Скачать 170.16 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
II - 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА» Цель модуля - сформировать у врача-стоматолога системные знания об основах и последних достижениях медицинской генетики для использования полученных знаний в практической и/или научной деятельности. При этом задачами модуля являются: - изучение студентами этиологии, патогенеза, классификации и общей семиотики наследственных болезней; - изучение студентами характеристик различных классов наследственных болезней, в частности, стоматологических и методов их генетической диагностики; - овладение студентами принципов профилактики наследственных болезней и особенностей профессиональной деятельности врача-стоматолога в отношении этой категории больных. II - 2. МЕСТО МОДУЛЯ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА Дисциплина « Медицинская генетика» относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в восьмом семестре. Основные знания, необходимые для изучения модуля формируются: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (биоэтика; история медицины; психология, педагогика; латинский язык; иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология; гистология полости рта; нормальная физиология; микробиология, вирусология; микробиология полости рта; иммунология, клиническая иммунология; фармакология; патофизиология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи); - в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; внутренние болезни, военно-полевая терапия, пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; лучевая диагностика, стоматологическая радиология; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; инфекционные болезни; эпидемиология; акушерство; педиатрия, стоматологические модуля). В результате освоения модуля студент должен: Знать: - классификацию и общую семиотику наследственных болезней; - частную семиотику наиболее распространенных хромосомных и моногенных заболеваний, в частности, черепно-лицевой области; - показания для медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики врожденных и наследственных болезней; - современные методы генетической диагностики и показания для их применения; - подходы к лечению наследственных заболеваний и медико-социальной реабилитации больных; - роль и задачи врача общей практики в решении проблем, связанных с наследственной патологией; - оптимальные пути комплексной реабилитации больных с наследственными и врожденными формами патологии черепно-лицевой области и зубо-челюстного аппарата. Уметь: - составить родословную, определить тип наследования заболевания; - сформировать обоснованный алгоритм для правильного установления генетического диагноза, прогноза и профилактики наследственных заболеваний в семье4 - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; - проводить статистическую обработку экспериментальных данных; - выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний. Владеть: - пропедевтическими навыками распознавания патологического фенотипа; - базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности. ОБЪЕМ МОДУЛЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
II - 5. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ II - 5.1. Содержание разделов модуля
II - 5.2. Разделы модуля и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
II - 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
II - 5.4. Лекции
II - 5.5. Практические занятия
II - 5.6. Лабораторные работы не предусмотрены II - 5.7.Семинары
II - 5.8. Самостоятельная работа
II - 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Стоматологические проявления хромосомных болезней. 2. Стоматологические проявления наиболее часто встречающихся моногенных синдромов. 3. Различные генетические варианты лицевых расщелин. 4. Часто встречающиеся синдромальные сочетания расщелин губы и неба. 5. Часто встречающаяся мультифакториальная стоматологическая патология. 6. Медико-генетическое консультирование и пренатальная диагностика пороков черепно-лицевой области. 7. Генетические аспекты нарушений остеогенеза. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ …
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ В медико-генетическую консультацию обратилась супружеская пара с целью прогноза потомства в связи с патологией у ребёнка. У девочки 2 лет отставание в психо-речевом развитии, врожденная катаракта, нейросенсорная тугоухость, врожденный порок сердцанезаращение Боталлова протока. Из анамнеза женщина работает воспитательницей в детском саду. Ребёнок от 1-ой беременности, протекавшей в сроке 8 недель с «аллергической реакцией» в виде кожных высыпаний на лице, туловище и конечностях, незначительными катаральными явлениями, которые без лечения прошли в течение недели. Роды в срок, самопроизвольные, без патологии. В род.доме заподозрили ВПС, врожденную катаракту. Раннее развитие ребенка – с отставанием. В 1,5 года диагностирована тугоухость. Объективно – ребёнок правильного телосложения, выраженных дизморфий не выявлено.
Ответ: наиболее выраженным тератогенным эффектом обладает вирус краснухи Ответ: наиболее опасным по развитиюпороков у плода является первый триместр беременности Ответ: множественные пороки развития у плода следует дифференцировать с хромосомными и моногенными нарушениями Ответ: риск повтора следует отнести к категории низкого генетического риска, так как у женщины формируется стойкий иммунитет к краснухе Ответ: для исключения хромосомной патологии необходимо провести цитогенетическое обследование ребенку. II - 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ: а) основная литература: «Медицинская и клиническая генетика для стоматологов». Под редакцией д.м.н., профессора О.О.Янушевича. Учебное пособие для вузов. Москва, издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2008 б) Программное обеспечение: программы для компьютерного тестирования, компьютеры в) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Образовательная программа по генетике Roche Genetics, Лондонская база данных - OMIM, POSSUM II - 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ Учебные комнаты для работы студентов. Полуавтоматические биохимические анализаторы, прибор для иммуноферментного анализа, аналитические весы, рН-метр, магнитные мешалки, дозаторы с переменным объёмом, аппаратура для сухой химии, холодильные камеры, прибор для электрофореза, гомогенизаторы, термостаты, реактивы. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, мультимедийные презентации, таблицы. Наборы слайдов по различным разделам модуля, учебные кариограммы (снимки-идиограммы), фототека наследственных и врожденных черепно-лицевых дизморфий. Ситуационные задачи, видеофильмы. Доски. II - 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ Обучение складывается из аудиторных занятий 18часов и самостоятельной работы 9 часов. Основное учебное время выделяется на практические, клинические практические занятия и семинары. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. В целях реализации компетентностного подхода рекомендуется широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в виде визуализированных компьютерных задач, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуационных задач, проведение научных стендовых сессий и студенческих олимпиад в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой, в виде выполнения авторизованного изложения предлагаемых для разбора вопросов и написание рефератов. По каждому разделу на кафедре разработаны методические рекомендации для студентов, тематические графологические структуры для практических занятий, а также методические указания для преподавателей. Все разработанные на кафедре методические рекомендации для лекций и практических занятий имеются в методическом кабинете Университета. Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом и контрольной письменной работой в конце занятия. Самостоятельная работа студентов осуществляется с помощью графических схем по изучаемым темам, решением ситуационных задач, составлением и анализом родословных. В конце цикла предусматривается проведение зачетного занятия в виде тестового контроля и устного опроса. Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию деонтологического поведения, аккуратности, дисциплинированности. Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов, формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Разработчики:
Эксперты:
|
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «клиническая стоматология» Цель модуля – завершение подготовки врача-стоматолога, способного оказывать пациентам амбулаторно-поликлиническую стоматологическую... | Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» Целью модуля является подготовка врача стоматолога, владеющего знаниями и умениями для проведения профилактики стоматологических... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «пародонтология» Цель – подготовка врача стоматолога, способного оказать амбулаторно-поликлиническую помощь пациентам с заболеваниями пародонта | Примерная программа дисциплины стоматология модуль «имплантология... Цель: освещение теоретических и практических аспектов стоматологической (дентальной) имплантологии, возможностей реконструктивной... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «хирургия полости рта» Цель подготовка врача стоматолога, способного оказать амбулаторную стоматологическую хирургическую помощь пациентам с воспалительными... | Практикум Детская литература (наименование дисциплины) Базовый модуль №1 Светловская Н. Н., Пиче-Оол Т. С. «Детская книга и детское чтение». – М.: Академия,1999. – 248С | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «гнатология и функциональная патология» Цель подготовка врача стоматолога, способного оказать ортопедическую стоматологическую помощь с учетом функционального взаимодействия... | Тематический план лекций и практических занятий Дисциплина: Стоматология... Принципы оказания хирургической стоматологической помощи. Организация хирургического кабинета. Медицинская документация | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «местное обезболивание... Цели и задачи изучения модуля «местное обезболивание и анестезиология в стоматологии» | Программа вступительного экзамена в ординатуру по специальностям «Стоматология терапевтическая» Программа вступительного экзамена в ординатуру по специальностям «Стоматология терапевтическая», «Стоматология хирургическая», «Стоматология... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «этика, право и менеджмент в стоматологии» Дать будущим врачам-стоматологам необходимый уровень теоретических знаний об основных положениях права и правовой науки, позволяющий... | Рабочая программа дисциплины «терапевтическая стоматология» Стоматология – медицинская дисциплина, занимающаяся изучением этиологии и патогенеза заболеваний зубов, челюстей и других органов... | ||
Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «детская... Цель овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики основных хирургических стоматологических... | Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Генетика человека с основами медицинской генетики Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Рабочая программа Дисциплина: хирургическая стоматология и челюстно-лицевая... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности Стоматология 060201, утвержденным приказом Министерства... | Рабочая программа дисциплины стоматология модуль «пародонтология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |