 4) Тепловой удар – в районах с жарким климатом. 5) Эндемические заболевания – зоб (недостаток йода в окружающей среде); флюороз – избыток фтора.

Задание №10. Ответ: 1) Ярусность, т.е. различные растения, имея разную высоту, занимают разные ярусы в фитоценозе.2) Особые формы: лианы, эпифиты, эфимеры и эфемероиды. 3) Листовая мозаика – приспособление для максимального использования солнечного света листьями (их расположение в пространстве)





Оценочные баллы

Баллы


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Класс


































6

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

40

7

5

4

4

4

4

5

5

5

4

5

45

8-10

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconСборник статей по Материалам Всероссийской научной конференции
История и философия науки: Сборник статей по материалам Четвертой Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 4-5 мая 2012) / Под...
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconТесты по литературе для 5 9 классов (с ответами). Предметная линия...
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconСборник тестовых заданий
Физические основы механики. Молекулярная физика и термодинамика [Текст]: сборник тестовых заданий / В. М. Полунин, О. В. Лобова,...
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconСборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14...
Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний...
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconСоциокультурные исследования
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Сборник заданий с ответами по материалам заочных icon«омский государственный педагогический университет»
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconИнструкция к выполнению контрольной работы II тура «Теория предмета»
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconСтруктура сценария педагогического проекта «Творчество зарубежных композиторов»
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconСборник задач по физике 8-10 Просвещение 26 30 116
Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconСборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с...
Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием....
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное...
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconТесты для итоговой государственной аттестации «Детская кардиоревматология»
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconУрока «открытия нового» по технологиям «Школы 2100»
Используется технология проблемного диалога (Е. В. Мельникова). Его типы: подводящий – цепочка вопросов с логически выводимыми ответами;...
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconПояснительная записка к дидактическим материалам стр. 7
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе/Е. Л. Рудковская, Л. Н. Боголюбов и др
Сборник заданий с ответами по материалам заочных iconКомпетентностный подход как концептуальная основа современного образования
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск