Скачать 1.02 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Сайгинская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района Томской области
. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для обучающихся 6-9 классов на 2013-2014 учебный год Учитель: Иванова Олеся Викторовна Годовое количество часов: 6 класс____34 7 класс___ 68 8 класс____68 9 класс____68 Плановое количество: Контрольных работ: 6 класс – 3 Практических работ: 7 класс _ 3 Практических работ: 8 класс_4 Лабораторных работ: 6 класс _ 6 Лабораторных работ: 7 класс_10 Лабораторных работ: 8 класс_5 Лабораторных работ: 9 класс_4 Рабочая программа основного общего образования по биологии 6 – 9 класс Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений для УМК Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, а также с учетом учебного плана МБОУ «Сайгинская СОШ». В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования Изучение биологии складывается следующим образом:
9 класс — 68 часов из федерального компонента. Использование в 6 классе часов из регионального (национально-регионального) компонента позволит изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Биология. 6 класс. Живой организм. Автор Н. И. Сонин (34 часа, 1 час в неделю) Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, а также с учетом учебного плана МБОУ «Сайгинская СОШ». Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Эти курсы разработаны по двум из основных линий биологического образования (авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Цель изучения учебного предмета. Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей: 1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности. 2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. 3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.). 4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками. 5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся. С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:
Результаты обучения. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
Должны называть (приводить примеры):
Характеризовать (описывать):
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
Соблюдать правила:
Владеть умениями:
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (1 час в неделю; всего 34 часа) Раздел 1: СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (13 часов) Тема 1.1: Чем живое отличается от неживого Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Тема 1.2: Химический состав клеток Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторные работы: 1.Определение состава семян пшеницы. Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторные работы: 2.Строение клеток живых организмов. Тема 1 4: Деление клетки Деление – важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления – митоз и мейоз. Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор хромосом. Тема 1.5: Ткани растений и животных Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Тема 1.6: Органы и системы органов Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторные работы: 3.Корневые системы. Строение почки. Простые и сложные листья. Строение семян. Строение цветка. Тема 1.7. Организм как единое целое Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (17 часов) Тема 2.1: Питание и пищеварение Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Лабораторные работы: 4. Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал. Тема 2.2: Дыхание Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Тема 2.3: Транспорт веществ в организме Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови). Лабораторные работы: 5.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений. Тема 2.4: Выделение Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Тема 2.5: Опорные системы Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Лабораторные работы: 6.Строение костей животных. Тема 2.6: Движение Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Тема 2.8: Размножение Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Тема 2.9: Рост и развитие Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА (4 часа) Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Тема 3.2. Природные сообщества Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Итоговая контрольная работа Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов. Календарно – тематическое планирование
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Список литературы: Основная учебно- методическая литература:
Дополнительная учебно – методическая литература:
7 КЛАСС Биология. Многообразие живых организмов Авторы: Б. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 68 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны: знать/понимать
уметь • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле». В заключение приведен список основной и дополнительной литературы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 часов, 2 часа в неделю) Введение Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы. РАЗДЕЛ 1 Царство Прокариоты |
Рабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную... Рабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную педагогическую модель образования в школе на 2013-2014 учебный... | Рабочая программа по биологии на 2013-2014 учебный год Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова (Программы... | ||
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе | Реквизиты программы Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год | ||
Реквизиты программы Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год | Рабочая программа по химии 9 кл ас Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель... | ||
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-9 классов на 2013/2014 учебный год Моку долдыканской сош, утвержденного приказом от 27. 08. 2013года №40; требований федерального государственного стандарта общего... | Рабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный... Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования... | Рабочая программа (базовый уровень) по биологии для 7 а,б классов на 2014 2015 учебный год Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. В. Латюшин, В.... | ||
Рабочая программа По биологии для 6 класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы ... | Рабочая программа по изо для 6 классов на 2013- 2014 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе | ||
Пояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г... | Основная образовательная программа 2 и 3 ступеней обучения 2013-2014 учебный год Наименование программы: Образовательная программа лицея 2 и 3 ступеней на 2013-2014 учебный год (для 5-11 классов) | ||
Рабочая программа дополнительного образования на 2013 -2014 учебный год Программа предназначена для учащихся 6-11 классов и рассчитана на 1 год обучения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курсы внеучебной деятельности для обучающихся 1-3 классов на 2013-2014 учебный год |