Скачать 54.8 Kb.
|
Тема: Криволинейное движение Цель урока: дать уч-ся представление о криволинейном движении, частоте, угловом перемещении и угловой скорости; продолжить формирование умения применять теоретические знания для решения практических задач; прививать ученикам интерес к науке. Ход урока: 1.Актуализация знаний В начале занятия давайте проведем физическую разминку и разгадаем кроссворд. Ответивший на вопрос правильно получит жетон. А пока ваш товарищ будет вписывать в сетку кроссворда правильный ответ, вам будут заданы дополнительные вопросы.
а) что называется перемещением? б) какие единицы перемещения вы знаете? 2) Единица измерения угла. (градус) а) каким прибором измеряют углы? 3) Физическая величина, единицами измерения которой служат век, год. (время) а) назовите единицу времени в СИ. б) с помощью каких приборов измеряют время? 4) Физическая векторная величина, которая указывает на изменение скорости. (ускорение) а) в каких единицах измеряется ускорение? 5) Длина траектории. (путь) а) представьте, что вы пробежали по стадиону один круг. Что больше путь или перемещение? 6) Физическая векторная величина, характеризующая быстроту движения. (скорость) а) какие единицы скорости вы знаете? 7) Одна из основных единиц измерения в физике. (метр) а) назовите основные единицы СИ. 8) Изменение положения тела в пространстве с течением времени. (движение) а) какое движение называется равномерным? равноускоренным? равнозамедленным? 2. Объяснение нового материала. Мы разгадали кроссворд. По вертикали в нем выделено слово, которое будет ключевым в излучении сегодняшней тема. Что это за слово? (траектория) По виду траектории движения можно разделить на два вида. Посмотрите на демонстрации опытов и определите траекторию движения и сравните виды движений.
Какой новый вид траектории движения вам встретился?(криволинейный), следовательно тема нашего урока «Криволинейное движение», где мы должны научиться описывать криволинейное движение. Ребята, приведите примеры прямолинейного и криволинейного движений. А теперь, введем некоторые характеристики криволинейного движения, подумав, как описывать это движение. Рассмотрите две траектории криволинейного движения: Чтобы изучить криволинейное движение, мы сначала рассмотрим движение тела по окружности:
Приведите примеры движения тел по окружности. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения Испольного «Вращение» и запишите движущиеся по окружности тела, о которых в нем идет речь. Земля вращалась. Палка на бревне, Крутясь в руках угрюмых троглодитов, Родила дым. И он вставал в огне, Как грозный бог времен палеолита. В огонь с телячьей туши капал сок, Когда вращали вертел скотоводы. Индийское кружило колесо, Вело за солнцем древние народы. Не уставали нивы отдавать Зерно своё древлянам и дулебам, Славянские крутились жернова, Кормили предков животворным хлебом. Давайте вспомним, какими величинами характеризуют прямолинейное движение (перемещение, скорость, ускорение). Движение по окружности мы будем описывать, используя те же величины, но с добавлением слова «угловое». Угловое перемещение Как найти перемещение тела из точки А в В. (это угол между радиусами, провед. в точки А и В) А В Угловым перемещением называется наименьший угол между радиусами, проведенными к начальной и конечной точкам движения. Угловое перемещение будем обозначать буквой φ. Как вы думаете, в каких единицах измеряют угловое перемещение? (угловое перемещение- это угол, следовательно, измерять его надо в градусах или радианах). Радиан с градусом связан следующим видом: 2П=3600 , так как П=3,14 рад. 1 рад.=570 Существует шутливое стихотворение о радиане: На окружность градус будто Рассердился как-то круто, Говорит: «Я не слуга Мерить круглые бока, Поищи себе другого Измерителя такого». И ушел, забыв про дружбу, К треугольникам на службу. Видит радиус: окружность Потеряла всю наружность, Он дугой себя согнул И к окружностям примкнул, А двум радиусам братцам С ним велел за руки браться. Так был новый угол дан Под названьем радиан. Оказалось при подсчетах, Шесть и двадцать восемь сотых Этих радианов в ряд По окружности лежат. В память срочно закрепи: То число равно 2П. Нет прекрасней радиана Для окружности моей, Ну, а градус, как ни странно, Снова ищет дружбы с ней. Движение по окружности – периодическое движение. Поэтому характеристикой движения является период- время одного полного оборота. Период будем обозначать Т, скажите, в каких единицах измеряют период (с). Сообщение 1. Период- это величина, которая достаточно часто встречается в природе, науке и технике. Мы знаем, что Земля вращается вокруг оси и средний период этого вращения равен 24 часа; полный оборот Земли вокруг Солнца происходит примерно за 365,26 суток; рабочие колеса гидротурбин делают один полный оборот за 1 с, а винт среднего или легкого вертолета имеет период вращения от 0,15 до 0,3с, период же кровообращения у человека равен примерно 21-22с. Ещё одна характеристика периодического движения- частота, которую будем обозначать буквой ν. Вы слышите слова «часто», «как часто». А как вы думаете, что такое частота?(частота- это число оборотов за 1с). Частота и период взаимообратные величины. Сообщение 2. Вот некоторые сведения о частоте вращения технических устройств: коленчатые валы двигателей тракторов имеют частоту вращения от 60 до 100 1/с, ротор газовой турбины вращается с частотой от 200 до 300 1/с; пуля, вылетающая из автомата Калашникова, вращается с частотой 3000 1/с. А теперь по аналогии со скоростью введем понятие угловой скорости. Угловой скоростью называется физическая величина, характеризующая быстроту изменения углового перемещения и равная отношению углового перемещения ко времени, за которое это перемещение совершено ω=φ/t φ=2Пν В каких единицах измеряется угловая скорость? (рад/с). 3. Закрепление материала. На этом уроке мы познакомились с описанием криволинейного движения, с новыми понятиями и величинами.
4.Ответить на вопросы теста и проверить самопроверкой. 5.Домашнее задание Прочитать §18-19 и ответить на вопросы. Письменно выполнить упражнение 17 №2. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 УРОК В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «КРИВОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ» |
Урока Структура урока усвоения новых знаний Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Урока по фгос структура урока усвоения новых знаний Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | ||
Урока по фгос структура урока усвоения новых знаний Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | ||
Уроков по фгос примерная структура каждого типа урока по фгос Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Конспект урока по этике во 2 классе Цель урока актуализация знаний по теме «Вежливость» Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: изложение нового материала. 10. Форма работы учащихся: групповая,фронтальная, самостоя -тельная. 11. Необходимое техническое... | Анализ урока я слышу и забываю. Я делаю и понимаю. Я вижу и запоминаю.... ... | ||
Урока Актуализация знаний Какие группы слов выделим? (имена существительные, имена прилагательные, глаголы) | «Показательные уравнения», 11 класс Образовательные: актуализация опорных знаний при решение показательных уравнений, обобщение знаний и способов решения; контроль и... | ||
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока Мчс россии, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования мчс россии3 для получения квалификации «газодымозащитник»,... | Урока. Актуализация опорных знаний Б динамическая пауза: использование физических упражнений «Мозговой гимнастики» для улучшения мозговой деятельности и профилактики... | ||
Урока: Организационный момент Актуализация знаний: левая часть уравнения- исходные вещества, правая продукты реакции; простые вещества, сложные вещества | Тесты по теме: «Подвижной состав». План урока: Организационная часть... «Подвижной состав», «Колесные пары. Неисправности колесных пар», перспективу развития материала и связи с другими предметами: «окжд»,... | ||
План урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы... Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний |