Скачать 316.1 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ: Учебно-методические указания к самостоятельной работе Красноярск СФУ 2011 УДК 57. (07) ББК 28.0 я73 О 280 Общая биология: Учебно-методические указания к самостоятельной работе / сост. Е.А. Иванова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011 – 23 с. Данные учебно-методические указания по курсу «Общая биология» разработаны для самостоятельной работы бакалавров направления «Биология». В пособии рассматриваются темы семинарских занятий, вопросы, вынесенные для самостоятельной подготовки студентов к семинарам, литературные источники для подготовки докладов и темы занятий для коллегиального обсуждения. В конце предлагаются контрольные вопросы для зачета. УДК 57. (07) ББК 28.0 я73 © Сибирский федеральный университет, 2011 СОДЕРЖАНИЕ
Структура самостоятельной работы Целью самостоятельного освоения дисциплины «Общая биология» являются формирование у студентов целостного представления о свойствах живых систем, исторического развития жизни, роли биоты в планетарных процессах, о современных направлениях, проблемах и перспективах биологических наук, формирование основы для изучения профессиональных дисциплин. Задачи изучения дисциплины: овладение биологической терминологией; изучение биологических законов их взаимосвязи; определение места науки о живом в современной концепции картины мира; получение представлений о сущности жизни; изучение уровней организации живых систем; изучение основ эволюционно - биологического мировоззрения, происхождения и эволюции видов. Биологические науки являются важнейшей областью знания, которая вносит в построение целостной естественнонаучной концепции мира понятие об особенностях биологического уровня организации материи, о месте живых систем в эволюции Земли, о единстве биосферы. Общая биология является фундаментом развития таких актуальных междисциплинарных направлений, как биология и экология. Только изучение живых организмов дает адекватное представление о качестве (пригодности для жизни) окружающей среды. Вместе с тем, биологические законы – это фундаментальная основа сельскохозяйственного производства, медицины, социальных и психологических наук, рационального природопользования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: фундаментальные разделы общей биологии, необходимые для освоения общепрофессиональных дисциплин; основные концепции и методы биологических наук; стратегию сохранения биоразнообразия и охраны природы (т.е. уровни организации живых систем; общие свойства живых систем; химический состав живых организмов; принципы структурной организации клеток и регуляции метаболизма; жизненный цикл клетки; основы генетики и селекции; многообразие биологических видов; биологию индивидуального развития; теории эволюции органического мира) Уметь: применять знания в общей биологии для освоения общепрофессиональных дисциплин и решения профессиональных задач (т.е. осуществлять взаимосвязь биологии с другими науками; осуществлять взаимосвязь процессов метаболизма; решать генетические задачи и задачи по генетике популяций и экологии). Владеть: навыками, необходимыми для освоения теоретических основ и методов биологии и экологии. Общая трудоемкость дисциплины составляет 80 часов (табл.1). Таблица 1 – Виды учебной деятельности
Аудиторные занятия проводятся в виде лекций и семинарских занятий. Самостоятельная работа включает теоретическое освоение курса и подготовку к семинарским занятиям. Семинарские занятия проводятся по следующим темам (табл.2) Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Пример графика приведен в Приложении А. Самостоятельная работа студентов является необходимой формой обучения, то есть в процессе подготовки к семинару студенты самостоятельно изучают материал, готовят доклады с презентациями по предложенным темам или представляет изученный материал в виде таблиц, конспектов. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного глубокого прорабатывания. В результате выступления с докладом студенты учатся: логике построения выступления, четко и кратко излагать суть доклада, составлять и демонстрировать презентацию, соблюдать регламента выступления, вести дискуссию. Самостоятельная подготовка к семинару сводится к следующим этапам: 1.Выбор темы, определение задач. 2.Подготовка вопросов для обсуждения. 3.Распределение заданий и тем для сообщений. 4.Подбор основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. 5.Консультации у преподавателя. 6.Определение критериев оценки выступлений. 7.Подготовка доклада и презентации Таблица 2 – Темы семинарских занятий
По некоторым темам семинарских занятиях по курсу «Общая биология» студенты представляют доклады с презентациями. Цель презентации – научить студента грамотно составлять и пользоваться презентацией во время доклада. Презентации — способ представления информации, сочетающий в себе текст, гипертекстовые ссылки, компьютерную анимацию, графики, видео, музыку и звуковой ряд (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления. Презентация всегда состоит из двух основных компонентов: информации, которую выступающий хочет донести до аудитории, и манеры изложения. Это означает, что, выступая перед аудиторией, следует сосредоточиться на двух моментах: что говорить и как говорить. Для подготовки презентации необходимо четко сформулировать тему доклада, узнать регламент доклада, четко сформулировать план и тезисы доклада. Написанный на бумаге текст помогает более четко и последовательно изложить материал. Презентации обычно делают в PowerPoint, в Impress, либо в Acrobat. Хотелось бы выделить основные этапы подготовки презентации:
Несколько полезных советов студенту, который будет составлять презентацию. Важно учитывать, что НЕЛЬЗЯ на слайдах писать ВСЁ, что вы собираетесь сказать. На слайды должны попасть только самые важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, рисунки, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией. Не помещайте на слайд целиком то, что вы намерены сказать словами. Большой текст будет очень трудно прочитать и, почти невозможно, запомнить. Старайтесь делать слайды на однородном светлом фоне. Делайте текст более контрастным. Лучше писать темным по светлому фону. Выделяйте ключевые слова в предложении жирным шрифтом или цветом. Избегайте наклонного и подчеркнутого начертания. Текст должен читаться с последнего ряда, пишите крупно. Плотно набранный текст с маленькими промежутками между строками будет читаться трудно, даже, если вы использовали крупный шрифт. Лучше выбрать меньший шрифт, но увеличить промежутки между строчками. Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического курса Семинарские занятия по курсу «Общая биология» студенты рассматривают темы, которые интегрировано отражают лекционный курс и самостоятельную работу студента. Таким образом, важность самостоятельной работы возрастает значительно. Практически к каждому занятию студенты самостоятельно готовят доклад с презентацией по одной из выбранных тем. Темы выдаются преподавателем заранее ( на предыдущем занятии) и согласовываются со всей группой. Во время самостоятельной теоретической подготовки к семинарскому занятию студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Ниже представлены темы семинарских занятий, темы докладов и самостоятельной теоретической подготовки с формой контроля по трем разделам курса «общая биология». Раздел 1. Уровни организации живой материи. Тема 1. Сравнительная характеристика строения клеток прокариот и эукариот (растительная, грибная, животная). Деление клетки и ядра. Самостоятельная работа по данной теме включает самостоятельную подготовку доклада студента с презентацией (одна тема на 2-3 студента) и с прорабатывание теоретического материала с предоставлением преподавателю конспекта в виде таблицы. Предлагаются следующие темы докладов на выбор студентов:
Кроме докладов с презентацией, каждый студент индивидуально заполняет таблицу 3, где четко обоснует сходство и различия прокариотической и эукариотической клеток, а также различия между клетками растений, животных и грибов. Ответы в виде : «ядро в клетке бактерий - отсутствует в клетках грибов, растений и животных – присутствует» не принимаются, нужно расписать более подробно. Таблица 3 - Сходство и различие в строение разных типов клеток
Литература для подготовки к занятию:
Вопросы для самоподготовки к занятию: 1. Что такое клетка? Почему ее называют элементарной единицей жизни? 2. Особенности строения клеточной мембраны бактериальной, грибной, растительной и животной клеток. 3. Мембранные и немембранные органоиды клеток разных типов, их строение и функции. 4. В чем заключаются черты сходства митохондрий и хлоропластов? 5. Строение и функции ядра? 6. Какие структуры клетки связаны с передачей наследственности? 7. Чем характеризуется цитоплазма клетки? 8. Функции плазматической мембраны. 9. Что такое осмос, осмотическое давление клетки? |
Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... | Общая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении... Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | ||
Пояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология» Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией... | Рабочая программа по дисциплине Биоценология и теория экологической... Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601... | ||
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»... | Рабочая программа по биологии «Общая биология» «Общая биология» автора Н. И. Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.... | ||
Название Предмет Направление Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень на 2011 2012 год Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю. Ведется по учебнику «Общая биология» А.... | Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | ||
Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,... | Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 классы: учебник... Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 11 класса «Общая биология» В. В. Пасечника... | ||
Рабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс.... Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение... | Экзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам... Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... |