Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных»





Скачать 381.29 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных»
страница1/2
Дата публикации01.05.2015
Размер381.29 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно–технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.



“______”________________________20.… г



рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ»




Направление подготовки

020400.62 – Биология



Профиль подготовки: биоэкология


Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Бузулук 2011
Рецензент:

кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С.
Рабочая программа дисциплины «Зоология позвоночных животных» /сост. Е.В. Лёвкина – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 24с

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400.62 – Биология в 2 семестре для полного и сокращенного курсов обучения.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.


Составитель ___________________Е.В.Лёвкина

12.04.11



© Лёвкина Е.В., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ,2011


Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины............

4

4

Содержание и структура дисциплины ……….....…………………….

6

4.1

Содержание разделов дисциплины..........................................................

6

4.2

Структура дисциплины.............................................................................

9

4.3

Лабораторные работы……………………………………………….......

10

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….……....

11

5

Образовательные технологии..................................................................

11

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………….……

11

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.................................................................................

12

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……….....................

22

7.1

Основная литература……………………………………….....................

22

7.2

Дополнительная литература………………………………………….....

22

7.3

Периодические издания.....…………………….…………......................

23

7.4

Интернет-ресурсы.....................................................................................

23

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………….....

23

7.6

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. .................................................................

23

7.7

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ................................................…….....

23

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………...............

23




Лист согласования рабочей программы дисциплины……....................

24




1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины:

– ознакомление с морфофункциональным, таксономическим и экологическим разнообразием животных, их эволюцией и значением в природе и жизни человека.

Задачи дисциплины: изучение основ морфологии и систематики позвоночных животных; изучение эволюционных путей происхождения позвоночных животных; изучение жизненных циклов различных систематических групп позвоночных.

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Зоология позвоночных» относится к базовой части профессионального цикла Б.3.1.1.4.

Изучение данной дисциплины непосредственно базируется на знании основ школьного курса биологии, «Обащая биология».

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Физиология человека и животных»; «Генетика»; «Биология размножения и развития»; «Экология популяций и сообществ»; «Заповедное дело и охрана природы»; «Зоогеография».
3 Требования к уровню освоения содержания курса
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8); умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

б) профессиональных (ПК): демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5); знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • характерные черты типа хордовых, их классификацию;

  • жизненный цикл представителей классов позвоночных животных;

  • практическое значение представителей типа хордовых;

  • позвоночных животных Оренбургской области, занесенных в “Красную книгу”;

  • меры спасения и сохранения редких видов животных.

уметь:

  • выбирать методы изучения и исследования животных и применять их на практике;

  • определять основные признаки принадлежности данного биологического объекта к определенному типу, классу;

  • разрабатывать мероприятия по охране животных Бузулукского района;

  • использовать прикладные программы для изучения других биологических наук;

владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;

  • приемами сравнительного анализа морфологии и организации различных систематических групп позвоночных животных;

  • информационными технологиями;

  • техникой зоологического рисунка;

приобрести опыт деятельности:

    • исследовательской и аналитической работы по изучению строения и организации основных систематических групп позвоночных животных.


4 Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма

текущего
контроля

1

2

3

4

Модуль 1

1

Введение. Предмет, цели и задачи зоологии позвоночных

Предмет изучение зоологии позвоночных. значение позвоночных животных в природе и жизни человека. краткие сведения из истории зоологии позвоночных в России. общая характеристика типа хордовых . Классификация

Устный контроль

2

Подтип Личиночнохордовые. Основные черты организации

Класс Асцидии. Биологические особенности; одиночные и колониальные формы. Строение, размножение и развитие. Класс Аппендикулярии. Биология, строение, размножение и развитие. Гипотезы происхождения и эволюции оболочников. Роль исследований А.О. Ковалевского в понимании места оболочников в системе и эволюции хордовых

Письменный контроль по модулю 1

Модуль 2

3

Подтип Бесчерепные. Основные черты организации

Общая характеристика подтипа бесчерепных. Особенности строения и жизнедеятельности (на примере ланцетника). Предки бесчерепных. Классификация

Коллоквиум по модулю 2

Модуль 3

4

Подтип Позвоночные, или Черепные. Основные черты организации

Общая характеристика подтипа Бесчерепные. Основные черты организации: строение скелета, пищеварительной, кровеносной, нервной, выделительной, половой и дыхательной систем. Прогрессивные черты эволюции. Система подтипа Позвоночные. Деление на классы. Таксономические (надклассы, разделы) и нетаксономические группы (анамнии, амниоты)

Письменный контроль



1

2

3

4

5

Раздел Бесчелюстные Круглоротые. Общая характеристика

Класс Круглоротые. Общая характеристика круглоротых. Строение скелета, оганов дыхания и пищеварения, кровеносной системы. Отряды миног и миксин, их биологические и морфологические особенности. Географическое распространение, промысловое значение. Эволюция круглоротых

Устный контроль

6

Раздел Челюстноротые

Надкласс Рыбы. Общая характеристика как первично водных челюстноротых позвоночных. Класс Хрящевые рыбы. Морфологические и биологические особенности. Размножение и развитие хрящевых рыб. Надотряд Акулы; характеристика основных отрядов и семейств. Надотряд Скаты; Характеристика основных отрядов и семейств

Коллоквиум

7

Класс Костные рыбы

Общая характеристика класса. Морфологические и биологические особенности. Размножение и развитие костных рыб; забота о потомстве. Система класса: подкласс Лучеперые, подкласс Лопастеперые. Характеристика надотряда Ганоидные, отряда Осетрообразные. Характеристика надотряда Костные рыбы; систематический обзор основных отрядов и семейств. Надотряды Двоякодышашие и Кистеперые рыбы. Особенности строения, место в эволюции. Экологические группы рыб. Практическое значение, рыбоводство и рыболовство. Филогения низших черепных.

Тестовый контроль

8

Надкласс Четвероногие. Класс Земноводные

Происхождение наземных позвоночных животных. Предпосылки выхода позвоночных на сушу. Класс Земноводные (Амфибии). Общая биологическая и морфологическая характеристика класса. Особенности строения в связи с выходом позвоночных на сушу: формирование наземного типа конечностей, легочного дыхания, кровеносной системы. Биология амфибий. Основные экологические группы. Размножение и развитие амфибий. Система класса: отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые и отряд Безногие амфибии. Особенности их строения и жизнедеятельности в связи с образом жизни.

Коллоквиум




1

2

3

4







Географическое распространение и практическое значение земноводных.




9

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Морфологические и физиологические особенности строения (на примере ящерицы) Прогрессивные преобразования конечностей, осевого скелета, черепа, органов дыхания, кровеносной, выделительной и половой систем. значение этих преобразований как приспособлений к наземному образу жизни. Биология рептилий. Экологические группы; размножение и развитие. Система класса: отряд Клювоголовые, отряд Крокодилы, отряд Чешуйчатые, отряд Черепахи. Характеристика отрядов и семейств пресмыкающихся. Эволюция рептилий. Ископаемые формы, причины их вымирания.

Тестовый контроль

10

Класс Птицы

Общая характеристика класса птиц. Морфологические и физиологические особенности в связи с образом жизни. Биология птиц: географическое распространение, экологические группы, размножение и развитие, забота о потомстве; Миграция птиц; значение птиц. Промысловые и домашние птицы, птицеводство и охрана птиц. Система класса: надотряды Пингвины, Бескилевые, Типичные птицы. Краткая характеристика основных отрядов

Коллоквиум

11

Класс Млекопитающие

Общая характеристика класса. Морфологический и физиологический обзор. Черты прогрессивной эволюции. Особенности строения кожного покрова, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, нервной систем и органов чувств. сложные формы поведения. Система класса: подклассы Первозвери и Настоящие звери. Представители, распространение, основные черты организации, обзор основных отрядов. Биология млекопитающих: экологические группы, место в экосистемах, приспособление к переживанию неблагоприятных условий, географическое распространение. Значение млекопитающих в жизни человека. Промысловые виды, их охрана. Домашние млекопитающие. Происхождение млекопитающих; вымершие формы, их связь с древними рептилиями.

Коллоквиум по модулю 3


4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часа), для студентов полного и сокращенного сроков обучения.

Вид работы

Трудоемкость, часов

№ семестра 2

Всего

Общая трудоемкость

108

108

Аудиторная работа:

54

54

Лекции (Л)

36

36

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

18

18

Самостоятельная работа:

27

27

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самостоятельное изучение разделов

12

12

Контрольная работа (К)2

-

-

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

15

15

Подготовка и сдача экзамена3

27

27

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

27,экзамен

27,экзамен


Разделы дисциплины, изучаемые во 2 семестре студентами полного и сокращенного сроков обучения.




раз-

дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Вне-

ауд.

работа

СР

Л



ЛР

1

2

3

4

5

6

1

Введение. Предмет, цели и задачи зоологии позвоночных

4

2

-

2

2

Подтип Личиночнохордовые. Основные черты организации

4

2

-

2

1

2

3

4

5

6

3

Подтип Бесчерепные. Основные черты организации

4

2

-

2

4

Подтип Позвоночные, или Черепные. Основные черты организации

6

2

2

2

5

Раздел Бесчелюстные Круглоротые. Общая характеристика

6

2

2

2

6

Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы

7

2

2

3

7

Класс Костные рыбы

9

4

2

3

8

Надкласс Четвероногие. Класс Земноводные

7

2

2

3

9

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

9

4

2

3

10

Класс Птицы

10

6

2

2

11

Класс Млекопитающие

15

8

4

3

Итого

81

36

18

27


4.3 Лабораторные работы для студентов полного и сокращенного сроков обучения


№ ЛР

№ раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3

4

1

3

Подтип Бесчерепные. Особенности строения ланцетника.

2

2

5

Класс Круглоротые. Внешнее и внутреннее строение миноги

2

3

6

Класс Хрящевые рыбы. Особенности строения акулы. Систематический обзор хрящевых рыб

2

4

7

Класс Костные рыбы. Особенности строения речного окуня. Экологические группы рыб

2

5

8

Класс Земноводные, или Амфибии. Внешнее и внутреннее строение лягушки травяной. Экологические группы земноводных.

2

6

9

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Внешнее и внутреннее строение ящерицы прыткой. Экологические группы пресмыкающихся.

2

7

10

Класс Птицы. Внешнее и внутреннее строение голубя сизого. Экологические группы птиц.

2

8

11

Класс Млекопитающие, или Звери. Внешнее и внутреннее строение крысы. Экологические группы млекопитающих.

4

Итого

18



4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины студентами полного и сокращенного сроков обучения



раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

История возникновения и становления науки «Зоология позвоночных»

1

2

Асцидии и аппендикулярии. Внешнее и внутреннее строение.

1

3

Систематический обзор подтипа Бесчерепные

1

4

Сравнительная характеристика основных особенностей строения и организации черепных и бесчерепных.

1

6-11

Систематический обзор позвоночных животных

2




Итого

6

5 Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: проблемная лекция, обучение в сотрудничестве, внутригрупповая дифференциация, метод малых групп, активизация творческой деятельности, подготовка письменных аналитических работ и рефератов.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: рефераты, компьютерные презентации, работа с интерактивным диском «Открытая биология».
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Вид занятия

(Л, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

Л

Проблемная лекция: «Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы»

2

Л

Лекция-дискуссия: «Класс Птицы: общая характеристика и морфофизиологический обзор»

2

Л

Лекция-беседа: «Подтип Бесчерепные. Основные черты организации»

2

ЛР

Работа в малых группах: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Внешнее и внутреннее строение ящерицы прыткой. Экологические группы пресмыкающихся.»

2

ЛР

Внутригрупповая дифференциация: «Класс Птицы. Внешнее и внутреннее строение голубя сизого. Экологические группы птиц.»

2

ЛР

Обучение в сотрудничестве: «Класс Костные рыбы. Особенности строения речного окуня. Экологические группы рыб».

2

Итого

12

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен. Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса по разным разделам курса и одно практическое задание.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля знаний по дисциплине
Введение. Предмет, цели и задачи зоологии позвоночных

  1. Что является предметом изучения зоологии позвоночных?

  2. Каковы основные цели и задачи зоологии позвоночных?

  3. Какое практическое значение имеют для человека позвоночные животные?

  4. Могут ли позвоночные животные приносить вред человеку? Ответ обоснуйте примерами.

  5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные исторические вехи возникновения, становления и развития зоологии позвоночных в России.


Подтип Личиночнохордовые. Основные черты организации

    1. Назовите представителей подтипа Личиночнохордовые.

    2. Каковы основные черты строения и организации личиночнохордовых?

    3. Обоснуйте свое мнение: почему личиночнохордовые получили такое название?

    4. Какое практическое значение имеют личиночнохордовые?


Подтип Бесчерепные. Основные черты организации

  1. Назовите основные черты строения животных подтипа Бесчерепные.

  2. Каковы определяющие черты организации бесчерепных.

  3. В чем проявляется примитивность строения ланцетника?

  4. Каково внешнее и внутреннее строение ланцетника?

  5. Объясните значение терминов: «невроцель», «целом», «хорда», «метаплевральные складки», «атриальная полость», «эндостиль», «метанефридии», «глазки Гессе».

  6. Какой из органов ланцетника выполняет функции сердца?


Подтип Позвоночные, или Черепные. Основные черты организации

  1. Обоснуйте свое мнение: почему позвоночные получили такое название?

  2. Каковы основные черты строения животных подтипа Позвоночные, или Черепные?

  3. Назовите определяющие черты организации позвоночных.

  4. В чем проявляется прогрессивность строения позвоночных животных по сравнению с бесчерепными животными?

  5. Какие систематические группы входят в Подтип Черепные?


Раздел Бесчелюстные. Класс Круглоротые. Общая характеристика

  1. Обоснуйте свое мнение: почему Класс Круглоротые получил такое название?

  2. По каким признакам строения и организации круглоротых животных относят к самым примитивным из ныне живущих групп позвоночных животных?

  3. Назовите представителей класса Круглоротые.

  4. По каким признакам строения и организации миноги можно сделать вывод о паразитическом образе ее жизни?

  5. Опишите внешнее и внутреннее строение миноги.

  6. Объясните значение терминов: «спиральный клапан», «протоцеркальный плавник», «присасывательная воронка», «боковая линия», «теменной орган», «мезонефрические почки».

  7. Как осуществляется дыхательный акт у миноги?

  8. Какой тип размножения у миноги?

  9. Сколько камер в сердце миноги? Какие?

  10. Из каких отделов состоит скелет миноги?

  11. В чем заключаются прогрессивные морфофизиологические особенности бесчелюстных (на примере круглоротых) по сравнению с бесчерепными?

  12. Каково значение круглоротых в природе и в жизни человека?

  13. Назовите основные систематические группы круглоротых и их представителей.

Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы

морфофизиологические особенности челюстноротых

  1. В чем заключаются прогрессивные морфофизиологические особенности челюстноротых (на примере хрящевых рыб) по сравнению с бесчелюстными (на примере круглоротых)?

  2. Назовите примитивные черты строения хрящевых рыб.

  3. Современные пластинчатожаберные – акулы и скаты. Каковы морфофизиологические особенности этих животных в связи с их образом жизни?

  4. Назовите основные систематические группы пластинчатожаберных и их представителей. Какую роль они играют в биоценозах?

  5. Каково практическое значение пластинчатожаберных?

  6. Объясните значение терминов: «рострум», «брызгальце», «гетероцеркальный плавник», «плакоидная чешуя», «платибазальный череп», «фонтанель», «артериальный конус».

  7. Какой тип размножения у большинства хрящевых рыб?

  8. Сколько камер в сердце хрящевых рыб?

  9. Как осуществляется дыхательный акт у акулы?


Класс Костные рыбы

  1. Назовите ведущие морфологические особенности, определившие развитие надкласса Рыбы.

  2. С чем связано чрезвычайное разнообразие представителей класса Костные рыбы по их внешнему облику и образу жизни?

  3. На какие группы подразделяются костные рыбы в зависимости от солености среды их обитания?

  4. Какие экологические группы костных рыб выделяют в зависимости от глубины их обитания? Какие приспособительные особенности у них имеются?

  5. Перечислите определяющие черты организации костных рыб.

  6. Каковы особенности внешнего и внутреннего строения костных рыб (на примере речного окуня)?

  7. Сколько камер в сердце костных рыб?

  8. Какой тип размножения у большинства костных рыб?

  9. Как осуществляется акт дыхания у костистых рыб?

  10. Каково значение костных рыб в природе и в жизни человека?

  11. Объясните значение терминов: «плавательный пузырь», «гомоцеркальный плавник», «жаберная крышка», «луковица аорты», «костная чешуя», «амфицельный позвонок», «клейтрум», «радиалии», «базалии».

  12. Назовите основные систематические группы костных рыб и их представителей.

  13. В чем заключаются главные морфофизиологические различия лучеперых и лопастеперых рыб?

  14. В чем различие между двоякодышащими и кистеперыми рыбами? Какова роль кистеперых рыб в последующем выходе позвоночных на сушу?


Надкласс Четвероногие. Класс Земноводные

  1. Обоснуйте свое мнение: почему земноводные получили такое название?

  2. Каковы основные черты строения земноводных?

  3. Назовите определяющие черты организации земноводных.

  4. В чем заключаются прогрессивные морфофизиологические особенности земноводных по сравнению с рыбами?

  5. Какие приспособительные типы земноводных выделяют в зависимости от среды их обитания?

  6. Каково внешнее и внутреннее строение лягушки травяной как типичного представителя земноводных?

  7. В чем проявляются черты специализации в скелете лягушки?

  8. Сколько камер в сердце лягушки?

  9. Опишите дыхательный акт лягушки.

  10. Объясните значение терминов: «уростиль», «гомодинамные элементы поясов и конечностей», «процельный позвонок», «хоана»

  11. Какой тип размножения присущ подавляющему большинству земноводных?

  12. Каково значение земноводных в природе и в жизни человека?

  13. Какие морфологические особенности организации девонских кистеперых обеспечили возможность перехода к амфибийному существованию?

  14. Назовите основные систематические группы земноводных и их представителей.


Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

  1. Каковы основные черты строения пресмыкающихся?

  2. Назовите определяющие черты организации пресмыкающихся.

  3. Обоснуйте свое мнение: оправданно ли русское название класса Рептилии – Пресмыкающиеся?

  4. В чем заключаются прогрессивные морфофизиологические особенности пресмыкающихся по сравнению с земноводными?

  5. Каких животных считают предками современных пресмыкающихся?

  6. Какие экологические группы пресмыкающихся выделяют в зависимости от среды их обитания и типа питания?

  7. Опишите внешнее и внутреннее строение ящерицы прыткой как типичного представителя современных пресмыкающихся.

  8. Сколько камер в сердце ящериц, черепах, змей и крокодилов?

  9. Опишите акт дыхания у ящерицы прыткой.

  10. Где происходит оплодотворение у ящерицы прыткой?

  11. Объясните значение терминов: «эпистрофей», «атлант», «интеркарпальный сустав», «интертарзальный сустав».

  12. Назовите основные систематические группы пресмыкающихся и их представителей.

  13. Каково значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека?


Класс Птицы

  1. Назовите важнейшие признаки, отличающие птиц от рептилий.

  2. Какие черты морфофизилогической организации птиц демонстрируют их родство с пресмыкающимися?

  3. Перечислите черты птиц, связанные с их способностью к полету.

  4. Какие экологические группы птиц выделяют по образу их жизни? Каковы приспособительные черты типичных представителей этих групп?

  5. В чем заключаются особенности наружных покровов птиц?

  6. Опишите внешнее и внутреннее строение голубя сизого как типичного представителя класса Птицы.

  7. Сколько камер в сердце птиц?

  8. Какой тип оплодотворения у птиц?

  9. Опишите акт дыхания у птицы.

  10. Какие особенности имеет скелет птиц в связи с их приспособленностью к полету?

  11. Какое строение имеет яйцо птицы?

  12. Объясните значение терминов: «клюв», «воздушный мешок», «контурное перо», «пуховое перо», «щетинка», «нитевидное перо», «опахало», «собственно пух», «порошковое перо», «крылышко», «маховое перо», «восковица», «зоб», «птерилии», «аптерии», «копчиковая железа», «киль», «пигостиль», «халазы».

  13. Назовите основные систематические группы птиц и их представителей.

  14. Каково значение птиц в природе и в жизни человека?


Класс Млекопитающие

  1. Назовите черты сходства млекопитающих и рептилий.

  2. Назовите черты сходства млекопитающих и амфибий.

  3. Объясните наличие у млекопитающих примитивных – «амфибийных» и «рыбьих» признаков.

  4. Какие особенности морфофизиологической организации млекопитающих отличают их от представителей других позвоночных?

  5. Перечислите прогрессивные черты организации млекопитающих.

  6. Какие экологические группы млекопитающих выделяют по характеру связей с основными средами их обитания?

  7. В чем заключаются особенности наружных покровов птиц?

  8. Сколько камер в сердце млекопитающих?

  9. Опишите акт дыхания у млекопитающих.

  10. Какой тип оплодотворения у млекопитающих?

  11. Опишите внешнее и внутреннее строение крысы как типичного представителя млекопитающих.

  12. Назовите основные систематические группы млекопитающих и их представителей.

  13. Объясните значение терминов: «слуховые косточки», «остевой волос», «пуховый волос», «вибриссы», «щетина», «коготь», «ноготь», «копыто», «рог», «млечная железа», «диафрагма», «матка», «плацента», «платицельный позвонок».

  14. Каково значение млекопитающих в природе и в жизни человека?


Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний

1 Как по отношению к хорде расположена нервная трубка ланцетника?

1) под хордой;

2) над хордой;

3) сбоку от хорды;

4) внутри хорды

2 Назовите структуры ланцетника, которые снаружи покрыты кожными складками:

1) ротовое и анальное отверстия;

2) жаберные щели;

3) светочувствительные клетки;

4) нервная трубка и хорда

3 Назовите период жизни ланцетника, в течение которого у него сохраняется хорда:

1) только эмбриональный период;

2) только до половозрелого возраста;

3) только в половозрелом возрасте;

4) весь период жизни, начиная с эмбрионального периода

4 Назовите местообитание ланцетника:

1) поверхность морей;

2) дно морей;

3) мелководные пресные водоемы;

4) реки

5 Сколько плавников у ланцетника?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4

6 Куда у ланцетника открываются органы выделения?

1) в кишечник;

2) в глотку;

3) в околожаберную полость;

4) во внешнюю среду

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 12 Зоология позвоночных...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconРабочая программа учебной полевой практики зоология позвоночных с...
Рецензент: Панов В. П., д б н., профессор кафедры физиологии, морфологии и биохимии животных
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconРабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные...
«Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование»
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Биология; Профиль «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных»;...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconРабочая программа учебной дисциплины учение о биосфере для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 3 студентам магистратуры очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconТюменский государственный университет
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconРабочая программа учебной дисциплины биоресурсы водных экосистем...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 3 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconРабочая программа учебной дисциплины методы исследований в биологии...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconРабочая программа учебной дисциплины ресурсы пресмыкающихся для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам магистратуры очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconКафедра Разведения и генетики сельскохозяйственных животных очная форма обучения зоология
Целью данных методических указаний является помочь студентам в изучении дисциплины «Зоология», правильно спланировать время, отведенное...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconЭкологическая физиология учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» iconКалендарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс
Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск