Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных»





НазваниеПримерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных»
страница1/6
Дата публикации12.04.2015
Размер0.81 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Биология > Примерная программа
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

«Анатомия животных»

Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

111801 «Ветеринария»

Квалификация (степень) выпускника – «специалист»


Москва 2011

1. Цель и задачи дисциплины “Анатомия животных”

Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические знания о функционирующем, развивающемся и приспосабливающемся организме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а). Общеобразовательная задача заключается в углубленном ознакомлении студентов со строением организма животных и дает фундаментальное биологическое образование в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшим учебным заведениям биологического профиля.

б). Прикладная задача освещает вопросы, касающиеся функциональной, эволюционной и клинической анатомии и создает концептуальную базу для реализации междисциплинарных структурно-логических связей с целью выработки навыков врачебного мышления.

в). Специальная задача состоит в ознакомлении студентов с современными направлениями и методическими подходами, используемыми в анатомии для решения проблем животноводства и ветеринарии, а также имеющимися достижениями в этой области.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Анатомия животных» относится к циклу общепрофессиональных ветеринарно-биологических дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Анатомия животных»:

- Уметь ясно и четко строить устную и письменную речь.

- Использовать знание иностранного языка для получения необходимой информации из иностранных и отечественных источников.

- Осознать значение информации в развитии современного общества и владеть элементарными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

- Иметь общие представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе.

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область врачебной деятель­ности.

- Иметь основополагающие знания по биологии, химии, физики и др. естественным наукам.

Дисциплина «Анатомия животных» является базовой, на которой строятся большинство последующих дисциплин, таких как:

1. Физиология и этология животных.

2. Цитология, гистология и эмбриология.

3. Оперативная хирургия с топографической анатомией.

4. Клиническая диагностика.

5. Внутренние незаразные болезни.

6. Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза.

7. Ветеринарно-санитарная экспертиза.

8. Акушерство и гинекология.

9. Иммунология.

10. Болезни лабораторных, мелких и экзотических животных.

11. Болезни птиц.
3. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины « Анатомия животных» направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения.

- Представление о возможностях современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

- Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественных и количественный анализ.

- Обосновывать закономерности развития и структурной организации живых объектов на всех его уровнях жизнедеятельности (организм, система, орган).

- Использовать морфофункциональный подход к оценке структурных образований в организме животных.

- Формирование нормативных показателей анатомических структур организма животного с учетом видовой и породной принадлежности, возрастных периодов, полового диморфизма, ареала обитания, содержания и кормления.

- Топографо-анатомическое обоснование оперативных доступов к различным структурам организма животного.

В результате изучения дисциплины студент должен знать.

а). Общие закономерности строения организма млекопитающих и птиц.

б). Видоспецифические особенности строения и расположения структур организма животных.

в). Анатомо-функциональные и анатомо-топографические характеристики систем организма и областей тела с учетом видовых и возрастных особенностей животных.

г). Клинические аспекты функциональной анатомии систем и отдельных органов с учетом видовых особенностей, а также современные методы биологического анализа морфологических перестроек, используемые в лечении животных.

Студент должен уметь.

а). Обращаться с анатомическими и хирургическими инструментами.

б). Проводить анатомическое вскрытие.

в). Обращаться с трупным материалом и живыми животными в соответствии с правилами «техники безопасности».

г). Ориентироваться в расположении органов, границ областей по скелетным ориентирам тела различных видов и возрастов домашних животных.

д). Определять видовую принадлежность органов по анатомическим признакам: величина, строение, консистенция, цвет.

е). Проводить сравнительный анализ наблюдаемых структурных изменений, формулировать выводы и обоснования к ним.

ж). Устанавливать связь изученного материала с другими дисциплинами.

з). Применять полученные знания в практической и научной деятельности.

Студент должен владеть.
а) Конкретными теоретическими знаниями по дисциплине.
б) Современными методами и способами изучения структурной организации биологических объектов на всех его уровнях.

в) Методами оценки топографии органов и систем организма.

г) Современными информационными и инновационными технологиями.


4. Объем дисциплины “Анатомия животных”

Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.


Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

1

2

3

Аудиторные занятия (всего)

216

72

90

54

В том числе:

-

-

-

-

Лекции

72

18

36

18

Лабораторные работы (ЛР)

90

36

36

18

Практические занятия (ПЗ)

54

18

18

18

Семинары

-

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

216

72

90

54

В том числе:

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

+

+

+

+

Расчетно-графические работы

-

-

-

-

Реферат

+

+

+

+

Другие виды самостоятельной работы













Создание тематических презентаций, видеороликов

+

+

+

+

Изготовление макетов и фотоматериалов

+

+

+

+

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет – 1

Экзамен–2

экзамен

зачет

экзамен

Общая трудоемкость часы / зачетные единицы

432/12

144/4

180/5

108/3



5. Содержание дисциплины “Анатомия животных”

5. 1. Содержание разделов дисциплины

Введение

Анатомия как наука, её место в ряду биологических и ветеринарных дисциплин. Значение анатомии при подготовке ветеринарного врача в связи с задачами обеспечения охраны здоровья человека и окружающей среды. История развития анатомии как науки.

Морфогенетические и адаптивные преобразования организма в историческом (филогенез) и индивидуальном (онтогенез) аспектах, факторы их обуславливающие. Основные законы биологического развития, направления эволюционного процесса, доместикация и её влияние на породные и возрастные особенности строения животных.

Биоморфологические закономерности строения и развития организма, адаптивный потенциал и его влияние на видовую и индивидуальную изменчивость. Организм, уровни его организации, основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие. Целостность организма, её структурные и функциональные проявления. Взаимосвязь организма и среды как фактор, обуславливающий особенности его строения, развития и функционирования.

Понятие о норме, вариантах и аномалиях строения и развития организма, систем и органов.

Современные методы научных исследований в анатомии, научно-исследовательская работа студентов. Международная анатомическая номенклатура, основы анатомической терминологии.

Задачи развития анатомии, её современные направления и цели.


  1. Соматические системы

Раздел 1. АППАРАТ ДВИЖЕНИЯ

Общая морфофункциональная характеристика строения и развития опорно-двигательного аппарата и факторы их определяющие. Значение аппарата в жизнедеятельности организма.

    1. . Костная система, или скелет (остеология). Характеристика скелета, принципы его деления на отделы. Роль скелета в жизнедеятельности организма. Морфогенез скелета, внешние и внутренние факторы, определяющие особенности его строения и функционирования. Кость как орган (костная и хрящевая ткани, костный мозг, надкостница, эндост), закономерности остеогенеза. Классификация костей и их архитектоника, химические и физические свойства костной ткани. Видовые и возрастные особенности скелета.

Скелет туловища. Позвоночный столб и грудная клетка, их видовые и возрастные особенности, общие закономерности строения. Строение костного сегмента и функциональная роль его элементов.

Скелет головы. Общая анатомофункциональная и топографическая характеристика костей черепа и его отделов. Околоносовые пазухи и каналы черепа. Видовые, возрастные и половые особенности скелета головы

Скелет конечностей. Морфофункциональная характеристика скелета конечностей и принцип их деления на звенья. Преобразования конечностей в связи со способом стато-локомоции, редукция лучей. Видовые и возрастные особенности скелета поясов и свободных грудных и тазовых конечностей у домашних животных.

    1. . Соединение костей (синдесмология). Морфофункциональная характеристика соединения костей, их классификация и морфогенез. Строение суставов, их морфофункциональная классификация. Биомеханические характеристики суставов и их компонентов. Морфофункциональное обоснование повреждений костно-суставных соединений и их лечебной коррекции. Возрастные, видовые и половые особенности соединений костей.

Рентгеноанатомия костно-суставной системы. Значение и преимущества рентгенанатомических исследований костно-суставной системы. Принципы проведения исследований и анализа рентгенологической информации. Особенности рентгеновского изображения костей осевого и периферического скелета с учётом видовых и возрастных особенностей строения. Место и роль метода в диагностике структурно-функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

    1. . Мышечная система (миология). Морфофункциональная характеристика скелетных мышц. Взаимосвязь мышечной системы с другими системами организма. Мышца как орган, морфогенез мышечной системы. Физические свойства и химический состав мышц. Структурно-функциональная классификация мышц. Вспомогательные органы мышечной системы, их строение и функциональная характеристика. Места фиксации сухожилий и их роль в биомеханике опорно-двигательного аппарата. Факторы, определяющие индивидуальные и видовые особенности мышечной системы

Мускулатура туловища. Основные данные морфогенеза соматической мускулатуры туловища и хвоста. Её морфофункциональные особенности в различных отделах туловища и закономерности расположения.

Мускулатура головы. Источники развития мускулатуры головы. Особенности строения и расположения мимической и жевательной мускулатуры.

Мускулатура конечностей. Общие закономерности строения и расположения мышц на конечностях, источники их развития. Статический аппарат конечностей копытных и его роль в статике и динамике животного.

Топографические особенности расположения бурс и синовиальных влагалищ. Видовые особенности строения и расположения мышц конечностей.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины Патологическая анатомия,...
Цель – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины «Физиология животных»
«Кормление животных», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Звероводство», «Основы ветеринарии», «Биотехника воспроизводства с основами...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины физиология и этология...
Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины
Целью дисциплины является дать студентам теоретические и практические знания по оптимизации условий содержания животных, санитарно-гигиенической...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Изучение базируется на знаниях по биохимии и физиологии сельскохозяйственных животных, разведению животных, радиобиологии и других...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины «Технология первичной...
Изучение дисциплины базируется на знаниях морфологии, физиологии животных, биологической и физколлоидной химии, микробиологии и иммунологии,...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины «Разведение с основами частной зоотехнии»
Основная цель преподавания дисциплины всестороннее познание биологических особенностей сельскохозяйственных животных, показателей...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная фармакология. Токсикология»
Цель: Изучение свойств лекарственных веществ, их влияния на физиологические функции организма животных, применение с лечебной и профилактической...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины «Патологическая анатомия...
Обеспечить обучающихся необходимой информацией по вопросам возникновения и развития структурных изменений в больном организме, их...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины «Паразитология и инвазионные болезни»
Цель дисциплины дать студентам теоретические и практические знания по вопросам, связанным с паразитарными заболеваниями животных,...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины топографическая анатомия...
Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа наименование дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза»
Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств и проводить ветсанмероприятия в случаях обнаружения болезней...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 6 «Пластическая анатомия»
Специфика дисциплины «Пластическая анатомия», определяются характером костно-мышечного строения тела человека и животных, движением...
Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск