Скачать 0.81 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины «Анатомия животных» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 «Ветеринария» Квалификация (степень) выпускника – «специалист» Москва 2011 1. Цель и задачи дисциплины “Анатомия животных” Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические знания о функционирующем, развивающемся и приспосабливающемся организме. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: а). Общеобразовательная задача заключается в углубленном ознакомлении студентов со строением организма животных и дает фундаментальное биологическое образование в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшим учебным заведениям биологического профиля. б). Прикладная задача освещает вопросы, касающиеся функциональной, эволюционной и клинической анатомии и создает концептуальную базу для реализации междисциплинарных структурно-логических связей с целью выработки навыков врачебного мышления. в). Специальная задача состоит в ознакомлении студентов с современными направлениями и методическими подходами, используемыми в анатомии для решения проблем животноводства и ветеринарии, а также имеющимися достижениями в этой области. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Анатомия животных» относится к циклу общепрофессиональных ветеринарно-биологических дисциплин. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Анатомия животных»: - Уметь ясно и четко строить устную и письменную речь. - Использовать знание иностранного языка для получения необходимой информации из иностранных и отечественных источников. - Осознать значение информации в развитии современного общества и владеть элементарными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. - Иметь общие представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе. - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область врачебной деятельности. - Иметь основополагающие знания по биологии, химии, физики и др. естественным наукам. Дисциплина «Анатомия животных» является базовой, на которой строятся большинство последующих дисциплин, таких как: 1. Физиология и этология животных. 2. Цитология, гистология и эмбриология. 3. Оперативная хирургия с топографической анатомией. 4. Клиническая диагностика. 5. Внутренние незаразные болезни. 6. Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза. 7. Ветеринарно-санитарная экспертиза. 8. Акушерство и гинекология. 9. Иммунология. 10. Болезни лабораторных, мелких и экзотических животных. 11. Болезни птиц. 3. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины « Анатомия животных» направлен на формирование у студентов следующих компетенций: - Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения. - Представление о возможностях современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций. - Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественных и количественный анализ. - Обосновывать закономерности развития и структурной организации живых объектов на всех его уровнях жизнедеятельности (организм, система, орган). - Использовать морфофункциональный подход к оценке структурных образований в организме животных. - Формирование нормативных показателей анатомических структур организма животного с учетом видовой и породной принадлежности, возрастных периодов, полового диморфизма, ареала обитания, содержания и кормления. - Топографо-анатомическое обоснование оперативных доступов к различным структурам организма животного. В результате изучения дисциплины студент должен знать. а). Общие закономерности строения организма млекопитающих и птиц. б). Видоспецифические особенности строения и расположения структур организма животных. в). Анатомо-функциональные и анатомо-топографические характеристики систем организма и областей тела с учетом видовых и возрастных особенностей животных. г). Клинические аспекты функциональной анатомии систем и отдельных органов с учетом видовых особенностей, а также современные методы биологического анализа морфологических перестроек, используемые в лечении животных. Студент должен уметь. а). Обращаться с анатомическими и хирургическими инструментами. б). Проводить анатомическое вскрытие. в). Обращаться с трупным материалом и живыми животными в соответствии с правилами «техники безопасности». г). Ориентироваться в расположении органов, границ областей по скелетным ориентирам тела различных видов и возрастов домашних животных. д). Определять видовую принадлежность органов по анатомическим признакам: величина, строение, консистенция, цвет. е). Проводить сравнительный анализ наблюдаемых структурных изменений, формулировать выводы и обоснования к ним. ж). Устанавливать связь изученного материала с другими дисциплинами. з). Применять полученные знания в практической и научной деятельности. Студент должен владеть. а) Конкретными теоретическими знаниями по дисциплине. б) Современными методами и способами изучения структурной организации биологических объектов на всех его уровнях. в) Методами оценки топографии органов и систем организма. г) Современными информационными и инновационными технологиями. 4. Объем дисциплины “Анатомия животных” Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины “Анатомия животных” 5. 1. Содержание разделов дисциплины Введение Анатомия как наука, её место в ряду биологических и ветеринарных дисциплин. Значение анатомии при подготовке ветеринарного врача в связи с задачами обеспечения охраны здоровья человека и окружающей среды. История развития анатомии как науки. Морфогенетические и адаптивные преобразования организма в историческом (филогенез) и индивидуальном (онтогенез) аспектах, факторы их обуславливающие. Основные законы биологического развития, направления эволюционного процесса, доместикация и её влияние на породные и возрастные особенности строения животных. Биоморфологические закономерности строения и развития организма, адаптивный потенциал и его влияние на видовую и индивидуальную изменчивость. Организм, уровни его организации, основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие. Целостность организма, её структурные и функциональные проявления. Взаимосвязь организма и среды как фактор, обуславливающий особенности его строения, развития и функционирования. Понятие о норме, вариантах и аномалиях строения и развития организма, систем и органов. Современные методы научных исследований в анатомии, научно-исследовательская работа студентов. Международная анатомическая номенклатура, основы анатомической терминологии. Задачи развития анатомии, её современные направления и цели.
Раздел 1. АППАРАТ ДВИЖЕНИЯ Общая морфофункциональная характеристика строения и развития опорно-двигательного аппарата и факторы их определяющие. Значение аппарата в жизнедеятельности организма.
Скелет туловища. Позвоночный столб и грудная клетка, их видовые и возрастные особенности, общие закономерности строения. Строение костного сегмента и функциональная роль его элементов. Скелет головы. Общая анатомофункциональная и топографическая характеристика костей черепа и его отделов. Околоносовые пазухи и каналы черепа. Видовые, возрастные и половые особенности скелета головы Скелет конечностей. Морфофункциональная характеристика скелета конечностей и принцип их деления на звенья. Преобразования конечностей в связи со способом стато-локомоции, редукция лучей. Видовые и возрастные особенности скелета поясов и свободных грудных и тазовых конечностей у домашних животных.
Рентгеноанатомия костно-суставной системы. Значение и преимущества рентгенанатомических исследований костно-суставной системы. Принципы проведения исследований и анализа рентгенологической информации. Особенности рентгеновского изображения костей осевого и периферического скелета с учётом видовых и возрастных особенностей строения. Место и роль метода в диагностике структурно-функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
Мускулатура туловища. Основные данные морфогенеза соматической мускулатуры туловища и хвоста. Её морфофункциональные особенности в различных отделах туловища и закономерности расположения. Мускулатура головы. Источники развития мускулатуры головы. Особенности строения и расположения мимической и жевательной мускулатуры. Мускулатура конечностей. Общие закономерности строения и расположения мышц на конечностях, источники их развития. Статический аппарат конечностей копытных и его роль в статике и динамике животного. Топографические особенности расположения бурс и синовиальных влагалищ. Видовые особенности строения и расположения мышц конечностей. |
Примерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется... Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется... Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин | ||
Примерная программа наименование дисциплины Патологическая анатомия,... Цель – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических... | Примерная программа наименование дисциплины «Физиология животных» «Кормление животных», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Звероводство», «Основы ветеринарии», «Биотехника воспроизводства с основами... | ||
Примерная программа наименование дисциплины физиология и этология... Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение... | Примерная программа наименование дисциплины Целью дисциплины является дать студентам теоретические и практические знания по оптимизации условий содержания животных, санитарно-гигиенической... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Изучение базируется на знаниях по биохимии и физиологии сельскохозяйственных животных, разведению животных, радиобиологии и других... | Примерная программа наименование дисциплины «Технология первичной... Изучение дисциплины базируется на знаниях морфологии, физиологии животных, биологической и физколлоидной химии, микробиологии и иммунологии,... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «Разведение с основами частной зоотехнии» Основная цель преподавания дисциплины всестороннее познание биологических особенностей сельскохозяйственных животных, показателей... | Примерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная фармакология. Токсикология» Цель: Изучение свойств лекарственных веществ, их влияния на физиологические функции организма животных, применение с лечебной и профилактической... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «Патологическая анатомия... Обеспечить обучающихся необходимой информацией по вопросам возникновения и развития структурных изменений в больном организме, их... | Примерная программа наименование дисциплины «Паразитология и инвазионные болезни» Цель дисциплины дать студентам теоретические и практические знания по вопросам, связанным с паразитарными заболеваниями животных,... | ||
Примерная программа наименование дисциплины топографическая анатомия... Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной... | Примерная программа наименование дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза» Российской Федерации от заноса заразных болезней из других государств и проводить ветсанмероприятия в случаях обнаружения болезней... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 6 «Пластическая анатомия» Специфика дисциплины «Пластическая анатомия», определяются характером костно-мышечного строения тела человека и животных, движением... | Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека... Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |