Скачать 3.62 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра сестринского дела и клинического ухода Учебная практика Общий уход за больными терапевтического и хирургического профиля СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КЛИНИЧЕСКИМ ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ в 2 частях ч.1. Уход за больными терапевтического профиля для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения) Красноярск 2014 УДК 616-081. 211 : 615 (07) ББК 53.508 С 23 Сборник методических указаний для обучающихся к клиническим практическим занятиям по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения) в 2 частях; ч.1: Уход за больными терапевтического профиля / сост. к.м.н. доц. Е.В. Зорина, к.м.н. доц. Ж.Е. Турчина, к.м.н. доц. Мудрова Л.А. ,доц. Шарова О.Я.– Красноярск: тип. КрасГМУ, 2014. – ___с. Составители: к.м.н. доц. Зорина Е.В., к.м.н. доц. Турчина Ж.Е. к.м.н. доц. Мудрова Л.А. к.м.н.,доц. Шарова О.Я. Сборник методических указаний к клиническим практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2010) по специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения) рабочей программой дисциплины (2012г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3. Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол № от « » _______20___ ). КрасГМУ 2014г. Занятие № 1 1.Тема: «Инфекционный контроль». 2. Форма организации занятия: клиническое практическое занятие 3. Значение изучения темы Актуальность данной темы характеризуется ростом числа инфекционных осложнений в лечебно-профилактических учреждениях и при уходе за пациентами на дому. Соблюдение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекций ведет к уменьшению экономического ущерба, снижению числа осложнения и летальности, а также к улучшению результатов лечения пациентов. 4. Цели обучения: - общая (обучающийся должен овладеть ОК и ПК): - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); - способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2); - способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1); - способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях (ПК-25); - способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29). - учебная: обучающийся должен: - знать - понятие «инфекционный контроль»; - элементы инфекционного процесса; - определение внутрибольничная инфекция (ВБИ); - масштаб проблемы ВБИ; - резервуары возбудителей ВБИ; - способы передачи ВБИ; - группы риска ВБИ; - общие меры предосторожности в связи с проблемой ВБИ; - уровни мытья рук; - понятия деконтаминация, очистка, дезинфекция, стерилизация; - способы очистки инструментов; - преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов; - о потенциальном риске для здоровья сестры при неправильном приготовлении и использовании дезинфицирующих средств; - документы, регламентирующие режимы дезинфекции; - способы и режимы дезинфекции предметов ухода за больными, белья, инструментов; - средства дезинфекции; - способы и этапы предстерилизационной очистки; - способы контроля качества предстерилизационной очистки; - методы и режимы стерилизации; - методы контроля паровой и воздушной стерилизации; - принципы работы ЦСО; - меры предосторожности при работе с острыми и режущими инструментами. - уметь - мыть руки до и после любой манипуляции (на социальном и гигиеническом уровне); - надевать и снимать нестерильный халат; - надевать стерильные и снимать использованные перчатки; - надевать и снимать маску; - пользоваться дезинфицирующими средствами; - проводить предстерилизационную очистку инструментария; - проводить пробы для определения качества предстерилизационной очистки; - брать пробы биологического материала для бактериологического - владеть основными навыками профилактики внутрибольничной инфекции. Аннотация Строгое выполнение всех требований по поддержанию санитарно-эпидемиологического режима в терапевтическом отделении выступает обязательным условием профилактики внутрибольничной инфекции, предупреждения размножения патогенных микроорганизмов и распространения насекомых (тараканов, постельных клопов, мух) и грызунов. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний: тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос. 5.2. Основные понятия и положения темы: Строгое выполнение всех требований по поддержанию санитарно-эпидемиологического режима в терапевтическом отделении выступает обязательным условием профилактики внутрибольничной инфекции, предупреждения размножения патогенных микроорганизмов и распространения насекомых (тараканов, постельных клопов, мух) и грызунов. Внутрибольничная инфекция Внутрибольничная (нозокомиальная (греч. nosokomeion – больница), госпитальная) инфекция – заболевание инфекционной природы, развившееся у пациента во время его пребывания в стационаре (лечебно-профилактическом учреждении) через 48 ч после поступления или вскоре после выписки (также в течение 48 ч), а также у медицинского работника, занимающегося в больнице лечением и уходом за больным. Контингент лиц, у которых возможно развитие нозокомиальной инфекции: 1) стационарные больные (инфицирование в больнице); 2) больные, обратившиеся в лечебно-профилактические учреждения: дневной стационар, диспансер, консультативный центр, поликлинику, а также вызывавшие скорую помощь и пр.; 3) медицинский персонал: инфицирование при оказании помощи больным в стационаре и других лечебно-профилактических учреждениях. В условиях стационара могут развиваться следующие инфекционные заболевания. • Гнойно-септические инфекции: пиодермиты. • Детские инфекции: корь, скарлатина, краснуха, дифтерия, эпидемический паротит и др. • Вирусные инфекции: грипп, вирусные гепатиты В, С, В, ВИЧ и ДР. • Кишечные инфекции: сальмонеллёз, амебиаз, шигеллёзы и др. • Особо опасные инфекции: сибирская язва, чума, брюшной тиф и др. Основными возбудителями внутрибольничной инфекции выступают следующие патогенны: • Облигатная (лат. obligatus – обязательный) патогенная микрофлора: микроорганизмы, вызывающие детские инфекции – корь, дифтерию, скарлатину, краснуху, эпидемический паротит и др., кишечные инфекции – сальмонеллёз и др., гепатиты В, С и пр.; • Условно-патогенная микрофлора: золотистый стафилококк, стрептококки, синегнойная палочка, кишечная палочка и пр. • Цитомегаловирусы, простейшие. Источниками внутрибольничной инфекции являются медицинский персонал и сами пациенты, причём источником микроорганизмов могут быть руки, кишечник, мочеполовая система, носоглотка, волосы и кожные покровы, полость рта и пр. Дополнительно микроорганизмы могут поступать из окружающей среды: с инструментарием – особенно опасны в этом отношении изделия из резины, например катетеры, дренажные трубки; через оборудование, например ингаляторы, ионизаторы, а также лекарственные средства, продукты питания, пыль, воду и пр. Инфекция передаётся при реализации воздушно-капельного (аэрозольного), контактно бытового и артифициального механизмов передачи. Основные группы риска развития внутрибольничной инфекции: 1) больные, которым показано большое количество лечебнодиагностических процедур; 2) пациенты с хроническими заболеваниями; 3) больные пожилого возраста; 4) больные с ослабленным иммунитетом. Основные правила профилактики внутрибольничной инфекции • Своевременное и правильное использование (в том числе хранение) защитной одежды. • Адекватная обработка рук медицинского персонала. • Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в приёмном отделении: правильная санитарно-гигиеническая обработка, осмотр на наличие педикулёза, термометрия и пр. • Санитарно-гигиеническая обработка и контроль за личной гигиеной пациентов (в том числе сменой белья) в отделениях. • Дезинфекция предметов медицинского назначения. • Соблюдение санитарного режима питания: своевременная санитарно-гигиеническая обработка и оснащение буфетных и раздаточных помещений, в том числе соблюдение правил удаления пищевых отходов и сроков реализации предметов питания. Активное выявление пациентов с подозрением на инфекционное заболевание и соблюдение сроков наблюдения за контактными больными. Защитная одежда медицинского персонала. Маска: может быть изготовлена из четырёх слоев марлевой ткани либо из специального нетканого материала – тем не менее, эффективность защиты от воздушно-капельной инфекции с помощью обычной маски составляет около 10%. В современных многослойных масках одним из слоев является полипропиленовый фильтр, обеспечивающий фильтрацию на 99%. Защитные очки и щитки: защита от попадания на лицо медработника биологического материала больных – крови, слюны и пр. Перчатки: защита от контакта с биологическим материалом – кровью, слюной, мочой, калом и пр. - В нашей стране широко используются опудренные латексные перчатки. Однако необходимо указать, что при их использовании существует опасность аллергии как на протеины, содержащиеся в натуральном латексе, так и на различные химические добавки – вулканизаторы, катализаторы, антиоксиданты. Пудра, традиционно применяемая для облегчения надевания перчаток, из-за своей абразивности может вызвать контактный (неаллергический) дерматит, а также усилить реакции на протеины латекса (она может перемещать по воздуху латексные аллергены). В настоящее время всё шире начинают использовать неопудренные перчатки, поверхность которых обрабатывается силиконом, что облегчает их надевание и создаёт дополнительную защиту от крови пациентов. - Альтернативой перчаток из латекса являются синтетические перчатки, создаваемые из полимерных материалов: неопрена, полиуретана, винила и нитрила. Эти перчатки, не уступая натуральному латексу по физическим параметрам (упругость, эластичность, прочность), не содержат протеинов и химических катализаторов, т.е. являются гипоаллергенными. Они легко надеваются благодаря внутреннему уретановому иономерному покрытию, обеспечивают комфорт и удобство, так как снижают усталость и потливость рук, имеют лучшую по сравнению с латексными перчатками устойчивость к натяжению, проколам и влиянию спирта. Халат, фартук (в том числе и из материала СМС): профилактика передачи инфекции при уходе за больным. Дезинфекция Дезинфекция (лат. de – приставка, означающая прекращение, устранение, inficio – заражать; син. – обеззараживание) – комплекс мер по уничтожению вегетирующих форм патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. Существует два основных направления дезинфекции: • профилактическая дезинфекция – предупреждение внутрибольничных инфекций; • очаговая дезинфекция – обеззараживание в выявленном очаге инфекции. Дезинфекцию можно осуществлять четырьмя методами: механическим, физическим, химическим и комбинированным. Таблица 1 Методы дезинфекции.
Применение в лечебных учреждениях дезинфицирующих средств регламентируется Государственной системой санитарно-эпидемического нормирования (табл. 2). Таблица 2 Основные группы дезинфицирующих средств, применяемых в лечебных учреждениях России
|
Тематический план практических занятий на VI курсе педиатрического факультета 2010- 2011г г Инфекционный мононуклеоз−современный взгляд на проблему. Дифференциальный диагноз заболеваний, сопровождающихся синдромом ангины... | Рабочая учебная программа дисциплина: немецкий язык Блок дисциплин:... Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной | ||
Рабочая учебная программа дисциплина: английский язык Блок дисциплин:... Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У «Крапивенская оош» на изучение данного курса выделено 3 часа в неделю (всего 105), включая контроль навыков речевой деятельности:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: контроль лексико-грамматических навыков; контроль навыков аудирования и чтения; контроль навыков письменной и устной речи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: развитие и контроль лексического навыка говорения: закрепление и контроль лексического материала по данной теме, отработка... | ||
Бюллетень нцссх им. А. Н. Бакулева рамн «Сердечно-сосудистые заболевания» Инфекционный эндокардит: рекомендательный список литературы (2014 г.) / сост. Н. М. Закиров.—Казань, 2014.—5 с | Внутришкольный контроль Контроль за кадровым обеспечением учебного процесса, за объемом нагрузки педагога | ||
Рефератов по дисциплине: «Контроль и ревизия» Органы и виды экономического контроля (государственный, ведомственный, предпринимательский (аудиторский контроль) | Рефератов по дисциплине: «Контроль и ревизия» Органы и виды экономического контроля (государственный, ведомственный, предпринимательский (аудиторский контроль) | ||
Контроль Тематический контроль Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций | Контроль и оценка знаний на уроке обж «контроль», «проверка», «оценка» и «учет» знаний учащихся. Нередко они смешиваются и употребляются в разных значениях. Общим родовым... | ||
Социолингвистика Текущий контроль осуществляется с использованием накопительной балльно-рейтинговой системы и включает оценку самостоятельной (внеаудиторной)... | Казахский Государственный Медицинский Университет имени С. Д. Асфендиярова... Инфекционный эндокардит (ИЭ) – это поражение эндокарда с преобладанием его альтеративно – деструктивных изменений, которое служит... | ||
«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Финакадемия)... Методические указания по дисциплине «Контроль и ревизия» предназначены для студентов заочной формы обучения Новосибирского Университета... | Инфекционный Эндокардит. Хирургическое лечение В настоящее время среднегодовая заболеваемость инфекционным эндокардитом составляет 3-4 случая на 100 тыс населения. Иэ может развиваться... |