Скачать 100.4 Kb.
|
Окружающий мир Тема урока: Зелёная аптека. Планируемые результаты: Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться использовать лекарственные растения для оздоровления организма. Метапредметные: Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации; допускать существование различных точек зрения; уметь договариваться, приходить к общему мнению. Личностные: осознают важность лекарственных растений. Оборудование: картинки лекарственных трав, ребусы, карточки, игрушки Ход урока I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
II.Выявление места и причины затруднений. (1 мин) 1.Создание проблемной ситуации. Прослушивание рассказа. - Миша с Машей отправились в поход. Вскоре Маша начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки от волнения заболело сердце. Как же быть? III. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) Варианты ответов детей: Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д. - А как оказать помощь без лекарств? Дети: Применить лекарственные растения. -Так о чём же будем говорить сегодня на уроке? - О лекарственных растениях. - Тема урока: Лекарственные растения или зелёная аптека. - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, продолжив мои предложения: Мы должны ознакомиться _______________________ Мы должны выяснить_____________________ Мы должны научиться______________________ - А как вы думаете, для чего нам это нужно? -Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Догадайтесь. Загадка: Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек. -Это лес. (Картина лесная поляна). IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3 мин) - Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что в лесу мы в гостях у природы. -Вспомните и назовите «Правила друзей природы». - Не шуми! (Лес — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме). - Не срывай растения для букетов. - Растения собирай только там, где их много. - В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. - Не повреждай кору деревьев. -Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку, а по 10 цветов? (26, 260 цветов). -Какой вывод можно сделать? (От красоты леса не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетов»). Поэтому, помните: собирая, сохраняй. - А теперь, добро пожаловать в лес. Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский) - Почему мы с лесом дружим? Дети: Лес наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это чистый воздух и здоровье. Лес – богатство и краса, береги свои леса. V. Реализация построенного проекта (13 мин) -Ребята, смотрите, а кто это сидит под деревом? (доктор Айболит) -Давайте посмотрим мультфильм и узнаем, кого же он лечил. -Ребята, как вы думаете, чем лечил зверей Айболит? 1) работа в группах по карточкам: Составьте из букв названия растений, которыми Айболит лечил зверей. 1 группа: чистотел 2 группа: ромашка 3 группа: зверобой 4 группа: тысячелистник 5 группа: подснежник -Являются ли эти растения лекарственными? -Из каких источников мы можем узнать о лекарственных растениях? (Из книги, интернета, от учителя). -Найдите названные растения в учебнике на с.60-61. -Какие растения вам знакомы? -Что вы знаете об этих растениях? -Какое растение отсутствует на картинке? Почему? (Подснежник – это тоже лекарственное растение, но оно находится на грани исчезновения, поэтому занесено в Красную книгу. В Красную книгу включают растения, которые больше других нуждаются в защите. Красный цвет- сигнал опасности, тревоги.). -Какие лекарственные растения растут в нашем крае? 2)словарная работа -Найдите среди названия растений слова, значение которых вам непонятно. -Давайте обратимся к толковому словарю. Зверобой, чистотел. 3)рассказ учителя о растениях. Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны. Латинское название чистотела происходит от слова «ласточка». В народе его называют ласточкиной травой, чистой травой. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорожденных птенцов. Потому-то и говорят, что зацветает он с прилетом этих птиц. Сок чистотела используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно качество – оно ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности. Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней у животных. Любопытно, что домашние животные на пастбищах не трогают это растение из-за его ядовитых свойств. У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из множества небольших листиков. Таких листиков у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны. Настоем цветов ромашки полощут горло при боли. Давайте научимся её отличать от той, которая не лечит. У лекарственной ромашки листья рассечённые и много мелких цветков, у обычной ромашки листья цельные, на каждом стебельке один цветок. Ученик: А мне бабушка рассказывала, что ромашку лекарственную терпеть не могут мыши. Если в вашу кухню, кладовую или сарай стали наведываться эти грызуны, то их визиты легко прекратить. Для этого достаточно посыпать пол и полки пахучими сухими цветками ромашки. Зверобой. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще её пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверьё убивает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит. А знаете, как пользоваться подорожником при ушибе или ране? Лист подорожника обязательно надо очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране. 3)Сценка «Разговор растений» Идём дальше. Кирилл: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается. Саша: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это? Злая как волчица, Жжется как горчица. Что это за диво? Это же … Кирилл: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная? Саша: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет. Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей, делают бумагу. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение. Кирилл: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны? Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами, укрепляю волосы. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить вкусные и полезные блюда: крапивный салат, щи. Саша: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить. Кирилл: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно. -С каким лекарственным растением познакомились? Где оно применяется? -Но почему всё-таки крапива обжигает? (На листьях и стеблях крапивы имеютя особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.). VI.Физкультминутка. (1 мин) VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин) 1.Викторина «Зелёная аптека под ногами» -Узнайте растение по описанию, найдите его на картинке и расскажите о его применении. 1.Это красивое лекарственное дерево с тёмной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство, применяемое при заболевании. (Липа: применяется при простуде.). 2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждёт, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава, её ещё называют зелёным бинтом. (Подорожник: поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет.) Ученик: Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника. Однажды две змеи грелись на солнышке у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая нет, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран. -Что такое повозка? 3. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу. Лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Что это за растение? (Мать - и - мачеха: помогает при кашле.). - Ребята, а почему это растение получило такое название? (Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные, снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет.) 4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни). Занесена в Красную гнигу. 5.Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название …. (Душица: чаем из душицы вылечивается простуда, заболевание крови). Вывод: О каких лекарственных растениях узнали? 2.Ребусы Отгадайте ребусы и расскажите о целебных свойствах растений. Ромашка, календула. Календула: Цветки растения извещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца, закрываются на ночь. Да и цветет растение долго, до поздней осени. Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием. Настоем цветов ромашки полощут горло при боли. VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин) 1.Самостоятельная работа в парах. -Рассмотрите серию картинок и сформулируйте правила сбора лекарственных растений. 1. «Где собирать лекарственные растения?
2. «Когда собирать лекарственные растения?
3. «Какие лекарственные растения собирать?
4. «Как собирать лекарственные растения?
-Сравните правила с советами Маши и Миши. (Учебник с.61). -Правильно составили правила сбора лекарственных растений? IX. Включение в систему знаний повторение. 1.Игра «Больница». Работа в группах. (8 мин) -А сейчас я вам предлагаю поиграть в больницу. Так как больных зверей много, то вы будете помогать Айболиту лечить их. 1 группа: У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение? (Очень полезен отвар календулы. Им можно полоскать горло.). 2 группа: А у нашей лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (Очень полезно будет ей попить отвар мать – и – мачехи). 3 группа: Вы обратили внимание, какая бледная обезьяна? У неё нет сил. Что же делать? (Ну конечно же, ей поможет отвар зверобоя и крапивы). 4 группа: Как жалко бедного ослика: его так знобит. Наверное, он простыл. Что ему нужно дать, чтобы он пропотел? (чай из липы, чай из малины). 5 группа: А вот Зайка порезал лапу. Что вы ему посоветуете? (Помыть и приложить к ране лист подорожника). Вывод: Я думаю, нашим зверюшкам будет намного легче. Молодцы! Вы научились правильно применять лекарственные растения. - Как помочь Мише и Маше, бабушке и маме? Чем их лечить? X.Рефлексия УД на уроке. (2 мин) -Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. -Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке? -Удалось ли нам её достичь? -Что нового узнали? -Чему научились? -Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? Кому удалось сохранить хорошее настроение - наклейте вокруг лесной поляны весёлых смайликов, а кому не удалось, то грустных смайликов. Урок окончен. |
Урок-путешествие Тема «Зелёная аптека» Презентация «Зелёная аптека» (презентация выполнена в Microsoft Office PowerPoint 2010) | Тема: "Лекарственные растения. Зелёная аптека" Цель Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости | ||
Конспект занятия по теме: «Зеленая аптека» Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе | Тема: Зелёная аптека (2-й урок) Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических... | ||
Справочник моя аптечка, Справочник лекарств, Зеленая аптека, Справочник Заболеваний | Тема урока: «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях» Учитель называет утверждения по теме прошлого урока, а учащиеся поднимают одну из двух карточек («да» зеленая, «нет» черная). Обсуждение... | ||
Реферат Зелёная химия «Зелёная химия». Это направление основано на отсутствие отходов, то есть всё как в природе. И так, «Зелёная химия»- это инновационный... | Конспект для учащихся Ход урока: Построение Учитель называет утверждения по теме прошлого урока, а учащиеся поднимают одну из двух карточек («да» зеленая, «нет» черная). Обсуждение... | ||
Календарно-тематическое планирование Тема Кол-во часов Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Тб. Вводит понятие "аптека", "аналитическая химия", "количественный и качественный... | Тема: Лесная аптека Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений, грибов, карточки с изображением деревьев, кустарников, травянистых... | ||
Урока Календарно-тематическое планирование 6 класс Слуш-е: 1 «Зелёная рощица» рус нар п.; 2 сцена из оперы «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева | Конспект игры «А ну-ка, мальчики!» Учитель называет утверждения по теме прошлого урока, а учащиеся поднимают одну из двух карточек («да» зеленая, «нет» черная). Обсуждение... | ||
Урока: презентация Какая прекрасная стоит на дворе пора: зеленая, прекрасная, благоуханная весна все радует глаз: деревья, цветы | Программа «Зеленая планета» предусматривает различные формы работы... В настоящее время наше учреждение разработало и реализует школьную целевую комплексную программу «Юный гражданин России», которая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственных формах, лекарственном препарате. Фармакопея. Аптека.... | Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... |