Скачать 224.91 Kb.
|
ГБОУ СПО МО «Ступинское медицинское училище» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на ЦМК специальных дисциплин « ___» _______________2013г. протокол № ___ от «___» ____________2013г. зам.по учебной работе _______________Н.Е. Войтко _____________ Г.М.Киселева РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для самостоятельной работы студентов по теме: «Исследование проблемы йододефицита» Асонова Н.В. – преподаватель Козлова Т.В. - преподаватель Ступино 2013 Пояснительная записка Йододефицитные заболевания относятся к числу наиболее распространенных заболеваний человека. По данным Всемирной организации здравоохранения около 2 млрд. жителей Земли живут в условиях йодного дефицита. Дефицит йода может не иметь ярко выраженных проявлений, поэтому он получил название «скрытый голод». Наиболее тяжелые последствия йодный дефицит оказывает на мозг ребенка, формируя его необратимые изменения. Также от дефицита йода страдает слух, зрительная память, речь. На фоне даже умеренного дефицита йода в среднем на 10% снижаются умственные способности всего населения, что представляет угрозу интеллектуальному и экономическому потенциалу всей нации. Дефицит йода влияет на рождаемость и жизнеспособность потомства. Данная рабочая тетрадь разработана для самостоятельной работы студентов с целью оптимизации самостоятельной деятельности. Рабочая тетрадь поможет изучить проблему йододефицита у студентов с помощью самодиагностики, разработать методы профилактики недостатка йода в организме с помощью йодированных продуктов. Уважаемый студент! В рабочей тетради представлены практические задания по проблеме йододефицита. Для выполнения некоторых заданий Вам потребуется обратиться к учебной или справочной литературе, информационным Internet – ресурсам. Желаем успехов! Обозначения, используемые в «Рабочей тетради» - ответьте письменно на вопросы анкеты или опросника - сделайте выводы - творческое задание для самостоятельной работы - это интересно Первый этап исследовательской деятельности Определение цели исследования: Изучить проблему йододефицита и разработать профилактические рекомендации. Задание № 1 Ответьте на вопросы анкеты Анкета «Моё отношение к проблеме йододефицита» 1) Для нормального функционирования какой железы внутренней секреции необходим йод? _________________________________________________ 2) Какие гормоны вырабатывает эта железа? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 3) К каким последствиям для организма может привести недостаток йода? __________________________________________________________________________ 4) Часто ли Вы употребляете морепродукты? (Подчеркните выбранный ответ). а) не употребляю вообще; б) 1 раз в месяц; в) 1 раз в неделю; г) каждый день
13. Хотели бы вы продолжить заниматься изучением проблемы йододефицита в дальнейшем? (да) (возможно) (нет) Выводы: Первый вопрос анкеты: ___________________________________________ Второй вопрос анкеты: ____________________________________________ Третий вопрос анкеты: ____________________________________________ Задание № 2 Чтобы исследовательская работа имела смысл, Вы должны сформулировать гипотезу (предположение) об изучаемой проблеме. Эту гипотезу в процессе работы Вы должны подтвердить или опровергнуть. Гипотезы 1. Студенты испытывают _______________________________________________________. 2. Рацион питания _____________________________________________________________. Задание № 3 Внимательно прочитайте информацию и определите по карте, какой дефицит йода наблюдается в вашей местности. В России основной проблемой для щитовидной железы является дефицит йода. Около 100 млн человек (примерно 2/3 населения) проживают на территориях с недостатком йода в воде, почве и продуктах питания местного происхождения. Наиболее широко дефицит йода и эндемический зоб распространены в предгорных и горных местностях (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Сибирское плато, Дальний Восток), а также в Верхнем и Среднем Поволжье, на Севере и в центральных областях европейской части страны. Рис. 1. ВОЗ: йодное обеспечение населения Земли к началу XXI века [Шилин Д.Е. Эндемический зоб у детей и подростков Российской Федерации: диагностика, лечение и профилактика в условиях дефицита йода. http://old.consilium-medicum.com/media/pediatr/05_02/59.shtml] Мои выводы: я проживаю в ______________________ области, ______________ районе, городе ___________________, где наблюдается _______________________ дефицит йода. Задание № 4 Проведение опыта методом йодной сетки Б.А. Старожука. Инструкция: Нанесите йодную сетку на верхнюю треть внутренней поверхности предплечья. Для этого возьмите ватную палочку, смочите ее 5%-ным спиртовым раствором йода и начертите на коже вертикальные и горизонтальные пересекающиеся полосы так, чтобы получилась табличка с квадратиками 1см на 1см. Почему именно такие квадратики? Было просчитано, что это идеальная геометрическая фигура для равномерного распространения нанесенной жидкости: и всасывается достаточно быстро, и действует эффективно. Оценка результата: если йодная сетка исчезнет через один час – острый дефицит йода, если через три часа – имеется дефицит йода, 6 часов - нехватка йода не так заметна, через сутки – содержание йода в организме в норме. Мои результаты: Йодная сетка исчезла (сделать отметку в соответствующей графе)
Мои выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Результаты проведения пробы на наличие йододефицита по методике Старожука среди студентов. Нами было проведено исследование дефицита йода в организме студентов в группе, состоящей из ____ человек. При проведении исследования была использована методика Старожука. В результате установлено, что уже через 1 час йодная сетка исчезла практически полностью у ___ студентов, что составляет ____% всей группы. Это может означать _____________________________________________ в организме этих испытуемых. Через 3 часа йодная сетка исчезла у _____ студентов (___%), т.е. эти студенты могут испытывать ______________________________________________________________. Через 6 часов ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________. Через 24 часа ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Таким образом, _____ (___%) студентов испытывают дефицит йода в организме. Задание № 5 Проведём обработку данных, полученных при анкетировании. Результаты анкетирования студентов. Вставьте пропущенные данные. Допишите текст. Нами было проведено анкетирование студентов в количестве ____ человек на предмет отношения к проблеме йододефицита. Студентам было предложено ответить на ___ вопросов анкеты, при помощи которой была выделена группа риска по заболеваниям щитовидной железы, связанным с дефицитом йода. Результаты обрабатывались с помощью программы Microsoft Excel. Данные представлены на диаграммах. Диаграмма 1. Группа риска по заболеваниям щитовидной железы, связанным с йододефицитом В результате анкетирования установлено, что 1. _____________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 6 Какое влияние на организм человека оказывает дефицит йода? Отметьте на рисунке, какие органы и системы страдают при йододефиците (укажите стрелками)?
Самостоятельно заполните таблицу «Йододефицитные заболевания».
Задание № 7. Внимательно изучите картины великих художников. Какие интересные наблюдения по нашей тематике Вы можете сделать?
Задание № 8
Таблица однодневного рациона питания студента
Сделайте вывод. __________________________________________________________________________
Диаграмма 3. Употребление йодированной соли в пищу Диаграмма 2. Частота употребления морепродуктов студентами Вывод: _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица моего однодневного рациона питания
Я за сутки принимаю ______ мкг йода – это ___________________________, т.к. моя суточная потребность _________________________________________ ___________________________________________________________________. Мои рекомендации __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Составьте список продуктов и их минимальное количество, которое должен ежедневно употреблять человек, чтобы не допустить дефицита йода в организме. Я должен ежедневно употреблять в пищу: 1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________ 6.____________________________________________________________________________ 7.____________________________________________________________________________ Задание № 9 Составление рекомендаций по преодолению проблемы йододефицита. Массовая профилактика _________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________ Групповая профилактика _____________________________________________________________________________________________________________________________ Индивидуальная _________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________ профилактика _____________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ Занимательные вопросы Можно ли для профилактики йододефицита употреблять обычный 5% раствор йода, который используется для обработки ран? Правда ли, что дефицит йода в организме может привести к снижению карьерного роста? Правда ли, что при использовании йодированной соли при приготовлении горячих блюд бессмысленно, так как йод при нагревании полностью разрушается? мониторинг среди школьников Полезно ли при дефиците йода употребление таких продуктов, как арахис, соя, капуста? Что такое струмогенные вещества? Какая соль полезнее при употреблении в пищу: морская или йодированная? Стоит ли опасаться передозировки йода при регулярном употреблении в пищу йодированной соли? конкурс проектов Приложения Приложение 1. Анкета «Моё отношение к проблеме йододефицита» 1) Для нормального функционирования какой железы внутренней секреции необходим йод? _______________________________________________________________________ 2) Какие гормоны вырабатывает эта железа? _____________________________________________________________________________ 3) К каким последствиям для организма может привести недостаток йода? _____________________________________________________________________________ 4) Часто ли Вы употребляете морепродукты? (Подчеркните выбранный ответ). а) не употребляю вообще; б) 1 раз в месяц; в) 1 раз в неделю; г) каждый день
Анкета «Моё отношение к проблеме йододефицита» 1) Для нормального функционирования какой железы внутренней секреции необходим йод? _______________________________________________________________________ 2) Какие гормоны вырабатывает эта железа? _____________________________________________________________________________ 3) К каким последствиям для организма может привести недостаток йода? _____________________________________________________________________________ 4) Часто ли Вы употребляете морепродукты? (Подчеркните выбранный ответ). а) не употребляю вообще; б) 1 раз в месяц; в) 1 раз в неделю; г) каждый день
13. Хотели бы вы продолжить заниматься изучением проблемы йододефицита в дальнейшем? (да) (возможно) (нет) Приложение 3. Таблица «Содержание йода в продуктах»
Приложение 4. Шаблон для оформления полученных результатов в исследовательской работе (2 глава). Цель: изучить…….. Объект исследования: студенты……………….. Предмет исследования: дефицит йода в организме студентов. Гипотезы: 1. Студенты испытывают ……... 2. Рацион питания …………. Задачи исследования: 1. Организовать и провести исследование ……………….. 2. Произвести обработку, анализ результатов исследования, интерпретировать результаты. 3. Сформулировать выводы по практическому исследованию. 4. Разработать практические рекомендации для ……………………. 2.2. Методы и методики исследования:Исследование проводилось среди студентов……группы, ….. курса, специальности……………… ГБОУ СПО МО «Ступинское медицинское училище». Нами было проведено анкетирование студентов в количестве ____ человек на предмет отношения к проблеме йододефицита. Студентам было предложено ответить на ___ вопросов анкеты. Целью проведения анкетирования было…… Результаты обрабатывались с помощью программы Microsoft Excel. Данные представлены в таблицах и на диаграммах. На следующем этапе исследования была использована методика Старожука. (Описать ход проведения методики):……………… 2.3. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.Даётся подробное описание результатов исследования, оформляются таблицы и диаграммы, делаются выводы. Это самая объемная часть работы. Речевые клише, которые можно использовать: Результаты исследования представлены в таблицах №№……. и на диаграммах №№…….. В результате анкетирования установлено………………………….. Эти данные наглядно представлены на диаграмме № ………. На диаграмме № ….. отражена………… В таблице №… размещены результаты ………….. В таблице № … представлены результаты ……… Проведем статистическую обработку данных, полученных при исследовании ……. Сравним данные, полученные при выполнении методики ……… и результатов анкетирования………. …………………………………………………………………. Следовательно, можно предположить, что …………………………… Проанализируем причины……….. Как видно из таблицы №……….., ………………….. На диаграмме № …. наглядно отражены результаты………………. Исследование показало, что только ………% выборки имеют… Таким образом, были подтверждены данные………. Анализ результатов показал, что ……………………………. Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что ……….. 2.4. Выводы по главе 2. Чётко формулируются основные выводы, полученные в результате проведённого исследования. Предпочтительно выделить несколько пунктов. Далее оформляется заключение, список литературы и приложения. Рекомендуемая литература
|
Анкета «Отношение к школе» Математика 7 (53,84%) физкультура 3 (23%) рисовать 3(23%) русский язык 1 (7,69%) природоведение 1 (7,69%) | Моё отношение к мировому терроризму Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа п. Выкатной | ||
«Моё отношение к религии» Я хочу рассказать о моём отношении к религии, и начну я с вопросов, которые беспокоят сейчас современное общество | «Моё тело, моё здоровье» Кузовлев В. П. и др. Английский язык: Учебник, рабочая тетрадь и cd для 6- го класса. Москва: Просвещение, 2007 | ||
Мое настоящие фио: Лысков Сергей Геннадьевич, я бы хотел, в случае... | Анкета оптанта Диагностические возможности Анкета позволяет сделать... А. На тестовом бланке отмечаются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место работы или... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы диагностики: анкета для родителей, анкета для детей, практическое задание | Реферат: Дворцовые перевороты Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Мое здоровье мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни | Ход урока: Актуализация знаний Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему... | ||
Конспект в тетрадь. Выделите новые понятия, термины. Найдите и запишите их определения Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предложите школьникам самим сформулировать важность сбережения ресурсов это поможет выявить их собственное отношение к проблеме ресурсосбережения;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие умения выражать свое отношение к проблеме, используя лексику темы и опорные вопросы, развитие навыков поисковой работы в... | Доклада Казакова О. Г. и Кичины В. В Мое отношение к вопросу, как реплика-комментарии при заочном участии в обсуждении материалов международной научно-практической конференции,... | ||
Конспект урока дворцовые перевороты фио (полностью) Гудовская Елена Владимировна Место работы Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему... | Лекции : ознакомить студентов с основными понятиями и определениями,... Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; Формировать умение рассматривать историческую проблему... |