План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год





Скачать 202.37 Kb.
НазваниеПлан внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год
Дата публикации21.04.2015
Размер202.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы

«Утверждаю»

Зав. кафедрой биологии, д.м.н.

Г.Л. Снигур ______________

ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

на 2014-2015 учебный год







п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

выполнения и отчетности

Формы

отчетности


I семестр


1

Строение и функции генов. Законы и закономерности наследования.

15

01.11.14-30.11.14

Конспект, решение задач по генетике

2

Изменчивость и её формы.

15

01.12.14-20.12.14

Конспект, решение задач по генетике


II семестр


3

Закономерности индивидуального развития. Особенности онтогенеза человека.

15

01.03.15-30.03.15

Конспект, рефераты

4

Эволюция систем органов животных и человека.

15

06.05.15-30.05.15

Конспект, рефераты

ВСЕГО


60 часов




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1


для студентов 1 курса специальности «Лечебное дело»

ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГЕНОВ. ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

  1. Строение генов: химическая природа гена, тонкая структура гена.

  2. Функционально- генетическая классификация генов.

  3. Регуляция действия генов прокариот (схема Жакоба и Моно) и эукариот.

4. Решение ситуационных задач.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Знать генетическую систему организма, строение и функции генов, их классификации.

Знать регуляторные механизмы действия генов прокариот и эукариот.

Знать характер действия и проявления законов независимого наследования и наследования при взаимодействии генов.

Уметь прогнозировать проявление физиологических и патологических признаков в потомстве, степень риска проявления наследственной патологии.

Уметь решать генетические задачи.

ФОРМИРУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ: генотип, геном, гены: структурные, модуляторы, ингибиторы (супрессоры), опероны, операторы, регуляторы. Процессинг и сплайсинг. Наследование, наследственность, менделирующие признаки, аллельные и неаллельные гены, доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование, моно-, полигибридное скрещивание, гетерозиготность, гомозиготность, рецессивность, множественный аллелизм, эпистаз, гипостаз, эпистатический ген, гипостатический ген, полимерия, комплементарное действие, пенетрантность, экспрессивность, плейотропность, гено- и фенокопии, сцепленное с полом наследование, гомогаметный и гетерогаметный пол, голандрическое наследование, гемизиготное состояние.

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ. Изучение генетической системы организма, строения и функции генов, их регуляторных механизмов необходимо для понимания биохимических процессов, протекающих в организме и природы наследственных заболеваний, аномалий, уродств. Знание законов и закономерностей, установленных Г. Менделем, необходимо для прогнозирования проявления наследственных заболеваний, аномалий и уродств в ряду поколений при проведении медико-генетического консультирования. Навыки решения задач необходимы для дальнейшего изучения клинических дисциплин.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ПРОВЕРКЕ

  1. Человек как специфический объект генетического анализа. Методы изучения наследственности человека. Менделирующие признаки человека.

  2. Генотип, геном, фенотип. Фенотип как результат реализации наследственной информации в определенных условиях среды. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, промежуточное наследование, рецессивность, кодоминирование.

  3. Ген - функциональная единица наследственности. Молекулярное строение гена у прокариот и эукариот. Уникальные гены и повторы на ДНК. Структурные гены. Гипотеза "Один ген - один фермент", ее современная трактовка.

  4. Классификация генов: гены структурные, регуляторы. Свойства генов (дискретность, стабильность, лабильность, полиаллелизм, специфичность, плейотропия).

  5. Экспрессия генов в процессе биосинтеза белка. Регуляция экспрессии генов у прокариот и эукариот.

  6. Кодирование и реализация биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК и белка.

  7. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

  8. Сцепление генов. Кроссинговер. Генетические и цитологические карты хромосом.

  9. Основные положения хромосомной теории наследственности.

  10. Наследование признаков человека, сцепленных с полом.

  11. Механизмы генотипического определения и дифференциации пола в развитии.

  12. Множественные аллели и полигенное наследование на примере человека.

  13. Наследование групп крови и резус-фактора.

  14. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность, эпистаз, полимерия.

РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ

1. Образование гамет при моно-, ди-, полигибридном скрещивании.

Задача 1. Сколько типов гамет и какие образует особь с генотипом AaBbCc?

Задача 2. Сколько типов гамет и какие образует особь: а) дигомозиготная (AАbb); дигетерозиготная (AaBb); тригетерозиготная (AaDdMm)?

Задача 3. Сколько типов гамет образует особь, имеющая генотип AaBbCcDDММ?

2. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу родителей.

Задача 4. Ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача 5. У человека ген полидактилии (шестипалость) является доминантным по отношению к гену, детерминирующему нормальное строение кисти: а) от брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строением родились два ребенка – пятипалый и шестипалый. Определите генотип детей; б) гомозиготный шестипалый мужчина женился на пятипалой женщине. От этого брака родился один ребенок, определите его возможный генотип и фенотип.

Задача 6. Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, если отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

Задача 7. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха: а) какова вероятность рождения больных детей от брака гетерозиготных родителей? б) от брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотип родителей.

Задача 8. Гепатоцеребральная дистрофия (нарушение обмена меди) наследуется по аутосомно-рецессивному варианту. Какова вероятность рождения больных детей в семье, если один из супругов страдает данным заболеванием, а другой здоров и имеет здоровых родителей?

Задача 9. Аутосомный доминантный ген, вызывающий в гомозиготном состоянии резкую деформацию конечностей, обуславливается у гетерозигот укорочение пальцев (брахидактилия). Укажите вероятность наличия этой патологии у детей, если ее имеют оба родителя.

3. Определение генотипа родителей по фенотипу детей.

Задача 10. При скрещивании норок коричневого и голубовато-серого цвета получен приплод, все особи которого имели коричневую окраску. При скрещивании зверьков 1-го поколения получен приплод, в котором 167 норок имели коричневый цвет, а 58 – голубовато-серый: а) ген какой окраки является доминантным? б) относился ли этот признак (окраска меха норки) к менделирующим?

Задача 11. У человека доминантный ген В вызывает аномалию развития скелета – ключично-черепной дизостоз (изменение костей черепа и редукцию ключиц). Рецессивный ген в отвечает за нормальное строение скелета. Женщина с нормальным строения скелета вышла замуж за мужчину с ключично-черепным дизостозом. Ребенок от этого брака имеет нормальное строение скелета. Можно ли по фенотипу ребенка определить генотип его отца?

Задача 12. Кареглазый мужчина, отец которого имел голубые глаза, а мать - карие, женился на кареглазой женщине, родители которой различались по цвету глаз. Трое детей этих родителей имели глаза карего цвета, а один – голубого: а) определите генотип родителей; б) относится ли этот признак (цвет глаз) к менделирующим?

Задача 13. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном, определяющий нормальное строение кисти: а) в семье, где мать имеет нормальное строение кисти, а отец шестипалый, один ребенок имеет шесть пальцев, а другой – пять. Определите генотип родителей. б) в семье, где мать шестипалая, а отец пятипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалий?

Задача 14. У человека ген наследственной глухонемоты определенного типа рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Глухонемая женщина вышла замуж за мужчину с нормальным слухом. Их ребенок глухонемой: а) определите генотип женщины, ее мужа и ребенка; б) наследуется ли этот признак по законам Менделя?

Задача 15. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз, а умение владеть преимущественно правой рукой над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если: а) родители гетерозиготны; б) отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать гетерозиготна по обоим генам.

Задача 16. У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (m), а карие глаза (В) над голубыми (b): а) единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определить генотипы и всех трех членов этой семьи; б) голубоглазый близорукий мужчина, мать которого имела нормальное зрение, женился на кареглазой женщине с нормальным зрением. Первый ребенок от этого брака – кареглазый, близорукий, второй – голубоглазый, близорукий. Определите генотипы и фенотипы родителей и детей.

Задача 17. У человека присутствие резус-фактора Rh (D) обусловлено доминантным геном D. Ген 0(I) группы крови рецессивен по отношению к генам А (II) и В (III) группы крови: а) женщина Rh – с А(II) группой крови, отец которой имел Rh – 0(I) группу крови, вышла замуж за мужчину Rh с 0(I) группой крови. Какова вероятность, что ребенок унаследует лба признака отца; б) мужчина Rh – с АВ(IV) группой крови женился на женщине Rh +, имеющей кровь В(III) группы. Отец жены Rh – с В (III) группой крови. В семье двое детей: один Rh – 0(I) группа крови, другой Rh + 0 (I) группа крови. Судебная медицина установила что ребенок внебрачный. По какой паре из двух пар аллелей исключается отцовство? в) женщина Rh – вышла гомозиготная по А (II) группе крови, вышла замуж за мужчину Rh + с 0(I) группой крови. Каков возможный генотип детей?

Задача 18. Дигетерозиготная по В(III) группе крови женщина Rh + вступила в брак с таким же мужчиной: а) какое расщепление по фенотипу можно ожидать у детей; б) по какому закону Менделя в этом случае произойдет наследование признаков?

Задача 19. У человека косолапость (Р) доминирует над нормальным строением стопы (р), а нормальный обмен углеводов (О), над сахарным диабетом (о). Женщина, имеющая нормальное строение стопы и нормальный обмен углеводов, вышла замуж за косолапого мужчину. От этого брака родились двое детей, у одного из которых развилась косолапость, а у другого – сахарный диабет: а) можно ли определить генотип родителей по фенотипу их детей; б) какие генотипы и фенотипы детей возможны в данной семье?

  1. Множественный аллелизм.

Задача 20. У кроликов разные варианты окраски тела (распределение пигментных пятен) контролируется четырьмя аллельными генами: С, сh, сch, с. Ген С доминирует над остальными и обуславливает сплошную темную окраску тела, аллель сh определяет темную окраску лап, хвоста, ушей и носа (гималайская окраска), он рецессивен по отношению к генам сch и с. Ген сch определяет серую шиншилловую окраску; аллель с обуславливает белую окраску тела, т.е. полное отсутствие пигмента (альбинизм): а) кролик со сплошной пигментацией гетерозиготный по гену альбинизма, скрещен с гималайским кроликом, также гетерозиготный по гену альбинизма. Какой генотип и фенотип будет иметь потомство F1 от этого скрещивания?

Задача 21. Мать гомозиготна, имеет А(II) группу крови, отец гомозиготен имеет В(III) группу крови какие группы крови возможны у их детей?

Задача 22. Ген В(III) группы крови (IB) доминирует над геном I0. мужчина, гомозиготный по В(III) группе крови, женился на женщине с 0(I) группой крови. Определите генотипы их детей.

Задача 23. При каких генотипах родителей можно переливать кровь от сестры к брату?

Задача 24. Женщина, гетерозиготная по А(II) группе крови, вышла замуж за мужчину АВ(IV) группой крови. Какие группы крови будут иметь их дети?

5. Наследование, сцепленное с полом.

Задача 25. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. определите вероятные фенотипы детей от этого брака.

Задача 26. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном (w), а нормальное цветовое зрение - eго доминантным аллелем (W). Ген цветовой слепоты расположен в Х-хромосоме. У-хромосома не содержит соответствующего локуса и не содержит гена контролирующего цветовое зрение: а) женщина, страдающая дальтонизмом, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет восприятие цвета у сыновей и дочерей этих родителей? б) от брака родителей с нормальным зрением родился ребенок страдающий дальтонизмом. Определите генотипы родителей; в) женщина с нормальным зрением, отец которой страдал дальтонизмом, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Установите вероятность рождения ребенка с цветовой слепотой.

Задача 27. Ген цветовой слепоты (дальтонизм) расположен в Х-хромосоме. Определите вероятность рождения детей с дальтонизмом, если жена имеет нормальное зрение, но ее отец страдал цветовой слепотой. В семье мужа дальтонизма нет.

Задача 28. У здоровой женщины отец страдал ихтиозом, а мать передала ей ген хронического гранулематоза (оба признака рецессивные, сцепленные с Х-хромосомой). Определите наиболее вероятный генотип женщины и относительную вероятность ее будущих сыновей быть здоровыми, иметь одну или две наследственные болезни, если муж будет здоров.

6. Взаимодействие неаллельных генов.

Задача 29. У человека синтез специфического защитного белка интерферона обусловлен комплементарным взаимодействием двух несцепленных неаллельных генов. В брак вступили женщина, гетерозиготная по обеим парам генов и мужчина, гетерозиготный по первой паре, но гомозиготный по второй паре генов. Вычислить вероятность рождения детей, у которых интерферон не будет синтезироваться.

Задача 30. Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Если пренебречь факторами среды и условно ограничить лишь тремя парами генов, то можно допустить, что в какой-то популяции самые низкорослые лица имеют все рецессивные гены и рост 150 см, самые высокие – все доминантные гены и рост 180 см. Низкорослая женщина вступила в брак с мужчиной среднего роста. У них было 4 детей ростом 165 см, 160 см, 155 см, 150 см. Определите генотипы родителей и их рост. Определите рост людей, гетерозиготных по всем трём парам генов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2


для студентов 1 курса специальности «Лечебное дело»

ТЕМА: ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ЕЁ ФОРМЫ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

  1. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Мутации в соматических и половых клетках. Понятие о хромосомных и генных болезнях.

  2. Хромосомные мутации: делеции, дупликации, инверсии, транслокации. Полиплоидии, их механизмы.

  3. Спонтанные и индуцированные мутации. Мутагены. Мутагенез. Канцерогенез. Генетическая опасность загрязнений окружающей среды.

4. Решение ситуационных задач.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Знать основные формы изменчивости, классификации мутаций и мутагенов.

Знать о причинах и механизмах нарушения генетической системы соматических и половых клеток.

Знать примеры генных, хромосомных и геномных мутаций, значение этих отклонений в возникновении аномалий, наследственных заболеваний.

Уметь решать генетические задачи.

Уметь применять знания по медицинской генетике в практической деятельности врача.

ФОРМИРУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ: изменчивость, врожденные аномалии и наследственные заболевания, генные мутации, талассемия, геномные мутации, полиплоидия, анеуплоидия, трисомия, летальные и полулетальные мутации, спонтанные и индуцированные мутации, хромосомные аберрации, делеция, дупликация, инверсия, транслокация, мутаген, мутагенез, канцерогенез, репарация, мутагены.

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ

Знание причин и механизмов возникновения нарушения генетического аппарата, соматических и половых клеток под влиянием мутагенов физической, химической и биологической природы необходимы для профилактики и диагностики наследственных заболеваний, при работе в медико-генетических лабораториях и консультациях.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ПРОВЕРКЕ

    1. Наследственность и изменчивость - фундаментальные свойства живого, их диалектическое единство. Общее понятие о генетическом материале и его свойствах: изменение, репарация, передача, реализация генетической информации.

    2. Человек как специфический объект генетического анализа. Методы изучения наследственности человека. Менделирующие признаки человека.

    3. Генеалогический метод, цели, задачи, этапы исследования.

    4. Формы изменчивости: модификационная, комбинативная, мутационная и их значение в онтогенезе и эволюции.

    5. Модификационная изменчивость. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Фенокопии. Адаптивный характер модификаций. Взаимодействие среды и генотипа в проявлении признаков человека.

    6. Комбинативная изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генотипического разнообразия людей. Медико-генетические аспекты семьи.

    7. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Мутации в половых и соматических клетках. Понятие о хромосомных и генных болезнях.

    8. Хромосомные мутации: делеции, дупликации, инверсии, транслокации. Полиплоидия, гетероплоидия, их механизм.

    9. Популяционная структура вида. Генетическая структура популяции. Правило Харди-Вайнберга: содержание и математическое выражение.

    10. Влияние мутационного процесса, миграции, изоляции и дрейфа генов на генетическую конституцию людей. Специфика действия естественного отбора в человеческих популяциях.

    11. Генетический полиморфизм человечества: масштабы, факторы формирования. Медико-биологические и социальные аспекты генетического многообразия человечества.

РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ

    1. Составление и анализ родословных.

Задача 1. Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы и имеют здоровых детей. По материнской линии известно: бабушка больна, дед здоров, сестра бабушки больна, брат здоров. Прадедушка со стороны матери страдал ночной слепотой, его сестра и брат тоже. Жена пробанда, её родители и родственники здоровы. Составьте родословную семьи и проанализируйте её.

Задача 2. Пробанд женщина – правша. Её две сестры – правши, два брата - левши. Мать – правша. У неё два брата и сестра, все правши. Бабка и дед – правши. Отец пробанда – левша, его сестра и брат – левши, другие два брата и сестра – правши. Составьте родословную.

Задача 3. Нормальные в отношении зрения мужчина и женщина имеют сына, страдающего дальтонизмом, и двух дочерей с нормальным зрением. У внука от сына зрение нормальное, внук от одной из дочерей страдает дальтонизмом, а внучка здорова. У другой дочери пять сыновей, имеющих нормальное зрение. На основании приведённых данных составьте родословную семьи.

2. Определение частот генотипов в популяции.

Задача 4. При определении MN групп крови в популяции города Р. из 4200 обследованных 1218 человек имело антиген М (генотип LMLM), 882 человека - антиген N (LNLN) и 2100 человек – оба антигена (LMLN); вычислите частоты всех трех генотипов в популяции, выразив их : а) в процентах; б) в долях единицы.

Задача 5. В районе с населением 280 000 человек при полной регистрации случаев болезни Шпильмейера – Фогта (юношеская форма амавротической семейной идиотии) обнаружено 7 больных. Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу (генотип ss). Определите частоту генотипа, вычислив число больных на 1 млн. населения.

3. Определение частот аллелей в популяции.

Задача 6. Группа особей состоит из 30 гетерозигот Аа. Вычислите частоту (р) нормального аллеля А и частоту (q) мутантного аллеля а, выразив частоты в долях единицы и процентах от общего числа аллелей (а + А) в данной группе особей.

Задача 7. Из 84 000 детей, родившихся в течение 10 лет в городе К., у 240 детей обнаружен патологический рецессивный признак l. Популяция признана панмиктической. Определите: а) частоты аллелей l (q) и L (p) в популяции города К.; б) частоту гетерозиготных носителей патологического признака в той же популяции; в) генетическую структуру популяции, вычислите частоты доминантных гомозигот (LL), гетерозигот (Ll) и рецессивов (ll).

Задача 8. Среди населения земного шара группы крови системы АВ0 распределены неравномерно. Имеются популяции, в которых встречается лишь два аллеля из трех, и соответствующие генотипы. Так, среди американских индейцев племен ута, навахо, а также аборигенов западной Австралии не встречаются лица с B(III) и AB(IV) группами крови, присутствуют индивидуумы с 0(I) и A(II) группами крови (генотип I0I0, I0IA, IAIA), среди бушменов – только с 0(I) и B(III) группами крови (генотип I0I0, I0IB, IBIB). Установлено число лиц с 0(I) группой крови в каждой из популяций: ута – 97,4%; австралийские аборигены – 48,1%; навахо – 77,7%; бушмены – 83%; черноногие – 23,5%. Определите генетическую структуру указанных популяций.

4. Определение частот гетерозигот в популяции.

Задача 9. В одном городе с устоявшимся составом населения в течение 5 лет среди 25 000 новорожденных зарегистрировано 2 случая фенилкетонурии. Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Определите число гетерозигот в популяции.

Задача 10. Галактоземия (болезнь, связанная с отсутствием фермента, расщепляющего молочный сахар) встречается с частотой 7:1 000 000 и наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Определите число гетерозигот в популяции.

Задача 11. В районе с населением 50 000 человек зарегистрировано 4 больных алкаптонурией (наследование аутосомно-рецессивное). Определите количество гетерозигот по алкаптонурии в данной популяции.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 3


для студентов 1 курса специальности «Лечебное дело»

ТЕМА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Общие закономерности онтогенеза. Периоды онтогенеза.

2. Взаимоотношения материнского организма и плода.

3. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды. Тератогенные факторы.

4. Постнатальный онтогенез и его периоды.

5. Рост и его закономерности.

6. Продолжительность жизни человека и животных. Деятельное долголетие.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА.

Знать причинно-следственные взаимосвязи и механизмы эмбриогенеза в основные его этапы, а также отклонения в онтогенезе.

Знать особенности постнатального развития; закономерности, лежащие в основе роста организмов, продолжительность жизни и определяющие её факторы.

ФОРМИРУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ: предэмбриональный период (прогенез), эмбриональный период, постэмбриональный период, антенатальный и постнатальный периоды, органогенез, эмбриональная индукция, критические периоды, аномалия, тератология, геронтология, гериатрия, акселерация, долгожители, пубертатный скачок.

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ. Сведения по эмбриогенезу необходимы для правильного понимания стадий и механизмов развития зародыша и плода человека, а также возможных отклонений в его развитии и возникновения аномалий и уродств. Знание возрастных особенностей человека помогут в изучении физиологии, патофизиологии, в освоении курса детских болезней и внутренних болезней.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ПРОВЕРКЕ

  1. Биология развития. Жизненные циклы организмов как отражение их эволюции. Онтогенез и его периодизация. Прямое и непрямое развитие.

  2. Общая характеристика эмбрионального развития: зигота, дробление, гаструляция, гисто - и органогенез. Зародышевые оболочки. Взаимоотношение материнского организма и плода.

  3. Общие закономерности онтогенеза многоклеточных. Реализация наследственной информации в становлении фенотипа.

  4. Эмбриональная индукция. Дифференциация и интеграция в развитии.

  5. Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности организма в постнатальном периоде.

  6. Биологические и социальные аспекты старения и смерти. Генетические, молекулярные, клеточные и системные механизмы старения. Проблема долголетия. Понятие о геронтологии и гериатрии.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 4


для студентов 1 курса специальности «Лечебное дело»

ТЕМА: ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

  1. Филогенез нервной системы.

  2. Филогенез эндокринной системы.

  3. Филогенез органов чувств.

  4. Филогенез дыхательной системы.

  5. Филогенез пищеварительной системы.

  6. Филогенез покровов.

  7. Филогенез опорно-двигательного аппарата.

8. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития органов и систем человека.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Используя эволюционно-исторический метод, проследить основные направления и способы преобразования систем органов.

Знать последовательность этапов эмбриогенеза систем органов.

Уметь использовать закономерности филогенеза для объяснения аномалий развития у человека.

ФОРМИРУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ: эволюционная морфология, филэмбриогенезы, гомологичные и аналогичные органы, рудименты, атавизмы.

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ

Знание филогенеза систем органов позволит врачу понять причины происхождения различных аномалий развития, рудиментов и атавизмов, найти оптимальные пути восстановления функции органов, а также даёт доказательства животного происхождения человека.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ПРОВЕРКЕ

1.Филогенез нервной системы.

2. Филогенез эндокринной системы.

3. Филогенез дыхательной системы.

4. Филогенез пищеварительной системы.

5. Филогенез опорно-двигательного аппарата.

6. Онтофилогенетические предпосылки врожденных пороков развития систем органов у человека.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Биология. В 2 кн. /Под ред. В.Н. Ярыгина.- М.: Высшая школа, 2010.

  2. Руководство к лабораторным занятиям по биологии /Чебышев Н.В., Богоявленский Ю.Д., Демченко А.Н.. -М.: Медицина, 2008.

  3. Тестовые задания по биологии: Учебное пособие / М.В. Черников, С.А. Никитин, Т.Н. Щербакова и др., ВолгГМУ, 2013.

  4. Никитин С.А. и соавт. Филогенез систем органов беспозвоночных и позвоночных животных. – Учебное пособие. ВолГМУ, 2007.

Дополнительная литература

  1. Генетика: учебник для ВУЗов / Под ред. В.И. Иванова.- М.: Академкнига, 2006.

  2. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2007.

  3. Методы диагностики паразитарных болезней. Ситуационные задачи по медицинской паразитологии: Учебное пособие под ред. М.В. Черникова.- Волгоград, 2010.

  4. Пехов А.П. Биология. Медицинская биология, генетика и паразитология ГЭОТАР-Медиа, 2010.

  5. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера – 3-е изд. – М.: Мир, 2008.

  6. Пехов А. П. Биология: [Электронный ресурс]: учебник/ А. П. Пехов., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 664 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru

  7. Чебышев Н.В. Руководство к лабораторным занятиям по биологии [Электронный ресурс]: Учебное пособие /Чебышев Н.В., Богоявленский Ю.Д., Демченко А.Н.. -М.:ГЭОТАР- Медиа, 2008. – 208 с.:ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru

  8. Филонтогенетические аспекты нормального и патологического формирования систем органов человека. Сердечно-сосудистая система. Учебное пособие. Черников М.В. и др., ВолГМУ, 2009.

  9. Филонтогенетические аспекты нормального и патологического формирования систем органов человека. Выделительная и репродуктивная система. Учебное пособие. Черников М.В. и др., ВолГМУ, 2009.

  10. Филонтогенетические аспекты нормального и патологического формирования систем органов человека. Дыхательная система. Учебное пособие. Черников М.В. и др., ВолГМУ, 2010.

  11. Филонтогенетические аспекты нормального и патологического формирования систем органов человека. Пищеварительная система. Учебное пособие. Черников М.В. и др., ВолГМУ, 2011.

  12. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов на кафедре биологии. Методическое пособие. Черников М.В., Щербакова Т.Н., Лысенко Т.М., Мохаммад Амин Н.А., Кривицкая А.Н. / Под. ред. Г.Л. Снигура, ВолгГМУ, 2013.

  13. Биология клетки. Биология развития. Учебное пособие / Г.Л. Снигур, М.В. Черников, Т.Н. Щербакова, ВолГМУ, 2013.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconСамостоятельная работа студентов Тематический план внеаудиторной...
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов 6-го курса педиатрического факультета под руководством преподавателя,...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconПлан лекций по дисциплине профессиональные болезнидля студентов 5...
Введение в клинику профессиональных болезней. Предмет и задачи, регламентирующие документы, особенности мсэ
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы...
Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconМетодические рекомендации для студентов 2 курса специальности «лечебное дело»
Учебная дисциплина «Медицинская экология» включена в учебный план и преподается на II курсе Медицинского института для студентов...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)...
Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План внеаудиторной самостоятельной работы студентов медико-биологического факультета 2013-2014 учебный год (I семестр)
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconУчебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов...
Естиции: Учебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности «Финансы и кредит», дневной и заочной...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
«Менеджмент» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям). Задания определяются...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практикум по нормальной физиологии (методические указания для практических занятий и самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconСамостоятельная работа студентов Календарно-тематический план внеаудиторной...
Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов 6-го курса педиатрического факультета под руководством...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconТематический план самостоятельной работы студентов 2-3 курсов стоматологического...
Написание зубной формулы по моделям челюстей периода молочного, сменного и постоянного прикуса
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconПлан работы методического объединения воспитателей 7 – 12 классов на 2014-2015 учебный год
Определение основных задач методического объединения. Разработка плана работы мо на 2014 – 2015 учебный год
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинского...
Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Процессы формообразования...
План внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «биология» для студентов специальности «лечебное дело» на 2014-2015 учебный год iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск